Сценарий учебно-познавательной игры
для учащихся 8-10 классов
Цель: 1. Расширить кругозор учащихся в области прав и законности.
2. Научить пользоваться своим правом гражданина России.
3. Воспитывать в детях уважение к законам государства.
Звучит музыка.........................
Ведущая: Добрый день, дорогие друзья!
Мы рады встрече с вами на правовом ринге «Мы и право».
По названию вы уже поняли, что наше сегодняшняя встреча посвящена вопросам права.
? А что такое «право»? (Ответы из зала)
Ответ: Вопрос о понятии права - дискуссионный. Существуют различные определения права, которые давали и дают представители различных направлений юриспруденции.
Информация в записи: Одна из наиболее старых теорий, исходит из того, что право содержит в себе абсолютные, неизменные начала справедливости. Таким образом, право представляет собой идеал, к достижению которого должна быть направлена правотворческая деятельность государства.
Широкое распространение в юридической литературе получило следующее определение: «Право представляет собой совокупность общеобязательных для всех правил поведения, установленных или санкционированных государством и охраняемых его силой»
? Ведущая Право тесно связано с законами. Что такое закон? (Ответы из
зала)
Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства, обладающий высшей юридической силой.
Законы в Российской Федерации по своему значению делятся на:
основные законы (это... Конституция РФ, Конституции стран);
Б) федеральные конституционные законы;
B) федеральные законы;
Г) законы, принимаемые законодательными органами.
А как возникают законы - внимательно послушайте информацию
Информация в записи: Первые законы были приняты еще в глубокой древности, когда образовались государства. Уже 3 000 лет тому назад в Вавилоне были записаны на каменной плите законы, принятые царем Хаммурапи. Существовали законы в Древней Греции и Риме. Первоначально законы принимались в результате плебисцита, голосования всех граждан. В 287 году до нашей эры решения, принятые таким образом, и стали именоваться законами.
В средневековой Европе многие важнейшие законы определялись королем и церковью.
В странах с республиканским устройством законы принимает специальный законодательный орган, состав которого избирается всеобщим голосованием граждан.
Первым законом на Руси стала «Русская правда», составленная еще в X веке.
Законы одной страны отличаются от законов другой. В некоторых могут запрещаться то, что в других не будут вовсе считать правонарушением.
Например, в Финляндии долгое время было запрещено употребление и производство крепких спиртных напитков.
Ведущая: Длинное вступление в нашу игру, но без него не обойтись.
Прослушайте внимательно правила сегодняшней игры :
В правовом ринге участвуют две команды по 5 человек.
Прошу участников ринга выйти к нам на сцену. Встречайте их аплодисментами
Звучит музыка................ игроки выходят на сцену
Вам предстоит принять участие в 6 раундах.
Каждый вопрос раунда стоит 1 балл.
Отвечая правильно, вы увеличиваете командную копилку на 1 балл.
Счетная комиссия в составе 3 человек будет вести строгий подсчет ответов:
1........................ 2................................. 3. Калинин Г.Б. - преподаватель истории,
обществоведения и право.
Задача членов счетной комиссии быть предельно внимательными. В конце игры вы назовете нам команду победителей, которая определиться по большему количеству набранных очков.
Задача болельщиков выявить лучшего игрока, который в конце игры получит грамоту и памятный сувенир.
Правила игры понятны?
Дополнение (Г.Б.)Все игроки и активные болельщики получают 0,5 балла при выставлении оценки за год по предмету «Право».
Ведущая: Я правильно поняла: у каждого игрока и каждого активного болельщика оценка по праву за год улучшится?
Очень приятное дополнение и мы его с удовольствием принимаем.
Болельщики, кто желает улучшить свою оценку, запаситесь чистыми листами и ручками
А сейчас давайте ближе познакомимся с командами.
Все игроки - ученики 10 класса, которые изучают курс «Право»
1. первый раунд «Закон есть закон»........... .удар гонга
Неспроста нашу программу мы начали с уточнения понятий «право» и «закон».
В предложенном вашему вниманию конкурсе подобраны песни, в которых популярным и понятным не только юристу языком изложены основные права и свободы граждан, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Упоминаются они, конечно, с известной долей юмора.
Песня - лаконичный и на первый взгляд несложный жанр музыкального искусства.
Но в ней, как в капле воды, отражен огромный мир и вся жизнь человека. Слушаем песню и определяем
? Какие права, свободы, обязанности отражены в данных песнях?
Сигналом для ответа будет поднятая рука капитана команды.
См. Приложение №1
Слово счетной комиссии
2.Переходим ко второму раунду«Поле чудес»……………удар гонга
Всем вам знакома игра под названием «Поле чудес». Перед вами табло, на котором спрятаны слова, связанные с темой нашей игры.
За каждые правильно названные букву и слово - 1 балл
Переход хода другой команде будет, если отвечающая команда даст неверный ответ.
Задание. Здесь зашифрованы следующие слова:
? Это человек, наделенный полномочиями по удостоверению разного рода документов и оформлению сделок, заключенных гражданами и организациями.
Нотариус-8 букв
? Название единой федеральной центральной системы органов, осуществляющих от имении Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура-11 букв
? Как называется человек, который может подтвердить те или иные
обстоятельства дела Свидетель-9 букв
Начинает команда.......................... Можно назвать сразу слово из трех предложенных. Если нет, то букву.
Ведущая открывает правильные буквы и слова на табло Слово председателю счетной комиссии
Третий раунд «Мой выбор»........................ удар гонга
Не замечая, ежедневно ежеминутно мы делает выбор: как поступить, что сказать, с кем пойти, что купить... От этого и зависит наша жизнь. Поэтому ответственность за свою жизнь мы должны научиться брать на себя. Научиться делать свой выбор.
Каждому игроку будут заданы по 2 вопроса с тремя вариантами ответов. Каждый из вас должен сделать самостоятельно два выбора.
Ответил на два вопроса отошел от микрофона и так каждый.
В итоге - какая команда сделает больше правильных выборов - заработает больше баллов.
См. Приложение №2
Для выполнения задания, команда................... встает в шеренгу, у микрофона -
капитан.
Команды по-очереди отвечают на вопросы Выбор сделан - раунд закончен. Впереди у нас еще три раунда
Музыкальная пауза: я предлагаю немного отвлечься и посмотреть выступление танцевальной пары Анны Самуйлиной и Артема Жернакова— победителей танцевального конкурса.
Ответ. В самом общем виде правонарушение может быть охарактеризовано как антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое в соответствии с законом.
Информация в записи: Закон определяет основные признаки правонарушения: во-первых, правонарушением признается то деяние, которое нарушает закон, которое запрещено нормами права. Поэтому важнейший признак правонарушения - противоправность;
во-вторых, правонарушение - это деяние дееспособных и вменяемых лиц, т.е. тех, кто достиг установленного законом возраста и способен отдавать отчет в своих действиях, руководить своими поступками. Таким образом, правонарушение характеризуется проявлением воли человека, действующего разумно;
в-третьих, не всякое противоправное действие признается правонарушением, а только то, которое совершено по вине лица.
? Ведущая. Прослушав информацию продолжите начатое мной предложение : «Важнейший признак правонарушения это наличие...» (ответ из зала)
Ответ: Все нарушения подразделяются на преступления и проступки.
Информация в записи: Преступление - это общественно опасные правонарушения, запрещенные уголовным законодательством. Общественная опасность преступлений состоит в том, что они наносят ущерб самим условиям существования общества, его общественному и государственному строю, основным правам и свободам граждан.
административные, дисциплинарные, гражданские правонарушения, в зависимости от объекта правонарушения, характера наносимого вреда и особенностей соответствующих им правовых санкций.
На стенде даны определения противоправных проступков.
На карточках - виды проступков.
Капитаны команд возьмите карточки с названиями проступков. (На карточках написано: административные, дисциплинарные, гражданские проступки)
Ваша задача: за 1 минуту этим понятиям найти соответствующие названия и прикрепить к ним карточки с этими названиями.
За 1 минуту Вы должны дополнить схему недостающими определениями
Команды выполняют задание
Каждая команда выполняет это задание на своем стенде. Так нам удобнее будет контролировать правильность их ответов.
Команды готовы? Проверяем:
Административные проступки - это правонарушения, посягающие главным образом, на порядок государственного управления (нарушение правил уличного движения; санитарных правил; противопожарная безопасность)
Дисциплинарные проступки - это противоправные нарушения трудовой, служебной или учебной дисциплины.
Гражданские проступки состоят в неисполнении или ненадлеэюащем исполнении взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектам того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок.
Ведущая дает соответствующую оценку и называет заработанный балл за
правильный ответ
В каждом правовом обществе за всякое правонарушение существует юридическая ответственность. Разные проступки предполагают и разные виды юридической ответственности.
Глядя на эту таблицу (на доске) я полагаю, вам не сложно будет
? Назвать основные виды юридической ответственности? (ответы зала) Ответ: Различают четыре основных вида юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, граэюданско- правовая.
Задание командам: за 1 минуту командам нужно к видам юридической ответственности прикрепить карточки с соответствующими определениями (пояснениями).
Минута пошла. Команды выполняют задание.
Наша игра сегодня двойственная: мы узнаем то, что вы знаете, и даем нужную и полезную информацию.
Команды готовы? Проверяем.
Уголовная ответственность наступает за совершение преступления. Уголовной ответственности подлежит тот, кто совершил конкретное преступление или был соучастником его совершения.
Единственный государственный орган, уполномоченный привлечь к уголовной ответственности - это суд, который своим приговором определяет меру наказания. Прекращается уголовная ответственность по отбытии осужденным меры наказания, а также в случае амнистии или помилования.
Административная ответственность - проявляется в применении взысканий: (предупреждение, штраф, конфискация, лишение специальных прав), налагаемых компетентными государственными органами.
Дисциплинарная ответственность - за проступки, которые влекут такие санкции: замечание, выговор. Строгий выговор, увольнение с работы, исключение студента из института, а школьника из школы.
Гражданско-правовая ответственность - имеет имущественный характер. Эта ответственность носит компенсационный характер, потому что преследует цель восстановление нарушенных имущественных прав. Размер ответственности обычно должен соответствовать размеру причиненного вреда.
Ведущая дает соответствующую оценку и называет заработанный балл за
По моей команде одновременно показать свои варианты ответов. Это слово... Знать законы конечно нужно, так как незнание законов не освобождает от ответственности.
Но главный критерий наших поступков - это совесть.
Сколько выражений о совести стало крылатыми.
На совесть сделано.
По совести говоря.
Надо и совесть знать.
Это - на его совести.
Для очистки совести.
Со спокойной совестью.
Человек с чистой совестью.
Чтобы в будущем не было угрызения совести, человеку нужно набраться смелости просто поступать по совести.
В одном фильме очень хорошо было сказано, что значит жить по совести:
За 1 минуту командам из одного слова «преступление» надо составить как можно больше хороших и красивых слов. Болельщики тоже могут активно участвовать в этой игре.
Толковый словарь С.И.Ожегова дает нам определение слова «термин» как «...слово или сочетание, являющееся названием определенного понятия какой- нибудь специальной области науки ...»
Я думаю, что из моего предисловия, вы уже поняли задание, которое вам будет сейчас предложено.
На доске у вас даны понятия, к ним вы должны найти определения и прикрепить их.
Самозащита - это грамотные действия потребителя в любой ситуации.
Договор - это равноправное соглашение, в котором определены права, обязанности и ответственность каждой из сторон.
Милиция - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и противоправных посягательств.
Суд - это один из органов государственной власти, осуществляющих правосудие.
Адвокат - это юрист, который защищает права и интересы граждан и организаций в судах.
Прокурор - это представитель правоохранительных органов, выступающий от имени государства в суде
Клевета - это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Истец - это человек добивающийся истины.
Для справки: 22 сентября 2000 года отмечалось 100-летие со дня рождения С.И. Ожегова (1900-1964 г.г.) языковеда и составителя «Словаря русского языка) - показать.
Проверяем ответы команд: ведущий зачитывает понятие - команды - определение.
это противоправные деяния, прямо не предусмотренные Уголовным кодексом.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
- это общественно опасные правонарушения, запрещенные
уголовным законодательством.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ
проявляется в применении взысканий: (предупреждение, штраф, конфискация, лишение специальных прав), налагаемых компетентными государственными органами
Адми-
Нистра-
тивные
это правонарушения, посягающие главным образом, на порядок государственного управления (нарушение правил уличного движения: санитарных правил; противопожарная безопасность)
УГОЛОВНАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
За совершение или соучастие
Суд определяет меру наказания
Прекращается:
1.отбытие меры наказания
амнистия
помилование
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ
за проступки, которые влекут такие санкции: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, исключение студента из института, а школьника из школы.
Дисци-
Плинар-
ные
это противоправные нарушения трудовой, служебной или учебной дисциплины.
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ
имеет имущественный характер. Эта ответственность носит компенсационный характер, потому что преследует цель восстановление нарушенных имущественных прав. Размер ответственности обычно должен соответствовать размеру причиненного вреда.
Гражданск ие
состоят в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектам того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок.
На: Сценарий учебно-познавательной игры для учащихся 8-10 кл.по
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ СЦЕНАРИЙ.СПАСИБО!