Среди достоинств технологий виртуальной реальности выделяют:
повышение уровня мотивации у обучающихся;
наглядность изучаемого материала;
улучшение качества запоминания информации;
непосредственная работа с изучаемой виртуальной моделью.
В качестве недостатков исследователи чаще всего отмечают те же отрицательные явления, которые характерны для использования компьютеров в образовании вообще:
повышается нагрузка на глаза, возможно наступление астенопии;
наблюдается общая утомляемость организма;
при длительной работе за компьютером появляются когнитивные проблемы, связанные с нарушением концентрации внимания.
Нельзя не отметить, что вышеперечисленные проблемы проявляются по-разному на каждом возрастном этапе, в зависимости от уровня здоровья организма, а также в соответствии со временем, проведенным за компьютером. Также, данные недостатки можно минимизировать, используя эргономические требования и рекомендации по работе с компьютером.
Наличие усиленного эффекта погружения, присущего данным технологиям, заставляет задуматься и о некоторых дополнительных рисках, связанных с использованием виртуальной реальности: формирование виртуальной зависимости, изменение состояния сознания и др. Тем не менее, последние исследования опровергают возможность этих эффектов. Было установлено, что погружение в виртуальную реальность «не вызывает неадекватности мышления, не снижает степень рефлексии, не характеризуется наличием ощущения раздвоенности, «отчуждения собственного Я», «выхода из тела», «разделения тела и души», не приводит к утрате произвольности и целенаправленности деятельности, не обеспечивает чувства фиктивного обретения собеседника»
Есть примеры фактического использования виртуальной реальности для защиты людей от крупных технологических аварий. «Виртуальная реальность предотвращает ядерную катастрофу в стране» – это наименование публикации Х. Харрелда и Э. Варона. Кричащее наименование соответствует содержимому. В 1998 году технологии ВР были включены в программу Министерства энергетики США и позволили устранить нарушение целостности защитного барьера Чернобыльского реактора, что устранило ядерную катастрофу.
Развитие ВР увеличивает возможности для повышения эффективности учебных процессов, творческой деятельности, конструирования и т.п.
Через виртуальную и дополненную реальность осуществляются тренировки космонавтов, отработка действий по работам на орбите, в том числе и то, что касается ремонта или устранения чрезвычайных ситуаций.
Среди достоинств технологий виртуальной реальности выделяют:
В качестве недостатков исследователи чаще всего отмечают те же отрицательные явления, которые характерны для использования компьютеров в образовании вообще:
Нельзя не отметить, что вышеперечисленные проблемы проявляются по-разному на каждом возрастном этапе, в зависимости от уровня здоровья организма, а также в соответствии со временем, проведенным за компьютером. Также, данные недостатки можно минимизировать, используя эргономические требования и рекомендации по работе с компьютером.
Наличие усиленного эффекта погружения, присущего данным технологиям, заставляет задуматься и о некоторых дополнительных рисках, связанных с использованием виртуальной реальности: формирование виртуальной зависимости, изменение состояния сознания и др. Тем не менее, последние исследования опровергают возможность этих эффектов. Было установлено, что погружение в виртуальную реальность «не вызывает неадекватности мышления, не снижает степень рефлексии, не характеризуется наличием ощущения раздвоенности, «отчуждения собственного Я», «выхода из тела», «разделения тела и души», не приводит к утрате произвольности и целенаправленности деятельности, не обеспечивает чувства фиктивного обретения собеседника»