Официальный сайт jetune 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Речевой досуг

Размещено: Ирина Никандровна Лобанова - сб, 21/10/2017 - 18:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Составитель: Лобанова Ирина Никандровна учитель-логопед
Место работы, должность: 

                                                             

 

                                                                

 

 

 

                                                                      Аннотация

 

 

    Методическая разработка конспекта речевого досуга "В деревне у бабушки Маши" посвящена проблеме поиска новых форм работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи в духовно-нравственном воспитании. После изучения нескольких лексических тем, один раз в квартал предлагается проводить речевой досуг.

     Досуговая форма работы с дошкольниками позволяет в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания о ближайшем окружении, о родном чувашском  крае, о жизни и труде жителей села,  деревни, о домашних животных и их детенышах, живущих в нашей Республике, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы педагогического воздействия при решении задач духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ: воспитание любви к близким, родным людям — бабушкам, дедушкам, уважительного и заботливого отношения к людям старшего поколения, желания оказывать им посильную помощь, радовать их добрыми словами, делами и поступками; воспитание любви и заботливого отношения к домашним животным и их детенышам, желания ухаживать за ними; воспитание уважительного отношения к труженикам села — животноводам.

    Широкое использование разнообразных игровых приемов, единый сюжет, музыкальное и мультимедийное сопровождение, юмор, сюрпризы, игры способствуют положительному эмоциональному настрою детей.

    Речевой досуг  включает в себя хорошо знакомые игры, упражнения, направленные на воспитание звуковой культуры речи, расширение детского лексикона, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, общей, мелкой и артикуляционной моторики,  дыхания и голоса.

     В речевом досуге предусмотрено единство решения коррекционных, развивающих, образовательных и воспитательных задач:  воспитание любви к  художественной  литературе, устному народному творчеству - сказкам, загадкам, стихотворениям, народным играм, хороводам, песням, к родной чувашской деревне, ее труженикам, их быту, традициям, воспитание любви к родине, Чувашии, России.

 

  Методическая разработка речевого досуга может быть полезна учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям ДОО, родителям  в   речевом и духовно-нравственном воспитании дошкольников.

 

                                                             

                                                      

                                                                             

 

                                                                       

 

                                                                         Введение

 

 

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

Когда он живет в мире игры, сказки, музыки.

Без этого он засушенный цветок»

В. Сухомлинский

 

 

 

           В современном обществе проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении приобретает особую актуальность. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,  не в развале экономики, не в смене политической системы, а  в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.  В  нравственном воспитании детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.

           «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. « Дети – это наше отражение. Мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

           Поэтому на современном этапе развития образования  духовно-нравственное воспитание  является одной из важнейших задач в  воспитании подрастающего поколения.  Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования.  

           В методологическую основу разработки и реализации  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

           В условиях реализации ФГОС ДО,  определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

• формирование начал патриотизма и гражданственности;

• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

• уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

• формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;

• формирование положительных, доброжелательных  взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбия в общении с окружающими, взаимопонимания и искренности, уважения к личности, эмоциональный контакт);

• воспитание уважительного отношения к труду.

            Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей.  В  дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

            Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход.

            Особенное место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание чувства патриотизма. В формировании нравственных  представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.) Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Материальные ценности во многих семьях  возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии.  В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над  воспитанием  души своего ребёнка, над развитием  нравственных  и духовных качеств маленького человека.  Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. Именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами.

        Поиск новых форм и методов работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию, подтолкнул нас к идее проведения речевых досугов после изучения определенного материала. Досуговая форма работы с дошкольниками создает новые предпосылки для повышения эффективности детской деятельности, в том числе речевой. Она позволяет в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы педагогического воздействия при решении задач  духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Досуги представляют единство решения основных задач: коррекционных, развивающих, образовательных и воспитательных: Они строятся на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Речевой материал подбирается с учетом возможностей детей с ОНР и требований программ дошкольного обучения и воспитания. Представленные игры и упражнения направлены на воспитание звуковой культуры речи, расширение детского лексикона, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. В ходе игр и упражнений формируется умение действовать сообща, развиваются коммуникативные навыки, формируются нравственные качества личности: чуткость, сострадание, доброжелательность, отзывчивость и другие.

  К участию в отдельных этапах досуга могут привлекаться родители и дети других групп.

Досуги являются показателем работы педагогов за определенный период обучения дошкольников. Они проводятся в тесном сотрудничестве специалистов учреждения, становятся плодом их совместного с детьми творчества.

Возможны различные по содержанию и организации формы речевого досуга: КВН, викторин, сюжеты. При любой форме организации досуга для дошкольников нужно помнить следующее:

  • к участию в досуге надо привлекать всех детей;
  • нельзя превращать детский праздник в развлечение для взрослых;
  • при подготовке к досугу не надо проводить репетиции, тренировки.

Целесообразно проводить речевые досуги в ноябре, феврале и мае.

Среди разнообразных методических приемов, используемых в досугах, выделим некоторые.

           1.Театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, творческие игры, в которых основным моментом является исполнение роли). Привлечение театральных средств, атрибутов и их элементов вносит в детские будни атмосферу праздника, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, формированию личностного отношения к персонажам, умения справедливо оценивать поступки героев. Кукла используется как промежуточный объект взаимодействия и взрослого. Она выступает для ребенка в роли собеседника и помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активной речевой деятельности, раскрывает творческий потенциал каждого ребенка.

 

      2. Участие родителей (в подготовке и проведении). Практика показала, что даже   присутствие родителей на различных детских мероприятиях делает их более живыми, интересными и результативными, улучшает взаимопонимание в семье, чувство любви и уважения к близким и родным людям. Совместная деятельность духовно сближает, воспитывает чувство взаимопомощи и доброжелательности в семье, развивает положительные  эмоции и коммуникативные навыки.

           3. Логоритмические упражнения. Музыка развивает эмоциональную отзывчивость, создает особое воздействие, направленное на исправление разнообразных речевых расстройств, гиперактивного поведения, а введение слова в упражнение позволяет сохранить принцип ритмичности в движениях.

          4.Малые фольклорные формы. Они обогащают детскую речь, придают особую остроту, силу и выразительность, воспитывают любовь к устному народному творчеству, к творчеству чувашского народа, к художественной литературе. В краткой, меткой, образной форме заключена вековая народная мудрость, красота и сила русской  речи и родного языка. Скороговорки и чистоговорки не только способствуют улучшению дикции, но и  воспитывают в детях нравственные качества: доброту, трудолюбие, коллективизм, чувство взаимопомощи, эмоциональную отзывчивость.

 

      Опыт нашего учреждения в использовании речевых досугов показал важность данной формы в работе с дошкольниками  в речевом и  в духовно-нравственном воспитании: детям дается возможность наполнить свою жизнь интересными необычными ситуациями, которые   духовно обогащают и раскрывают творческий потенциал каждого ребенка.

      В ходе речевых досугов формируется умение действовать сообща, навыки адекватного поведения в различных ситуациях, воспитываются нравственные качества: вежливость, отзывчивость, скромность, справедливость, трудолюбие, чувство гордости за свой народ, любовь к своей республике. Воспитывая любовь к малой Родине и, формируя гражданскую позицию, мы показываем  дошкольникам связь родного села, деревни с историей и жизнью нашей страны, воспитываем желание стать достойным наследником лучших традиций чувашского народа, родного края, воспитываем любовь к Родине. В каждом из воспитанников хочется видеть высоконравственную личность, гражданина с большой буквы.

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

КОНСПЕКТ

речевого досуга «В деревне у бабушки Маши»

для детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи

 

 

Цель: использование новых форм работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи в духовно-нравственном воспитании; развитие речевой деятельности детей в занимательной досуговой форме

  1. Коррекционно-образовательные задачи:
    1. Расширять знания и представления об окружающем: о жизни тружеников  чувашской деревни, о труде людей по уходу за домашними животными, о домашних животных и их детенышах, особенностях их проживания, питания, пользе для человека. Формировать понимание необходимости и важности труда животноводов.
    2. Активизировать словарь по теме: «Труд жителей села», «Домашние животные», обогащать глагольный словарь, развивать навыки словообразования, закреплять обобщающее понятие «Домашние животные.
    3. Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные в родительном, дательном, творительном падежах с простыми предлогами.
    4. Автоматизировать поставленные звуки в словах, фразах .
    5. Продолжать знакомить детей со сказками и загадками.
    6. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, петь слаженно, четко артикулировать.
    7. Развивать интерес к театрализованным играм.
  1. Коррекционно-развивающие задачи:
    1. Развивать правильное речевое дыхание, длительный ротовой выдох.

         2.Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса, согласовывать движения с речью.

                                                 

 

     3.Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, чувство ритма, умение передавать ритмический рисунок

   4.Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание.

                                                                              -   7 -

 

  1. Коррекционно-воспитательные задачи:
  1. Воспитывать у детей положительное отношение к труду,  желание трудиться и помогать взрослым: заботиться о бабушках и дедушках, воспитывать уважительное отношение к труженикам села, труду животноводов.
  2. Воспитывать заботливое отношение к домашним животным, любознательность, отзывчивость, трудолюбие.
  3. Воспитывать скромность, вежливость и доброжелательность, умение действовать сообща, взаимодействовать друг с другом.
  4. Воспитывать любовь к  родному краю, к  Чувашской Республике, к России.
  5. Воспитывать любовь к художественной литературе, народному творчеству, музыке,  эмоциональную отзывчивость, формировать личностное отношение к персонажам, умение справедливо оценивать поступки героев.
  6.  Развивать творческие способности.

Оборудование. Игрушки: лошадка, коза, кошка, собака, свинья, котенок,  мяч, домик. Картинки:  (домашние животные и их детеныши),  костюм коровы, ноутбук,

проектор,  экран, шапочки животных, деревянные ложки,  фонограмма голосов домашних животных,  интерактивная игра: «Угадай, чей голос?»

Предварительный этап:

  • проведение коррекционно-развивающей работы (сентябрь-ноябрь).
  • осуществление образовательного процесса согласно перспективному плану  духовно-нравственного и патриотического воспитания.
  • закрепление знаний, умений и навыков детей в самостоятельной творческой деятельности, чтение чувашских и русских народных сказок, стихов,

                                                  

  • рассказов, разучивание хороводных и подвижных игр, песен и танцев.

 

  • рассматривание куклы в чувашском национальном костюме, чувашской вышивки, альбомов о труде жителей села, деревни.

Методы и приемы.

  Рассматривание предметных картинок, беседа, сюрпризный момент; пальчиковые, дыхательные, голосовые упражнения; загадки, лексико-грамматические упражнения, музыкально - ритмические,  дидактические  и подвижные игры, речевые игры, музыкальное сопровождение, слушание аудиозаписи голосов домашних животных, просмотр мультимедийного сопровождения,  театрально – игровая  деятельность.

                                                                           - 8 -

                                                         Ход проведения досуга

 

1. Организационный и сюрпризный момент.

Логопед: Дети, смотрите, к нам залетел почтовый  голубь. Он принес письмо. Прочитаем  письмо?  «Дети, приглашаю вас в деревню, в гости.  Бабушка Маша». Хотите поехать в гости к бабушке Маше? На чем можно поехать в деревню?

Дети: Можно поехать на автобусе.  Можно поехать на машине. Можно полететь на самолете.

Логопед: Ребята, поедем на поезде?  Занимайте места в вагончиках, поезд отправляется.(звучит  музыка «Поезд») :

Под музыку «Поезд» дети заходят в музыкальный зал. Поезд останавливается Логопед: Посмотрите, дети, куда мы приехали? (мультимедийное сопровождение: на экране вид деревни )  Сегодня вас ждут интересные встречи и сюрпризы.  ( звучит цокот лошадки)

Логопед: « Слышите цокот?      2 Загадка.  Ребенок загадывает загадку:

                                                                 

                                                            У нее большая грива,

Есть копыта, есть и хвост,

Скачет быстро и красиво,

Просто глаз не оторвёшь.

Логопед: Кто это?

Дети: Это лошадка.

Логопед: Вот какая чудесная лошадка к нам приехала (показ лошадки на экране).

 3.Артикуляционная гимнастика. «Лошадка»

Логопед:  Покажите  язычками:   как лошадка  хвостиком машет(7с). Хотите покататься на лошадке? Лошадка идет высоко поднимая ноги и  звонко цокает копытами и мы поцокаем  язычками. Садитесь на лошадку - поехали!    

Ходьба с высоким подниманием коленей в колонне по одному  (цокают  7-8с), руки на поясе.

4.    Логоритмическое упражнение «Лошадка».

Цок,  цок, цок, цок, я лошадка белый бок,

Я копытами стучу, и скачу, скачу, скачу.

  • : Поскакали  «галопом» (руки впереди ).

Остановим лошадку «Тррр». А вот и дом.  Приехали (лает собака).

  • :  В дом зайду и хозяйку позову. (логопед  переодевается и из домика выходит бабушка Маша) .

5. Театрально-игровая деятельность.

Логопед (бабушка): Здравствуйте, дети! Я вам очень рада! И Бобик радостно залаял. Егор, а ты стихотворение про Бобика знаешь? Прочитай, пожалуйста.

Ребенок читает стихотворение «Бобик».

  Логопед (бабушка): Мне понравилось стихотворение. Посмотрите, пожалуйста, на экран проектора: «Кто здесь лишний?» (на экране изображены лошадь, корова, собака и петух).

  • : Лишний – петух.

Логопед (бабушка): Почему петух лишний?

  • : Петух – это домашняя птица.

Логопед (бабушка): Лошадь, корова, собака –   это кто?

  • : Это – животные.

Логопед (бабушка): Как животных нам назвать?

6. Логоритмическое и пальчиковое   упражнение: «Как животных нам назвать?».

«Один, два, три, четыре, пять… (ходьба по кругу)

Как животных нам назвать? (руки в стороны)

Самых близких, (руки к груди)

Самых верных, (руки вверх)

Каждый знает их, наверно» (руки в стороны)

«Лошадь, корова, собака и кошка, (загибаем пальцы левой руки)

В доме с хозяином дружно живут (руки над головой, пальцы соприкасаются («Крыша дома») пальцы в замок).

Значит, домашними все их зовут» (хлопки).

Логопед (бабушка): Кто ухаживает за домашними животными, кормит  их, строит жилища?

Дети: Люди, хозяева ухаживают за домашними животными.

Логопед (бабушка): Угадайте, кто где живет?

7. Дидактическая игра « Где живет?» (с мячом).

Логопед (бабушка): Где живет кошка?

Ребенок: Кошка живет в доме.

Логопед (бабушка): Где живет собака?

Ребенок: Собака живет в конуре.

Логопед (бабушка): Где живет коза? Где живет корова? (ответы детей фразами из 4-х слов с предлогом «в»). Вы прекрасно знаете, где живут мои домашние животные, я их люблю и называю ласково: свинью - свинка.

Логопед (бабушка): Проходите в дом, гости дорогие, и моих животных лаского назовите.

8.Игра «Назови ласково»  (корова - коровушка; овца  - овечка; коза-козочка)

Логопед: « Садитесь поудобней.  Отгадайте, кто как голос подает?»

(игра с использованием ноутбука: мультимедийная презентация: на экране картинки домашних животных)

9. Дидактическая игра «Угадай, кто как голос подает?» .

Логопед (бабушка): Это овца -    овца  блеет.

Логопед (бабушка): Что делает кошка? (собака, корова, лошадь, коза, свинья )?

Дети: Кошка мяукает (собака лает, корова мычит, лошадь ржет, коза блеет, свинья хрюкает).

Логопед : Детеныши подражают взрослым животным, споем об этом песенку:

10. Пение песни:  «Кто как поет?» с игрушками                           

Котенок музыкальный  мяукать я люблю,

Послушайте, ребята, как с мамой я пою:

Мяу-мяу – (2 раза) с отхлопыванием ритма 

Теленок музыкальный и я мычать люблю,

Послушайте, ребята, как с мамой я пою:

Му-му– (2 раза).

Логопед (бабушка): «Вспомним детенышей домашних животных. Я начну стихотворение, а вы продолжите.

11. Игровое упражнение «Назови детенышей» (стихотворение с опорой на картинки).

У кошки – пушистые котята,

У собаки – веселые щенята,

У коровы – ласковый теленок,

У лошадки – быстрый жеребенок,

У козы – бодливые козлята,

У свиньи – грязнули - поросята. 

Логопед: Молодцы, вы прекрасно знаете детенышей».

12.  Музыкальная подвижная игра на внимание «Найди свою маму» (на ковре расставлены большие мягкие игрушки: кошка, собака, коза, свинья).  

Логопед (бабушка): У меня есть корзинка с волшебными шапочками. Кто их наденет, превратиться в детенышей домашних животных (дети выбирают и надевают шапочки животных).

Логопед (бабушка): Раз, два, повернись и в детенышей превратись.   На веселую музыку детеныши побегут по кругу (по двору), а на медленную музыку подойдут к своей маме.     Во двор выходите, маму поищите.

Логопед (бабушка): Бегут по двору котята, и щенята, и козлята и смешные поросята по двору бегут. Ну-ка, детки, не зевайте, быстро маму выбирайте. Раз, два, три, мамочку найди !

Логопед (бабушка): Вы все были внимательными и быстро  нашли своих мам. Отдохнуть нам всем пора, сказка в гости к нам пришла! (звучит мелодия из сказки). (дети садятся на коврик)

13. Игра-драматизация по сказке К. Д. Ушинского «Спор животных».

Логопед (бабушка): Жили-были у бабушки кошка (выходит ребенок в шапочке кошки): «Мяу-мяу»; собака (ребенок в шапочке собаки): «Гав-гав»; овечка (выходит ребенок в шапочке овечки): «Бе - бе» и коза (выбегает ребенок в шапочке козы): «Ме-ме».

Логопед (бабушка): Однажды животные поспорили, кого бабушка больше всего любит. Кошка замяукала: (говорит ребенок): «Мяу-мяу, меня бабушка больше всех любит. Я мышей в доме ловлю». Собака залаяла: (говорит ребенок): «Гав - гав, нет, меня бабушка больше всех любит. Я дом сторожу». Овечка заблеяла: (говорит ребенок): «Бе - бе, меня бабушка больше всех любит, я ей шерсть даю». Коза тоже по-своему заблеяла: (говорит ребенок): «Ме-ме, меня бабушка больше всех любит, я ей и шерсть и молоко даю».

Логопед (бабушка): Не спорьте, сказала бабушка, я вас всех люблю, каждого по-своему!

Логопед (бабушка): Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец.

Логопед (бабушка): Раз-два, повернись, снова в деток превратись. В круг скорей вставайте, загадку отгадайте.

14. Хороводная игра «Кто гуляет во дворе?» (звучит музыка).

Дети двигаются по кругу и поют: Во дворе, во дворе, во дворе гуляют ко...?

  • : Кони?
  • : Нет, не кони!

Дети поют: Во дворе, во дворе, во дворе гуляют ко...?

  • : Козы?
  • : Нет, не козы!

Дети поют: Во дворе, во дворе, во дворе гуляют ко...?

  • : Коровы?
  • : Правильно, коровы! Пейте, дети, молоко, будете здоровы! (на мультимедийном экране демонстрируется фрагмент из мультфильма).

Логопед (бабушка): Кони, корова, коза. Какой звук вы услышали в каждом слове? Дети: Звук - «К»   А вот и моя Буренушка идет: ( в зал входит корова) Чем корова бодается? Чем корова лягается? Чем жует? ...Дети, помогите мне коровушку подоить!»

15. Дыхательно-голосовое упражнение «Доим корову» «С-С-С-С» с движениями рук.

 ( сжимают пальцы рук)

16. Итог –  закрепление положительного эмоционального фона досуга.

Логопед (бабушка): Обрадовалась коровушка и мы с  ней потанцуем. ( Хоровод  с коровой.) Дети, с какими животными вы встретились в деревне?  Чем вы мне помогли?

Дети: «Мы корову подоили, помогли детенышам найти своих мам».

Логопед (бабушка): Спасибо за помощь. Вот вам от меня и моей коровушки угощение. В конфетах тоже молоко, только оно сгущенное. 

  • « Спасибо!»
  • : Попрощаемся с бабушкой. Поезд наш пыхтит, гудит, в детский сад спешить велит» (Дети уезжают на поезде)

 

                                                                

 

 

 

 

                                                                 

 

                                                   

 

 

 

        

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Предмет(ы): 
Логопедия
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Краткое описание: 
<p>Мы сегодня осознаем важность нравственного воспитания. Актуальность проблемы нравственного воспитания детей связана с тем, что современное общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. Духовно-нравственное воспитание сегодня рассматривается как приоритетное направление государственной социально-экономической политики. В период реформирования сделать выбор верных жизненных ориентиров может только духовно цельная и высоконравственная личность. А воспитание с древнейших времен является средством трансляции знаний и опыта от поколения к поколению.</p> <p>&nbsp;</p> <p>Опыт нашего учреждения в использовании речевых досугов показал важность данной формы в работе с дошкольниками с ОНР в речевом ; в духовно-нравственном воспитании: детям дается возможность наполнить свою жизнь интересными необычными ситуациями, которые&nbsp;&nbsp; духовно обогащают и раскрывают творческий потенциал каждого ребенка. В ходе речевых досугов формируется умение действовать сообща, навыки адекватного поведения в различных ситуациях, воспитываются нравственные качества: вежливость, отзывчивость, скромность, справедливость, трудолюбие, чувство гордости за свой народ, любовь к своей республике. Воспитывая любовь к малой Родине и, формируя гражданскую позицию, мы показываем&nbsp; дошкольникам связь родного села, деревни с историей и жизнью нашей страны, воспитываем желание стать достойным наследником лучших традиций чувашского народа, родного края, воспитываем любовь к Родине. В каждом из воспитанников хочется видеть высоконравственную личность, гражданина с большой буквы.</p>
 

 

    Методическая разработка конспекта речевого досуга "В деревне у бабушки Маши" посвящена проблеме поиска новых форм работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи в духовно-нравственном воспитании. После изучения нескольких лексических тем, один раз в квартал предлагается проводить речевой досуг.

     Досуговая форма работы с дошкольниками позволяет в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания о ближайшем окружении, о родном чувашском  крае, о жизни и труде жителей села,  деревни, о домашних животных и их детенышах, живущих в нашей Республике, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы педагогического воздействия при решении задач духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ: воспитание любви к близким, родным людям — бабушкам, дедушкам, уважительного и заботливого отношения к людям старшего поколения, желания оказывать им посильную помощь, радовать их добрыми словами, делами и поступками; воспитание любви и заботливого отношения к домашним животным и их детенышам, желания ухаживать за ними; воспитание уважительного отношения к труженикам села — животноводам.

    Широкое использование разнообразных игровых приемов, единый сюжет, музыкальное и мультимедийное сопровождение, юмор, сюрпризы, игры способствуют положительному эмоциональному настрою детей.

    Речевой досуг  включает в себя хорошо знакомые игры, упражнения, направленные на воспитание звуковой культуры речи, расширение детского лексикона, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, общей, мелкой и артикуляционной моторики,  дыхания и голоса.

     В речевом досуге предусмотрено единство решения коррекционных, развивающих, образовательных и воспитательных задач:  воспитание любви к  художественной  литературе, устному народному творчеству - сказкам, загадкам, стихотворениям, народным играм, хороводам, песням, к родной чувашской деревне, ее труженикам, их быту, традициям, воспитание любви к родине, Чувашии, России.

 

  Методическая разработка речевого досуга может быть полезна учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям ДОО, родителям  в   речевом и духовно-нравственном воспитании дошкольников.

 

                                                             

                                                      

                                                         

 

                                                                       

 

                                                                    

    

 

 

 

 

 

                                                          

 

                                                   

КОНСПЕКТ

речевого досуга «В деревне у бабушки Маши»

для детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи

 

 

Цель: использование новых форм работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи в духовно-нравственном воспитании; развитие речевой деятельности детей в занимательной досуговой форме

  1. Коррекционно-образовательные задачи:
    1. Расширять знания и представления об окружающем: о жизни тружеников  чувашской деревни, о труде людей по уходу за домашними животными, о домашних животных и их детенышах, особенностях их проживания, питания, пользе для человека. Формировать понимание необходимости и важности труда животноводов.
    2. Активизировать словарь по теме: «Труд жителей села», «Домашние животные», обогащать глагольный словарь, развивать навыки словообразования, закреплять обобщающее понятие «Домашние животные.
    3. Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные в родительном, дательном, творительном падежах с простыми предлогами.
    4. Автоматизировать поставленные звуки в словах, фразах .
    5. Продолжать знакомить детей со сказками и загадками.
    6. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, петь слаженно, четко артикулировать.
    7. Развивать интерес к театрализованным играм.
  2. Коррекционно-развивающие задачи:
    1. Развивать правильное речевое дыхание, длительный ротовой выдох.

         2.Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса, согласовывать движения с речью.

                                                 

 

     3.Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, чувство ритма, умение передавать ритмический рисунок

   4.Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание.

                                                                              -   7 -

 

  1. Коррекционно-воспитательные задачи:
  2. Воспитывать у детей положительное отношение к труду,  желание трудиться и помогать взрослым: заботиться о бабушках и дедушках, воспитывать уважительное отношение к труженикам села, труду животноводов.
  3. Воспитывать заботливое отношение к домашним животным, любознательность, отзывчивость, трудолюбие.
  4. Воспитывать скромность, вежливость и доброжелательность, умение действовать сообща, взаимодействовать друг с другом.
  5. Воспитывать любовь к  родному краю, к  Чувашской Республике, к России.
  6. Воспитывать любовь к художественной литературе, народному творчеству, музыке,  эмоциональную отзывчивость, формировать личностное отношение к персонажам, умение справедливо оценивать поступки героев.
  7.  Развивать творческие способности.

ОборудованиеИгрушки: лошадка, коза, кошка, собака, свинья, котенок,  мяч, домик. Картинки:  (домашние животные и их детеныши),  костюм коровы, ноутбук,

проектор,  экран, шапочки животных, деревянные ложки,  фонограмма голосов домашних животных,  интерактивная игра: «Угадай, чей голос?»

Предварительный этап:

  • проведение коррекционно-развивающей работы (сентябрь-ноябрь).
  • осуществление образовательного процесса согласно перспективному плану  духовно-нравственного и патриотического воспитания.
  • закрепление знаний, умений и навыков детей в самостоятельной творческой деятельности, чтение чувашских и русских народных сказок, стихов,

                                                  

  • рассказов, разучивание хороводных и подвижных игр, песен и танцев.

 

  • рассматривание куклы в чувашском национальном костюме, чувашской вышивки, альбомов о труде жителей села, деревни.

Методы и приемы.

  Рассматривание предметных картинок, беседа, сюрпризный момент; пальчиковые, дыхательные, голосовые упражнения; загадки, лексико-грамматические упражнения, музыкально - ритмические,  дидактические  и подвижные игры, речевые игры, музыкальное сопровождение, слушание аудиозаписи голосов домашних животных, просмотр мультимедийного сопровождения,  театрально – игровая  деятельность.

                                                          

                                                         Ход проведения досуга

 

1. Организационный и сюрпризный момент.

Логопед: Дети, смотрите, к нам залетел почтовый  голубь. Он принес письмо. Прочитаем  письмо?  «Дети, приглашаю вас в деревню, в гости.  Бабушка Маша». Хотите поехать в гости к бабушке Маше? На чем можно поехать в деревню?

Дети: Можно поехать на автобусе.  Можно поехать на машине. Можно полететь на самолете.

Логопед: Ребята, поедем на поезде?  Занимайте места в вагончиках, поезд отправляется.(звучит  музыка «Поезд») :

Под музыку «Поезд» дети заходят в музыкальный зал. Поезд останавливается Логопед: Посмотрите, дети, куда мы приехали? (мультимедийное сопровождение: на экране вид деревни )  Сегодня вас ждут интересные встречи и сюрпризы.  ( звучит цокот лошадки)

Логопед: « Слышите цокот?      2 Загадка.  Ребенок загадывает загадку:

                                                                 

                                                            У нее большая грива,

Есть копыта, есть и хвост,

Скачет быстро и красиво,

Просто глаз не оторвёшь.

Логопед: Кто это?

Дети: Это лошадка.

Логопед: Вот какая чудесная лошадка к нам приехала (показ лошадки на экране).

 3.Артикуляционная гимнастика. «Лошадка»

Логопед:  Покажите  язычками:   как лошадка  хвостиком машет(7с). Хотите покататься на лошадке? Лошадка идет высоко поднимая ноги и  звонко цокает копытами и мы поцокаем  язычками. Садитесь на лошадку - поехали!    

Ходьба с высоким подниманием коленей в колонне по одному  (цокают  7-8с), руки на поясе.

4.    Логоритмическое упражнение «Лошадка».

Цок,  цок, цок, цок, я лошадка белый бок,

Я копытами стучу, и скачу, скачу, скачу.

  • : Поскакали  «галопом» (руки впереди ).

Остановим лошадку «Тррр». А вот и дом.  Приехали (лает собака).

  • :  В дом зайду и хозяйку позову. (логопед  переодевается и из домика выходит бабушка Маша) .

5. Театрально-игровая деятельность.

Логопед (бабушка): Здравствуйте, дети! Я вам очень рада! И Бобик радостно залаял. Егор, а ты стихотворение про Бобика знаешь? Прочитай, пожалуйста.

Ребенок читает стихотворение «Бобик».

  Логопед (бабушка): Мне понравилось стихотворение. Посмотрите, пожалуйста, на экран проектора: «Кто здесь лишний?» (на экране изображены лошадь, корова, собака и петух).

  • : Лишний – петух.

Логопед (бабушка): Почему петух лишний?

  • : Петух – это домашняя птица.

Логопед (бабушка): Лошадь, корова, собака –   это кто?

  • : Это – животные.

Логопед (бабушка): Как животных нам назвать?

6. Логоритмическое и пальчиковое   упражнение: «Как животных нам назвать?».

«Один, два, три, четыре, пять… (ходьба по кругу)

Как животных нам назвать? (руки в стороны)

Самых близких, (руки к груди)

Самых верных, (руки вверх)

Каждый знает их, наверно» (руки в стороны)

«Лошадь, корова, собака и кошка, (загибаем пальцы левой руки)

В доме с хозяином дружно живут (руки над головой, пальцы соприкасаются («Крыша дома») пальцы в замок).

Значит, домашними все их зовут» (хлопки).

Логопед (бабушка): Кто ухаживает за домашними животными, кормит  их, строит жилища?

Дети: Люди, хозяева ухаживают за домашними животными.

Логопед (бабушка): Угадайте, кто где живет?

7. Дидактическая игра « Где живет?» (с мячом).

Логопед (бабушка): Где живет кошка?

Ребенок: Кошка живет в доме.

Логопед (бабушка): Где живет собака?

Ребенок: Собака живет в конуре.

Логопед (бабушка): Где живет коза? Где живет корова? (ответы детей фразами из 4-х слов с предлогом «в»). Вы прекрасно знаете, где живут мои домашние животные, я их люблю и называю ласково: свинью - свинка.

Логопед (бабушка): Проходите в дом, гости дорогие, и моих животных лаского назовите.

8.Игра «Назови ласково»  (корова - коровушка; овца  - овечка; коза-козочка)

Логопед: « Садитесь поудобней.  Отгадайте, кто как голос подает?»

(игра с использованием ноутбука: мультимедийная презентация: на экране картинки домашних животных)

9. Дидактическая игра «Угадай, кто как голос подает?» .

Логопед (бабушка): Это овца -    овца  блеет.

Логопед (бабушка): Что делает кошка? (собака, корова, лошадь, коза, свинья )?

Дети: Кошка мяукает (собака лает, корова мычит, лошадь ржет, коза блеет, свинья хрюкает).

Логопед : Детеныши подражают взрослым животным, споем об этом песенку:

10. Пение песни:  «Кто как поет?» с игрушками                           

Котенок музыкальный  мяукать я люблю,

Послушайте, ребята, как с мамой я пою:

Мяу-мяу – (2 раза) с отхлопыванием ритма 

Теленок музыкальный и я мычать люблю,

Послушайте, ребята, как с мамой я пою:

Му-му– (2 раза).

Логопед (бабушка): «Вспомним детенышей домашних животных. Я начну стихотворение, а вы продолжите.

11. Игровое упражнение «Назови детенышей» (стихотворение с опорой на картинки).

У кошки – пушистые котята,

У собаки – веселые щенята,

У коровы – ласковый теленок,

У лошадки – быстрый жеребенок,

У козы – бодливые козлята,

У свиньи – грязнули - поросята. 

Логопед: Молодцы, вы прекрасно знаете детенышей».

12.  Музыкальная подвижная игра на внимание «Найди свою маму» (на ковре расставлены большие мягкие игрушки: кошка, собака, коза, свинья).  

Логопед (бабушка): У меня есть корзинка с волшебными шапочками. Кто их наденет, превратиться в детенышей домашних животных (дети выбирают и надевают шапочки животных).

Логопед (бабушка): Раз, два, повернись и в детенышей превратись.   На веселую музыку детеныши побегут по кругу (по двору), а на медленную музыку подойдут к своей маме.     Во двор выходите, маму поищите.

Логопед (бабушка): Бегут по двору котята, и щенята, и козлята и смешные поросята по двору бегут. Ну-ка, детки, не зевайте, быстро маму выбирайте. Раз, два, три, мамочку найди !

Логопед (бабушка): Вы все были внимательными и быстро  нашли своих мам. Отдохнуть нам всем пора, сказка в гости к нам пришла! (звучит мелодия из сказки). (дети садятся на коврик)

13. Игра-драматизация по сказке К. Д. Ушинского «Спор животных».

Логопед (бабушка): Жили-были у бабушки кошка (выходит ребенок в шапочке кошки): «Мяу-мяу»; собака (ребенок в шапочке собаки): «Гав-гав»; овечка (выходит ребенок в шапочке овечки): «Бе - бе» и коза (выбегает ребенок в шапочке козы): «Ме-ме».

Логопед (бабушка): Однажды животные поспорили, кого бабушка больше всего любит. Кошка замяукала: (говорит ребенок): «Мяу-мяу, меня бабушка больше всех любит. Я мышей в доме ловлю». Собака залаяла: (говорит ребенок): «Гав - гав, нет, меня бабушка больше всех любит. Я дом сторожу». Овечка заблеяла: (говорит ребенок): «Бе - бе, меня бабушка больше всех любит, я ей шерсть даю». Коза тоже по-своему заблеяла: (говорит ребенок): «Ме-ме, меня бабушка больше всех любит, я ей и шерсть и молоко даю».

Логопед (бабушка): Не спорьте, сказала бабушка, я вас всех люблю, каждого по-своему!

Логопед (бабушка): Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец.

Логопед (бабушка): Раз-два, повернись, снова в деток превратись. В круг скорей вставайте, загадку отгадайте.

14. Хороводная игра «Кто гуляет во дворе?» (звучит музыка).

Дети двигаются по кругу и поют: Во дворе, во дворе, во дворе гуляют ко...?

  • : Кони?
  • : Нет, не кони!

Дети поют: Во дворе, во дворе, во дворе гуляют ко...?

  • : Козы?
  • : Нет, не козы!

Дети поют: Во дворе, во дворе, во дворе гуляют ко...?

  • : Коровы?
  • : Правильно, коровы! Пейте, дети, молоко, будете здоровы! (на мультимедийном экране демонстрируется фрагмент из мультфильма).

Логопед (бабушка): Кони, корова, коза. Какой звук вы услышали в каждом слове? Дети: Звук - «К»   А вот и моя Буренушка идет: ( в зал входит корова) Чем корова бодается? Чем корова лягается? Чем жует? ...Дети, помогите мне коровушку подоить!»

15. Дыхательно-голосовое упражнение «Доим корову» «С-С-С-С» с движениями рук.

 ( сжимают пальцы рук)

16. Итог –  закрепление положительного эмоционального фона досуга.

Логопед (бабушка): Обрадовалась коровушка и мы с  ней потанцуем. ( Хоровод  с коровой.) Дети, с какими животными вы встретились в деревне?  Чем вы мне помогли?

Дети: «Мы корову подоили, помогли детенышам найти своих мам».

Логопед (бабушка): Спасибо за помощь. Вот вам от меня и моей коровушки угощение. В конфетах тоже молоко, только оно сгущенное. 

  • « Спасибо!»
  • : Попрощаемся с бабушкой. Поезд наш пыхтит, гудит, в детский сад спешить велит» (Дети уезжают на поезде)

 

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

                                                           Заключение

 

 Мы сегодня осознаем важность нравственного воспитания. Актуальность проблемы  нравственного воспитания детей связана с тем, что современное общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. Духовно-нравственное воспитание сегодня рассматривается как приоритетное направление государственной социально-экономической политики. В период реформирования сделать выбор верных жизненных ориентиров может только духовно цельная и высоконравственная личность. А воспитание с древнейших времен является средством трансляции знаний и опыта от поколения к поколению.

  Опыт нашего учреждения в использовании речевых досугов показал важность данной формы в работе с дошкольниками с ОНР в речевом и  в духовно-нравственном воспитании: детям дается возможность наполнить свою жизнь интересными необычными ситуациями, которые   духовно обогащают и раскрывают творческий потенциал каждого ребенка.

 

      В ходе речевых досугов формируется умение действовать сообща, навыки адекватного поведения в различных ситуациях, воспитываются нравственные качества: вежливость, отзывчивость, скромность, справедливость, трудолюбие, чувство гордости за свой народ, любовь к своей республике. Воспитывая любовь к малой Родине и, формируя гражданскую позицию, мы показываем  дошкольникам связь родного села, деревни с историей и жизнью нашей страны, воспитываем желание стать достойным наследником лучших традиций чувашского народа, родного края, воспитываем любовь к Родине. В каждом из воспитанников хочется видеть высоконравственную личность, гражданина с большой буквы.

 

 

                                                                      Литература

1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи. – Санкт-Петербург: Союз, 1999.

2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – Санкт-Петербург: Союз, 1999.

3. Лебедева Л.В. Речевые досуги для дошкольников. – Москва, Центр педагогического образования 2011.

4.Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Москва, 2002.

 5. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Интернетресурс.  2009г

 6. Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.                                      

 

 

                                                                    Интернет-ресурсы

1. Социальная сеть работников образования  www.nsportal.ru

2. Сайт для логопедов www.logopediya.com


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн