Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дорога, которую мы выбираем

Submitted by Галина Евгеньева Шумская on пн, 10/10/2016 - 16:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шумская Галина Евгеньевна
Место работы, должность: 

Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальный педагог.

Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Цель урока: 

Формирование у воспитанников целостной картины взаимодействия с окружающим миром. Воспитание чувства самоуважения и уважения к другим людям.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
8
Используемая методическая литература: 

 

 

Краткое описание: 
<p>Занятие является заключительным в цикле профессионального самоопределения.</p>
Тема занятия: «Дорога, которую мы выбираем»
Никто не может вернуться назад 
и изменить свой старт. 
Но каждый может стартовать сейчас 
и изменить свой финиш.
Характеристика группы:
Воспитанники старшего школьного возраста (8-9 классы). Количество человек – от 8 до 10.
Структура занятия:
Организационный момент
Ритуал приветствия
Вводная часть - 5 мин.
Разминка. Упражнение – эмоциональный разогрев. 
Объявление темы и задач занятия 
Основная часть - 30 мин.
Групповое упражнение «Ситуации»
Упражнение «Должен или выбираю»
Профориентационная игра «Портрет профессионала»
Игровое упражнение «День из жизни…»
Упражнение «Чемодан в дорогу»
Упражнение с элементами медитации  «Встреча с самим собой»
Упражнение «Коллаж» (Мой день через десять лет) 
Оборудование 
Авторучки
Карточки с ситуациями (6-8 штук); 
Листы бумаги с таблицами
Карточки с наименованиями профессий
Карточки в форме чемодана
Листы А-3, иллюстри-рованные журналы, цветная бумага, нож-ницы, клей, фломасте-ры
Заключительная часть - 5 мин
Завершение занятия
Рефлексия. 
Организационный момент
Ритуал прощания
 
Цели занятия:
1. Формирование у воспитанников целостной картины взаимодей-ствия с окружающим миром.
2. Воспитание чувства самоуважения и уважения к другим людям. 
3. Повышение уровня осознания типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.
4. Развитие умения рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение. 
5. Отработка навыков общения.
 
Ход занятия.
Организационный момент. 
Ритуал приветствия
 
Вводная часть.
Разминка. 
Упражнение «Что возьмешь на пикник?»– эмоциональный разо-грев. 
Цель: создать комфортную атмосферу в группе для работы, активизировать фантазию участников.
Участники сидят в общем кругу. Тренер просит участников предста-вить себе такую ситуацию: вся группа в ближайшие выходные  отправляется в лес на пикник, и каждый должен взять с собой один предмет. Название этого предмета должно рифмоваться с его именем.
Первый участник представляется и говорит, что он берет с собой. Например: «Я Руслан, и я возьму чемодан».
Следующий участник  повторяет то, что сказал предыдущий, и добавляет про себя. Например: «Это Руслан, он возьмет чемодан, а я Галина, и возьму малину».
Каждый последующий  участник повторяет то, что было сказано до него, и добавляет про себя: «Это Руслан, он возьмет чемодан, это Галина, она возьмет малину, а я Миша, я возьму шишек».
 
Объявление темы и задач занятия
 
Основная часть
Упражнение «Ситуации». Работа в группах.
Цель: Способствовать осознанию своих прав, обязанностей, ресурсов и способов их использования.
Ведущий: Трудно представить успешным человека, грамотного специалиста без знания права. Знание права позволяет человеку чувствовать себя уверенно   в любой ситуации, ориентироваться в огромном количестве норм, правил, установленных государством. Правовая грамотность – необходимое условие формирования правового государства и гражданского общества и именно вам – старшеклассникам, выпускникам совсем скоро предстоит решать эти важные задачи. 
Участники делятся на две группы.
Из предложенного набора ситуаций каждая группа выбирает одну. Предлагается, обсудив в группе, найти решение, используя всевозможные ресурсы.
Ситуации
1. Творческий коллектив, в котором вы занимаетесь, отправляется на гастроли за границу.
2. Вас захватили в заложники террористы. Возможно, вы скоро умрете.
3. У вас родился ребенок. На его содержание требуется вдвое больше денег, чем ваша стипендия. А уход за ним отнимает большую часть вашего времени.
4. На рынке вам вручают бесплатный лотерейный билет и сообщают, что по нему вы выиграли музыкальный центр.
5. На улице к вам подходит солидный мужчина, представляется режиссером, снимающим молодежный сериал, и приглашает вас на кинопробы.
6. Ваш новый знакомый предлагает помочь выгодно сдать вашу квартиру. Для этого надо подписать какие-то документы.
7. Вы нашли кошелек с 500 долларами и визитной карточкой владельца.
8. Специальность, по которой вас определили обучаться в колледже, вам совершенно не нравится.
9. Вы выбрали специальность, по которой хотите обучаться, но понимаете, что с теми знаниями, которые вам дали в школе, у вас нет шансов поступить в это учебное заведение.
10. Вы получили работу, о которой мечтали (например, повара), но оказалось, что она слишком тяжела, вы устаете, приходится рано вставать.
11. Ваши приятели собираются отдохнуть всей компанией в выходные. У вас денег нет.
12. Компания ваших приятелей собирается на каникулы на юг. Чтобы поехать с ними, надо срочно раздобыть денег.
13. Вы твердо решили сменить специальность. При центре занятости есть бесплатные курсы переподготовки.
14. Вы твердо решили сменить специальность. При центре занятости нет нужных вам бесплатных курсов переподготовки. Вам рекомендуют пройти обучение за свои деньги.
15. Во время дальней поездки в другой город у вас украли кошелек.
16. Вы заселились в квартиру, которая нуждается в ремонте (трещины на потолке и стенах, не работают несколько розеток и т.д.). 
17. Ваш иногородний друг просит вас прописать его в вашу квартиру, т.к. ему негде жить.
18. У вас очень часто болит голова. В последнее время головные боли усилились.
19. Вы проспали и не пошли на работу, боясь «серьезного разговора» с начальником. Ваши действия, если вы хотите продолжать работать дальше на этой работе.
20. Вам пришла квитанция, по которой вам нужно заплатить за междугородние переговоры крупную сумму денег. Вы знаете, что по вашему телефону не звонили по межгороду.
21. За неуплату вам отключили электроэнергию.
22. Во время экзамена вам задают вопрос, ответ на который вам не известен.
23. Через несколько дней экзамен. Не выучены ответы на половину билетов.
24. Вы провалились на экзамене.
25. Приятель просит уменьшить громкость магнитофона в тот момент, когда звучит ваша любимая песня.
26. По разным каналам одновременно идут ваш любимый фильм и любимый фильм вашего приятеля.
27. Вы не пришли на работу, т.к. прорвало батарею в вашей квартире. Теперь вас могут уволить за прогул.
28. Поздно вечером в дверь вашей квартиры громко стучит незнакомый человек.
29. У вас украли сумку, в которой был паспорт и ключи от дома.
Примерный план ответа:
-какое твое право затронуто?
-какая обязанность (ответственность) на тебя возлагается?
-что предпримешь в первую очередь?
-какие ресурсы будешь использовать (внутренние, внешние)?
-в какие учреждения обратишься?
-какие документы потребуются для решения данной ситуации?
Групповое обсуждение. Участники второй группы могут предложить свое решение ситуации. Какие еще ресурсы могут помочь в разрешении этой ситуации.
Следует обращать внимание участников на то, что даже негативная, проблемная ситуация может нести для личности положительный опыт.
 
Упражнение «Должен или выбираю»
Цель: Избавление от использования долженствований в организации своей деятельности.
Ведущий: С детства мы слышим от других людей слово "должен" настолько часто, что оно звучит внутри нас, заставляя подчиняться.
Нами могут руководить люди, ситуации и собственные моральные установки. Бывает, что какая-то часть нашей личности сопротивляется этому "должен" но, как правило, мы все же подавляем ее и подчиняемся. Если человек руководствуется в основном "долженствованием", значит, хозяин положения не он, а посторонние авторитеты, порой сомнительные. 
Например, в вашей компании принято курить и выпивать пиво, соот-ветственно, каждый новичок должен делать то же, что и все, даже если ему это не нравится. Или вам говорят, что вы должны учиться, и вы подчиняетесь этому, каждый день "приводя" себя в школу за шиворот, но только лишь для того, чтобы отсидеть положенное количество часов. За вас принимает решение кто-то другой, вы подчиняетесь ему, но после этого остается чувство обиды или внутреннего протеста. Оба этих способа реагирования, в свою очередь, толкают к мести.
Однако когда мы сами выбираем отношение к той или иной ситуации, мы проявляем волю. Чтобы быть самостоятельными в своих решениях, нужно уметь сосредоточиться на собственной мотивации для каких-то действий. Сейчас вам предстоит попытаться это проделать. Замените утверждения, вынуждающие вас на какое-либо действие, на утверждения, предполагающие ваш собственный выбор. Продолжите список утверждений, приведенных в таблице.
 
