Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование нравственных чувств, культуры чтения посредством общения с книгой.

Размещено: Наталия Владимировна Дементьева - вс, 10/09/2017 - 16:42

 

Формирование нравственных чувств,

культуры чтения посредством общения с книгой.

            «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». В.А. Сухомлинский

         Испокон веков книга растит человека. (Русский народный фольклор)

          «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастет сухим, колючим   человеком, и люди о него ушибаются как о лежащий на дороге камень и укалываются как о лист осота»Ирина Токмакова

         Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. «Знаками беды» нашего сегодняшнего дня, по мнению психологов и педагогов, являются складывающаяся на наших глазах идеология потребления, снижение престижа и уровня знаний и образованности, переориентация детей и подростков на ценности западной и особенно американской культуры. В этой ситуации у детей и молодежи формируется неприятие таких извечных нравственных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм. 

         Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

         В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Поэтому одной из главных задач школы является вооружение нравственными знаниями маленьких человечков, которая включает в себя информирование младших школьников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, даёт представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.

         Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

         Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии,         великодушии, справедливости,  гражданственности.

            В 4–5 лет формируются понятия «плохо»«хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков. Дети сознательно встают на сторону добра.

         В возрасте 3–7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях

Качество личности

Выражение качества

Вежливость

Умение здороваться и прощаться; употреблять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините»

Уважительность

Умение уступать место, пропускать вперёд, открывать и придерживать двери; не вмешиваться в чужой разговор и не перебивать.

Честность

Умение говорить правду про себя в любой ситуации

Совестливость

Способность испытывать чувство стыда за свои поступки

Сострадание

Умение видеть беды и проблемы других людей; стремление прийти им на помощь бескорыстно

Скромность

Умение видеть заслуги других; не считать себя самым лучшим, единственным, замечательным

Дружелюбие

Позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку

 

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. Примерно с 6 лет дети предпочитают

волшебные сказки.

Жанры детской.

  • сказки – выдуманные произведения волшебного, бытового или авантюрного характера;
  • басни – рассказы в стихотворной иносказательной форме, изображающие поступки человека и имеющие цель донести определенную мораль;
  • стихи – небольшие поэтические художественные произведения;
  • былины – героические народные песни-сказания о подвигах русских богатырей;
  • рассказы – небольшие повествовательные произведения, имеющие, как правило, одну сюжетную линию;
  • повести – рассказы с хронологически построенным сюжетом;
  • поэмы – большие художественные произведения с повествовательным либо лирическим сюжетом, написанные в стихотворной форме;
  • романы – объемные прозаические произведения со сложной сюжетной линией;
  • фэнтези – прозаический жанр, использующий мифологические, сказочные мотивы.

 

1 группа раннего возраста.

Русский фольклор:

«Колобок», «Репка»,

«Как  коза избушку построила»

Произведения поэтов писателей:

В.Сутеев «Цыпленок и утенок»,

 

Вторая группа раннего возраста
(от2 до 3 лет) Русский фольклор: «Козлятки и волк», «Теремок»

Произведения поэтов писателей России:

«Сказка о глупом Мышонке» С.Маршак

«Больная кукла» В.Берестов

«Девочка- ревушка» А. Барто,П.Барто

Произведения поэтов  и писателей разных стран:

«Маша обедает» С.Капутикян,

 

«Средняя группа»

Друзья»(из книги «Приключения Мишки Ушастика») Ч.Янчарский

Русский фольклор: «Сестрица  Аленушка и братец Иванушка», обр А.Н.Толстого

«Жихарка», обр.И.Карнауховой; «Лисичка –сестричка и волк» ,обр. М.Булатова

«Зимовье», обр.И.Соколова- Микитова

«Петушок и бобовое зернышко», обр.О.Капицы

Фольклор народов мира: «Три поросенка», пер.с англ.С.Михалкова

Произведения поэтов и писателей России:В.Вересаев «Братишка»

«Подкидыш»В.Бианки, «Волшебная иголочка» В.Осеева

«Отец приказал сыновьям…» Л.Толстой,

Произведения поэтов и писателей разных стран :

А Милн «Винни- Пух и все-все-все»(главы из книги)

 

Старшая группа

Русский фольклор:"Сивка - Бурка"перессказ Б.Шергина,"Финист - ясный сокол"обр. А.Платонова,"Хаврошечка"обр.А.Н.Толстого,«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; « Финист- ясный сокол», обр. А. Платонова.

Фольклор народов мира:Кукушка»,ненецк.,обр. К. Шаврова; « Златовласка» ,  пер. с чеш. К. Паустовского.

Произведения поэтов и писателей Россия: В.Драгунский"Друг детства", В.Катаев"Цветик - семицветик", Л. Толстой « Косточка», « Лев и собачка»;

 Б. Алмазов « Горбушка»; А. Гайдар « Чук и Гек»

 

Литературные сказки: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

П. Бажов « Серебряное копытце»; В. Катаев « Цветик- семицветик».

Произведения поэтов и писателей разных стран.Поэзия: « Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер.с польск. С Михалкова.

 Литературные сказки: Р. Киплинг « Слонёнок», пер. с англ. К. Чуковского;

 А. Линдгрен Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел»(главы в сокр.),пер. со швед. Л. Лунгиной

Подготовительная к школе группа
( от 6 до 7 лет)   Русский фольклор. Сказки и прибаутки: Илья Муромец  и Соловей –разбойник»(запись А. Гильфердинга, отрывок); « Василиса Прекрасная» ( из сборника сказок  А. Афанасьева); « Добрыня и Змей»,пересказ Н.Колпаковой;

 Фольклор народов мира

Сказки. Ш.Перро(франц.) « Кот в сапогах»,пер.Т. Габбе.

  Произведения поэтов и писателей  России

Проза. А. Куприн « Слон».

Литературные сказки: А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; А.Ремизов «Гуси-лебеди».

  Произведения поэтов и писателей  разных стран

Литературные сказки.  Х.-К. Андерсен « Дюймовочка»

 «Гадкий утёнок»,пер. с дат. А. Ганзен. «Конек- горбунок»П.Ершов,

С.Топелиус «Три ржаных колоска».

 

Слова «Культура чтения» стали настолько привычными, порой произносят их не особо вдумываясь в смысл. Под культурой чтения  прежде всего понимают высокую требовательность читателя к выбору книг. Она предполагает глубокое проникновение в текст: высокую степень понимания не только самого текста, но и основных идей автора, его нравственной позиции.

Во второй младшей группе .

  • На занятиях учим детей правильно воспринимать и понимать художественное слово.
  • В книжном уголке помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником. 
  • Разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры типа «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?». (Малыши угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.).

Закрепляя у детей знания правил обращения с книгой, знакомим с новыми: книги можно брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы

 

 

Средняя групп.

В книжном уголке помещаем знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. Предлагаем для рассматривания, например, одну и ту же сказку «Репка», но иллюстрированную разными художниками (Ю.Васнецовым и В. Дехтеревым). Это побуждает детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились.

  • Инсценирование знакомых стихов и сказок,  рассматривание рисунков старших дошкольников на темы знакомых произведений: «Колобок», «Теремок», «Федорино горе. ».
  • Проведение литературных викторин: предлагаем по обложке книги узнать произведение, назвать сказку по иллюстрации или по прочитанному из нее отрывку. 
  • Для лучшего усвоения правил обращения с книгами используем игровые приемы, например приход Петрушки, который напоминает эти правила. 

 

 

В старшей группе

  • Формирование понимания мотивов поступков героев литературных произведений, формирование осознанного отношения к ним,  акцентирование внимания на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты.
  •  Закрепление навыков аккуратного пользования книгой. Формирование элементарных представлений о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира.
  •  Обобщающие беседы на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг» и другие.
  • Организация   занятия, посвященные
  • творчеству отдельных
  • писателей, поэтов.

Подготовительная к школе  группа

  • Работа по формированию интереса и бережного отношения к книге продолжается. Знакомя дошкольников с художественным произведением, педагог добивается, чтобы они поняли его главную идею, могли определить жанр, отметить особенности сказки. 
    Детей седьмого года учат понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя. 
  • Экскурсии в школьную библиотеку.  
  •  Обращаем особое внимание на содержание книжного уголка, наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов.
  • Игры для развития речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки»; портреты писателей и поэтов; рисунки детей по мотивам любимых произведений; изготовленные дошкольниками книжки-малютки. 
  • Игры-драматизации.
  •   Выставки поделок для книжного уголка. 
  •  Дидактические игры «Узнай героя», «Найди друга», «Кто автор?». 
  •  Мастерские по ремонту книг.
  • Литературные викторины, тематические вечера, посвященные творчеству писателей, поэтов, на которые приглашаем родителей и учителей соседней школы. 
  •  Приглашение библиотекарей.
  •   Оформление папок– передвижек рекомендаций, как воспитывать бережное отношение к книге. 

 


Поиск

Loading