Официальный сайт pharma-24 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Как помочь неблагополучным семьям?

Фото пользователя Наталия Геннадиевна Каргина
Размещено: Наталия Геннадиевна Каргина - пт, 14/10/2016 - 14:29

В последние годы все чаще исследователи, изучающие пробле­мы современной семьи, говорят о том, что происходит падение пе­дагогического потенциала семьи, престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост пре­ступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение ри­ска подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблаго­получного психологического климата в семье.

 

По данным Госкомстата РФ (по состоянию на 2015 год) в России свыше 40 миллионов семей, из них ежедневно распадается более 1 тысячи семей. Возросло число детей, рожденных вне брака. 31,4 % детей имеют только одного родителя, которому сложно в одиночку воспитывать ребенка и решить материальные и бытовые проблемы. Родители из 30 % неблагополучных семей систематически злоупотребляют спиртными напитками, подавая пример своим детям или втягивая их в алкогольную зависимость. Тяжелая материальная ситуация складывается в многодетных семьях, количество которых на сегодняшний день составляет примерно 2 миллиона.

 

Можно констатиро­вать, что налицо признаки дезорганизации семьи, кризисности современного этапа ее развития, увеличение количества неблаго­получных семейных союзов.

 

Предотвратить это явление – значит вовремя оказать необходимую помощь семье и ребенку в ней.

 

В какой помощи нуждается семья и как ей эту помощь предоставить? Какие методики работы с неблагополучными семьями, на ваш взгляд, является наиболее эффективными?

 

Поделитесь своим опытом взаимодействия с неблагополучными семьями и проблемами возникающими при работе с ними.

 


»  Размещено в сообществах:   

На: Как помочь неблагополучным семьям?


Большинство специалистов считают, что главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение.

Идея сопровождения состоит в  создании условий для перехода личности к самопомощи. Можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».

В отличие от коррекцинной работы с семьей сопровождение предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития. Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта. Таким образом ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях, а не на специалистах.

 

Итак, можно сказать, что социальное, педагогическое, психологическое сопровождение - это:

во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки, психологической помощи, педагогического обеспечения развития детства;

во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой - создание условий для актуализации потенциала развития и саморазвития субъектов образования;

в-третьих, процесс особого рода событийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в нем.

 

В сопровождении можно выделить три основных компонента:

1. Диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей.

2. Отбор и применение методических средств.

3. Анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.

 

Уважаемые коллеги! Поделитесь опытом сопровождения неблагополучных семей, проблемами и способами их решения.

Мигунова Е.А.




На: Как помочь неблагополучным семьям?


В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему детско-родительских отношений.

Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. 
Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.).

Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, дети и подростки с нарушениями общения. 
Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечении больного и адаптации здоровых членов семьи к проблемам больного).

Как правило, школьный социальный педагог использует педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже было сказано выше, данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:

  • Психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т.д.
  • Педагогические поручения, например, организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т.д.
  • Педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т.д.

Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.

Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка с позиции социального педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).

Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной модели.

Работая с семьей, социальный педагог выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник. Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.

В практике социально-педагогической работы с семьей используются в основном две формы работы, краткосрочные и долгосрочные. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия.

Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, то есть в центре этой модели находится требование, чтобы специалисты, оказывающие помощь, концентрировали усилие на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать. Данная модель предписывает решать проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование возможностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

К долгосрочным формам работы относится социально-педагогическое патронирование и надзор. Консультативная работа и образовательный тренинг являются универсальными, так как используются как в краткосрочных, так и долгосрочных формах работы.




На: Как помочь неблагополучным семьям?


При работе с семьей необходимо использовать принципы индивидуального подхода, ставить цели и задачи, которые адекватны потребностям именно этих родителей и детей, с их историей неблагополучия. Классным руководителем реализуется функция родительского просвещения через традиционные формы работы с родителями (общешкольные и классные родительские собрания, индивидуальные консультации) и корректировка семейного воспитания. Стоит отметить, что проблемы неблагополучной семьи невозможно решить силами одного специалиста или классного руководиеля, требуется комплексная работа для сохранения семьи. 

Комментарий был изменен с момента создания (Горенкова Елена Геннадьевна, вт, 15/11/2016 - 17:04).



На: Как помочь неблагополучным семьям?


Большинство специалистов считают, что главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение.

Идея сопровождения состоит в  создании условий для перехода личности к самопомощи. Можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».

В отличие от коррекцинной работы с семьей сопровождение предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития. Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта. Таким образом ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях, а не на специалистах.

 

Итак, можно сказать, что социальное, педагогическое, психологическое сопровождение - это:

во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки, психологической помощи, педагогического обеспечения развития детства;

во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой - создание условий для актуализации потенциала развития и саморазвития субъектов образования;

в-третьих, процесс особого рода событийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в нем.

 

В сопровождении можно выделить три основных компонента:

1. Диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей.

2. Отбор и применение методических средств.

3. Анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.

 

Уважаемые коллеги! Поделитесь опытом сопровождения неблагополучных семей, проблемами и способами их решения.

Мигунова Е.А.




На: Как помочь неблагополучным семьям?


В работе с семьей социальный педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка. 

Виды помощи неблагополучным семьям:

1. Дневное пребывание детей. Такая форма применима тогда, когда ребенок продолжает жить с родителями в неблагополучной семье, но 2-4 раза в неделю ребенок приходит в Центр дневного пребывания. Родители также приглашаются и могут присутствовать во время работы с детьми. Наблюдая за деятельностью специалистов, они могут учиться тому, как воспитывать детей.

2. Кризисное помещение детей на время (от 24 часов до 3-х месяцев) в специальное социально-педагогическое учреждение. Это происходит в тех случаях, когда ребенку грозит опасность.

3. Прямое включение специалиста в семью. Социальный педагог идет в семью, примерно на 1,5 часа, и все записывает или снимает на видеопленку. Или два специалиста идут в семью, где один проводит работу, а другой подробно записывает и наблюдает все, что происходит. Потом идет обсуждение, что было положительным во взаимоотношениях специалиста с детьми и родителями. Достоинство такой работы, что ни ребенок, ни родители не выводятся из своей привычной среды.

4. Оказание помощи в ближайшем окружении. Социальный педагог изучает все связи семьи с обществом, находит референтных лиц, дружеские связи, восстанавливает родственные отношения неблагополучной семьи и через них строит свои взаимоотношения с нею.

Все перечисленные виды помощи индивидуальны, их надо подбирать учитывая особенности семьи. Можно использовать и другие формы работы: содружество матерей или семей по месту жительства, собрания по обмену опытом воспитания детей.




На: Как помочь неблагополучным семьям?


Работа педагога-психолога с неблагополучной семьей направлена на повышение педагогической грамотности родителей, знакомство их с особенностями психического развития ребенка. В такой работе стоит привлекать других членов семьи и общественные организации. Для эффективного взаимодействия с родителями важен личностно-ориентированный, адресный, индивидуальный подход, когда учитываются запросы семьи и конкретные проблемы развития и обучения ребенка. Работа с неблагополучной семьей проводится дифференоцированно, в зависимости от типа семьи, и составляет основу психолого-педагогических консультаций.




На: Как помочь неблагополучным семьям?


Первоочередной задачей в воспитательно-образовательном процессе школы является раннее выявление неблагополучных семей. Далее ведется работа по корректированию, оздоровлению детско-родительских отношений, а это: изучение семьи,​ установление причин семейного неблагополучия,​ определение типа неблагополучной семьи, выбор форм и методов работы,​ наблюдение за семьейОптимальная среда для полноценного развития ребенка – это родная семья. Лишение семьи всегда становится для ребенка травмой. Это означает, что основные усилия направлены на работу с семьей, организацию сотрудничества с ней, совместное решение проблем.




На: Как помочь неблагополучным семьям?


Часто, начиная работу с семьей, мы хотели бы в скором времени получить результат. Опыт показывает, что мы бываем слишком нетерпеливы и отсутствие результата считаем основанием для прекращения работы «по-хорошему» и начала работы «по-плохому». Тогда к семье начинают применять карательные меры - с исключениями детей из школы и направлениями их в специализированные учебные заведения, со штрафными санкциями для родителей, с ограничениями и лишениями родительских прав. Однако в результате этих мер изменения в лучшую сторону наступают далеко не всегда; нередко и без того тяжелое положение усугубляется еще больше.

Безусловно, в работе встречаются ситуации, когда выше перечисленные меры оказываются единственно возможным выходом. Но бывает и так, что отсутствие изменений говорит о плохо продуманном подходе со стороны специалистов, о недостаточном профессионализме при работе с семьей или просто – о нашей поспешности.

Серьезные изменения требуют времени. Как на протяжении многих лет формировался дисфункциональный способ поведения членов семьи, так не за один день семья перестраивается и начинает пробовать жить иначе. Человек должен созреть для изменений, а это долгий процесс, причем большая часть этого процесса происходит во внутреннем мире человека, не проявляясь поначалу внешне. Когда же изменения становятся заметны, то об их устойчивости все равно говорить рано: требуется значительный период времени для того, чтобы новые способы поведения стали привычными. На этом пути возможны «срывы», возвраты к старому, которые не следует расценивать как тщетность всех приложенных усилий. Возможно, это временный откат назад, вызванный какими-либо неблагоприятными обстоятельствами. И наше дело в этом случае – вновь анализировать ситуацию, делать выводы и продолжать работу.




На: Как помочь неблагополучным семьям?


Эффективной формой работы являются систематические беседы информационного и консультативного характера. Иногда необходима помощь и поддержка со стороны специальных служб.




На: Как помочь неблагополучным семьям?


Для эффективной помощи неблагополучным семьям должна вестись слаженная, комплексная работа всех органов и специалистов. Только, работая в едином направлении можно достичь положительного результата.



Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн