Педагогический совет по теме: «Организация оптимальной двигательной активности - как важное условие развития физических качеств дошкольников»
Submitted by Татьяна Николаевна Салтыкова on пн, 14/11/2016 - 14:22
1. Укрепление здоровья детей в ДОУ (заведующий)
Вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни являются одним из важнейших направлений деятельности нашего дошкольного учреждения.
В ДОУ соблюдаются правила по охране труда, и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников. Своевременно проводятся инструктажи, разработаны инструкции и правила по охране труда и технике безопасности. В детском саду соблюдаются санитарно-технические условия - это питьевой, световой, тепловой, воздушный режимы. Созданы условия для питания сотрудников.
В ДОУ организовано 3 разовое питание согласно 10- дневному меню, разработанного на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Между завтраком и обедом дети получают соки или фрукты. В ежедневный рацион питания включены основные продукты, овощи, фрукты и остальные продукты.
Таким образом, детям обеспечено полноценное, сбалансированное питание.
В ДОУ созданы необходимые условия для медицинского и социально-психологического обеспечения воспитательно-образовательного процесса:
физкультурный зал
кабинет медсестры;
процедурный кабинет;
физкультурные уголки в группах;
В течение года в детском саду педагогами проводились различные виды физкультурной работы: физкультминутки, гимнастика (утренняя и бодрящая гимнастика , дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика); дни здоровья, физкультурные праздники, досуги, спартакиады. Во всех возрастных группах создана среда для активизации двигательной деятельности дошкольников в течение дня - «Уголки здоровья», способствующие становлению ценностей здорового образа жизни. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовленности и здоровья, половые особенности. В каждой возрастной группе имеются «листы здоровья», в которых отражаются особенности физического здоровья (группа здоровья, физкультурная группа, хронические заболевания, антропометрические данные). Опираясь на эти сведения, проводится коррекционная работа с детьми с нарушениями осанки и плоскостопием. Особое внимание уделяется двигательной активности детей. Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место отведено самостоятельной двигательной деятельности.
В ДОУ проводятся лечебно-профилактические мероприятия. Оценку состояния здоровья детей проводим на основании текущих наблюдений и по итогам профилактических осмотров.
В течение года в ДОУ:
гибкий режим дня;
ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, физкультурные досуги;
дыхательная гимнастика;
закаливающие процедуры (вдыхание паров чеснока и лука во время сезонного подъема ОРВИ, контрастное обливание ног, воздушное закаливание);
витаминизация блюд (витамин С).
2.Выступление медицинской сестры.
3. Двигательная активность дошкольников в течении дня в разных возрастных группах. (старший воспитатель)
При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Итак, первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Занятия по физической культуре проводятся не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе) по подгруппам. Формирование подгрупп осуществляется с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня ДА и физической подготовленности. Дети старшего дошкольного возраста два раза в неделю посещают бассейн.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью построено с учетом уровня ДА.
Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.
Вышеописанные виды занятий по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую ДА каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ. При этом, следует помнить, что ДА оптимальна в том случае, когда ее основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается ее соответствие условиям среды, правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.
ДА детей имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что в основном определяется индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности, устойчивостью интересов к определенным играм, педагогическими воздействиями и прочее. Разброс индивидуальных показателей ДА детей в течение одного дня пребывания их в дошкольном учреждении составляет у четырехлетних детей - 8200-10800, у пятилеток - 10800-13600 движений, у шестилеток- 12500-15200 движений, у семилеток - от 13000 до 15500 движений.
В зависимости от степени подвижности детей необходимо распределить их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность). С помощью разных педагогических приемов добиватся постепенного вовлечения малоподвижных детей в активную деятельность, а также переключения детей с высокой интенсивностью ДА с активной на более спокойную деятельность. Индивидуальную работу с детьми, отстающими в отдельных видах движений, можно проводить во время прогулки и в вечерние часы, когда спортивный зал свободен.
Содержание такой работы должно включать разнообразные двигательные задания, направленные на развитие и совершенствование недостаточно выраженных двигательных навыков и физических качеств детей. Двигательные задания предлагаются детям в виде игровых упражнений, которые подбираются с учетом уровня ДА детей. Так, детям с высоким уровням ДА предлагаются задания на развитие внимания, координации движений, ловкости, требующей точности выполнения действий. Детям с низким уровнем ДА - на развитие быстроты и скорости движений, на быстрое переключение с одного движения на другое. К детям со средним уровнем ДА предъявляются более высокие требования к качеству выполнения задания.
Организация двигательного режима
Формы организации
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Поготов. к школе группа
Утренняя гимнастика
6-8 минут
6-8 минут
8-10 минут
10-12 мин
Хороводная игра или игра средней подвижности
2-3 мин
2-3 мин
3-5 мин
3-5 мин
Физминутка во время занятия
2-3 мин
2-3 мин
2-3 мин
2-3 мин
Динамическая пауза между занятиями (если нет занятий по физкультуре или муз)
5 мин
5 мин
5 мин
5 мин
Подвижная игра на прогулке
6-10 мин
10-15 мин
15-20 мин
15-20 мин
Индивид. работа по развитию движений на прогулке
8-10 мин
10-12 мин
10-15 мин
10-15 мин
Динамический час на прогулке
15-20 мин
20-25 мин
25-30 мин
30-35 мин
Физкультурные занятия
15-20 мин
20-25 мин
25-30 мин
30-35 мин
Музыкальные занятия
15-20 мин
20-25 мин
25-30 мин
30-35 мин
Гимнастика после дневного сна
5-10 мин
5-10 мин
5-10 мин
5-10 мин
Спортивные развлечения
20мин
1 раз/мес
30 мин
1 раз/мес
30 мин
1 раз/мес
40-50 мин
1 раз/мес
Спортивные праздники
20 мин
2 раза/год
40 мин
2/год
60-90 мин
2/год
60-90 мин
2/год
День здоровья
1 раз в месяц
1 раз в месяц
1 раз в месяц
1 раз в месяц
Подвижные игры во 2 половине дня
6-10 мин
10-15 мин
15-20 мин
15-20 мин
Прогулки, походы
1 час
1 раз/квартал
1,5 часа
1 раз/квартал
Самостоятельная двигательная деятельность
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
4. Педагогический тренинг.
Воспитателям предлагается название формы работы, направленные на физическое развитие детей. В результате наглядно видно, какая из проблем вызывает затруднения у большинства педагогов. На основании такой самооценки итог подводит старший воспитатель, и принимаются решения о формах методической помощи по разделам.
5.Решение кроссворда по теме педсовета.
б
1
ы
3
с
т
р
2
о
т
а
1. Способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности (выносливость).
2. Умение действовать в изменяющихся условиях правильно и находчиво (ловкость).
3. Способность напряжением мышц производить физические действия, движения (сила).
После решения кроссворда старший воспитатель предлагает всем вместе дать определение понятию «быстрота».
Быстрота – способность человека выполнять движения в наикратчайшее время.
6. Формулировка и принятие решения педсовета.
Педагогам предлагается разделиться на две группы и, представив, что это два совместных предприятия, в течение десяти минут выработать предложения к их деятельности. Участники заранее предупреждаются, что эти предложения станут проектом решения педагогического совета.