Детский страх – это обычное явление для психического развития ребенка. Для детей типичны страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства, высоты, животных, сказочных персонажей. В два года у малыша естественным считается наличие 3-4 страхов, к семи годам их количество насчитывает 7-9. Растет ребенок и вместе с ним меняются страхи. Если в три года ребенок боится бабы-яги, то к семи годам этот страх уходит и на его месте появляется другой, более социализированный: одиночества, темноты, публичного выступления.
Иногда страхи могут иметь сильно выраженный характер. В этом случае ребенок становится нервным, плаксивым, часто капризничает. Объяснения, что боятся нечего, как правило, оказываются безрезультатны. Как же помочь ребенку справиться со страхом?
С точки зрения гештальт-терапии, справиться со страхом можно только одним способом: встретиться с ним лицом к лицу, узнать его подробнее, прожить его, «отбояться».
Исследовать страх можно разными способами. Например, нарисовать его или вылепить из пластилина. Стоит подробно расспросить ребенка о «чудище», которое он нарисовал: как его зовут, где оно живет, чем любит заниматься, то есть познакомить ребенка с предметом его страха. Так мы узнаем как выглядит страх, как он пугает, где его «слабое» место, как можно защититься от страха; что он любит еще делать, как с ним подружиться. Когда то, что пугало становится известным – страх уходит сам собой.
|