Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая разработка на тему: Проектная деятельность с младшими школьниками"

Submitted by Эльвира Владимировна Дружинина on Tue, 29/08/2017 - 20:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дружинина Эльвира Владимировна
Место работы, должность: 

МОУ "Моркинская средняя общеобразовательная школа №2"

учитель начальных классов

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>Методическая разработка с использованием слайдовой презентации &nbsp;составлена для районного методического объединения.</p>

Проектная деятельность с младшими школьниками.

Современному обществу нужен человек, который умеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Современные  условия жизни и общественные отношения заставляют педагогов искать новые образовательные резервы. Одним из таких резервов является внедрение в образовательный процесс проектной деятельности.

   Что такое проект? Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения  определённой цели в течение заданного периода времени.

На мой взгляд, проект – это

П – практическое;

Р – решение;

О – обоснование какой-либо проблемы силами единого творческого коллектива;

Е – единое;

К – коллективное;

Т – творчество.

Проект – это возможность учащимися выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, интервью, демонстрация моделей с комментариями, рефератами, схемы, поделки, инсценировки. Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

Участие в проектной деятельности - это очень сложный труд, как для учеников, так и для учителя, требует большой подготовки. Нужно обдумать каждый шаг, каждый этап, умело направлять, советовать, помогать в решении вопросов и проблем.

 Можно отметить несколько видов проектов.

- По количеству участников проект может быть

         индивидуальные

  •  групповые
  • коллективные

-По содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные и межпредметные.

-По продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты.

- По ведущему виду проектной деятельности существуют информационные, исследовательские, творческие, литературно-творческие, социальные практико-ориентированные (прикладные) проекты. 

Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как

  • самостоятельность,
  • целеустремлённость,
  • ответственность,
  • инициативность,
  • настойчивость,
  •  толерантность

Следует  отметить  положительные стороны проектной деятельности. С точки зрения самого ученика, - то возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Работая над проектом, дети узнают много нового для себя, учатся работать с литературой, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать. Развивается мышление, речь, умение формулировать мысли. Ученик учится работать в коллективе. В результате работы над проектом учащиеся приобретают навыки работы со словарем, книгой, Интернетом, что позволяет раздвинуть горизонт каждого ученика, создать для него более широкие общественные контакты.

Проекты в младших классах – это трудно?

Все учителя начальных классов знают, как трудно приступать к проектной деятельности с учениками 1 класса.   Это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования, большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений.  Но все-таки - это возможно. Конечно, это будут неполноценные проекты, выполненные с помощью родителей. Возможно, это будет лишь элементы проектной деятельности. Но для малыша – это будет его проект.

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:

   I.Творческие проекты (1-4 классы)

   II. Исследовательские проекты (4 класс) –по структуре напоминающее научное исследование.

У первоклассников отсутствуют навыки совместной деятельности, следует учитывать возрастные особенности. Начиная с первых уроков, в первом классе провожу подготовку к осуществлению введения в проектную деятельность. Коллективная творческая работа «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» - первые шаги первоклассника в проектную деятельность.

  • Цель: - вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс творческого характера
  • Задачи проекта: - научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации;
  • Развивать интерес к творчеству, желание фантазировать;
  • Время работы над проектом: 1 месяц
  • Режим работы: дома вместе с родителями

Ученики, трудясь над проектом, открывают для себя много нового и интересного. В ходе большой подготовительной работы дети собирают много материала и оформляют страницы книги «Математика в цифрах». Первоклассникам было интересно создавать свой проект о числах. Они пришли к выводу, что без чисел было бы неинтересно и трудно жить. Числа хранятся в стихах, пословицах, поговорках, загадках и позволяют лучше раскрыть их смысл. Учащиеся научились составлять и разгадывать числовые ребусы, убедились, что наша жизнь невозможна без цифр. Они нас окружают везде: в магазинах и на рынках, на деньгах, на часах и календарях, на страницах книг, в номерах домов и квартир. Некоторые материалы ученики представляли в виде презентации.

Проект «Моя родословная»

Цель: - осознание роли семьи в жизни человека

  • Задачи: - научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации;
  • Способствовать более близкому общению членов семьи;
  • Развивать интерес к истории своих предков, своей родословной;
  • Время работы над проектом: 2 недели
  • Режим работы: дома вместе с родителями

Проводился данный проект в 3 классе. Ученики активно принимали участие. В результате  у нас появилась папка «Моя родословная»

Проект «Моя семья»

  • Тип проекта: творческий
  • Продукт: учащиеся должны подготовить рассказ о своей семье в свободной форме
  • Цель: - вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
  • привлечение родителей к выполнению школьного семейного задания;
  • развивать умения работать самостоятельно;
  • Задачи: - развивать интерес к родной семье, к родственникам;

   - воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к людям;

  • Время работы над проектом: 1 неделя
  • Режим работы: дома вместе с родителями

Проект «Моя семья»

  • Тип проекта: творческий
  • Продукт: учащиеся должны подготовить рассказ о своей семье в свободной форме
  • Цель: - вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
  • привлечение родителей к выполнению школьного семейного задания;
  • развивать умения работать самостоятельно;
  • Задачи: - развивать интерес к родной семье, к родственникам;

   - воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к людям;

  • Время работы над проектом: 1 неделя
  • Режим работы: дома вместе с родителями.

Ученики в течении одной недели готовились к проекту «Моя семья». Данная работа проходила в два этапа:

  1. Составление рассказа по плану и оформление работы в свободной форме.
  2. На окружающем мире дети выступали с готовыми сообщениями о своей семье, опираясь на семейные фотографии. (слайд)

Проект «Мы – сочинители»

  • Цель: - вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс творческого характера
  • Задачи: - сформировать умение самостоятельно придумывать события, явления, определять его место;
  • развивать интерес к творчеству, творческие способности, желание фантазировать;
  • - способствовать совершенствованию воспитательного процесса в сфере нравственного, эмоционального, эстетического развития;
  • Время работы над проектом: 1 неделя
  • Режим работы: дома вместе с родителями

       В январе этого года в начальной школе проводилась «Неделя русского языка и литературы». Всем ученикам дали задание сочинить продолжение стихотворения. Ученики совместно с родителями активно сочиняли стишки, получились очень интересные с иллюстрациями. Вот что у нас получилось.

Творческий проект «Наша планета Земля»

 способствует расширению знаний по окружающему миру. В ходе проекта ученики получили возможность  реализовать себя, самостоятельно подбирая информацию, проявлять  свои  творческие способности к дизайну; оценивать себя и, свою роль в ней, а также оценивать других обучающихся. Образовательным продуктом данного проекта стали макеты. Во время обсуждения результатов проекта ученики рассказывают о том, что именно они задумали, что удалось выполнить, что нет, и в чём состояла основная трудность над проектом. К работе в проекте активно привлекаются родители. 

Информационный проект «Эти удивительные птицы»

Наибольшее удивление и восторг все получили во время защиты проекта «Эти удивительные птицы» (Автор – Соловьев Павел)  по выбранной теме «Страус». Совместно с родителями он создал презентацию, показывающий интересные сведения об этих птиц. Во время демонстрации  слайдов он чётко комментировал словами. Самым интересным оказалось то, что на предпоследнем слайде была его фотография со страусиным яйцом. Оказывается, его трехлетней давности поездка в Геленджик случайно совпала с выбранной темой.

Всем очень понравилось работать над проектом  «Мир сказок». Современные дети мало  читают. Чтобы заинтересовать их, проводили  конкурсы, викторины по сказкам, по произведениям  авторов. После чтения сказок  провели конкурс любимых  сказочных героев. В результате у нас появилась  творческая коллективная папка «Мои любимые сказки».

Так же в первом классе  реализовали с детьми проекты на темы: «Моя малая родина», «Мой класс. Моя школа», «Созвездие  Большой Медведицы», результатом чего дети изготовляли макет ковша Большой медведицы».

В третьем классе реализованы проекты: «Желанный подарок»,  «Мои любимые сказки», исследовательский проект «Мобильный телефон. Польза или вред», заняли 3 место на районном уровне. 

Первые проекты были индивидуальными, готовились совместно с родителями.  Некоторые дети поучаствовали в разных проектах. Дети испытали гордость за представленные результаты своего труда. Им была дана возможность рассказать о своей работе, показать, что получилось, поделиться впечатлениями.

Защита проекта происходит  в виде 5-10 минутного выступления автора /или авторов/ проекта. По окончании проекта ученики осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?" , "Чего я достиг?" , "Что сделал?" , "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?" , "Кому я помог?"

После речи автора (авторов) проекта с анализом своей работы и ее самооценки присутствующие задавали ему (им) вопросы

Оценивали проекты по критериям:

·       Культура речи: убедительность, эмоциональность, доброжелательность. Артистизм.

·       Успешное раскрытие темы проекта с акцентированием внимания на его наиболее сильных /лучших/ сторонах.

·       Качества автора проекта: ответственность, стремление к достижению цели, внимание к критике.

·       Умение полно отвечать на вопросы.

Работу над проектами продолжаем и сейчас. Стараемся её внедрять в урочной деятельности, где  через все уроки «красной нитью»  проходит  идея:  «поставь проблему – разреши – получи продукт».

Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей. Радует то, что проектной деятельностью удалось заинтересовать многих родителей учащихся. Они оказывают помощь в поисках информаций по тем или иным вопросам.

Заключение

Анализируя работы учащихся, я пришла к выводу о продолжении использования проектной деятельности. Это  возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, творчески.

      Главным результатом своей работы я считаю не столько цифры и столбики мониторинга, а весёлые лица ребятишек, которые хотят познавать новое, пробуют свои силы, узнают этот мир, ищут своё место в жизни, приходят в среднее звено самостоятельными, неординарными и творческими людьми.

  В начальной школе дети открыты для творчества: они мечтают о странствиях, приключениях, хотят стать поэтами, художниками. А потому это время нужно не упустить. Творчество не терпит застоя. Оно существует только в динамике - или  развивается, или угасает.

«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими».                       Константин Кушнер

Литература

1.Бондаренко А.И. Проект как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. – Начальная школа  плюс до и после , №5,2004.

2.Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа 2100». – Начальная школа  плюс до и после , №5,2004.

 3.Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов на Дону: Феникс,2007.

4.Филипова С.В.Проектная деятельность как средство становления креативности младших школьников (обобщение опыта работы учителя,    г. Абакан).

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файлSize
Презентация_проект.pptx7.12 MB