Я должен Я хочу
Я должен ходить в школу Я хочу учиться в школе, для того чтобы получить знания, которые мне пригодятся в жизни
Я должен вечером прийти на вечеринку со сверстниками
Я хочу вечером пообщаться со своими друзьями-сверстниками
Я должен убирать в комнате
Я должен учить уроки
Я должен подчиняться правилам для воспитанников
 
Переход от "я должен" к "я хочу" означает, что вам будет легче бороться не только с собственными долгами, но и с долгами, возложенными на вас другими. Быть может, у вас есть несколько дел, которые вам не по душе. Но, так или иначе, вы выполняете их. Почему бы вам не выбрать к ним другое отношение, чтобы вместо скуки и раздражения испытать удовольствие? Такой сознательный выбор может превратить неудачный день в день достижений. Бессильное, серое существование может превратиться в жизнь, полную свободы и радости, в жизнь по своему выбору. 
Обсуждение: В каких ситуациях вам было трудно переменить свое отношение?
Ведущему: Ребятам, испытывающим затруднения в заполнении таблицы, следует оказать помощь, но не выбирая за них ситуации, а лишь направляя.
 
Профориентационная игра «Портрет профессионала»
Цель: активизация представлений о мире профессий.
Ведущий: В мире есть множество разных интересных профессий. О некоторых из них вы слышали и знаете, какую работу выполняют люди, работающие по этой профессии. Другие профессии остаются пока для вас неизвестными. Выбор профессии – один из самых главных выборов в жизни. Недаром говорят: «Выбирая профессию – выбираешь судьбу». Каждый из нас сам отвечает за то, что выбирает! Многие из вас уже сделали свой выбор. Мы попросим вас рассказать о своем выборе, но не словами… 
Инструкция для участников: Один из участников – водящий в центре круга - средствами пантомимы изображает человека какой-либо профессии. Например, клоуна, учителя, маляра, рыбака и др. Отгадавший профессию становится водящим (возможен вариант работы по карточкам?).
 
Игровое упражнение «День из жизни…»
Цель: Повысить уровень осознания типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.
Инструкция. Упражнение проводится в кругу. Ведущий вместе с участниками определяет, какая профессия будет рассматриваться в игре.
Необходимо совместными усилиями составить рассказ о типичном трудовом дне выбранного работника. Рассказ должен быть составлен только из одних существительных. Например рассказ о дне учителя: звонок – завтрак – звонок – урок – двоечники – вопрос – ответ – звонок – учительская – директор – школа – дом – тетради – отличники -  постель.
Важное условие: прежде чем назвать новое существительное, каждый игрок должен повторить все, что было названо до него. Тогда рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы легче было запоминать названные существительные, необходимо внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.
Обсуждение:
- Получился ли целостный рассказ?
- Не испортил ли кто-нибудь рассказ неуместным высказыванием?
- О чем получился рассказ? Что в нем происходило?
- Насколько правдиво и типично представлен день нашего профессионала?
 
Упражнение «Чемодан в дорогу».
Цель: Актуализация знаний и навыков, полученных на занятиях.
Слова ведущего: Вспомните, чему вы научились на занятиях всего цикла. Что, на ваш взгляд, обязательно пригодится вам в жизни? Для того что¬бы не забывать некоторые мысли, рекомендую вам их записать. Это будет ваш багаж знаний и умений — "чемодан" с необходимыми вещами, которое будут нужен в вашем путешествии по длинной жизненной дороге.
Обсуждение: Что ребята положили в «чемодан»? Действительно ли им багаж пригодится в жизни, или он собран на всякий случай? 
«Чемодан» оставляется ребятам на память и для личного пользования
 
Упражнение с элементами медитации «Встреча с самим собой».
Отправьтесь в самое главное приключение своей жизни - на встречу с самим собой! Итак, приступаем… (в этом упражнении нет критериев, как должно быть или не должно быть,  здесь важно встретить самого себя честно, безоценочно… здесь важна та открытость, с которой вы себя воспринимаете)
Инструкция. Найти для себя хорошее (комфортное) положение. За-кройте глаза. И слушайте мой голос.
Сегодня каждому из вас предстоит повстречать своего брата близнеца, которого вы никогда не видели. У вас назначена встреча. Представьте себе место встречи, оглядитесь, где вы находитесь? что вы видите вокруг? Какой это день? Какое время года? Какая погода? 
Вы идете навстречу друг другу. В чем одет ваш близнец? Как он вы-глядит? Какое у него лицо? Настроение? Что вы почувствовали, когда его увидели? Что происходит? Как происходит сам момент встречи? Что происходит  дальше? Что вы рассказываете друг другу? Как устроился в жизни ваш близнец? Кем он работает? Где живет? Есть ли у него семья? Что вы чувствуете по отношению к нему? Расспросите его обо всем, что вас интересует и т.д.
А сейчас пора прощаться, ему нужно уезжать, но не навсегда, вы встретитесь с ним через 10 лет.
Глубоко вздохните, скажите до свидания своему близнецу, и очутитесь здесь, в нашей комнате. И когда это произойдет - открой глаза.
Скажите, всем удалось повстречаться с вашим близнецом? Вы все за-помнили о чем он вам рассказывал? Что почувствовали, при встрече? Вы, наверное, уже догадались, что близнец-это вы в будущем. Это тот образ, к которому вы будете стремиться. Его жизнь, профессия, достижения, семья-это тоже ваши мечты и стремления. То чего вы хотите добиться в жизни. И сейчас вы сможете изобразить все это на бумаге, используя технику коллажа. А после выполнения, я думаю, никто не против будет сходить друг к другу в гости. 
Упражнение «Коллаж» (Мое будущее через 10 лет)
Цель: Раскрытие потенциальных возможностей подростков, опираясь на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. 
Техника коллажа предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. 
Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.
Тема для создания коллажа «Мое будущее через 10 лет». 
Слова ведущего: Наша совместная работа в группе подходит к концу. Мы с вами изучали мир, в котором мы живем. На наших занятиях  вы смогли ответить на некоторые вопросы: «Кто же я сам в этом мире?», «Какое мое место в нем?», «Как относиться ко мне мир?», «Как я отношусь к нему?».
Вы учились по-новому общаться с другими людьми, разрешать кон-фликты, справляться со стрессами, строить свою жизнь так, чтобы желания превращались в реальность. Занятия позволили вам увидеть, как разнообразен окружающий нас мир, и как в нем все взаимосвязано.
Далее ведущий предлагает участникам, из выбранных картинок и ил-люстраций, создать коллаж «Мое будущее через 10 лет». Вырежьте из журналов фигуры людей, животных и др., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.
В процессе выполнения задания используется спокойная музыка в ка-честве фона.    
Обсуждение: А теперь мы «сходим друг к другу в гости» и посмотрим, как кто устроился в жизни. После выполнения, участники представляют группе свои работы, делятся своими чувствами. Обсуждение коллажа может происходить только по желанию автора.
 
Заключительная часть
Рефлексия. 
Подведение итогов участниками.
- Что нового вы узнали на занятии и в процессе всех занятий?
- Что вам понравилось?
- Что вам не понравилось?
- Что на занятиях запомнилось больше всего?
Ведущий: Наши групповые занятия подошли к концу. Вы многое узнали о себе, многому научились. Хотелось бы, чтобы эти знания пригодились вам в жизни. Почаще заглядывайте в "чемодан" — там есть все необходимое для вашей поддержки и уверенности в себе. Не забывайте о том, что рядом есть ваши верные друзья, которые всегда готовы прийти на помощь! 
 
Организационный момент
Ритуал прощания

»  Tags for document: