Занятие по подготовке к школе с детьми подготовительной к школе группе «Урок в лесной школе».
Цель: Профилактика возможных трудностей при адаптации к школе.
Задачи:
Образовательные задачи:
Формировать психологическую готовность к школе.
Развивающие задачи:
Выработка адекватных реакций на возможные ситуации в школе.
Развивать переключение, продуктивность и устойчивость внимания.
Развивать произвольность поведения.
Развивать мышление.
Развивать творческое воображение.
Формирование положительного отношения к школе.
Воспитательные задачи:
Формирование готовности действовать по школьным правилам.
Материалы и оборудование:
Для педагога:
Конверт с письмом из Лесной школы
Конверт с заданием-подарком для детей «Обведи и дорисуй»
Наглядный материал для упражнения «Лабиринты», «Шифровка».
Картинка «Школьный колокольчик»
Фонограммы: «Звуки леса», физминутка «У жирафов…», «Школьный звонок».
Для воспитанников:
Бланки для упражнения «Лабиринты».
Бланки для упражнения «Шифровка».
Фломастеры на каждого ребенка.
Фигуры (красный круг, зеленый круг, желтый квадрат)
Счетные палочки.
Развернутый конспект занятия:
Вход в занятие:
Психолог:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем продолжать готовиться к школе.
Игра «Непонятные вопросы».
Чтобы пойти в школу нужно уметь разговаривать со взрослыми, отвечать на вопросы, но иногда бывает, что ребята не слышат вопросов и не знают, как на них ответить.
Психолог задает детям шепотом или на иностранном языке вопросы, касающиеся общей осведомленности, дети должны правильно отреагировать на ситуацию /они прослушали, не услышали вопрос/ и правильно выйти из ситуации: переспросить, попросить повторить вопрос.
Психолог:
Молодцы, все знают, что если прослушал или не услышал вопрос, надо не молчать или говорить: «А? Чего?», а попросить повторить вопрос, переспросить.
Создание мотивации:
Раздается стук в дверь, приносят письмо из «Лесной школы», в котором Еж-учитель приглашает ребят в Лесную школу: «Ребята, приглашаю вас в Лесную школу! Я спрятал один нужный в школе предмет и предлагаю его найти. Чтобы найти и разгадать, что это за предмет, необходимо выполнить задания. Желаю успехов!»
Психолог: Ребята, попробуем найти нужный в школе предмет?
Ответ детей
Звучит фонограмма «Звуки леса».
Психолог: Закройте глаза, мы отправляемся в Лесную школу.
Открывайте глазки. Вот мы и в лесу.
Психолог достает карточку с первым заданием (карточка заранее положена так, что бы дети ее не увидели)
Игра «Птица-не птица»
Я буду читать стихотворение, где будут звучать названия птиц, если вы услышите среди названий птиц - не птицу – нужно хлопнуть в ладоши. Слушайте внимательно!
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи...
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, лебеди, куницы, галки и стрижи, чайки и моржи
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, сойки и ужи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чайки, пеликаны, майки и орланы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, цапли, соловьи, окуни и воробьи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, палки и стрижи, бабочки, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди и утки - и спасибо шутке!
Психолог: Молодцы, вы были очень внимательными.
Теперь садитесь за столы (дети рассаживаются за столы). В лесной школе, как и у нас на занятии есть правила: разговаривать нельзя, подсказки запрещаются. Говорить мы будем с помощью фигур.
Вспомним правила поведения на занятии (у детей на столах, в нижнем правом углу, лежат фигуры:
- Круги: с одной стороны - красные, с другой- зеленые
- Квадрат желтого цвета)
Это что за светофор, необычный светофор? (на доске плакат с фигурами разного цвета)
Дети называют правила работы с фигурами
Красный круг – "Я работаю"
Зеленый круг – "Я все сделал"
Желтый квадрат – "Помогите"
Психолог:
- Все правила назвали правильно.
Достает из корзинки следующее задание (письмо к упражнению «Лабиринты»).
Упражнение «Лабиринты».
На доске – плакат с изображением упражнения Лабиринты».
Психолог: Перед вами полянка, на ней дорожки и домики. В одном из домиков спрятано что-то нужное в школе. Нужно найти этот домик.
Что бы найти домик надо посмотреть на письмо. В письме нарисовано, что надо идти от травки, потом мимо… (разбор письма).
Теперь прочитайте письмо, которое у вас на бланке и найдите домик, в котором спрятано что-то нужное для школы.
Мы начинаем выполнять задание (дети кладут красный круг в правый верхний угол стола – «я выполняю задание»). Выполнение задания. В ходе выполнения дети пользуются карточками (зеленый круг – «я все сделал», желтый квадрат – «помогите»).
Психолог: Молодцы, все справились с заданием. Домик нашли.
В доме много разных предметов, давайте посмотрим, что это за предметы и выложим их из палочек
На доске вывешивается карточка с изображением одного предмета, после выполнения и проверки, выкладывание второго предмета.
Упражнение «Выкладывание из счетных палочек»
Необходимо внимательно посмотреть на карточку, как расположены палочки и выложить такой же предмет.
Во время выполнения дети пользуются фигурами.
Психолог: Молодцы, все справились с заданием!
ФИЗМИНУТКА.
Под музыку «У жирафов…»(автор- Железнова) - дети под текст песенки выполняют соответствующие движения.
У жирафов, у жирафов
Пятна, пятнышки везде (2 раза).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде (2 раза).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде (2 раза).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
Произвольно показать руками по телу «пятнышки».
Показывать соответственно тексту, где находятся «пятнышки».
Произвольно показать руками по телу «складки».
Показывать соответственно тексту, где находятся «складки» у слонов.
Произвольно показать руками по телу «шерстку» у котят – поглаживающие движения.
Показывать соответственно тексту, где находятся «шерстка» у котят.
Произвольно показать руками по телу «полоски» у зебры.
Показывать соответственно тексту, где находятся «полоски» у зебры.
Дети проходят за столы.
Психолог вешает на доску следующее задание «Шифровка»
«Ребята, тут зашифровано название нужного предмета. Если мы правильно расшифруем, то узнаем, какой школьный предмет был спрятан. Каждая буква – это какой - то знак. Напоминание выполнения на доске.
Будьте внимательны.
Во время выполнения задания дети пользуются фигурами для общения с педагогом.
Выполнение задания детьми.
Разгадка – слово ЗВОНОК. Показ картинки. (Фонограмма)
Ребята, ЗВОНОК в школе нужен? Для чего?
Ответы детей.
Ну что же предмет, нужный в школе мы нашли. Скажите, а вы знаете другие школьные принадлежности? Давайте их назовем (дети называют их «цепочкой».
Психолог Молодцы, много знаете школьных принадлежностей.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Я возьму с собой в портфеле».
Дети садятся на ковер.
Игра «Я возьму с собой в портфеле».
Напоминание правил: первый человек говорит: «Я возьму с собой в портфеле…» - и называет какую-нибудь школьную принадлежность. Следующий ребенок повторяет то, что назвали до него, и добавляет свой предмет и так до конца. В конце дети все вместе повторяют все предметы.
Психолог:
Ребята, мы сейчас с вами запомнили 9 слов (по количеству детей), молодцы.
Теперь нам пора нам возвращаться в детский сад.
Закрывайте глазки. (Звучит фонограмма).
Открывайте глазки.
Рефлексия
Вот мы и в детском саду. Вам сегодня было интересно? Что запомнилось, что было интересного (ответы каждого ребенка).
Сегодня вы справились со всеми заданиями, и вы все получаете фишки (за работу на занятии дети получают фишки), только фишки сегодня все разного цвета:
красного цвета – мне было интересно, все получилось
желтого цвета – мне было интересно, немного было трудно, но я старался
синий цвет – мне не было интересно.
Дети выбирают фишки и кладут их в мешочки.
Психолог: (Достает еще один конвертик)
Ежик нам опять прислал конверт, а в нем подарок для вас, задание «Обведи и дорисуй», которое вы очень любите. Нужно обвести аккуратно по контуру картинку и дорисовать ее. Это вы сможете сделать в любое время, когда вам захочется дома или в детском саду.
Каждому ребенку раздается карточка.
На этом наша встреча подошла к концу, до свидания.
Используемые источники:
А.Ф.Ануфриев «Как преодолеть трудности в обучении детей»
М. «Ось-89»
2. «Тесты для дошколят»
М. «Росмэн» 2006
3. «Возможности практического психолога в образовании»