Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Путешествие в королевство Пения»

Submitted by Элла Валерьевна Ершова on Wed, 18/10/2017 - 12:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ершова Элла Валерьевна
Место работы, должность: 

МБОУ ДО "Дом детского творчества"

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Заинтересовать детей вокалом как видом музыкальной деятельности.

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемое оборудование: 

· фортепиано,

· ноутбук,

· мультимедийная установка,

· музыкальный центр, диски с записями фонограмм;

· стулья по количеству детей

Наглядные средства: разноцветные нотки.

Используемые ЦОР: 

Компьютер, мультимедийный проектор

Краткое описание: 
<p>План-конспект занятия&nbsp;по программе &laquo;Музыкальная палитра&raquo; &nbsp;(введение в образовательную программу)</p> <p>Форма проведения занятия: занятие-сказка</p> <p>продолжительность занятия: 35 мин.</p> <p><strong>Задачи:</strong></p> <p>&middot; создать атмосферу эмоционального комфорта;</p> <p>&middot; познакомить с основными разделами программы &laquo;Музыкальная палитра&raquo;;</p> <p>&middot; познакомить с понятиями: &laquo;вокал&raquo;, &laquo;певческое дыхание&raquo;, &laquo;артикуляция&raquo;, &laquo;мимика&raquo;;</p> <p>&middot; познакомить с принципами вокального дыхания и артикуляции;</p> <p>&middot; способствовать формированию певческих навыков;</p> <p>&middot; способствовать развитию воображения, фантазии, памяти, творческой инициативы;&nbsp;</p> <p>&middot; побуждать детей к активной деятельности, создавая ситуацию успеха;</p> <p>&middot; формировать качества, способствующие индивидуальности восприятия и самовыражения;</p> <p>&middot; содействовать воспитанию коллективного творчества.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; <strong>Форма занятия:</strong>&nbsp;занятие-сказка с элементами творческой игры.</p> <p><strong>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Методы:&nbsp;</strong></p> <ul> <li>словесные</li> <li>практические (конкретные задания, упражнения);</li> <li>репродуктивные</li> </ul> <p><strong>Приемы:</strong>&nbsp;выразительное исполнение, импровизация, игра.</p> <p>&nbsp;</p>

Ход занятия.

1.                  Организационный момент (3 минуты)

- Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться! Меня зовут Ершова Элла Валерьевна. Я педагог дополнительного образования по вокалу Дома детского творчества. А как зовут вас, я узнаю после того, как вы будете передавать друг другу  вот эту «сову» – символ мудрости и знаний, пропевая свои имена (педагог показывает на примере, как это можно сделать, дети выполняют задание). Ну, вот теперь, когда мы с вами знакомы, давайте улыбнёмся и поприветствуем друг друга. Но приветствие будет не простым, а музыкальным. Вот такое:

     «Добрый день, добрый день, добрый день!». А теперь попробуем    вместе (педагог исполняет приветствие под музыку, дети повторяют его)

2.     Основная часть (29 минут)

- Ребята, вы любите петь? (ответ). А сказки вы любите? (ответ). Тогда садитесь поудобнее и слушайте…

На слайде изображение Королевства Пения. Звучит спокойная музыка.

 

- Есть огромная, сказочная страна – Королевство пения. В ней есть музыкальные реки и поля, поющие леса и горы. И хотя на карте такой страны нет, но мы ее может представить в своем воображении, в своих фантазиях. И еще эта страна открыта для тех, кто любит и хочет научиться хорошо и красиво петь. В этой стране живут разные сказочные герои и все они очень любят петь. А правит этой страной – Королева Пения. И все в этом королевстве весёлые и счастливые, никогда не сердятся и не ссорятся. Но вот случилась беда – пропал ДОМИСОЛЬКА, самый весёлый житель этой страны. Ребята, вы поможете найти Домисольку? А чтобы его найти, необходимо выполнить разные задания и заработать как можно больше нот, которыми  в музыке обозначаются звуки. Ну что, ребята, готовы? Тогда в путь! А отправимся мы на поиски Домисольки под весёлую песню (звучит фонограмма песни «Компания», дети маршируют на месте)

На слайде изображение цветочной поляны (звучит спокойная музыка).

 

 

- Ребята, посмотрите, мы попали с вами на поляну цветов. Здесь нас ждёт первое задание. Знаете ли вы, что такое вокал? (ответы детей) Вокал – это искусство пения.

1 задание (4 минуты)

Чтобы обучиться этому искусству, необходимо уметь правильно дышать во время пения. И сейчас мы с вами выполним несколько упражнений на певческое дыхание (упражнения выполняются стоя).

Дыхательная гимнастика:

Упражнение №1  

- Почувствуйте, ребята, какой воздух на поляне? Положим руки на живот и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырёх. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырёх.  Почувствуем, как живот надувается, а ребра раздвигаются при вдохе и сдвигаются при выдохе  (упр. выполняется 3 раза)

Упражнение №2  

- А теперь, представьте, что на поляне цветов растёт роза. Она еще только проснулась, но увидев, что мы подошли к ней, распустилась, раскрыла все свои лепестки и стала необыкновенной красоты. И мы ахаем от удивления – АХ! (упр. выполняется 3 раз)

Упражнение №3 - А ещё на поляне растут одуванчики. Они уже отцвели. Давайте подуем на них, и пустим парашютики по всей поляне. (упр. выполняется 3 раза). Итак,  сделайте обычный вдох и тоненькой струйкой начните выпускать воздух. Попробуйте улыбаться, так как вам это поможет думать о чём-то приятном.  

Упражнение №4 А теперь берём дыхание и на выдохе энергично произносим п-б (упр. выполняется по 3 раза)

- А ещё я хочу вам сказать, что те, кто выполняют упражнения на дыхание постоянно реже болеют простудой.

- Как вы думаете, ребята, мы справились с заданием? (на экране: Молодцы!)

 

- И вы заработали первые нотки (всем детям раздаются ноты). Но нам пора снова в дорогу. Сейчас мы с вами попрыгаем под весёлую музыку, как солнечные зайчики, ведь так будет гораздо быстрее (под фонограмму песни «Солнечные зайчики» дети прыгают на месте)

4 слайд (на экране изображение бременских музыкантов)

 

- А теперь, ребята, посмотрите, кого же мы встретили на своём пути? (ответ). Следующее задание от бременских музыкантов (садятся).

2 задание (4 минуты)

Артикуляция

- Ребята, во время пения нужно не только уметь правильно дышать, но и правильно открывать рот, активно работать языком и губами.

Активная работа  нижней челюсти, губ, языка, щёк в речи и в пении называется – артикуляция. И сейчас мы выполним упражнения на активность артикуляционного аппарата. Ребята, повторяйте за мной.

Артикуляционная гимнастика по методике В.Емельянова (упр. выполняются, сидя на стульях) или «Денискина зарядка».

1.Широко открываем рот, а затем закрываем его (упр. «окошко»)

2. Слегка прикусите зубами кончик языка

2.Сделайте языком круговое движение между губами. Тоже – в противоположном направлении («Чистка зубов»).

3.Достаньте  языком нёбо

4.Пощёлкайте языком, попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие звуки – щелчки (лошадки).

5.Облизать верхние и нижние губы.

6. Надуть и втянуть щёки.

7. Поболтать языком на разной высоте («индюки»)

 

- А теперь, ребята, мы с вами разделимся на две команды. Это команда «Говорунов» и команда «Болтунов». Попробуем произнести чётко, внятно и как можно быстрее скороговорку «Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу» Вначале попробуем все вместе произнести текст этой скороговорки (проговариваются слова, ускоряя темп).  Посмотрим, чья команда справится с заданием лучше (дети выполняют задание). Ребята, если постоянно тренировать свой артикуляционный аппарат, то ваша речь будет внятной, чёткой и красивой.

на экране «Умницы

- Посмотрите, вы снова справились с заданием. А как вы думаете, чья команда справилась с заданием лучше? Команда победителей получает нотки.

- Но нам с вами пора двигаться дальше, нужно торопиться. Поэтому садимся в поезд! Поехали! (под фонограмму песни «Паровоз Букашка» дети имитируют движения)

На экране изображение Буратино, Пьеро, Карабаса-Барабаса.

- Остановка! Ребята, посмотрите, от героев какой  сказки нас ждёт следующее задание? (ответ - «Золотой ключик»).

3 задание (задание выполняется сидя, 3 минуты)

-  Вот Буратино. Он весёлый и озорной. Какое у него выражение лица? (улыбка - дети показывают). А Пьеро грустный, печальный. Какое у него выражение лица?  (грустное, уголки губ опустить вниз - дети показывают). А у грозного Карабаса Барабаса? (злое, нахмуриться -  дети показывают) 

- Ребята, всё, что мы с вами показываем лицом, называется мимикой. Мимику лица необходимо тренировать. И сейчас мы попрубуем выполнить несколько мимических упражнений.              

Попробуйте прочитать выражение «Мы хорошие ребята» с разной интонацией, не забывая про мимику. (работа проводится индивидуально, группа повторяет)

                   - вопросительно

                   - мечтательно

                   - грустно

                   - радостно

Вы очень хорошие ребята!

Но давайте посмотрим, справились вы с заданием? (на экране Браво!!!) Все заработали нотки (раздаю нотки детям).

 

- Наш путь очень труден, поэтому я предлагаю вам немного отдохнуть и сделать «массаж паучка» (дети разбиваются на пары, с одним ребёнком встаёт педагог) Произносится текст, который сопровождается движениями по спине партнёра:

Массаж (2 минуты)

Паучок ходил по ветке (движение «краб» по спине)

А за ним ходили детки (постукивание по спине ладошками)

Дождик с неба вдруг полил (постукивание по спине пальцами)

Паучка на землю смыл (стряхивание ладошек со спины)

Солнце стало припекать (поглаживание спины)

Паучок ползёт опять (движение «краб»)

Затем дети меняются местами и массаж повторяется ещё раз.

- Отдохнули, пора торопиться! И сейчас мы полетим на самолёте, (звучит фонограмма песни «Сказочный самолёт», дети имитируют движения).

На экране изображение Королевы Пения.

- И теперь очень важное задание от самой Королевы Пения!

4 задание (выполняется стоя, 5 минут)

- Чтобы правильно и красиво петь, необходимо знать несколько правил. Повторяйте за мной.

1. Сидеть на стуле, с опорой ног на полу;

2. При пении (сидя или стоя) спина должна быть прямой, плечи опущены, голову не поднимать, но сидеть свободно, без напряжения.

- А ещё необходимо постоянно тренировать свой голос. Чтобы в момент пения ваше горло не уставало, его необходимо подготовить. Для этого существуют различные вокальные упражнения. Давайте разучим некоторые из них.

 

Вокальные упражнения:

Во время пения упражнений, необходимо следить за дыханием. Для контроля держим руки на животе. Не поднимаем плечи и голову вверх, не вытягиваем шею.  Работать должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения. Перед началом упражнения делаем вдох.

  1. Упражнение. На закрытом слоге «м» петь по звукам до-ре-ми и ми-ре-до нежно, как бы укачивая малыша, поднимаясь вверх по полутонам от «до» первой октавы, до «ля» первой октавы. Движение по резонаторной лестнице – с «подвала» до «чердака».
  2. Упражнение. Исполняется на слог «да» на одном звуке с движением по полутонам вверх и вниз.
  3. Упражнение. «Вот идём мы вверх – побежали вниз» (исполняется в пределах квинты, с движением по полутонам в восходящем и нисходящем движении)
  4. Упражнение. «Увидали паука, в обморок упали, АХ!» («ах» поётся на глиссандо)

На экране «Здорово!»

- Ура! Снова победа! И вы опять заработали нотки. (раздаются ноты)

На экране изображение Домисольки.

 

- Посмотрите, ребята, вы справились со всеми заданиями и нашёлся наш Домисолька.

5 задание (11 минут)

- Ребята, посмотрите, сколько нот вы заработали! Сейчас эти нотки мы сложим в эту волшебную коробочку и произойдёт чудо! (дети складывают нотки в коробку, звучит волшебная музыка). Раз, два, три…И теперь наши нотки превратились в волшебные музыкальные звуки из которых сложилась песня. Эта песня про дружбу, ведь найти нашего Домисольку вам помогла дружба. И сейчас мы будем разучивать эту песню. Послушайте.

(Исполняется первый куплет песни «Песня про дружбу» из мультфильма «Маша и медведь», сказать о том, что песня состоит из запева и припева Песня разучивается с детьми под аккомпанемент фортепиано в тональности си мажор приёмом «эхо»)

- А теперь представьте, что вы уже артисты и исполним разученный куплет песни ещё раз (первый куплет песни исполняется под фонограмму)

- Молодцы, ребята!

3. Подведение итогов занятия. Рефлексия (3 минуты)

- Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового и интересного вы сегодня узнали (ответы детей, что необходимо для пения тренировать дыхательный, артикуляционный, певческий аппарат, а так же мимику). А главное, что дружба совершает большие чудеса. Мне очень приятно было с вами познакомиться, а в память о нашей встрече, я хочу подарить вам вот эти нотки, на которых есть слова  песни, которую мы начали разучивать сегодня. Теперь вы сможете петь её со своими друзьями.

 Если вам понравилось наше занятие, то поднимите нотки высоко над головой, а если нет – опустите вниз (дети выполняют задание)

- Ребята, музыка в этой жизни будет сопровождать вас всегда и везде, а кто хочет стать постоянным жителем Королевства Пения – должен много трудиться. Спасибо за работу. Занятие закончено. До свидания!