Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 62 «Золотая рыбка» г.Балаково Саратовской области.
ПРОЕКТ
«Мир домашних животных».
Выполнили: Лобанова В.Г.
Челобанова Л.А.,Шкребтан Н.М.
2016 г.
Проект: «Мир домашних животных»
Тип проекта: информационно-практический, краткосрочный (1 день).
Целевая аудитория: дети 4-5 лет.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Актуальность проекта: мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую необходимую возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками, птицами и др. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навыки взаимодействия с ними.
Анализ проблемы: дети, в основном знакомы (имеют в своих семьях) с такими представителями домашних животных как – кошка, собака, попугай. А какие еще есть домашние животные? Для решения данной проблемы возник проект «Мир домашних животных».
Цели проекта:
- Формирование, расширение и обобщение знаний детей о домашних животных.
- Формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.
- Развитие интереса детей к окружающему миру.
Задачи проекта:
- Воспитывать гуманное отношение к животным.
- Уточнить представления детей о домашних животных, их внешнем виде, какие голоса они подают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят?
- Развитие речи, мышления, воображения, любознательности, обогащение словарного запаса детей.
- Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
- Совершенствование навыков рисования и творческой деятельности у детей.
- Создание у детей зрительного образа, вызов эмоционального отклика.
Предполагаемый результат: обогащение знаний детей о животном мире ближайшего окружения; знакомство с правилами ухода за домашними животными.
Продукты проекта:
-
Изготовление альбома «Домашние животные».
-
Создание в группе уголка «Друзья наши меньшие».
-
Создание макета «Домик в деревне».
-
Таб. 1. Интеграция образовательных областей
Образовательная
область
|
Организованная образовательная, самостоятельная деятельность детей
|
Познание
|
- Просмотр презентации «Домашние животные».
- Животные, проживающие в деревне и в городе.
- Беседа-обсуждение «Ставим проблемные вопросы» (смотри ход проекта).
- Беседа «Во что одеты животные?».
- Дидактические игры: «Узнай животных по описанию», «Кто где живет?», «Кто какую пользу приносит?», «Чьи это детки?», «Кто я и как я кричу?».
- Наблюдение за собакой на прогулке.
- Игра в настольное лото по тематике «Домашние животные».
- Работа с макетом «Домик в деревне».
|
Коммуникация
|
- Игры, направленные на формирование коммуникативных навыков: «Отгадай кто это?», «Чьи следы?».
- Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная лечебница», «Доктор Айболит».
- Беседа «Как животные приспосабливаются к окружающим условиям? Поведение человека с животными».
- Рассматривание альбома «Домашние животные» и состав детьми описательного рассказа по иллюстрации с опорой на схему.
|
Социализация
|
- Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ».
- Дидактическая игра «Помоги животным найти свой дом».
- Приобщение детей к общению друг с другом в совместной деятельности.
|
Чтение художественной литературы
|
- Рассматривание книг о животных.
- Чтение стихов В.А.Степанов «Животный мир России».
- Чтение русской народной сказки «Кот - серый лоб, козел да баран».
- Чтение К.Ушинский «Спор животных», М.Пришвин «Жулька».
- Выставка книг «Животные в сказках».
- Загадывание загадок о домашних животных.
- Чтение пословиц и поговорок о животных.
|
Художественное творчество
|
- Лепка: «Кошки и собаки – наши друзья», оформление уголка группы «Наши верные друзья».
- Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ».
- Совместный труд детей и педагога – изготовление макета «Домик в деревне».
|
Музыка
|
- Музыкальная игра «Угадай животное».
- Разучивание песни «Цап-царап», муз. С.Гаврилова, сл. Р.Алдониной.
|
Труд
|
- Беседа об уходе за домашними животными (как чистить клетку, кормить, необходимость ухода, независимо от своего настроения).
- Дежурство в книжном уголке и уголке природы.
|
Здоровье
|
- Беседа «Что ведет к гибели зверей и болезням людей», «Гигиена животных».
- Сравнение человека и животного «Чем мы похожи и чем мы отличаемся?» Игра «У зверей и у людей» (с мячом).
- Беседы об умывании.
- Бодрящая гимнастика после сна (комплекс дыхательных упражнений).
|
Безопасность
|
- Беседа «Встреча с незнакомыми животными», «Позаботься о безопасности своего организма после помощи животным».
|
Физическая культура
|
- Зарядка «Не ребята, а зверята» (упражнения: «Корова отгоняет мошек», «Идет коза рогатая», «Домашняя кошечка», «Конь бьет копытом», «Скачут зайки»).
- Физминутки: «Корова», «Кошка», «Котик».
- Пальчиковая гимнастика: «Козочка», «Покормим животных».
- Артикуляционная гимнастика: «Сердитая кошка», «Утиный клювик», «Лошадка».
- Подвижные игры: «Кролики», «Наседка и цыплята», «Лохматый пес».
|
-
Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами:
- Беседы с родителями на тему «Есть ли в доме животное?».
- Библиотека для родителей: книги о природе, животных, статьи о воспитании доброты в детях.
- Папка-передвижка «Дети и домашние животные».
-
Реализация проекта:
Утренний сбор. Мотивация выбора темы.
Цель: создать зрительный образ, вызвать эмоциональный отклик у детей, развитие речевой активности и мышления у детей.
Сообщение тематики проекта: «Мир домашних животных».
На одной из стен группы располагаются иллюстрации, изображающие различных животных. Воспитатель предлагает подойти детям к иллюстрациям и поиграть. Воспитатель называет животных, не предлагая никакой схемы ответа (ее устанавливают сами дети). Например: «Кошка»,- а в ответ: «Мяукает», или «Полосатая», или «Рыжая» и т.д.
Далее следует дидактические игры: «Узнай животного по описанию», «Чьи это детки?» (используются наглядные пособия – плакат и альбом «Домашние животные»).
После игр воспитатель предлагает детям составить описательный рассказ по иллюстрации с опорой на схему.
Далее проходит чтение русской народной сказки «Кот – серый лоб, козел, да баран».
После, дети дежурят в уголке природы.
В заключение утреннего сбора проходит подвижная игра «Пастух и овцы».
2. Комплекс утренней гимнастики: «Не ребята, а зверята».
Цель: создать бодрое, радостное настроение; поднять мышечный тонус детей.
3. Гигиенические процедуры.
Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки у детей.
Умывалочка: «Кто такая пушка».
4. Завтрак.
Цель: настроить детей на принятие пищи; формировать знания о культуре поведения за столом.
Дети садятся за столы. Совместно с воспитателем выполняют артикуляционную гимнастику, упражнения: «сердитая кошка», «утиный клювик», «лошадка».
Далее идет выполнение пальчиковой гимнастики «покормим животное».
Воспитатель: «Мы животных покормили, а теперь должны покушать сами». Повторение правил поведения за столом:
Ложкой–вилкой не грохочем,
Не играем, не хохочем,
Мы на стульчике сидим,
Молча весело едим.
Мы ногами не болтаем,
И ворон мы не считаем,
Не глядим по сторонам,
Кашу кушать надо нам!
Дети принимают пищу. После еды воспитатель всех хвалит.
5. Чтение художественной литературы. Стихи В.А. Степанова, с показом иллюстраций животных.
6. Самостоятельная деятельность детей. Сюжетно-ролевые игры: «Ветлечебница», «Айболит».
Цель: учить детей самостоятельно распределять роли, понимая воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Развивать творческое воображение.
7. Тематическое занятие. Проводилось в рамках методического пособия Т.И. Гризик «Познавательное развитие детей 4-5 лет».
Оборудование: фигурки домашних животных (кошка, коза, собака, корова и т.д.), листы для рисования, цветные карандаши, фломастеры.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигурки животных, которые стоят на столе. Дети называют животных. Воспитатель: «А теперь поиграем, загадки отгадаем» (педагог загадывает загадки-описания, дети отгадывают (находят животных, показывают остальным)
Дети берут фигурки животных и проходит дидактическая игра «Кто я и как я кричу?» (фото 5, дидактическая игра «Кто я и как я кричу?»)
Далее воспитатель читает детям пословицы о животных.
Потом воспитатель проводит беседу-обсуждение, ставит проблемные вопросы:
- как мы бы жили без домашних животных,
- зачем человек приручил животных,
- живут в доме - значит домашние,
- зачем держать в доме животных,
- как ухаживать за домашними животными,
- какова роль домашних животных в жизни людей,
- учат ли животные и птицы своих детей,
- что мы можем дать домашним животным.
Проведение физкульт-минутки. Упражнения: «корова», «кошка».
Далее воспитатель интересуется, какие домашние животные живут в семьях воспитанников. Раздает листы бумаги и проводит игру – задание «Нарисуй животное и составь рассказ о нем». Работа продолжается в свободной деятельности. Готовые работы в дальнейшем выставляются в уголке «Мои верные друзья».
8. Подготовка к прогулке. Беседа «Во что одеты животные, а во что одевается человек?» Цель: совершенствовать умение быстро одеваться в определенной последовательности.
Работа в книжном уголке – выставка книг с иллюстрациями животных.
9. Прогулка. Цель: оздоровление и закаливание детей на свежем воздухе.
Подвижные игры: «Кролики». Цель: учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, развивать ловкость, уверенность.
«Наседка и цыплята». Цель: учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожными и внимательными; приучать детей действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.
Далее идет наблюдение за собакой. Цель: формировать у детей представление о внешнем виде собаки; воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.
Далее воспитатель проводит беседу об уходе за домашними животными.
Далее воспитатель предлагает детям разучить песенку «Цап-царап» (муз. С.Гаврилова, сл. Р. Алдониной).
После этого педагог организовывает самостоятельную деятельность детей на прогулке:
- игры с выносным материалом;
- катание на качелях, каруселях, «мыльные пузыри»;
- кормление птиц на участке.
10. Возвращение с прогулки, работа перед сном.
Воспитатель помогает детям раздеться.
Далее следуют гигиенические процедуры. Дети вспоминают вместе с воспитателем золотое правило «Руки мой перед едой, грязные руки грозят нам бедой».
Далее педагог проводит беседу «Что ведет к гибели зверей и болезням людей», «Гигиена животных».
Дети садятся за столы и проходит пальчиковая гимнастика. Упражнение: «Козочка». Артикуляционная гимнастика. Упражнение: «Утиный клювик», «Лошадка».
11. Обед.
12. Гигиенические процедуры, подготовка ко сну.
Чтение К. Ушинский «Спор животных», М. Пришвин «Жулька».
13. Бодрящая гимнастика после сна.
Дыхательная гимнастика. Цель: повышение общего жизненного тонуса детей, сопротивляемости и устойчивости организма заболеваниям дыхательной системы; развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы. Упражнения: «Петушок», «Гуси летят», «Насос».
Закаливающие процедуры: ходьба босиком по массажной дорожке (изображаем кошку – пластические этюды).
14. Гигиенические процедуры.
15. Полдник.
16. Самостоятельная деятельность детей.
Лепка. «Кошки и собаки – наши верные друзья». Оформление в группе уголка «Друзья наши меньшие» (фигурки и рисунки детей).
Игры, направленные на формирование коммуникативных навыков: «Отгадай кто это?», «Чьи это следы?»
17. Дидактическая игра «Помоги животному найти свой дом».
18. Вечерняя прогулка.
Подвижная игра «Лохматый пес». Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаться.
Далее воспитатель проводит беседу с детьми «Встреча с незнакомыми животными».
Дидактическая игра «У зверей и у людей» (с мячом). Сравнение человека и животного. Чем мы похожи и чем мы отличаемся?
19. Уход детей домой.
Воспитатель проводит беседы с родителями. Дети уходят домой, рассказывая родителям о том, с чем они познакомились сегодня в саду.
Подведение итогов.
В рамках проекта «Мир домашних животных» были созданы: макет «Домик в деревне», альбом «Домашние животные», дидактические игры, картотека загадок и пословиц о животных, уголок «Друзья наши меньшие».
Таким образом, ознакомление детей с миром домашних животных имеет большое значение в системе знаний детей об окружающем мире. Благодаря проведенной работе дети приобрели уверенность в своих способностях, повысили свою самостоятельность, отмечались положительные изменения со стороны эмоционально- волевой сферы, зрительного внимания, речи, артикуляционной и общей моторики. Совместная деятельность детей и воспитателя помогла развития познавательного интереса детей, мышления. Знания, полученные детьми, помогают провести собственные исследования, ответить на интересующие их вопросы, обобщить материал.
Карточки к занятиям.
Иллюстрации.
Загадки.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперёк. (Собака)
Белый хвост, чёрный нос
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать -
И не хочет отдавать. (Щенок)
По лужайке с травкою
Я хожу и чавкаю.
У забора с дыркою
Я стою и фыркаю.
У реки с осокою
Я лежу и чмокаю.
Хвостик закорюкою -
Радуюсь и хрюкаю! (Свинья)
С бородой
На свет явился
И ни разу
Не побрился. (Козёл)
Раннее утро...
Уходят рога,
Тихо мыча,
В заливные луга:
Травы щипать
И неспешно пастись -
Вкусным, парным
Молоком запастись. (Корова)
Стихи.
Свинья.
Пятачок умоет в луже
И торопится на ужин,
Отрубей я ей сварю,
Скажет мне она: ХРЮ-ХРЮ!…
Овца.
Не спеша шагает с речки,
В шубе ей тепло, как в печке.
Подойдёт она к избе
И зовёт меня: БЕ-БЕ! …
Коза.
Колокольчиком звеня,
Убежала от меня.
Тает луг в вечерней тьме,
Где искать её... МЕ-МЕ!…
Корова.
Ходит Зорька по лугам,
Молоко приносит нам.
Жить бы Зорьке в терему,
А она... в хлеву: МУ-МУ!…
Конь.
На скаку играя гривой,
Скачет быстро он, красиво.
Не догонишь, не дого...
Ишь, как скачет: И-ГО-ГО!…
Баран.
Четыре барана в лесу на полянке
Сидели и дружно жевали баранки.
Бараны жевали баранки три дня. …
Пословицы.
Знай, кошка, свое лукошко.
Не корова, так и не мычи!
Их двое - парочка: баран да ярочка.
И собака помнит, кто ее кормит.
Был бы бык, а мясо будет.
Гордому кошка на грудь не вскочит.
Не бойся дороги, были б кони здоровы.
От свиньи визгу много, а шерсти нет.
Лошадь человеку - крылья.
Корова на дворе — харч на столе.
Конь не выдаст, и враг не съест.
От прыткой козы ни забор, ни запор.
Быть бычку на веревочке, козе — на бузе.
На коне сидит, а коня ищет.
Черна коровка, да дает белое молочко.
Оттого парень с лошади свалился, что мать криво посадила.
Давно кошка умылась, а гостей нет.
Не успела кошка умыться, а гости наехали.
Будто корова языком слизнула.
Корова на дворе, а вода на столе.
Кур пасти — добра не обрести.
Жалеть коня - истомить себя.
Карточки к занятиям.
Иллюстрации.
Загадки.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперёк. (Собака)
Белый хвост, чёрный нос
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать -
И не хочет отдавать. (Щенок)
По лужайке с травкою
Я хожу и чавкаю.
У забора с дыркою
Я стою и фыркаю.
У реки с осокою
Я лежу и чмокаю.
Хвостик закорюкою -
Радуюсь и хрюкаю! (Свинья)
С бородой
На свет явился
И ни разу
Не побрился. (Козёл)
Раннее утро...
Уходят рога,
Тихо мыча,
В заливные луга:
Травы щипать
И неспешно пастись -
Вкусным, парным
Молоком запастись. (Корова)
Стихи.
Свинья.
Пятачок умоет в луже
И торопится на ужин,
Отрубей я ей сварю,
Скажет мне она: ХРЮ-ХРЮ!…
Овца.
Не спеша шагает с речки,
В шубе ей тепло, как в печке.
Подойдёт она к избе
И зовёт меня: БЕ-БЕ! …
Коза.
Колокольчиком звеня,
Убежала от меня.
Тает луг в вечерней тьме,
Где искать её... МЕ-МЕ!…
Корова.
Ходит Зорька по лугам,
Молоко приносит нам.
Жить бы Зорьке в терему,
А она... в хлеву: МУ-МУ!…
Конь.
На скаку играя гривой,
Скачет быстро он, красиво.
Не догонишь, не дого...
Ишь, как скачет: И-ГО-ГО!…
Баран.
Четыре барана в лесу на полянке
Сидели и дружно жевали баранки.
Бараны жевали баранки три дня. …
Пословицы.
Знай, кошка, свое лукошко.
Не корова, так и не мычи!
Их двое - парочка: баран да ярочка.
И собака помнит, кто ее кормит.
Был бы бык, а мясо будет.
Гордому кошка на грудь не вскочит.
Не бойся дороги, были б кони здоровы.
От свиньи визгу много, а шерсти нет.
Лошадь человеку - крылья.
Корова на дворе — харч на столе.
Конь не выдаст, и враг не съест.
От прыткой козы ни забор, ни запор.
Быть бычку на веревочке, козе — на бузе.
На коне сидит, а коня ищет.
Черна коровка, да дает белое молочко.
Оттого парень с лошади свалился, что мать криво посадила.
Давно кошка умылась, а гостей нет.
Не успела кошка умыться, а гости наехали.
Будто корова языком слизнула.
Корова на дворе, а вода на столе.
Кур пасти — добра не обрести.
Жалеть коня - истомить себя.
|