Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование метода кинезиология для развития познавательной сферы ребёнка

Submitted by Ольга Владимировна Пухова on пн, 20/02/2017 - 13:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пухова Ольга Владимировна
Место работы, должность: 

МАДОУ "Детский сад №22 - ЦРР", город Петропавловск-Камчатский

Должность: педагог-психолог

Регион: 
Калужская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Иная категория
Предмет(ы): 
Психология
Цель урока: 

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по использованию кинезилогических упражнений для развития межполушарного взаимодействия и укрепления психологического здоровья детей.

Краткое описание: 
<p>Развитие познавательных процессов, совершенствование когнитивных способностей ребенка тесно связано с развитием межполушарного взаимодействия, сенситивным периодом которого является период дошкольного детства.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp; Развивающая работа по созданию новых нейронных взаимосвязей должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот, поэтому кинезиологические упражнения являются оптимальным методом развития познавательной сферы.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp; Учитывая, что информация,&nbsp; не закрепленная практическими упражнениями, усваивается в меньшем объеме, нами была выбрана такая форма работы с родителями, как мастер-класс, на котором лекционный материал подкрепляется практическими занятиями.</p>

Мастер-класс для родителей

Тема: «Использование метода кинезиология для развития познавательной сферы ребёнка».

Педагог-психолог МАДОУ

«Детский сад №22 – Центр развития ребенка»

 Пухова Ольга Владимировна

 

Группа: подготовительная.

Актуальность:

     Развитие познавательных процессов, совершенствование когнитивных способностей ребенка тесно связано с развитием межполушарного взаимодействия, сенситивным периодом которого является период дошкольного детства.

    Развивающая работа по созданию новых нейронных взаимосвязей должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот, поэтому кинезиологические упражнения являются оптимальным методом развития познавательной сферы.

    Учитывая, что информация,  не закрепленная практическими упражнениями, усваивается в меньшем объеме, нами была выбрана такая форма работы с родителями, как мастер-класс, на котором лекционный материал подкрепляется практическими занятиями.

Цель мастер-класса: Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по использованию кинезилогических упражнений для развития межполушарного взаимодействия и укрепления психологического здоровья детей.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами развития умственных способностей ребенка через двигательные упражнения.
2. Разучить с участниками мастер-класса кинезиологические упражнения, направленные на межполушарного взаимодействия.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Предварительная работа:

  1. разработка и составление буклетов;
  2. создание презентации.

Оборудование: презентация, проектор, буклеты, кариматы, музыкальное сопровождение, мяч.

Форма проведения – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность: 45 минут.

Ход мастер-класса:

Доброе утро, уважаемые родители! Прежде, чем начать наш мастер-класс, мы предлагаем Вам познакомиться друг с другом. Мы с Вами будем передавать наш мячик по часовой стрелке и по очереди назвать:

  • свое имя;
  • профессию;
  • хобби;
  • имя ребенка;
  • возраст ребенка;
  • ласковое имя ребенка.

     Все Вы назвали множество ласковых имен, показав тем самым, как сильно любите своего малыша. Действительно, в жизни нет ничего важнее счастья, которое дарят нам дети, и, естественно, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым счастливым и не по годам развитым. Что же значит, быть развитым?

Какие критерии нормального, полноценного развития существуют? (ответы родителей)

     Как говорил Мишель де Монтень: «Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный». Что значит «мозг, хорошо устроенный»? Это тогда, когда все отделы мозга работают синхронно.

     Все мы знаем, что существует асимметрия в работе полушарий головного мозга. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.

Мы предлагаем Вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).

Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Оценка результатов:

Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».

То у Вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».

 То у вас образное мышление, у Вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

 Существуют и другие способы определения доминирующего полушария. Например:

  • Сложите ваши руки, прижав ладони друг к другу и переплетите Ваши пальцы, образуя своеобразный замочек. Образовав замочек посмотрите какой из больших пальцев оказался сверху.
  • Вам потребуется проделать в листке дырку диаметром 3-4 сантиметра. После этого смотрите двумя глазами через отверстие на какой либо предмет, выберете любой в вашей комнате, главное, чтобы этот объект находился на значительном расстоянии. После нахождения объекта, на которую Вы будете смотреть по очереди закройте рукой сначала правый глаз, а потом левый. При закрытии какого глаза Ваш объект сместился в проделанной вами дырке?
  • Скрестите руки на груди. Теперь посмотрите какая из Ваших рук оказалась сверху, результат, как и в предыдущих случаях зафиксируйте на листке бумаги.
  • Похлопайте в ладоши и обратите внимание на то, какая рука при этом оказалась сверху.

     Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот роль кинезиологии  заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев, улучшить передачу информации из одного полушария в другое.

     При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела (система нервных волокон, которая связывает между собой два полушария головного мозга). Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела.

     Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. И именно эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Существует ряд кинезиологических упражнений, которые улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление, а также снимают психоэмоциональное напряжение. Но что же стоит учесть для того, чтобы упражнения были эффективны?:

  • Занятия проводятся утром.
  • Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
  • Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
  • Требуется точное выполнение движений и приемов.
  • Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.
  • В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость), снимая тем самым мышечные зажимы, которые являются одной из причин быстрой утомляемости.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Поэтому, дорогие коллеги, запомните, что неподвижный ребенок не обучаем и не ругайте его за излишнюю двигательную активность на уроке.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

    Вашему вниманию мы хотим представить ряд упражнений, которые нам помогут развить межполушарное взаимодействие, всесторонне развить малыша. Для того чтобы данные упражнения хорошо запомнились, предлагаем встать и опробовать кинезиологические методики на практике.

1. Растяжки

“Снеговик” Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

“Дерево” Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

“Тряпичная кукла и солдат” Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

“Сорви яблоки” Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

2. Дыхательные упражнения

Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

“Дышим носом” Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

“Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

3. Телесные упражнения

“Перекрестное марширование” Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

“Мельница” Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

“Паровозик” Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

“Робот” Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

“Маршировка” Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.

4. Упражнения для развития мелкой моторики

Колечко” Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

“Кулак – ребро - ладонь” На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

“Лезгинка” Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

5. Глазодвигательные упражнения

“Взгляд влево вверх” Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

“Горизонтальная восьмерка” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

“Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

6. Упражнения на релаксацию

“Дирижер” Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

“Путешествие на облаке” Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

7. Массаж

а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

     Хотелось бы обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:

  • Во время занятия проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.
  • Если же ребенку предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
  • Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.
  • Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована, то есть в работе с дошкольниками этот метод будет эффективен.
  • Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения.

     Итак, сегодня мы познакомились с упражнениями и играми, используя которые в занятиях со своими детьми, вы можете тренировать блоки мозга. Самое главное требование и условие — это регулярность и повторяемость. Только регулярностью тренировок можно добиться ощутимого эффекта.

        Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали; было ли вам интересно и будете ли вы применять полученные знания на практике? Спасибо за внимание! Если у вас возникли вопросы, я отвечу на них.

 

Прикрепленный файл Size
мастер класс текст.docx 33.94 KB
Мастер-класс.pptx 493.89 KB
ОСНОВЫ КИНЕЗИОЛОГИИ БУКЛЕТ.docx 27.79 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн