Развитие инженерных компетенций подрастающего поколения на примере сетевого образовательного проекта «Технопредприниматели будущего»
Размещено: Марина Алексеевна Бут - пн, 25/09/2017 - 10:52
Развитие инженерных компетенций подрастающего поколения на примере сетевого образовательного проекта «Технопредприниматели будущего»
Новые технологические рынки и образ ближайшего будущего создают современные инженеры-технопредприниматели - специалисты, готовые к генерации новых технологических идей, разработке прикладных научно-исследовательских проектов и их последующей коммерциализации. Формировать мышление предпринимателя и стремление заниматься делом необходимо уже в школе, а потом, используя все условия, которые сейчас есть, стать настоящим успешным предпринимателем.
За последние пять лет ситуация в российских вузах стала меняться в лучшую сторону. Ежегодно количество поступающих на естественно-научные специальности и инженерные направления возрастает на десять процентов. Но этого еще недостаточно!
Уже в 13-18 лет ребятам важно иметь возможность приобщения к инновационной среде, поскольку именно высокие технологии и связанная с ними инфраструктура будет постепенно становиться определяющей в развитии современного общества.
Сетевой образовательный проект «Технопредприниматели будущего» был реализован в феврале-апреле 2017 года. Основной целью проекта являлось продвижение в школах Петровского района идей, направленных на развитие инженерного и естественно-научного образования.
Это проект, моделирующий социальную практику менеджмента инноваций в науке и образовании, а также популяризацию достижений и перспектив в сфере нанотехнологий. Это проект реального социального партнёрства учреждения дополнительного образования со школами и представителями науки и бизнеса города и района, предполагающего — пусть и ограниченное — но непосредственное знакомство с практикой исследовательских разработок и организацией производства.
С 13 по 19 марта 2017 года во всех общеобразовательных организациях страны проводилась VI Всероссийская Неделя высоких технологий и технопредпринимательства. Организаторами данного проекта вы можете видеть на слайде. Основная задача Недели – знакомство школьников с современными научными разработками, технологиями и инновациями, а также повышение интереса выпускников к современным техническим специальностям.
Инициатором проведения Недели высоких технологий и технопредпринимательства в Петровском районе выступил Районный центр детского юношеского технического творчества. Мы стали официальным партнером «Школьной лиги».
Из числа учащихся и педагогов Центра была сформирована добровольческая команда, которая разработала и подготовила ряд мероприятий для учащихся 6-11 классов и посетила все городские школы.
Для учащихся 6-7 классов было проведено мероприятие "Аукцион профессий", в ходе которого ребята на практике познакомились с профессиями, связанными с атомной отраслью, попробовали себя в роли ученого, моряка, инженера, медика. Мероприятие позволило получить первичные представления о современных профессиях и требованиях к ним.
Учащиеся 7-8 классов побывали в "Лаборатории кота Шредингера" - уникальном месте, в котором есть свои исследования, достижения и открытия. Каждый из участников урока стал научным сотрудником, познакомился с достижениями нано-технологий, попробовал свои силы в проведении различных опытов и заданий. В ходе занятия ребята в игровой форме познакомились с конкретными достижениями мира нанотехнологий, заинтересовались высокими технологиями, ведь «серьёзная» наука может (и должна!) быть интересной и увлекательной.
Для учащихся 8-9 классов состоялась бизнес-игра "Нано-кот в мешке", где каждый смог почувствовать себя банкиром, успешным бизнесменом, владельцем развивающийся фирмы. Во время игры ребята поучаствовали в торгах на бирже высоких технологий, смогли быстро оценить степень готовности высокотехнологичной идеи к практической реализации, а затем принять решение об инвестировании своих средств в идею или отказаться от инвестиции.
Не менее интересной стала встреча учащихся 9-11 классов с предпринимателями нашего города. Представители бизнес - сообщества (Кидина Е.М, Касич Е.И. Манько С.И., Писаренко С.Н., Апаназиди Е.А., Раджабов У.К.) поведали ребятам свои «Истории успеха», зарядили оптимизмом и сориентировали на правильный жизненный путь. Ребята со своей стороны смогли задать интересующие их вопросы.
Главный принцип всех проведенных мероприятий - активная деятельность учащихся. Каждый участник события вынес для себя что-то конкретное: идею, знание, эмоцию. Краткие отчеты о проведении выездов в образовательные учреждения города были размещены на официальном сайте МКУ ДО РЦДЮТТ и самих школ.
В итоге посещения общеобразовательных школ города в рамках Всероссийской Недели высоких технологий и предпринимательства охват учащихся составил около 800 человек.
К сожалению, мы не смогли посетить сельские школы из-за дальней расположенности. И мы решили обраться к учащимся и педагогам сельских школ, чтобы они поддержали нашу инициативу и поучаствовали во Всероссийской Недели высоких технологий и предпринимательства самостоятельно с дальнейшим отчетом по итогам деятельности и размещением на официальном сайте своих учреждений.
В рамках проекта был проведен конкурс на создание лучших мотиваторов и видеороликов о значимости профессии инженера (впечатляющей рекламы профессии инженера) и их размещение на YouTube и соцсетях. Сам процесс изготовления мотиватора или видеоролика - это уже привлечение учащихся к техническому творчеству. К судейству над конкурсом были привлечены специалисты производств технических направленностей на волонтерской основе. В конкурсе приняли участие 38 работ из 9 образовательных учреждений Петровского района.
Также в рамках проекта было запланировано посещение высокотехнологичных предприятий. Нам было важно показать школьникам с тем, как устроено современное высокотехнологическое производство; какие процессы реализуются на таком производстве, какие профессии там востребованы, какими квалификациями и компетентностями нужно обладать, чтобы там работать. На слайде представлены те организации, которые мы посетили с ознакомительными экскурсиями.
В рамках реализации проекта в нашем учреждении были проведены проф-пробы инженерных и предпринимательских специальностей. К их проведению были привлечены как молодые так и уже опытные специалисты предприятий нашего города на добровольческой основе. Всего состоялись две профпробы по профессиям «видеооператор, специалист видеомонтажа» и «инженер-проектировщик» (на примере робототехники). Профпробы посетили старшеклассники близлежащих городских школ в количестве 58 человек.
Наш проект направлен на то, чтобы подростки и молодежь задумались о значении научно-культурных ценностей в жизни современного подростка, по-иному взглянули на сферу применения ставших уже всем привычных гаджетов, обратили внимание на взаимосвязь культуры и современного технического прогресса и успешного обучения в развитии гармоничной личности и дальнейшего успешного самоопределения в профессии.
Единственный способ вырастить научно грамотных людей – это показать детям, что изучение современной науки и современной техники может быть очень приятным занятием и сможет научить реализовать свои интеллектуальные, познавательные способности и потребности, показать свое собственное «я» через техническое творчество.
Образовательная составляющая проекта направлена на формирование пространства, объединяющего «первую» и «вторую» половину дня; исследовательскую, проектную и технологическую деятельность школьников; взаимодействие школы с учреждением дополнительного образования.
Данный проект стал победителем краевого этапа Всероссийской акции «Я – гражданин России» в номинации «Молодежная проблематика», а также вошел в число лучших проектов отборочного этапа Всероссийского конкурса научно-технического творчества молодежи НТТМ-2017.