Вы не зарегистрированы

Авторизация



Музыка Камчатки

Submitted by Ирина Рафаэльевна Кабирова on Fri, 01/12/2017 - 04:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кабирова Ирина Рафаэльевна
Место работы, должность: 

КГБУДО "Камчатский дворец детского творчества"

Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

формирование  ценностного отношения к культуре и истории родного края. 

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Для педагогов:

  1. Коряки в сердце моем., Москва: «Пента», 2000
  2. Нечаев А. Долина гейзеров., Москва: «Логата», 2007.
  3. Петропавловск-Камчатский. Атлас. Петропавловск-Камчатский: АО «Камчаткнига», 1994
  4.  

 

Для детей:

  1. Ительменские и корякские сказки.
  2. Легенды и мифы Камчатского края.
  3. Камчатка. Фотоальбом. Под редакцией Г. Гребенникова.,Москва:  «Планета», 1984.

 

 

Используемое оборудование: 
  • Фортепиано;
  • Мультимедийная  установка, экран для просмотра слайдов4
  • Магнитная доска ( 2 шт.), магниты;
  • Музыкальный центр;
  • Иллюстрации с изображением камчатского пейзажа;
  • Аудиозаписи: песни о Камчатке, («Мой дом-Петропавловск-Камчатский»), камчатский фольклор;
  • Бубен корякский, варган;
  • Бубны по количеству детей;
  • Карта Камчатского края;
  • Иллюстрации;
Краткое описание: 
<p>План-конспект разработан&nbsp; в помощь педагогам дополнительного образования, занимающихся воспитанием и развитием&nbsp; детей старшего дошкольного возраста,&nbsp; воспитателям, музыкальным руководителям.</p>

Занятие №3

Музыка

Тема: « Музыка  Камчатки»

Цель: формировать  у детей интерес к музыкальному творчеству коренных народов Камчатки.

Задачи:

Образовательные

  • познакомить детей с корякскими музыкальными инструментами;
  • познакомить детей с песенным творчеством  коряков;
  • расширять словарный запас (тундра,  пурга, оленья упряжка, нарты).

Развивающие

  • научить  детей   приемам  игры на корякском бубне;
  • разучить с детьми песни про Камчатку.

Воспитательные

  • воспитывать у детей уважение к культуре, быту, обычаям и традициям коренных народов  Камчатки;
  • воспитывать коммуникативность и уважение друг к другу.

Материалы и оборудование:

  • фортепиано;
  • корякские бубны;
  • бубны;
  • фотографии, иллюстрации с изображением исполнителей корякских песен и танцев;
  • аудиодиск «Игры в тундре. Танцы, родовые мелодии, горловое пение);

Перед началом занятия звучат корякские родовые мелодии в исполнении Марии Сидоренко (Аудиодиск «Игры в тундре»)

На экране – Тундра.

Педагоги: Ребята, мы попали с вами в тундру, где живут коряки. В тундре холодно. Растут карликовые березы, ягоды -  брусника, клюква, грибы, мох и лишайники.

На экране – карликовая береза.

Педагог: Отгадайте загадку.

 Стройный, быстрый

Рога ветвисты.

Пасется весь день,

Кто же это? (Олень)

На экране – олень.

Самый надежный вид транспорта в тундре у коряков  - оленья упряжка. А сани, в которые запрягают оленей,   называются нарты.

Давайте исполним песню «Тундра»

  1. Что такое тундра,

      Рассказать не трудно.

      Это кладовая Камчатского края.

Припев:

Невозможно перечесть

Все, что в нашей тундре есть.

Как она добра,

Как она щедра!

  1. Как ночные тени,

                     Скачут здесь олени.

Ягель для оленей –

Просто объеденье.

  1. В тундре много разных

Ягод и грибов.

Голубика и брусника,

Шикша тут растет.

(см. Приложение №4 - ноты)

Пока мужчины – коряки пасут оленей, охотятся, ловят рыбу, женщины занимаются хозяйством  и воспитанием детей, рассказывают детям сказки и поют песни.

Звучит горловое пение  в исполнении Сергея Адуканова.

Самый распространенный музыкальный инструмент у коряков Бубен (яяй – коряк.). Звучит бубен на  празднике коряков ХОЛОЛО.  Под звуки бубна девушки и женщины начинали пляску, которая представляла собой ритмичные подъемы на носки с последующим перенесением пяток то вправо, то влево…». Бубен занимает ведущее место в выступлениях известного камчатского коллектива «Мэнго».

Детям раздаются бубны. Педагог отстукивает на корякском бубне ритмическую фигуру,  а дети повторяют.

Приемы игры на бубне.

*    Удары колотушкой  по середине  бубна;

*    Удары колотушкой  по боковой части бубна;

*    Встряхивание бубна;

Коряки  очень любят  танцевать и, конечно, петь.

Давайте исполним песню «Корякская пляска».

«Корякская пляска»

  1. Корякская пляска - веселья сестра.

     Готовы плясать мы с утра до утра.

  1. Из песен чудесных сплетем мы узор,

     Корякская пляска наш радует взор.

  1. Наш бубен веселый задорно звучит

Людей на Камчатке он всех веселит.

(см. приложение № 4- ноты)

Камчатка – край вулканов, долгой зимы, и прилететь на Камчатку можно только самолетом. О чем и поется в следующей песне «Камчадалы».

«Камчадалы» ( сл. и муз. Т.Тураевой)

  1. На Камчатке я живу, это далеко.

И добраться  к  нам сюда, в общем, не легко.

Не летает самолет без погоды

С мамой в отпуск я лечу, раз в два года.

Но, это не беда.

Припев:

Хорошо, поверьте мне, камчадалом быть.

Жить в далекой стороне,

Жить в далекой стороне

И ее любить.

     В Петропавловске вулкан настоящий есть,

     И на лаву старую можно даже сесть.

     В океане нашем мы плавать не хотим,

     Но мы красную икру ложками едим.

     Иногда!

(см. Приложение № 5 – ноты)

 

 


»  Tags for document: