Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Культура - это то, что остается, когда все забыто"

Submitted by Наталья Владимировна Головий on пн, 27/03/2017 - 12:28

 

Культура - это то, что остается, когда все забыто.

                                                                          Эррно

Культура поведения за столом... Пожалуй, каждый рано или поздно задумывается над этим вопросом, ведь организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом. Основа для правил хорошего тона закладывается уже в первые годы жизни, независимо от того, идет ли речь о пользовании столовыми приборами, о корректном соглашении в споре или же оказании дружеской помощи. Ни кто не может вдруг превратить хулигана в сказочного принца. Всем, кто уже в раннем возрасте имел возможность общения легче удается потом применять правила поведенческой игры, причем они ведут себя душевно и с чувством такта, неусматривая в их хороших манерах, застывшего этикета без смысла и содержания. По манере вести себя за столом складывается впечатления о человеке. Правильное поведение за трапезой создает о вас впечатление как о человеке с которым приятно общаться и иметь дело.

Находясь в общественных местах «кафе -мороженое», летнее кафе зачастую приходится наблюдать за поведением детей подростков и младших школьников, которые совершенно не умеют вести себя за столом: вертятся, кричат, не умеют правильно пользоваться столовыми приборами.

Выбранную мной тему считаю актуальной. Чем раньше мы научим детей правилам хорошего тона за столом, тем раньше он будет высококультурен, самостоятелен, уверен в себе. Данную задачу ставит перед собой и «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, по этой программе работает наш детский сад. В ней по всем возрастным группам определены задачи по данной теме. Так в своей работе я использую материалы следующих авторов: Зайцев Г.К., Кистяковская В.Г., Курочкина И.Н., Островская Л. Ф., Петерина СВ. В этих методических пособиях представлен материал познавательного и обучающего характера, связанный с культурой поведения за столом. Хочется отметить новое методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков «Ребенок за столом» Алямовская ВТ. и другие. В данном пособии раскрыто множество форм и методов работы с детьми по данной теме, а так же формулируются задачи по формированию культурно-гигиенических навыков с учетом возрастных особенностей ребенка.

 

 

Задачи воспитания правил хорошего тона за столом.

1. 1 младшая группа,

Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.

Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить «спасибо».

22 младшая группа

Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться

мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.

Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом.

 З.средняя группа

♦ Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.

4.   старшая группа,

Закрепить умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

5Лодготовительная к школе группа.

♦Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

Данная работа начинается с младшего возраста, когда ребенка еще только приучают сидеть за столом, держать правильно ложку, самостоятельно принимать пищу.

 

С возрастом, данные навыки становятся привычкой, а к ним прибавляются другие, которые дети должны усвоить.

Так, шаг за шагом, от простого к сложному, должна проводится данная работа.

Мне хочется расширить все на мой взгляд необходимые формы, методы и приемы, которые я использую в работе с детьми старшего возраста по формированию правил хорошего тона столом.

Методы и приемы которые я использую в своей работе, разнообразны. На учебный год мною запланированы занятия на такие темы, как:

«Посуда и столовые приборы»

«Как правильно и красиво накрыть стол»

«Поведение за столом»

« Чаепитие друзей»

Те знания, которые дети получают в процессе занятий, затем закрепляем в свободное от занятий время, через разнообразные дидактические игры:

игры с игрушками: «Накроем стол для куклы и мишки», «Чудесный мешочек», « Что стоит неправильно?» и т.д.

настольно - печатные игры: « Расставь правильно приборы» и т.д.

словесные игры: «Назови все приборы и посуду, которые нужны для обеда (завтрака, ужина)»_и т.д. В процессе сюжетно -ролевых игр «Дочки-матери», «Семья», «Столовая», «Кафе» дети закрепляют

полученные знания и умения, а если в чем - то ошибаются я прихожу на помощь, вместе решаем как все нужно расставить, что подать на стол и т. д. Когда у детей твердые навыки, то и игра продолжается длительное время.

В формировании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет эстетично сервированный стол, хотя это не всегда удается, по причинам от нас не зависящих. Но все же стараемся чтобы были тщательно выглаженные скатерти, аккуратно расставлена красивая посуда, нарядные салфетки, по возможности в центре стола ваза с цветами, правильно и аккуратно разложенные столовые приборы -все это вызывает аппетит и желание сесть за такой стол.

Важную роль так же играют наблюдения за трудом младшего воспитателя и дежурными, которые сервируют стол к приему пищи. Дети наблюдают за правильностью их действий, запоминают, что и где нужно поставить. Сам процесс дежурства является обучающим моментом, когда ребенок сам расставляет посуду и приборы, то быстрее запоминает правильность их расстановки.

 

Важным моментом в обучении является момент приема пищи: умение аккуратно кушать, при этом правильно пользоваться столовыми приборами, а для этого стол должен быть сервирован полностью и посудой, и столовыми приборами. Если на столе будет и вилка, и нож, и разные ложки (столовая, десертная, чайная), то у ребенка проблем станет меньше, а удовольствия от еды больше, не следует допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, атак же благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. В данном случае важна роль взрослого: воспитателя или младшего воспитателя. Я стараюсь личным примером культуры еды и общения, доброжелательностью, умением правильно пользоваться приборами, создать условия, благодаря которым хорошие манеры вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь. Поэтому сажусь кушать вместе с детьми за стол, сегодня за один, завтра за другой. Это создает дружескую атмосферу, учит детей быть раскованными; а еще исподволь, ненавязчиво, приучает детей к хорошим манерам, могу оказать помощь в трудной для ребенка ситуации. Например, Катя не может справиться с блинчиком при помощи вилки и ножа, нервничает, не хочет кушать. Тогда говорю:» У нас дома блинчики любят есть руками. Вот так берем блинчик...». Ребенок начинает кушать, а затем постепенно учится пользоваться прибором.

Своим личным примером воспитатель должен научить детей не только аккуратно кушать, тщательно пережевывать пищу, правильно пользоваться приборами, салфеткой, но и должен научить правильно, общаться за столом.

Хорошо известно. Что поддерживать беседу во время еды - мастерство. Беседа не должна носить назидательный характер. Разговор лучше вести на нейтральные темы. Я говорю с детьми о продуктах, из которых приготовлен обед, о их пользе, интересуюсь, что больше всего из еды им нравится. Разговор начинаю сама, но если ребенок его перевел на другую тему, стараюсь его выслушать. Быть выслушанным право ребенка, которое непременно должно быть соблюдено, если:

у выступающего в это время нет пищи во рту,

он вступил в разговор, не перебив при этом другого. Очень важно следить за тем, чтобы беседа не превратилась в хаос. В каждом виде деятельности

есть свои правила и порядки. Так, дети, выходя из-за стола, благодарят и уходят.

Для привития хорошего тона за столом использую художественное слово: стихи,  пословицы,  поговорки.  Читаю  с  детьми  произведения  и  обсуждаю  их,

придумываю детям небольшие рассказы и обсуждаем их. В утренние и вечерние отрезки времени провожу небольшие беседы с рассматриванием сюжетных картинок на данную тему. Закрепляем знания детей через просмотры спектакля.

 

Например: «Как мишутка обедал». Спектакль готовим вместе с детьми, а после просмотра беседуем по его содержанию.

Ни в коем случае не заставляю ребенка насильно кушать то или иное блюдо. Порой незнакомое блюдо вызывает у ребенка негатив. Я лишь непринужденно предлагаю не много попробовать. И это дает свои результаты.

Я понимаю, что в одиночку в детском саду нельзя добиться желаемых результатов. Необходима поддержка дома, соответственно родителей.

Многие дети рассказывают, что дома во время еды все происходит не так. Поэтому пришлось провести огромную работу с родителями. Это были индивидуальные и подгрупповые беседы, родительское собрание на тему «Воспитание правил хорошего тона за столом в детском саду и дома», на котором рассказали о том, как важно, чтобы требования к детям были едины, только в таком случае можно добиться желаемых результатов. Многие родители рассказывали, как дети дома делают родителям замечания по соблюдению правил хорошего тона за столом. Все родители без исключения согласны были нас поддержать. Ведь каждый здравомыслящий взрослый хочет видеть своего ребенка культурным и воспитанным. Во время «Дня открытых дверей» родители наблюдали как дети самостоятельно сервируют стол к обеду, как кушают. Очень приятно было наблюдать за детьми, у которых выработались навыки культуры во время приема пищи. Сами родители стали отмечать, их дети помогают дома правильно накрыть стол, расставить приборы, они были довольны навыками и умениями своих детей. К празднику 8 Марта ребята самостоятельно накрывали праздничный стол к чаепитию для дорогих мам и бабушек.

В конце учебного года было проведено развлечение совместно с родителями, на котором дети разыграли сценку на данную тему, прочли стихи. Закончилось оно совместным чаепитием взрослых и детей.

Таким образом, можно сделать вывод: воспитание хорошего тона у детей это проблема не одного ребенка, а целого коллектива и родителей. Ведь недаром сказал А.С.Макаренко: «культурное воспитание начинается очень рано, когда ребенку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое что говорить». Было видно, что дети повзрослели и усилия, которые приложили родители и мы - воспитатели группы не были напрасны. В основанном все дети знали правила поведения за столом, умели пользоваться приборами, аккуратно кушать, а главное с желанием соблюдали их. И хочется верить, что мои ребята, выйдя из стен детского сада, не забудут данных правил хорошего тона за столом, будут соблюдать их на протяжении всей последующей жизни. Смогут передать данные правила своим младшим братьям и сестрам, а в последствии — своим детям. Ведь человек, умеющий соблюдать правила хорошего тона за столом, всегда приятен обществу и окружающим его за столом людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Культура - это то, что остается, когда все забыто..docx 22.72 KB

»  Размещено в сообществах:   
Интерактивный Методический Кабинет ДОУ

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн