Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая разработка «Литературно – художественная викторина «Прощание с осенью»

Фото пользователя Наталья Юрьевна Топалова
Submitted by Наталья Юрьевна Топалова on Wed, 13/12/2017 - 11:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Топалова Наталья Юрьевна
Место работы, должность: 

МБДОУ "Детский сад №6 комбинированного вида", учитель  - логопед

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>Обобщающая</strong> ООД по развитию связной речи&nbsp; детей &nbsp;подготовительной группы с ОНР по теме &laquo;Осень&raquo;.</p> <p>Данная методическая разработка используется на занятиях по развитию речи у детей 6-7 лет с ОНР, в ходе которой дети не только выполняют задания у экрана, но и передвигаются по залу (групповой комнате).</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Отдельные слайды презентации к занятию используются как при ознакомлении с новым материалом по теме &laquo;Осень&raquo;, так и при закреплении тем входящих в цикл &laquo;Осень&raquo;: &laquo;Овощи &ndash; фрукты&raquo;, &laquo;Хлеб&raquo;, &laquo;Перелетные птицы&raquo;, &laquo; Лес осенью: ягоды и грибы&raquo;.</p> <p>Слайды № 1,2, 10,11, 12, 14, 15, 18, 20,21, 22, 23,24 используются как фон с музыкальным сопровождением при выполнении заданий, игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, появления сюрпризных моментов, при проверки правильного выполнения заданий. В методическую разработку вошли игры разработанные мною: &laquo;Откуда хлеб пришел?&raquo;,&nbsp; &laquo;Разбери урожай&raquo;, &laquo;Подбери родственные слова&raquo; (слайд № 16, 17, 19).&nbsp; При использовании презентации на занятии у детей повышается интерес и желание выполнить предложенные задания правильно, показать свои знания по изученным темам из цикла &laquo;Осень&raquo;. Методическая разработка &laquo;Литературно &ndash; художественная викторина &laquo;Прощание с осенью&raquo; была проведена в ДОУ на открытом мероприятии для педагогов ГМР, где дети показали высокий уровень знаний по изученным темам и развитию речи.</p>

Методическая разработка

Тема: Литературно – художественная викторина «Прощание с осенью»  (слайд №1)

Цель: Совершенствование связной речи по теме «Осень».

Коррекционно – образовательные цели.

  • Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе.

  • Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень», «Овощи – фрукты», «Хлеб», «Перелетные птицы», « Лес осенью: ягоды и грибы».

  • Совершенствование навыковзвукового, слогового анализа слов (деление слов на слоги, определение начального звука в слове).

  • Совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов, признаков к предмету, согласование прилагательных с существительными, образование относительныхикачественных прилагательных).

  • Формирование целостного впечатления об изображенном на картине.

  • Совершенствование навыка анализа предложения.

  • Развитие синтаксической стороны речи (составление предложений об осени по схеме, составление предложений с противопоставлением).

     Коррекционно – развивающие цели.

  • Развитие речевого слуха, памяти, внимания, мышления, общих речевых навыков, дыхания, фонематического восприятия, творческого воображения;

    артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

  • Формирование интереса к изобразительной деятельности.

     Коррекционно - воспитательные цели.

  • Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, стремления действовать согласованно.

  • Воспитание у детей наблюдательности и воображения.

  • Воспитание любви и бережного отношения к природе, к хлебу.

Оборудование.

Экран, м/м проектор, ноутбук, презентация «Прощание с осенью»,  раскраски «Овощи – фрукты», цветные карандаши, ведерки, деревянные ложки,  сырые овощи и фрукты, эмблема осени, подарок – игра «Маленькие слова», яблочный пирог.

Место проведения: музыкальный зал или групповая комната.

      Предварительная работа.

  • Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе.

  • Слушание и обсуждение пьесы П.И.Чайковского «Осенняя песня» и фрагментов из альбома «Времена года».

  • Разучивание стихов русских поэтов об осени, работа над просодической стороной речи, общими речевыми навыками на индивидуальных занятиях.

  • Проведение « конкурса на лучшего чтеца».

  • Чтение стихов, рассказов, сказок по темам: «Осень», «Овощи – фрукты», «Хлеб», «Перелетные птицы», « Лес осенью: ягоды и грибы».

  • Разучивание упражнения «Ветер и листья», «Туман».

  • Образование однокоренных слов от слова хлеб  и относительных прилагательных по теме «Хлеб»на индивидуальных занятиях.

  • Формирование представлений о труде хлеборобов.

  • Рассматривание картин русских художников И.И.Шишкина «Рожь», И.И. Левитана «Золотая осень», «Сумерки. Луна».

  • Рисование эмблемы осени.

  • Лексико – грамматические игры и упражнения на образование и согласование относительных прилагательных, подбор признаков, действий, родственных слов, синонимов и антонимов по теме «Осень».

  • Выставка работ детского творчества из природного материала "Дары осени". 

    Ход занятия

    I. Организационный  момент.

    (Дети с логопедом входят в зал, звучит минус С.Михайлова «Отпускаю», на экране осенний пейзаж – слайд №2)

    Логопед.   « Доскажи словечко»:                      

    ***

    Ранним утром на поляны

    Лягут белые туманы,

    А потом уж, жди не жди,

    Моросящие дожди

    Пеленой затянут просинь –

    Значит наступила…ОСЕНЬ!

    Логопед.

      – Сегодня мы поговорим об осени, поиграем и … проведем викторину

    «Кто лучше знает осень!?»,  победителю – приз!

    II. Основная часть.

      1.  Разминка    (слайд №3)

        Составьте предложение про осень по схеме    

       (  I___     ____    ______    ______.            I____    ___   ______   _____ ______. )

    2. Задания от первого помощника Осени.   

   - У красавицы осени есть помощники!  Отгадайте, какие:

Гнет к земле деревья,

Тучи нагоняет,

Пыль с дороги темной

Нам в лицо бросает.

И в реке, и в море

Волны поднимает.

Кто о нем загадку, 

            Дети, отгадает?     (ветер - слайд №4)

а)   Игра «Угадай голоса природы»

- Первый помощник – ветер предлагает вам послушать и отгадать звуки осени   (включается запись голосов природы:  шум, завывание ветра;  шум дождя;   шелест листьев, крик журавлей  –  картинки появляются на экране  -  слайд №5)

б) «Небылицы»  (про осень, которые услышал ветер, картинки появляются на экране   – слайд№6):

***

Осенью листья красиво желтеют,

Птицы поют и поля зеленеют,

Люди спешат урожай собирать,

И начинают сады расцветать.

Логопед.

Чего не может быть осенью?

(Птицы не поют, поля пустеют, сады – вянут)

***

По осени все воскресенье

Мы с мамой варили варенье:

Из ягод рябины, малины,

Смородины, хлеба, калины,

Крыжовника, клюквы, брусники,

Клубники, яиц и черники.

Логопед.

– Из чего не варят варенье?   (из хлеба, яиц). 

***

Каждый год летят на юг

Аист, ласточка, утюг,

Грач, ворона и скворец,

Дрозд, сорока и дворец.

Логопед.

Что неверно в стишке? (утюг, ворона, сорока, дворец)

   - Каких знаете перелетных птиц?

   - Почему они улетают на юг?

   - Как летят птицы в теплые края? (клином, стаей, косяком – слайд №7)

в)   «Рассмотри и назови»  (слайд № 8 - 9)

    - Назовите картины и художников, которые их написали.

(И.И.Левитан «Золотая осень»; И.И.Шишкин «Рожь»)

    - Почему это любимые картины осени?

  г)  Дыхательная гимнастика «Ветер и листья» (слайд №10)

3.  Задания от второго помощника Осени.

  - Слушайте загадку о 2-м помощнике:

Что за птица? Черная, большая.

Над землей повисла, солнце закрывая.

Крупными слезами эта птица плачет,

От нее подальше мама дочку прячет.

Как она примчится, все вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть, убегу скорее.

                           (туча – слайд №11)

а)  Вспомни и прочитай стихи  (дети читают стихи на фоне произведения П.И.Чайковский «Осенняя песня»)   (слайд №12)

- Каких вы знаете русских поэтов написавших стихи об осени? (назвать ФИО – портреты появляются на экране).

- Давайте вспомним стихи этих поэтов о ранней осени

(Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»)   

- Какие приметы ранней осени вы услышали в этом стихотворении?

- Вспомним стихи о поздней осени

(А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» ,  

 С.А.Есенин «Нивы сжаты…»)

- Какие приметы поздней осени вы услышали?

б)   Сопоставление ранней и поздней осени (слайд №13)

  • Ранней осенью небо светлое, а поздней осенью – хмурое;
  • РО деревья желтые, а ПО – обнаженные;

  • РО солнце светит и пригревает, а ПО – прячется за тучами;

  • РО частые туманы, а ПО – моросящие дожди;

  • РО люди одеты легко, а ПО – тепло…

  • РО птицы собираются в стаи, а ПО – уже улетели в теплые края

    - Музыка какого русского композитора звучала когда вы читали стихи?

   - Как называется это музыкальное  произведение?

(П.И.Чайковский «Осенняя песня» - слайд№14)

в)  Речь с движением «Туман»   (слайд № 15)

4. Задания от третьего помощника Осени.

- Слушайте загадку о 3-м помощнике:

С мамой мы пошли гулять,

Стал он землю поливать.

Поливал да поливал –

Всех под зонтики загнал.

 (дождь – слайд № 15)

а)  Игра «Откуда хлеб пришел?»   (слайд № 16)

Логопед.

 – Осенний дождь какой? (холодный, моросящий, долгий – затяжной;  от дождя может погибнуть урожай  (чего?) – …овощей, фруктов, хлеба).

А кто из вас помнит, откуда хлеб пришел? (проводится игра).

Игра «Образуй родственные слова от слова « ХЛЕБ» (слайд № 17)

б) Игра «Умные раскраски»     (слайд № 18)

(дети раскрашивают овощи, где 3 части,  фрукты – 2 части; затем проверяют – на экране)

 в) Игра «Разбери урожай»         (слайд № 19)

(овощи и фрукты на гласный звук в красное ведро, на согласный – в синее)

 - Вы прекрасно справились с заданием, молодцы!!!

(слайд №20) 

ЗВУЧИТ МУЗЫКА (Г. Лепс «Падают листья») – ВХОДИТ ОСЕНЬ

III.   Игры с осенью.

Осень. 

Здравствуйте, ребята!  Узнали меня?   Слышала от своих помощников, что вы хорошо знаете осень! Мне очень приятно.  Я зашла с вами попрощаться, и напоследок – поиграть. Хотите?!

а)  Игра «Узнай дары осени» (овощи, х/б изделия дети с закрытыми глазами пробуют и определяют на вкус что это - слайд №21) 

б)  Игра «Найди и съешь» (фрукты на веревочке, без помощи рук постараться откусить яблоко, грушу - слайд №22) 

в)  Подвижная игра «Собери картошку» (которую рассыпала Осень, деревянной ложкой в ведро - слайд №23, звучит музыка «Барбарики»).

IV.   Итог занятия  (слайд № 24)

а)   Проверка домашнего задания:  «Эмблема осени»  (коллективная работа).

      - Расскажите, какая осень?  (Красивая, теплая, богатая, ..)

б)  Заключительное слово осени   

     - Вот и пришла пора расставаться. Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались   правильно и красиво говорить, выразительно читали стихи. Вы знаете русских художников и поэтов. Вы все победили в викторине, поэтому я дарю вам игу «Маленькие слова».

 - До свидания, ребята, до будущей осени!

Дети исполняют песню «До свиданья, осень»

Источники:

  1. В.И.Мирясова «Родная природа в стихах и загадках» (упражнения на формирование лексико – грамматических категорий на материале загадок). - М. «ГномПресс», 1999.

  2. Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. Сентябрь – январь». – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008

  3. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР». - М.: «ГНОМ и Д», 2000.

  4. И.А.Михеева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда».- Спб.: «КАРО», 2009.

  5. С.В.Бойкова «Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5 – 7 лет)». - Спб.: «КАРО», 2010.

  6. Г.А.Османова «игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет)». - Спб.: «КАРО», 2007.

  7. Репродукции картин И.И.Левитан «Золотая осень», И.И.Шишкин «Рожь».

  8. Собственные разработки:

  9. Игра «Откуда хлеб пришел?»,

  10. Игра «Разбери урожай»,

  11. Игра «Подбери родственные слова» (к слову ХЛЕБ).

  12. При оформлении презентации использованы Интернет-ресурсы:

  13. Картинки -   yandex.ru/images , Google дети рисунокanimashki.info

  14. < > x-minus.me› , шумы - iPleer.fm<!-- -->

    Фото детей размещены с разрешения родителей.

  15. Фото предоставлены из личного архива учителя – логопеда Топаловой Н.Ю.

Прикрепленный файлSize
Краткое описание работы.doc43 KB
Методическая разработка «Литературно – художественная викторина «Прощание с осенью.docx238.26 KB
Презентация к методической разработке «Прощание с осенью».pptx1_.ppsx1_.ppsx9.65 MB