Официальный сайт welinux 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Изображение кадетства в русской литературе XIX века (на материалах повестей Н.С. Лескова и А.И.Куприна)

Submitted by Нина Васильевна Воронкова on Tue, 03/10/2017 - 15:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Воронкова Н.В.
Регион: 
Город Москва
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>Цель нашей работы</strong> заключается в том, чтобы через историко - литературный анализ повестей Н.С. Лескова &laquo;Кадетский монастырь&raquo;, А.И.Куприна &laquo;Кадеты&raquo; выявить основные правила кадетского образования, и с опорой на них составить кодекс чести современного кадета и сравнить его с локальным актом школы &laquo;Кодекс чести кадета МБОУ СОШ№2 г.Ядрин&raquo;.</p> <p>Обозначенную выше цель предполагается решить через <strong>ряд задач</strong>:</p> <p>1. Проанализировать литературу историко-педагогического характера, посвященную становлению и развитию кадетского движения в России.</p> <p>2. Проанализировать &nbsp;повести Н. С. Лескова &laquo;Кадетский монастырь&raquo;, А.И.Куприна &laquo;Кадеты&raquo; на предмет выявления в них как исторической составляющей, так и основ педагогической системы подготовки кадетов.</p> <p><br /> <br /> &nbsp;</p>

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава первая. Исторические и педагогические основы формирования

кадетского движения в России

1.1. Исторические основы формирования кадетского движения в России

1.2 Педагогические основы формирования кадетского движения в России

Выводы по первой главе

Глава вторая. Особенности изображения кадетства в русской литературе XIX

века

2.1 Историко-педагогическая основа повести Н.С. Лескова «Кадетский

монастырь»

2.2. Современный кодекс чести кадета

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Образование как одна из сфер жизнедеятельности человека сопровождает его на

всех ступенях развития. В любую историческую эпоху образование является

той движущей силой, которая способна не только развивать общество через

научно-технический прогресс, но и совершенствовать, в-первую очередь, его

духовную составляющую. В настоящее время большое значение отводится

именно духовно-нравственному становлению молодого поколения.

Возрождаются давно забытые традиции в процессе обучения и воспитания. Всё

большое значение приобретают, утратившие в последние два десятилетия XX

века, принципы гуманистической педагогики, основы которой были еще

заложены Я.А. Коменским, продолжены в трудах Я. Корчака, В. А.

Сухомлинского, Ш.А. Амоношвили. Традиции гуманистической педагогики

лежат в основе кадетского образования в России.

Кадетство в наше стране стало больше, чем просто название группы людей,

окончивших военное заведение. Это социальное явление стало, в своем роде,

символом нашей страны, и навсегда вписано в её историческую память. Хотя

само слово «кадет» и переводится с французского как «младший», заключает в

себе более значимый смысл. Образ настоящего кадета, с присущими ему

положительными и отрицательными качествами, мы можем обнаружить в

произведениях русской литературы XIX века (Н. С. Лесков «Кадетский

монастырь», А. И. Куприн «На переломе. Кадеты»), когда этот социальное

явление было очень распространено, ведь обучение в подобном заведении

становилось своеобразным «социальным» лифтом того времени. Примечателен

тот факт, что тема кадетства не утрачивает своей актуальности и в настоящее

время. Современной литературе так же не чуждо описание жизни кадет.

(Данченко В.Г., Калашников Г.В. «Кадетский корпус» 2006 г., Коршунов-Калоев

А. «Старая тетрадь. Повесть о кадетах Владикавказкого кадетского корпуса»,

2009г.)

Таким образом, в своей работе мы хотели бы обратиться к произведениям

литературы так, как, на наш взгляд, данный вид искусства умело сочетает в себе

фактологическую точность истории и способность к художественному

вымыслу.

Цель нашей работы заключается в том, чтобы через историко —

литературный анализ повести Н.С. Лескова «Кадетский монастырь» выявить

основные правила кадесткого образования, и с опорой на них составить кодекс

чести современного кадета.

Обозначенную выше цель предполагается решить через ряд задач:

1. Проанализировать литературу историко-педагогического характера,

посвященную становлению и развитию кадетского движения в России.

2. Проанализировать текст повести Н. С. Лескова «Кадетский монастырь» на

предмет выявления в ней как исторической составляющей, так и основ

педагогической системы подготовки кадетов.

3. Составить кодекс чести современного кадета

Основной гипотезой исследования является предположение о том, что

произведения XIX века, посвященные теме кадетства не утратили своей

актуальности до настоящего времени.

Объект исследования: текст повести Н.С. Лескова «Кадетский монастырь».

Предмет исследования: система персонажей произведения, историческая

основа повести, педагогическая система кадет.

В ходе реализации своей работы планируется использовать следующие

теоретические и практические методы:

теоретический анализ исторической, психолого-педагогической литературы;

метод обобщения полученной информации; «Традиционный» анализ внешних

связей художественного текста: социологический, историко-культурный,

сравнительный, биографический подходы.

Актуальность нашего исследования определяется общими процессами

возрождения традиций гуманистической педагогики в системе современного

образования («Духовно-нравственная концепция»), а так же в том, что автор

данной работы обучается в кадетском классе.

Новизна этой __________работы заключается в том, что не смотря на то, что существуют

различные анализы данного произведения, мы предлагаем свой взгляд на эту

повесть как на актуальное, вписывающееся в рамки современного

образовательного процесса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что

проделанная работа ведет к расширению знаний из области литературоведения,

формированию навыков исследовательской деятельности, к увеличению общего

кругозора обучающегося.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной

литературы.

Глава I

Исторические и педагогические основы формирования кадетского

движения в России

1.1. Исторические основы формирования кадетского движения в России

Литература как один из видов искусства призвана показывать события

окружающей действительности. В зависимости от миропонимания автора

изображаемые события переосмысливаются, прирастают художественным

вымыслом, сохраняя, при этом, один из основных принципов литературы —

принцип историзма.

Историзм — литературоведческое понятие, обозначающее одно из важных

свойств художественной литературы — ее способность в живых картинах,

конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной

исторической эпохи. При этом термин «историзм» понимается в двух смыслах.

В широком смысле историзм присущ всем истинно художественным

произведениям, независимо от того, изображают ли они современность или

далекое прошлое. Историзм связан с тем, насколько верно художник понимает

смысл изображаемых им исторических событий, в какой степени он вооружен

знанием законов общественного развития. В узком значении — свойство

произведений исторической тематики или исторического жанра. Выражается в

способности автора отобразить самобытность описываемой эпохи, показать

своеобразие облика и характеров персонажей. Получает конкретное

воплощение в изображении событий прошлого, исторических деятелей,

историко-бытовых, батальных сцен.

Итак, для того, чтобы перейти к рассмотрению обозначенных нами

литературных произведений, нам необходимо убедиться, что анализируемое

нами явление кадетства имеет исторические корни. Основной целью данной

главы будет рассмотрение исторических предпосылок возникновения и

существования кадетства как важной части воспитания подрастающего

поколения России 19 века.

Сразу отметим, что мы не ставим перед собой цель детального описания

исторических реалий, в которых происходило зарождение и становление

кадетства, так как это противоречит основному литературоведческому

направлению нашей работы.

Изучив литературу (Алпатов Н.И., Волков С. В., Висковатов А. В., Греков В.Ф.

Марков А.Л ), посвященную описанию истории развития кадетского движения

в России, мы пришли к следующим выводам.

Данное направление имеет глубокие исторические корни, восходящие к

правлению Петра I. Одной из первоочередных задач, стоявших перед молодым

императором, стала забота о создании в России постоянного войска с

грамотным командным составом. Петр осознавал, что для полноценного и

эффективного обеспечения российской армии качественными кадрами,

необходимо грамотно организовать их подготовку внутри страны. Поэтому в

1701 г. Петр основал в Москве «Школу математических и навигацких наук» (с

1715 г. — Академия морской гвардии, впоследствии преобразованная в

Морской кадетский корпус), которая, по словам самого Петра, была «нужна не

только к морскому ходу, но и артиллерии и инженерству» [ с.213]. Основные

предметы, изучаемые в этих учебных заведениях были: словесная и письменной

наука, музыка, строевая подготовка, арифметика, артиллерийская и инженерная

наука. В январе 1730 г. императрица Анна Иоановна издала указ об

учреждении в России кадетского корпуса.

Об этом корпусе пойдет речь в повести Н. С. Лескова «Кадетский монастырь».

Во всех кадетских корпусах России вторым после директора корпуса лицом был

инспектор классов. В обязанности обер-профессора было вести журнал

успеваемости кадетов и оценивать возможности и способности их в каждый

конкретный период времени, с тем, чтобы можно было заранее определить

возможные перспективы использования того или иного кадета после выпуск. В

программу обучения кадетского корпуса наряду со специальными военными

предметами были включены основы точных, естественных и гуманитарных

наук. Преподаванию последних уделялось особое внимание. В корпусе

изучались «российская словесность» (язык и литература), история (в том числе

история Древней Греции и Рима, курс которой предполагал ознакомление

воспитанников с произведениями древних авторов не только в современных

французских и немецких переводах, но и на латинском языке), геральдика и

генеалогия, кадеты обучались верховой езде, фехтованию, танцам,

юриспруденции, новым и древним языкам. В эпоху правления Екатерины II

кадетское образование получило дальнейшее развитие. И 25 октября 1762 г. по

указу (1762 — 1796) на базе Соединенной артиллерийской и инженерной

школы создается Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус

(с 1800 г. — 2-й кадетский корпус) для подготовки офицеров для

артиллерийских и инженерных частей. Таким образом, было создано единое

военное учебное заведение, в Уставе которого было отмечено следующее

положение «надо взрастить младенца здорового, гибкого и крепкого, вскоренить

в душе его спокойствие, твердость и неустрашимость» [4 с.341].

Таким образом, Новый устав был направлен на улучшение образования и

воспитания в кадетских учреждениях.

Павел I (1796-1801) внес свой вклад в систему подготовки молодых людей к

службе в российской армии. В 1798 году он учреждает Военно-сиротский дом и

его отделения при гарнизонных полках. В 1829 году Императорский сиротский

дом получил наименование Павловского кадетского корпуса (прекратил свое

существование в 1863 г.). Сторонник прусской военной системы, Павел велел и

в кадетских корпусах установить жесткую военную дисциплину [ 4 с.213].

При Александре I в корпусах продолжало укрепляться военное начало,

заложенное Павлом I. Различия с системой гражданского образования

становились все более очевидными.

Анализ исторических источников свидетельствует, что наибольший вклад в

создание и развитие российских кадетских корпусов внес император Николай I

(1825 -1855). При Николае I складывается наиболее стройная и рациональная

система устройства кадетских корпусов и управление ими. Для разработки

нового положения о военно-учебных заведениях по указанию императора 11

мая 1826 г. был образован комитет под председательством инженер-генерала

Оппермана. Результатом четырехлетней работы явился проект «Общего

положения и Устава для военно-учебных заведений». По новому положению все

военно-учебные заведения делились на три класса.

Цель всех учебных заведений состояла в подготовке сыновей дворян к военной

службе.

К 1917 году в России действовали 31 кадетский корпус, включая Морской и

Пажеский. Так, российское кадетское образование, возникшее в первой

половине ХVIII века, стало основой для становления и развития кадетского

движения, которое, в свою очередь, привело к возрождению кадетского

образования на рубеже ХХ и ХХI веков.

Специализированные военные училища были созданы во время Великой

отечественной войны в соответствии с постановлением Совета Народных

Комиссаров СССР от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по

восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации».

Тогда же они получили свое название в честь русского полководца Александра

Васильевича Суворова. В 1943 году по Постановлению правительства № 901

Наркомату обороны в течение октября и ноября предписывалось сформировать

«по типу старых кадетских корпусов» девять Суворовских училищ.

После распада Советского Союза (1991г.) остается всего несколько суворовских

военных училищ и одно нахимовское.

В начале 90-х годов по инициативе офицеров запаса, бывших воспитанников

нахимовских, суворовских училищ, в Москве при общеобразовательных школах

стали создаваться кадетские классы и кадетские школы выходного дня. Их

основной целью является оказание помощи государству в воспитании на основе

исторических ценностей патриотов своей Родины. В 1993 году был создан

первый Московский имени Великого князя Дмитрия Донского кадетский

корпус.

Указ Президента России Б.Н. Ельцина от 09 апреля 1997 года за № 118 РП « О

создании образовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов)»

поддержал «инициативу общественного движения за возрождение

общеобразовательных кадетских школ-интернатов», и положил начало

созданию кадетских образовательных учреждений в субъектах Российской

Федерации.

Первый кадетский класс в городе Саранске, да и в Мордовии тоже, был открыт

в 2000 году в МОУ «Лицей № 26». При непосредственном участии генерал-

майора В.Ю. Кормилицына – начальника Главного управления МЧС России по

Республике Мордовия, полковника В.В. Анкудинова – заместителя начальника

Главного управления МЧС России по Республике Мордовия, Ю.П.

Митрофанова - директора МОУ «Лицей № 26», был заложен фундамент

кадетского движения в Мордовии, как элемента системы патриотического

воспитания молодёжи республики.

1.2. Педагогические основы формирования кадетского движения в России

Рассмотрев исторический путь становления кадетского образования отметим,

что этот вид учебных заведений претерпевал различные изменения,

касающиеся как небольших структурных изменений, так и основополагающие,

которые затрагивают систему подготовки. Поэтому считаем необходим в этом

параграфе рассмотреть особенности педагогической системы кадетского

образования.

В основу воспитательной системы 1-го кадетского корпуса в Санкт-Петербурге

легли принципы «гуманистической педагогики». Гуманистическая педагогика

это система научных методов, которая утверждает воспитанника в роли

полноправного, сознательного и активного участника учебно-воспитательного

процесса, развивающегося в меру своих возможностей и способностей.

Гуманизм – это единая концепция, определяющая человека как наивысшую

ценность в мире. Основным положением этой концепции является защита

достоинства личности, признание ее прав и свобод, проявление и развитие

способностей личности, создание для всего этого благоприятных условий.

Следует отметить тот факт, что педагогическая система подобных учреждений

подразумевала синтез образования, воспитания и обучения. Согласно

«Лингводидактическому энциклопедическому словарю» данные категории

педагогики определяются следующим образом:

образование – это формирование личности в целом, по какому-то образу;

воспитание – формирование нрава, характера;

учение – формирование интеллекта.

Кадетское воспитание - строго согласованное с общими началами российского

государственного устройства система формирования личности воспитанника с

целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и, в-первую

очередь, на военном поприще. посредством сообщения каждому воспитаннику

тех верных понятий и стремлений, которые служат прочною основою чувству

верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех

личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемое

специально подготовленными офицерами-воспитателями и начальниками в

условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного

обучения. [ 2 с.211]. Обучение и воспитание в кадетском корпусе, проникнутое

духом гуманизма и имеет главной целью подготовить воспитанников к

служению Отечеству на военном и гражданском поле деятельности

посредством постепенной, с детского возраста, выработки тех согласованных с

общими началами российского государственного устройства верных понятий и

стремлений, служащих прочной основой искренней преданности Родине,

сознательного повиновения власти и закону и чувства чести, добра и правды.

Военно-патриотическое воспитание должно в каждом кадете всесторонне

развивать душевные и физические способности: правильно образовывать

характер, глубоко укоренять понятия благочестия и долга, твердо упрочить

задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в

воспитании гражданина, служащего Отечеству, какой бы профессиональный

путь он ни выбрал в дальнейшем. Формирование с раннего возраста чувства

ответственности за свои поступки, за товарищей, беспрекословного подчинения

законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного

достоинства. С раннего возраста кадет привыкает к четкой организации своей

деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека,

становится дисциплинированным и организованным. Кадеты должны

постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности,

свято блюсти честь кадета, защищать своё достоинство и уважать достоинство

других. С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей

деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека,

становится дисциплинированным и организованным. Они должны помнить,

что по их поведению судят не только о них, но и о чести кадетского корпуса в

целом.

Таким образом, основой для формирования обучающихся кадетских

корпусов военно-патриотических качеств являются, особенности воспитания,

заложенные концепцией гуманистической педагогики.

Выводы по первой главе

Рассмотрев научную литературу, посвященную изучению становления и

развития кадетского движения в нашей стране с точки зрения ее исторической и

педагогической составляющей, мы пришли к следующим выводам:

1. История развития кадетского движения в нашей стране имеет глубокие

корни: от эпохи Петра Первого до наших дней. На разных этапах происходило

то возрождение, то, наоборот, упадок подобных заведений.

2. Необходимость в наличии подобных учреждений была вызвана не только как

стремление подготовить военные кадры, но и как стремление подготовить

эффективных государственных управленцев.

3. Особую роль в подготовке будущих государственных деятелей играл синтез

воспитания-образования-учения.

4. Основой педагогической составляющей кадетского образования стала

концепция гуманистической педагогики.

Вторая глава

Особенности изображения кадетства в русской литературе XIX века

Проведенный теоретический обзор в первой главе позволяет нам перейти к

практической составляющей нашей работы. Основной целью второй главы

является проведение анализа произведений литературы XIX века таких как,

повесть Н.С. Лескова «Кадетский монастырь» на предмет выявления в них

основ кадетского воспитания.

Сразу отметим, что в процессе работы мы не ставили перед собой цель

проведения полного филологического анализа текста. Объясним почему. Во-

первых, рассматриваемый нами текст уникален и представляет собой

отдельную культурную ценность, как любое произведение искусства, во-

вторых, проведение полного филологического анализа подразумевает

увеличение объема нашего исследования, что противоречит правилам,

предъявляемым к работам подобного рода. В процессе анализа нами был

сделан особый акцент на выявление соответствий между исторической

основной кадетского движения и его художественным воплощением в

обозначенном выше произведении литературы. Первый параграф этой главы

будет посвящен рассмотрению произведения с точки зрения исторической

составляющей.

2.1. Историко-педагогическая основа повести Н.С. Лескова «Кадетский

монастырь»

Историческая основа повести Н.С. Лескова «Кадетский монастырь»

прослеживается с первых строчек произведения «Воспоминания мои касаются

Первого петербургского кадетского корпуса, и именно одной его поры, когда я

там жил, учился и сразу въявь видел всех четырех праведников, о которых буду

рассказывать. Но прежде позвольте мне сказать о самом корпусе, как мне

представляется его заключительная история» [Н. С. Лесков, Собрание

сочинений, т. 2, СПб., 1889, стр. 61—100 (в цикле «Праведники») ].

В системе персонажей повести мы обнаруживаем образы многих видных

деятелей, того времени так или иначе касающихся жизнедеятельности

учреждения. Н.С. Лесков, используя при создании этого произведения прием

художественной обработки реально существующих воспоминаний, делает саму

фигуру автора-повествователя историческим лицом. Сохранились сведения, о

том, что во время работы над повестью «Кадетский монастырь», Н.С. Лесков

опирался на подлинные данные – воспоминания бывшего кадета Г.Т.

Похитонова, оформленные в виде стенограммы. «Стенограмма Г. Д.

Похитонова (1810—1882). озаглавленная: «Мои воспоминания о первом

кадетском корпусе», хранится ныне в ЦГАЛИ (шифр 36—72). 7 февраля 1884

года Лесков писал редактору «Исторического вестника» С. Н. Шубинскому:

«Некоторый важный сановник пожелал продиктовать мне свои воспоминания

из царств<ования> имп. Николая, а другое властное лицо доверило мне

секретные бумаги, с тем, чтобы как одними, так и другими материалами

воспользовался «непременно я сам, и обработал бы их собственноручно». [Н.

С. Лесков, Собрание сочинений, т. 2, СПб., 1889, стр. 61—100 (в цикле

«Праведники») ]. Художественный образ автора умело вписан в реальную

историческую канву того времени. «Я прошу верить, а лично слышащих меня --

засвидетельствовать, что моя память совершенно свежа и ум мой не находится в

расстройстве, а также я понимаю слегка и нынешнее время», в этом

высказывании видно, что рассказчик заявляет о себе, как об реальном лице,

участнике описываемых событий. Его развитие и становление показано на

контрасте с фигурами «четырех праведников», людей отличавшихся особыми

душевными качествами: директор М. П. Перский, эконом А. П. Бобров, врач

М. С. Зеленский, "отец архимандрит". О том, что вышеперечисленные

персонажи повести являются реальными историческими людьми

свидетельствует тот факт, что до нас дошли воспоминания об этих деятелях.

Так, сохранились воспоминания о Первом кадетском корпусе А.В. Борщова,

бывшего воспитанника этого заведения, где он описывает обстановку, в которой

приходилось расти и развиваться будущим офицерам русской армии, а так же

ярко показывает фигуры своих наставников, среди которых мы встречаем и

упомянутых выше персонажей. «Директор наш, сам наш бывший кадет и

офицер лейб-гвардии Стрелкового полка, был воспитателем превосходным, на

старости лет я отдаю ему должное. Кто, как не он, своими постоянными

рассказами и показами привил нам, кадетам, интерес, любовь и преклонение

перед седою стариною, веявшей на нас с этих родных корпусных стен? История

нашего корпуса — это история полуторастолетнего периода истории России»

[Военная быль № 96, март 1969 ].

Особое внимание в повести уделяется описанию главных героев и их

педагогическому мировоззрению. Так, например, в изображении всех «четырех

праведников» мы можем проследить черты гуманистической педагогики,

выражающийся в том, что на первое место выходит личность ученика, его

потребности в получении качественного образования. В подтверждение этого

следует привести слова автора-рассказчика о значимости кадетского

образования в его жизни «Может быть, хорошо и то и другое, а я коротенько

расскажу, кто нас воспитывал и как воспитывал, то есть какими чертами своего

примера эти люди отразились в наших душах и отпечатлелись на сердце,

потому что -- грешный человек -- вне этого, то есть без живого возвышающего

чувства примера, никакого воспитания не понимаю. Да, впрочем, теперь и

большие ученые с этим согласны».

Остановимся кратко на фигурах «четырех праведников». Характеризовать мы

их будем по следующим признакам:

1. Портретная характеристика персонажа.

2. Его педагогическая система.

«Первым праведником» предстает «Директор, генерал-майор Перский (из

воспитанников лучшего времени Первого же корпуса)». Его внешность

является образцом для подражания.

«Михаил Степанович Перский был замечательная личность: он имел в высшей

степени представительную наружность и одевался щеголем. Не знаю, было ли

это щегольство у него в натуре или он считал обязанностию служить им для нас

примером опрятности и военной аккуратности. Он до такой степени был

постоянно занят нами и все, что ни делал, то делал для нас, что мы были в этом

уверены и тщательно старались подражать ему. Он всегда был одет самым

форменным, но самым изящным образом: всегда носил тогдашнюю

треугольную шляпу "по форме", держался прямо и молодцевато и имел важную,

величавую походку, в которой как бы выражалось настроение его души,

проникнутой служебным долгом, но не знавшей служебного страха». Как видим

из описания внешности М.П. Перского, он предстает перед своими

воспитанниками гармоничной личностью, в которой было равновесие внешних

и духовных сил. Не смотря на то, что он был директором учебного заведения,

он вел весьма аскетичный образ жизни «...жил он совершенно монахом. Более

строгой аскетической жизни в миру нельзя себе и представить. Не говоря о том,

что сам Перский не ездил ни в гости, ни в театры, ни в собрания, -- он и у себя

на дому никогда никого не принимал...», «...Вся прислуга директора состояла из

одного вышеупомянутого вестового, музыканта Ананьева, который не

отлучался от своего генерала...», «...ходил для него с судками за обедом, не

куда-нибудь в избранный ресторан, а на общую кадетскую кухню. Там

кадетскими же стряпунами готовился обед для бессемейных офицеров, которых

в нашем монастыре, как бы по примеру начальника, завелось много, и Перский

кушал этот самый обед, платя за него эконому такую же точно скромную плату,

как и все другие...». Проявляя к своему существованию столь простые

требования, М.П. Перский в работе отличался особым упорством, терпением и

заботой ко всем своим воспитанникам «...понятно, что, находившись весь день

по корпусу, особенно по классам, где он был не для формы, а, имея хорошие

сведения во всех науках, внимательно вникал в преподавание», «...но не

отдыхал, а тотчас же садился просматривать все журнальные отметки всех

классов за день...», «...вечер свой Перский проводил за инспекторскими

работами, составляя и проверяя расписания и соображая успехи учеников с

непройденными частями программы. Потом он много читал, находя в этом

большую помощь в знании языков. Он основательно знал языки французский,

немецкий, английский и постоянно упражнялся в них чтением. Затем он

ложился немного попозже нас, для того чтобы завтра опять встать немного нас

пораньше...»

«Вторым праведником», о котором идет повествование, является эконом

учебного заведения А.П. Бобров «Я ставлю его вторым только по

подчиненности и потому, что нельзя всех поставить вместе в первых, но по

достоинствам души, сердца и характера этот Андрей Петрович был такой же

высоко замечательный человек, как сам Перский, и ни в чем не уступал ему,

разве только в одной умственной находчивости на ответы. Зато сердцем Бобров

был еще теплее», с таких слов начинается рассказ о нем. Внешность его

отличалась от внешности директора прямо противоположно

«Бобров был низенького роста, толстый, ходил с косицею и по опрятности

составлял самый резкий контраст с Перским, а был похож в этом отношении на

дедушку Крылова. Сколько мы его знали, он всегда носил один и тот же

мундир, засаленный-презасаленный, и другого у него не было. Цвет воротника

этого мундира определить было невозможно», но автор не укоряет его, а, дает в

дальнейшем повествовании объяснение этому тем, что все заработанные деньги

эконом тратил на то, чтобы обеспечить начальное существование будущих

выпускников «...Андрей Петрович сожалел о бедняках и безродных и хотел,

чтобы и из них каждый имел что-нибудь приличное, в чем оно ему

представлялось. Он давал всем бедным приданое -- серебряные ложки и белье.

Каждый выпущенный прапорщик получал от него по три перемены белья, две

столовые серебряные ложки, по четыре чайных, восемьдесят четвертой пробы.

Белье давалось для себя, а серебро -- для "общежития"...». Эконом не принимал

непосредственного участия в образовательном процессе кадет, но его отеческое

отношение ко всем воспитанникам еще раз доказывает, что он был большим

гуманистом и приверженцем достойного отношения ко всем без исключения.

Во что о его любви к кадетам говорит нам автор мемуаров «...только не так

любил, как иные любят, -- теоретически, в рассуждениях, что, мол, "это

будущность России", или "наша надежда", или же еще что-нибудь подобное,

вымышленное и пустяковое, за чем часто нет ничего, кроме эгоизма и

бессердечия. А у нашего бригадира эта любовь была простая и настоящая,

которую не нужно было нам изъяснять и растолковывать. Мы все знали, что он

нас любит и о нас печется, и никто бы нас в этом не мог разубедить...». В том,

что А. П. Бобров является реальным историческими лицом, указывает тот факт,

что «находившийся тогда в числе кадет Кондратий Федорович Рылеев (с 14-го

июля 1826 года) посвятил ему оду.

«Третьим праведником» в произведении является врач учебного заведения

«...теперь третий постоянный инок нашего монастыря -- наш корпусный

доктор Зеленский. Он тоже был холост, тоже был домосед. Этот даже превзошел

двух первых тем, что жил в лазарете, в последней комнате». Высокий

профессионализм, полная отдача своему делу, стремление во всем добиваться

от себя и от воспитанников только лучших результатов — вот основные

качества доктора Зеленского «...числа визитаций у него не полагалось, а он

всегда был при больных. В день несколько раз обойдет, а кроме того еще

навернется иногда невзначай и ночью. Если же случался труднобольной кадет,

так Зеленский и вовсе его не оставлял — тут и отдыхал возле больного на

соседней койке...». Когда в учебном заведении сменился главный директор, то

процесс обучения существенно изменился не в лучшую сторону. Из

преподавания были убраны многие дисциплины, столь любимые

воспитанниками. Запрещалось чтение многих книг, да и сама библиотека была

упразднена в скором времени. В такой не простой обстановке доктор Зеленский

находил возможность доставлять до воспитанников лучшие произведения того

времени. Когда кадеты были больны, они находились в лазарете у врача, вход

куда был строго запрещен посторонним лицам. В это время кадеты читали

книги, практиковались в изучении иностранных языков «...правда, что это не

составляет предмета заботливости врача казенного заведения, но он же был

человек, он любил нас, он желал нам счастия и добра, а какое же счастие при

круглом невежестве?», «...добрый и просвещенный человек, каким, несомненно,

был наш доктор Зеленский, не мог не чувствовать, как это ужасно, и не мог не

позаботиться если не пополнить ужасающий пробел в наших сведениях (потому

что это было невозможно), то по крайней мере хоть возбудить в нас какую-

нибудь любознательность, дать хоть какое-нибудь направление нашим

мыслям...»

“Четвертым» и последним «праведником» этого учебного заведения был "отец

архимандрит". К сожалению, автор не называет нам его ни имени, ни фамилии,

но это нисколько не затмевает того значения, которое он играл в жизни простых

кадет. Описанию его внешности автор так же отводит небольшое место,

буквально пару предложений, на основе которых мы можем составить

представление о нем «...он был сердового возраста, небольшого роста, сухощав

и брюнет, энергический, живой, с звучным голосом и весьма приятными

манерами, любил цветы и занимался для удовольствия астрономией..». Его

манера обучать детей состояла в постоянной беседе. Он умел говорить, а, что

важнее, умел слушать. «...но мы никогда не могли его вволю наслушаться, и он

это видел: всякий день, когда нас выпускали в сад, он тоже приходил туда,

чтобы с нами разговаривать. Все игры и смехи тотчас прекращались, и он

ходил, окруженный целою толпою кадет, которые так теснились вокруг него со

всех сторон, что ему очень трудно было подвигаться. Каждое слово его ловили.

Право, мне это напоминает что-то древнее апостольское. Мы перед ним все

были открыты; выбалтывали ему все наши горести...».

Итак, проанализировав образы всех «четырех» праведников мы пришли к

следующему выводу. Персонажи эти являются реальными историческими

персонажами. Выстроенная ими образовательная система основывается на

принципах гуманистической педагогики. Всем четверым были чужды

телесные наказания, безнравственное, халатное отношение к своим

воспитанникам. Они проявляли лишь любовь, доброту и искреннюю

заинтересованность в дальнейшей жизни своих воспитанников. Опираясь на

полученный материал, попробуем составить своеобразный свод правила

поведения кадетов Первого Петербургского корпуса:

- опрятность и аккуратность в одежд;е

- отказ от курения и употребления крепких спиртных напитков;

- нацеленность на сплоченность в коллективе сверстников;

- постоянно повышать свое образование через усердные занятия по всем

дисциплинам;

- всеобщая помощь;

- соблюдение точной дисциплины и строгой субординации;

- сохранение духовной культуры личности, развитие ее лучших моральных

качеств.

Таким образом, мы можем приступить к выведению кодекса чести, актуального

для современного кадета.

2.2. Современный кодекс чести кадета

В наше школе 30 ноября произошло торжественное посвящение учеников 7

класса в кадеты. Это мероприятие предзнаменовала большая подготовительная

работа все участников образовательного процесса. В Положении о кадетском

классе МОУ «Лямбирская СОШ №2» прописаны основные цели и задачи

создания кадетского класса, права и обязанности сторон. Но самым главным,

на наш взгляд, является то, что в Положении прописаны правила поведения

кадетов. Для того, чтобы лучше увидеть черты сходства, или, наоборот, черты

различия двух кодексов представим их в таблице:

Таблица.

Сравнение правил поведения кадетов

по материалам повести Н.С. Лексова «Кадетский монастырь»

и правил поведения современных кадетов

Правила поведения кадетов

по материалам повести Н.С. Лексова

«Кадетский монастырь»

Правила поведения современных

кадетов

- опрятность и аккуратность в одежде;

- отказ от курения и употребления

крепких спиртных напитков;

- нацеленность на сплоченность в

коллективе сверстников;

- постоянно повышать свое

образование через усердные занятия

- упорно и настойчиво

овладевать знаниями, стараться быть

всесторонне развитым, образованным

и культурным человеком, готовым

выполнять свой общественный и

воинский долг;

по всем дисциплинам;

- всеобщая помощь;

- соблюдение точной дисциплины и

строгой субординации;

- соблюдение правил гигиены, для

поддержания здорового тела;

- сохранение духовной культуры

личности, развитие ее лучших

моральных качеств.

- быть дисциплинированным,

честным и правдивым, соответствовать

нормам поведения в обществе и

добросовестно их выполнять;

- соблюдать установленный для

кадетского класса внутренний

распорядок и правила поведения,

установленные в школе;

- быть всегда опрятным и по

форме одетым, подтянутым, содержать

в чистоте обмундирование и обувь;

- беречь государственное,

школьное, общественное и иное

имущество;

- закалять свое здоровье,

воспитывать волю и характер, быть

готовым к преодолению трудностей в

жизни;

- активно участвовать в

общественной, спортивной и

культурной жизни школы;

- дорожить честью кадетского

класса и школы;

- строго соблюдать правила

вежливости, быть выдержанным,

вежливым, скромным;

- не допускать самому и

удерживать товарищей от недостойных

поступков, быть нетерпимым к

нарушителям дисциплины;

- быть внимательным к

родителям (лицам, их заменяющим);

- строго выполнять правила

личной гигиены.

Учащимся кадетского класса

запрещается употребление спиртных

напитков, наркотических и иных

токсических средств, курение,

оскорбление товарищей,

неуважительное отношение к

старшим, нарушать правила ношения

формы одежды

Из представленной выше таблицы видно, что сопоставляемые правила

поведения, относящиеся к разным временным эпохам, имеют достаточно много

точек соприкосновения.

Выводы по второй главе

Во второй главе мы, применив «традиционные» методы анализа литературного

произведения, и представив образы четырех главных героев повести, пришли к

следующим выводам:

1. Все четыре персонажа — директор М.П. Перский, эконом А. П. Бобров,

доктор Зеленский и «отец архимандрит» были реально существующими

людьми.

2. Их внешность и педагогическая система являются образцом подражания для

всех воспитанников образовательного учреждения как во время обучения, так и

после.

3. Сравнение двух сводов правил поведения кадетов -составленный нами на

основе проанализированного материала повести свод правил поведения кадетов

Первого Петербургского кадетского корпуса и сравниваемый с ним свод правил

кадетов МОУ «Лямбирской СОШ № 2» - выявил значительные черты сходства,

что позволяет нам говорить о том, что подготовка современного кадета

придерживается принципов гуманистической педагогики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александер Н.М. Учебное дело в военных училищах дореволюционного

периода и в нынешних советских военных школах // Военное знание. 1922. №

10.

2. Алпатов Н.И. Историческая справка о кадетских корпусах в России XIX в. //

Советская педагогика. 1944. № 1.

3. Алпатов Н.И.Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе

интернатного типа: Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России.

М., 1958.

4. Антонов А.Н. Первый кадетский корпус. Краткие исторические сведения.

СПб., 1906.

5. Бескровный Л.Г. Военное образование в России в XIX веке. М., 1970.

6. Бецкой И.И. Рассуждения, служащие руководством к новому установлению

Шляхетского кадетского корпуса, сколько принадлежит до воинской части

оного. СПб., 1766.

7. Бобровский П. О. К истории военно-учебной реформы Императора

Александра II // Русская старина. 1887.

8. Василенко И.Д. Суворовцы (Очерк о работе суворовского военного училища

в Новочеркасске). Ростов-на-Дону, 1945.

9. Висковатов А.В. Краткая история 1-го кадетского корпуса. СПб., 1832.

10. Военные кадры Советского государства. М., 1963.

11. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993.

12. Галушко Ю.А., Колесников А.А. Школа российского офицерства.

Исторический очерк. М., 1993.

13. Гуляев Ю.Н., Шемуратов JI.B. Сыны Отечества // Артиллерия и время

(сборник). СПб., 1993.

14. Гурьев С. Подготовка будущих офицеров // Пограничник. 1944. № 7-8.

15. Данилович Г.Г. Некоторые соображения, касающиеся нового устройства

специальных классов кадетских корпусов. СПб., 1863.

16. Данченко В.М. Российская рыцарская академия // Орел. 1992. № 1.

17. Ермаков A.M. Возрождение кадетских корпусов и кадетского духа//

Бюллетень. 1998. № 57.

18. Жерве Н.П., Строев В.К. Исторический очерк 2-го кадетского корпуса. 1712-

1912. СПб., 1912.

19. Жигарев В. Кадетские корпуса в Шанхае // Русские в Шанхае, 1936.

20. Забелин С.Н. Кадетские корпуса за рубежом // Бомбардир. 1995__




 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн