Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательно-игровая
Пальчиковая гимнастика «Тень, тень…»
Познавательно-исследовательская
Самостоятельно определить, как усложняется кукла с возрастом ребенка
Коммуникативная
Беседы, вопросы;
Логика образовательной деятельности
№п\п
Деятельность педагога
Деятельность воспитанников
Ожидаемые результаты
1
Педагог приглашает детей присесть на стульчики
Дети спокойно садятся на стульчики
Положительный эмоциональный настрой
2
- Ребята, сегодня я хочу вам рассказать одну очень интересную историю. В давние времена, когда у детей не было таких игрушек, как у вас, мастера – кудесники делали игрушки своими руками. Самая любимая игрушка у детей была кукла, и она была немного другой, чем куклы, которыми играете вы сейчас.
Раньше кукол делали из ткани - это была тряпичная кукла (слайд №1)
Первую свою куколку младенец получал от своей мамы, когда был еще совсем, крохотным и лежал в своей колыбельке. Куклу эту называли – «пеленашка» (слайд №2).
Считалось, что пеленашка оберегает ребенка от злого духа и дурного глаза. Посмотрите, как выглядела эта кукла.
А потом, когда девочка подрастала, мама начинала ее учить делать кукол самостоятельно. Эта куколка была более сложной по изготовлению и называлась «скрутка». Посмотрите, у этой куколки уже появились и ручки и ножки (слайд №3).
А вот, когда девочка становилась еще старше, то по русскому обычаю, она должна была сделать себе специальную куколку, тем самым, показывая, какая она умелица и мастерица. Эта кукла называлась «на выхвалку» (слайд №4). Обратите внимание, у этой куклы уже появилось лицо, костюм яркий, красивый, в русских традициях.
Если у девушки эта кукла получалась красивая и аккуратная, то у этой девушки не было отбоя от женихов. А коли кукла выходила растрепанная и кривая, некрасивая – такую девушку замуж брать не хотели. Считалось, что она будет плохой хозяйкой в доме.
На Руси кукол делали из разных материалов: из тряпок и лоскутков, из соломы, бересты, сена и ниток.
Какая кукла самая сложная?
Дети внимательно слушают, рассматривают картинки и смотрят презентацию
- на выхвалку
Положительно соглашаются помочь друг другу
3
Педагог предлагает рассмотреть образец тряпичной куклы
Описание куклы
Перед нами русская народная кукла, сделанная из лоскутков и травы, понюхайте ее, чем она пахнет?
А как вы думаете, для чего ее так сделали?
Как бы вам хотелось назвать эту куклу?
Скажите мне, какую тряпичную куклу вы с мамами делали недавно?
- Из чего мы ее делали?
- Вам понравилось мастерить своими руками?
- Сегодня мы с вами опять станем мастерами – искусниками из древнего русского села и изготовим с вами куколку из ниток. Работа эта не так проста, поэтому мы будем с вами друг другу помогать.
Дети внимательно рассматривают куклу и отвечают на вопросы
Кукла из ткани, внутри нее сухая трава, ее сделали для того, чтобы можно было нюхать и успокаиваться, чтобы приятно пахло
(вата, лоскут ткани, нитки)
(птицу счастья, рождественского голубя)
(птицу счастья, рождественского голубя)
(Да)
4
Для начала я вам предлагаю, размять свои ручки и пальчики, чтобы вам было легче работать.
Пальчиковая гимнастика «Тень- тень потетень».
Тень, тень, потетень, (удары обеими руками о колени по очереди и 2 хлопка)
В огороде-то плетень (ладони с растопыренными пальцами скрещиваются)
В избе печка топится (показать крышу двумя ладонями, а затем соединить большие пальцы обеих рук, изображая огонь)
Бабушка торопится (изображая указательными и средними пальцами, как идёт бабушка)
Она репу печёт (изображая, как лепят пироги)
По тарелочкам кладёт (поочерёдно кончиками пальцев ударять то об правую, то об левую ладонь)
Кот к тарелке – скок! (изобразить когти и хлопнуть 1 раз)
Себе нос обжёг! (закрыть нос руками).
Дети выполняют движения вместе с воспитателем,
Дышат и изображают (имитируют движения)
5
Предлагаю приступить к работе. (Вся работа происходит под музыкальное сопровождение: звучат русские народные мелодии).
Первый этап: заготовки для туловища и рук.
Далее заготовка снимается с коробки, стягивается посередине ниткой, фиксируется голова будущей куклы. Внизу нитки разрезаются по сгибу, формируется туловище, перетягивается ниткой.
Воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям, у которых возникают трудности.
Из второй заготовки изготавливаются руки для куклы: плетется коса. У некоторых детей это вызывает затруднение, воспитатель помогает.
Выполняют инструкции и наматывают на заготовки нитки
- наматывание ниток на коробку
- стягивание ниткой туловища
- наматывание ниток на коробку для рук
- стягивание ниткой рук
6
III. Подведение итогов.
Молодцы, ребята, вы сегодня замечательно работали. У вас получились очаровательные куклы, красивые и аккуратные. Давайте нашим куклам дадим имена. Я вам предлагаю подарить этих кукол нашим друзьям.
Дарят кукол детям из младшей группы
Дети отвечают полными фразами, закрепляют темы занятия.