Образование – это трёхсторонний процесс, в котором участвуют учителя, ученики и их родители. Все инновации в этой области направлены на создание максимального удобства для каждой стороны.
Информационная составляющая мира становится сегодня невероятно доступной. Вместе с этим меняется представление о том, как надо учиться, как познавать мир. В настоящее время наряду с традиционным обучением все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных методов обучения.
Дистанционное обучение не противоречит современным тенденциям в образовании, закрепленным в Федеральном Государственном Стандарте, когда обучение должно заключаться не только в передаче знаний от учителя к ученику, но и в личностно - ориентированной системе образования. Оно помогает учитывать индивидуальные особенности школьников, раскрывать их творческий потенциал, так как контакты учащихся с учителями интерактивны.
Дистанционное обучение - хороший способ работы и с неуспевающими, и с одарёнными учащимися, т.е. всеми, кому требуется дополнительное внимание учителя. Возможности дистанционного обучения очень широки: углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса; ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках по определенным предметам школьного цикла; базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени; подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов; дополнительное образование по интересам, участие в конкурсах и проектах. При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи. При этом режим работы учитель и ученик может выбрать для себя сам.
В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.
На основании решения МО Саратовской области «Об организации инновационной деятельности в образовательных организациях Саратовской области» с сентября 2016 года 25 образовательных организаций приступили к реализации инновационного проекта региональной инновационной площадки ( РИП) «Повышение эффективности образовательного процесса через формирование регионального банка инновационных образовательных ресурсов» с целью развития инновационной деятельности, в числе которых наше муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В.Грибанова с. Брыковка Духовницкого района Саратовской области».
На основании приказов МОУ « СОШ имени Н.В.Грибанова с. Брыковка»
« Об организации инновационной деятельности в ОО» и « Об использовании в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий, ресурсов регионального портала дистанционного обучения школьников Саратовской области» 5 учителей-предметников участвуют в инновационном проекте и занимаются разработкой и апробацией дистанционных курсов для обучения школьников по различным предметам.
В 2016-2017 учебном году 10 обучающихся 5-8 классов прошли обучение по дистанционным курсам регионального портала дистанционного обучения школьников Саратовской области edusar. soiro.ru под руководством учителей русского языка и литературы Жиркиной Н.А. и Зазоркиной Н.П.( курсы «Знаю правила - пишу правильно!»-6 класс, «Русский язык.8 класс»), учителей математики Бурукиной Н.Н и Шабановой Т.А. ( курсы «Математика.5 класс» , «Геометрия. 8 класс» ), учителя истории и обществознания Канаевой Е.Н. (курс «История России.19 век»- 8 класс ). Все обучающиеся получат удостоверение по прохождении данного курса.
Работа ученика в ходе дистанционного обучения предусматривает развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности и освоение им современных электронных технологий обучения: поиск необходимой информации путём навигации в Интернет-ресурсе. Актуализируется задача формирования навыков практической деятельности учащихся.
Дистанционный курс предусматривает «Форму обратной связи». Ученик может послать сообщение учителю, который ответит на вопросы, посоветует список литературы, даст дополнительный разъяснительный материал в форуме. Это онлайн общение является важной составляющей дистанционного обучения, т.к. помогает выявлять такие затруднения учащихся при изучении темы, которые не возникают при очном обучении.
Все мы понимаем, что школу делает школой только учитель, и повысить качество образования невозможно без повышения профессионального мастерства и качества труда учителя. Участвуя в работе РИП, педагоги школы совершенствуют своё мастерство, делятся опытом работы. Директор ОО Бурукина Н.Н.приняла участие в работе III международной дистанционной практико- ориентированной конференции « Инновации для образования», в рамках которой прослушала вебинар « Российская цифровая образовательная платформа LECTA- простые шаги к новым возможностям», участвовала в акции « Школа на связи!»,видеоконференциях « Новые технологии. Новые форматы» и «Педагогические смыслы современной информационной среды», а также провела мастер-класс « Создание дистанционного курса для учащихся» на заседании районного методического объединения учителей естественно- научного цикла. Она поделилась опытом работы, опубликовав статью «Инновационная деятельность в сельской малокомплектной школе» во Всероссийском МЦ « Образование и творчество».Ответственный за работу РИП Жиркина Н.А.участвовала в региональном семинаре « Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении», для членов РИП провела круглый стол « Система работы по организации дистанционного обучения в ОО».
Все пять учителей-предметников прошли обучение разработчиков дистанционных курсов на областном семинаре « Методика создания дистанционных курсов в системе Moodle», приняли участие в онлайн-семинаре « ИКТ- компетентность педагога и практические вопросы внедрения и эксплуатации информационной системы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС», в работе межрегионального круглого стола « Эффективные дистанционные образовательные ресурсы». Активно участвовали в работе педагогической мастерской «Особенности организации дистанционного урока», рассказали о своих наработках. Педагоги представили созданные ими на сайте регионального портала дистанционного обучения школьников Саратовской области edusar. soiro.ru дистанционные курсы по русскому языку, математике и истории. В 2017-2018 учебном году будет продолжена работа по реализации инновационного проекта , эти курсы будут предложены обучающимся для апробации.
Внедрение элементов дистанционного обучения создает комфортную образовательную среду в школе без стрессов и насилия, в школе сотрудничества ученика с учителем, когда тезис "Я сам!" становится определяющим фактором развития и самоопределения личности ребенка.
Это идеальное подспорье в создании образовательного пространства, формировании у учащихся познавательной самостоятельности и активности, развития критического мышления. Приобщайте своих учеников к такому удобному, современному способу обучения, как дистанционное обучение, и их успеваемость будет радовать!
Н.А.Жиркина, зам. директора по УВР
МОУ « СОШ имени Н.В.Грибанова
с. Брыковка»
|