Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие творческих способностей на уроках русского языка

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:

  • снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;
  • отсутствие нравственного ориентира;

Следовательно, цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка. Для достижения этой цели передо мной стояло несколько задач:

  • собрать практический материал по названной теме, систематизировать его;
  • привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы;

В своей работе я опиралась на научные выводы автора многочисленных работ по педагогике В.А.Сухомлинского, который считает, что творческий подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.

Больше всего мне близка точка зрения К.Д.Ушинского. Он утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесёт больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником. И задача учителя заключается в том, чтобы грамотно организовать учебный процесс

      Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения на уроках. Используя разнообразные методы обучения, я стараюсь систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить их рассуждать, самим делать выводы, находить новые нестандартные подходы в решении проблем.

    В процессе изучения русского языка обучающиеся должны не только овладевать определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобрести умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы. Именно  во время самостоятельной работы дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.

  Существует множество форм самостоятельной работы обучающихся на уроках русского языка. Это и работа с учебниками, справочной литературой, первоисточниками, разнообразные виды упражнений и диктантов, задания творческого характера, исследовательские работы и т.д. Об этом я рассказала  в статье «Формы самостоятельной работы обучающихся по русскому языку» , которая напечатана на сайте «Фестиваль педагогических идей»

    Чтобы добиться эффективности в этом процессе, использую также  разные типы уроков. Применяю в своей практике «нестандартные уроки»: урок-спектакль, урок-концерт, урок-диспут. Любят ученики уроки-путешествия. Совершили мы с пятиклассниками  путешествие  на ковре-самолете вместе с девочкой и ее другом в страну «Предложение», посетили  замки: «Составь предложение», «Грамматическая основа», «Знаки препинания», посетили Дом книги».  Также с пятиклассниками мы побывали в стране «Имя существительное», увидели много интересного и узнали много полезного. Эти уроки-путешествия также находятся на сайте «Фестиваль педагогических идей».

Уроки  развития речи – уроки, на которых должна проявиться индивидуальность каждого ученика, его творческие способности. И, как утверждал психолог Л.С. Выготский, творчество – норма детского развития.

Я люблю уроки развития речи в любом классе, хотя сложнее в старших классах, несмотря на их небольшой опыт. Чтобы разбудить творческое начало у детей, дать простор мыслям, необходимо использовать на уроках развития речи музыку, живопись, образцы художественного слова.

Мы пишем сочинения по картинам известных художников, по личным впечатлениям, на заданную тему, сочинения по пословице, по началу, по наблюдениям. Очень нравится моим детям сочинения-описания природы в разное время года. Природа на их страницах оживает, принимает облик человеческий. С этими сочинениями обучающиеся участвовали  во Всероссийских  дистанционных  конкурсах школьных сочинений и эссе «Красота осени», «Сколько красок у зимы», «Рождественское чудо» и заняли два вторых и четыре третьих места.

       Подводя итог, хочу отметить, что  развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы дает определенные результаты:

1. Средний балл обучающихся, сдававших ЕГЭ по русскому языку,  – 71,52

2. Обучающиеся  участвуют и становятся победителями и призёрами районных и региональных Всероссийских олимпиад школьников: за последние 4 года с 2012 по 2016 год было 5 победителей и 20 призеров районной олимпиады по русскому языку и литературе, 1 призер республиканской олимпиады по литературе, 2 призера  интернет-тура дистанционных олимпиад при КФУ. В 2015 году  3 обучающиеся стали победителями республиканского форума «Виват,Франция!»

3. Также обучающиеся принимают активное участие в творческих конкурсах и показывают прекрасные результаты: призер республиканской викторины по творчеству А.С.Пушкина, три призера Всероссийского дистанционного конкурса сочинений и эссе «Красота осени» (2012г), три призера – Рождественское чудо» (2013г), 1 призер Всероссийского дистанционного поэтического конкурса «Уж небо осенью дышало» (2012г).

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файлSize
Развитие творческих способностей.ppt2.22 MB
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы.docx17.96 KB