Submitted by Анна Николаевна Пирогова on Tue, 18/10/2016 - 23:11
Речевая готовность детей к школе
Пирогова А.Н. учитель-логопед
МДОУ «Детский сад № 6» г. Ярославля
Скоро наступит момент, когда Ваш ребенок станет школьником.
У детей 7 лет меняется социальный статус: дошкольник становится школьником. Школьное обучение предъявляет к ребенку новые требования: психологическую и физическую готовность, и, конечно же, речевую.
Речь очень важна в успешном обучении детей в школе. Им придется общаться с большим количеством других детей и взрослых. Школьники широко пользуются речью: отвечают и задают вопросы, читают, пишут, усваивают систему знаний на родном языке.
Существует прямая взаимосвязь между трудностями в обучении грамоте и проблемами в речевом развитии. Младшие школьники пишут, так как говорят и слышат. И соответственно, если ребенок путает и не различает звуки, он будет переносить эти ошибки на письмо.
Родители, имеющие детей с речевыми проблемами, должны обращать особое внимание на готовность к школе своих детей.
Можно выделить основные критерии, предъявляемые к речи будущего школьника:
1. Полное формирование всех фонематических процессов. Фонематического слуха, т.е. умение слышать и различать звуки родного языка. Дети должны овладеть звуковым анализом и синтезом: уметь определять место звука в слове, их последовательность и количество. Должны уметь придумывать слово на заданный звук. Должны знать и употреблять термины звук, буква, слог, слово, предложение, иметь навыки послогового чтения.
2. Правильное произношение звуков речи. Ребёнок должен овладеть правильным, четким произношением всех звуков.
3. Сформированность грамматического строя речи.
Дети должны уметь образовывать слова разными способами (Например: шоколад- шоколадный).
Уметь грамматически правильно изменять слова по числам, падежам, родам, лицам и т.д., видеть связь слов в предложении, уметь исправлять деформированные предложения (т.е. предложения с грамматически неправильной связкой слов, например: Вова стул на сел).
4. Дети семи лет должны составлять связные рассказы, уметь работать с текстом. Составлять предложения по опорным картинкам, словам. Владеть навыками пересказа, сохраняя смысл и содержание, самостоятельно составлять рассказ-описание.
Дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими, могут внятно и чётко озвучить свои мысли и желания, задавать вопросы. И, наоборот, дети с проблемами в речи чаще затрудняются в процессе обучения и познания мира. К тому же младшие школьники уже осознают свои проблемы с речью и могут переживать.