Официальный сайт printclick 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа индивидуального сопровождения ребёнка с нарушениями эмоционально-волевой сферы как часть адаптированной образовательной программы

Программа индивидуального сопровождения ребёнка с нарушениями эмоционально-волевой сферы как часть адаптированной образовательной программы
 
Евдокименко Анастасия Вадимовна,
педагог-психолог МАОУ "Средняя школа №27"
Петропавловск-Камчатскогот городского округа
 
Содержание
 
 
Введение
Глава I. Теоретические основы сопровождения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
1.1 Обучение аутичного ребёнка.
 
1.2 Психологическая помощь аутичным детям. 1.3 Особенности овладения учебным материалом.
Глава II. Реализация сопровождения ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы в школе
2.1 Теоретические основы сопровождения
 
 
2.2 Программа сопровождение аутичного ребенка
 
 
2.3 Разработка и реализация индивидуальной программы обучения
 
2.4 Анализ результатов
 
Заключение
Список литературы
 
 
Пояснительная записка
 
 
Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…
Это люди, которым судьба послала сложные испытания…
Только сочувствия мало, надо развивать возможности. ( Л.И. Швецова)
 
 
Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед системой образования. В качестве основных приоритетов сегодня выступают: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
 
Педагог-психолог — создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на их особые образовательные потребности следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием. Направления деятельности
Основными направлениями деятельности педагога-психолога инклюзивного образования являются:
 
1.Психодиагностика.
 
2. Психологическая помощь в трудных ситуациях (немедицинская психотерапия). 3. Психологическая реабилитация.
4. Психологическое консультирование. 5. Психологическое просвещение.
6. Развивающая и психокоррекционная работа.
 
Программа состоит из 5 разделов:
I. Теоретические основы сопровождения.
II. Сопровождение аутичного ребенка.
III. Сопровождение ребенка с нарушением зрения.
IV. Сопровождение ребенка с нарушением слуха.
V. Сопровождение ребенка с ДЦП.
 
Цель программы: создание условий для развития компетенции в процессе овладения технологией психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами развития.
 
Задачи программы:
 
1. Реализовать в педагогической практике ДОУ содержание этапов технологии сопровождения детей с проблемами в развитии.
2. Реализовать основные направления коррекционной работы с каждой категорией детей.
3. Внедрить методику проведения коррекционно-развивающих занятий.
4. Изучить формы и содержание работы с семьей каждой категории детей.
5. Провести мониторинг эффективности реализации программы.
 
 
Введение
 
 
Число детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья остается высоким. В регионе разработана и принята нормативная правовая база, позволяющая решать вопросы защиты прав детства и предоставления мер социальной поддержки семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. С целью формирования доступной среды для детей с ОВЗ на территории области создан ряд учреждений социальной поддержки, защиты и социального     обслуживания населения, здравоохранения, образования, культуры. Вводимые объекты оборудуются с учетом посещения их детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.      В регионе активно       развиваются       модели инклюзивного образования. Например, в общеобразовательных школах открываются специальные (коррекционные) классы и классы инклюзивного образования.
 
 
Цель психолого-педагогического сопровождения: оказание комплексной психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.
Задачи:
 
1. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2. Помощь (содействие) ребёнку с ограниченными возможностями здоровья в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
3. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
4. Разработка творческих программ психологического сопровождения учащихся начальных классов и учащихся среднего звена.
5. Определение стратегии и планов внедрения программы психолого-педагогического сопровождения в практику работы школы-класса.
6. Определение стратегии и планов внедрения программы сопровождения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы для специалистов разных категорий (логопед, психолог, учителя начальных классов, учителя предметники).
7. Определение основных направлений и разработка конкретных механизмов внедрения психолого-педагогического сопровождения в практику работы каждого педагога, поэтапное и последовательное обучение и самообучение команды специалистов сопровождения разных уровней.
8. Определение эффективности комплексного психолого-педагогического сопровождения как ведущей технологии социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
9. Изучение и систематизация опыта учителей, методических объединений.
10. Организация систематической работы по повышению инновационной компетентности учителей.
 
В работе использованы следующие методы: контент-анализ, наблюдение, формирующий эксперимент, диагностические методики.
Методической базой работы являются труды Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Р.Е. Левиной, Д.Б. Эльконина, а также современные подходы к интеграции детей с ОВЗ, детей-инвалидов, предложенные Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, сотрудниками Московского городского педагогического университета: С.В. Алёхиной, С.В. Кутеповой, Н.Я. Семаго, А.К. Фадиной. Новизна работы заключается в том, что учтены новые подходы к обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов, разработан авторский комплекс демонстрационных материалов, модель межведомственного сопровождения ребёнка.
 
Глава I. Теоретические основы сопровождения детей с задержкой психического развития (аутизм)
 
При организации психолого-педагогического сопровождения необходимо учесть особенности развития детей данной категории.
 
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями
Люди, страдающие аутизмом больше всех нуждаются в помощи и им труднее всего оказать помощь.
Питере Т.
 
Детский аутизм — нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Аутизм - это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие. Часто ребёнок бежит от всего окружающего, пытаясь спрятаться от невыносимого для него потока впечатлений. Аутизм отделяет человека от мира межличностных отношений, делает неспособным исследовать окружающий мир, оставляет его в своём маленьком мирке.
Виды детей аутистов:
- Ранний детский аутизм Каннера. Это классический вариант аутизма, характеризующийся тем, что малыш с самого своего рождения отгораживается от реального мира. Такие больные могут не различать одушевленные и неодушевленные объекты, не обращают внимания на внешние раздражители и живут в своем мире. Они очень редко пользуются речевым аппаратом. Аутист, видя перед собой непривычные новые объекты, проявляет агрессию. Такая отрицательная реакция будет наблюдаться тогда, когда будет меняться привычный жизненный стереотип.
 
- Синдром Аспергера. Дети с таким нарушением имеют все симптомы заболевания, но при этом у них нормально развивается логика. Им тяжело сконцентрироваться на какой-то одной цели, но приложив некоторые усилия, все же могут добиться результатов. При таком нарушении наблюдается достаточная сохранность речи, но при этом эмоциональности и жестикуляции при разговоре нет.
 
- Синдром Ретта. Такое психоневрологическое заболевание встречается исключительно у девочек, но бывают отклонения. Такое расстройство возникает после нормального развития примерно через 1-1,5 года после рождения. Тогда происходит резкий регресс и начинают распадаться, только что приобретенные, навыки разговаривать и двигаться. Со временем у детей атрофируется мускулатура и теряется способность жевать. Детки с таким нарушением проявляют любовь к родным и близким и испытывают интерес к жизни.
 
- Атипичный аутизм. Данное нарушение проявляется в более позднем возрасте. Оно начинается, без каких либо причин и вовсе не так как обычное. Ребенок страдает некоторыми симптомами аутизма, атипичным психозом и отсталостью работы головного мозга.
 
 
1.1 Обучение аутичного ребёнка
 
 
Аутичные дети затрудняются организовать времяпровождение в классе. Ребенок может быстро выполнить задание, и потом уйти в аутостимуляцию (стереотипия), пока другие дети заканчивают выполнять это задание. Также аутичные дети затрудняются отслеживать последовательность действий, часто путают время перемены и урока. Некоторых детей пугают перемены, так как действия на переменках не регламентированы, хаотичны. А шум на переменах, беготня и детские крики для многих аутичных детей нестерпимы. Аутичные дети не всегда умеют быстро переключаться с одного вида деятельности на другую. И им не всегда понятна смена требований. У многих аутичных детей темп приобретения навыков замедлен .
 
Так же как и другим, хотя, возможно, и в большей степени, ему нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене. Такая организация позволяет ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении.
Опыт показывает, что аутичный ребенок постоянно нуждается в стимуляции для перехода к более сложным отношениям с миром и с людьми. Ее нельзя организовать искусственно, но можно получить в обычной нормальной жизни, которая постоянно и естественно заставляет детей «собираться» и решать новые задачи.
Таким образом, выход в достаточно сложные социальные условия школы, в среду обычных детей — это большая победа такого ребенка и открытие для него новых возможностей развития. Школа дает ему не только знания и навыки, но, прежде всего, шанс научиться жить вместе с другими людьми. Поэтому для таких детей крайне важно удержаться в школе.
 
 
1.2 Психологическая помощь аутичным детям.
 
 
Аутизм не связан напрямую с интеллектуальными возможностями человека, поэтому он может осложнять жизнь как детей с задержкой развития, так и самых блестящих и одаренных учеников. Опыт показывает, что все они, даже самые умные, нуждаются не только в заступничестве и в терпении, но и в направленной психологической помощи. Она реализуется:
— в продуманной организации школьной жизни детей; — в поддержке учителя;
— в индивидуальной работе, стимулирующей социальное, эмоциональное и личностное развитие детей;
— в поддержке их семей и координации взаимодействия родителей со специалистами;
— в помощи соученикам в понимании и принятии их особого одноклассника.
Педагог и психолог должны своевременно оказывать ребенку дополнительную индивидуальную помощь. Она необходима для определения подходящего ребенку режима освоения учебных навыков. Трудности могут и не появиться (часть детей уже при поступлении в школу владеют навыками чтения, письма, счета), но если появляются, то обычно связаны с прошлыми неудачными попытками обучения, с излишним нажимом, с нетерпеливостью родителей или учителей. Первой предпосылкой преодоления этих трудностей является опыт успешности, который мы должны дать ребенку.
Большинству таких детей потребуется помощь психолога в развитии представлений о себе и об окружающем, в понимании других людей, в овладении навыками коммуникации и взаимодействия, в преодолении бытовой неприспособленности и социальной наивности.
 
1.3 Особенности овладения учебным материалом
 
Организация внимания. Неумение сосредотачиваться как трудность организации адекватного учебного поведения детей. Однако надо отметить, что даже при сформированном адекватном учебном поведении остаются склонность к пресыщению, рассеянность и частые отвлечения ребенка. Это все проявляется чаще всего уже на уровне индивидуальных различий, но все же требует от учителя дозирования нагрузки, дополнительного контроля и помощи в сосредоточении на работе. Поддержку может оказать продуманная организация наглядного материала, способствующая удержанию и переключению внимания.
Моторная неловкость может возникать по разным причинам.
Во-первых, из-за недостаточности развития тонкой моторики при обучении письму. Дети могут с трудом ориентироваться на листе тетради, неправильно держать ручку, сжимать ее слишком вяло или слишком напряженно. Часто им трудно воспроизвести элемент буквы по показу, собрать вместе уже отработанные элементы
Таким образом, при организации обучения целесообразно рассчитывать, что на это уйдет времени больше, чем при обучении обычных детей. Необходимо индивидуальное дозирование помощи, ее использование в такой степени, чтобы не подавить собственную активность ребенка.
Во-вторых, из-за общей нескоординированности, неловкости, несогласованности в движениях, усугубляемых рассеянностью и возбудимостью.
Речевые проблемы. В экспрессивной речи проблемы проявляются в следующем: даже имея большой запас слов, ребенок может испытывать трудности в организации развернутого высказывания, говорить односложно, использовать в речи в основном свернутые стереотипные клише.
 
Мыслительные операции. Дети с аутизмом имеют неплохие способности к наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению. Часто обсуждается вопрос о способности таких детей к символическому мышлению, поскольку для них, как уже указывалось, характерно буквальное понимание сказанного: им трудно выделить подтекст.
 
Коммуникация. Ребенок готов привязаться к заинтересованному в нем, благожелательному взрослому, благодарен за понимание и поддержку и постепенно, хотя и с трудностями, усваивает правила взаимодействия с учителем в классе. Вместе с тем без специальной работы сложившиеся отношения могут в дальнейшем не развиваться. Со сверстниками же самые простые отношения устанавливаются значительно труднее. Даже при взаимной симпатии детей их общение не наладится само собой и в лучшем случае останется на уровне беготни и возни, заканчивающейся общим перевозбуждением и дискомфортом. Теоретически идущий в школу ребенок с приязнью относится к другим школьникам, хочет быть вместе с ними, но в реальности у него могут возникнуть другие чувства. Дети быстро утомляют его, раздражают, кроме того, он не хочет делить с ними внимание и похвалу учителя. Поэтому интенсивность контактов с другими учащимися сначала должна быть строго дозированной, а общение четко организованным в рамках стереотипа урока и перемены.
 
В качестве дополнительной пользы подобное общение дает обычным детям еще большую возможность быть с одноклассниками, имеющими особые потребности, — опыт, который благоприятствует развитию таких чувств, как сопереживание и забота, и которого они лишаются, если ребенка с аутизмом удаляют из коллектива. Чем больше у ребенка с аутизмом возникает социальных контактов, тем больше у него возможностей для приобретения социальных и коммуникативных навыков. Для развития таких навыков у некоторых детей с той или иной формой аутизма подобные действия оказались исключительно полезными.
 
II. Реализация сопровождения ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы 
Реализация программы индивидуального сопровождения ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы в нашей образовательной организации осуществляется по следующим направлениям:
- кадровое обеспечение;
- психолого-педагогическое обеспечение;
- программно-методическое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение.
В 2015 году созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического развития в здание и помещения школы и организацию их обучения в учреждении (пандусы, специально оборудованные учебные места, оборудование и технические средства обучения).
С целью обеспечения коррекционной работы разработан учебный план, адаптированные рабочие программы по предметам учебного плана, индивидуальные образовательные маршруты (программы), программы для индивидуальной и групповой коррекционной работы, программы для внеурочной деятельности для детей с ОВЗ.
 
2.1 Теоретические основы сопровождения
 
Основные понятия и принципы сопровождения.
История отечественной системы сопровождения ребенка. Концепция сопровождения Е.И. Казаковой как новая образовательная технология. Источники создания отечественной системы сопровождения.
Сущность понятия «сопровождение». Субъекты сопровождения.
Основные принципы сопровождения:
рекомендательный характер;
приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка);
непрерывность сопровождения;
мультидисциплинарность (комплексный подход)
сопровождения, стремление к автономизации.
 
Виды сопровождения: индивидуальное, системное.
Индивидуальное сопровождение, направления деятельности. Системное сопровождение, направления деятельности: формирование здорового образа жизни; личностные проблемы развития ребенка; выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в обучении
 
. Технология сопровождения детей с проблемами в развитии (по Александровской Э.М.).
Социально-психологические и биологические факторы, влияющие на распространенность психического недоразвития, личностную деформацию и дезадаптацию у детей. Понятие и «особые дети»: гиперактивные, агрессивные, тревожные, аутичные. Условия эффективности сопровождения. «Технологическая цепочка»: подготовительный, диагностический, коррекционно-развивающий аналитический, консультативно-методический.
 
Содержание этапов технологии сопровождения детей с проблемами в развитии.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
8. Сбор информации о ребенке.
9. Анализ полученной информации.
10. Совместная выработка рекомендаций для ребенка.
11. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка;
12. Решение проблем, т.е. выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
13. анализ выполнения рекомендаций.
14. Дальнейший анализ развития ребенка. Основные этапы системного сопровождения: 6. Диагностический.
7. Поисковый.
8. Консультативно-проектный (договорной).
9. Деятельностный.
10. Рефлексивный.
Содержание деятельности на каждом этапе сопровождения. Качественная диагностика как фундамент сопровождения. Основные области деятельности субъектов сопровождения (функции).
 
2.2 Программа сопровождение аутичного ребенка
 
Взаимодействие с аутичными детьми
Определение понятия «аутизм» как искажение психического развития. Клинические признаки аутизма. Неадекватные страхи у аутичных детей, стремление к ритуалам, стереотипность поведения. Стремление к творческой деятельности. Классификация РДА (О.С. Никольской). Портрет аутичного ребенка. Как выявить аутичного ребенка.
Игры «Рукавичка», «Отвечай, сосед слева», «Охота на динозавриков». Как помочь аутичному ребенку.
 
Направления коррекционной работы с аутичным ребёнком
Развитие ощущений и восприятия зрительно-моторной координации. Развитие навыков самообслуживания. Развитие речи и коммуникативных навыков. .
Коррекционные игры с аутичными детьми.
Игры «Волшебный мешочек», «Разговор с руками», «Разговор с телом», «Физкультурники», «Покатай
куклу», «Создаем мультфильмы», «Как одеться на прогулку (пооперационные карты), «Собираем головоломки», «Чудесный мешочек», «Говорящие рисунки», «Менялки игрушек», «Симметричные рисунки» и др.
Работа с родителями аутичного ребёнка.
Информирование: тренинги детско-родительских отношений, индивидуальные беседы, рекомендации для родителей по конструктивному взаимодействию с аутичным ребенком. Психотерапевтическая поддержка семьи.
 
Дети с аутизмом отличаются крайне низкой произвольной психической активностью, что затрудняет проведение с ним педагогических коррекционных занятий. Поэтому необходимо применение ряда психолого – педагогических коррекционных приемов, направленных на стимуляцию произвольной психической активности ребенка. Для усиления психической активности в ситуацию игровых занятий полезно вводить дополнительные яркие впечатления в виде музыки, ритмики, пения. Особо важное значение в воспитании аутичного ребенка имеет организация его целенаправленного поведения. Этой цели служит четкий распорядок дня, формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях.
Работа с аутичными детьми должна проводиться постоянно. Оптимально – 4 раза в неделю коррекционные занятия со специалистом и обязательное закрепление дома.
Работа с аутичными детьми должна быть последовательной. По мере того, как усваиваются задания, их постепенно сменяют более сложные действия.
Занятия с аутичными детьми должны проводиться в одно и тоже время, в одной и той же обстановке, может сопровождаться ритуалами начала и окончания урока, особыми поощрениями.
 
2.3 Разработка и реализация индивидуальной программы обучения
 
Приоритетным для детей с проявлениями аутизма являются следующие направления:
• коррекция эмоциональной сферы • формирование поведения
• социально-бытовая адаптация
Интеграция и коррекционная работа позволяют более успешно решать задачи социальной адаптации детей с аутистическими проявлениями. Различают два этапа коррекционно-развивающей работы. Первый этап направлен на развитие взаимодействия с ребенком и включает работу по установлению эмоционального контакта и развитию эмоциональной сферы, развитию предметно-манипулятивной деятельности и развитию речи. Второй этап отражает работу по формированию разнообразных видов самообслуживающего труда, а также по формированию умений и навыков приема пищи, культурно-гигиенических умений и навыков, умений и навыков самообслуживания и навыков самоорганизации.
Коррекция эмоциональной сферы ребенка предполагает работу по следующим направлениям:
o обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других людей;
o обучение правильному распознаванию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства;
o обучение поведенческой этике на эмоциональной основе.
Для успешности социальной адаптации детей с аутизмом требуется проведение работы и по развитию предметно-манипулятивной деятельности. При этом обеспечивается тесная взаимосвязь таких функциональных сфер, как восприятие, имитация (подражание), общая и тонкая моторика, координация глаз и рук.
У детей из-за неверной переработки сенсорной информации наблюдаются нарушения в сфере восприятия. Эти проблемы могут касаться как одного из анализаторов, так и их совокупности: слуха, зрения, осязания или обоняния. Поэтому необходимо проводить работу по развитию восприятия и формированию сенсомоторной деятельности, адекватному использованию сенсорных анализаторов.
Нуждается в развитии у детей с аутизмом и способность к подражанию, которая является предпосылкой для всех естественных учебных и воспитательных процессов. Без имитации ребенок не может изучить ни язык, ни другой образец поведения. Поэтому формирование имитационных способностей является существенным элементом развития ребенка.
Неотъемлемой частью работы по развитию предметно-манипулятивной деятельности ребенка являются обучение владению телом, развитию общей моторики.
 
Развитие двигательной активности детей включает работу над (тонкой) мелкой моторикой. Хорошее владение движениями рук и пальцев является существенной предпосылкой для приобретения многих навыков обихода.
Для изучения системы знаков, воспроизводимых рукой, важным является осознание управления движениями рук и пальцев, что предполагает дополнительную работу по координации глаз и рук.
Затрудняет процесс социализации детей с аутизмом специфическое развитие речи, которое характеризуется уходом от общения, малым словарным запасом слов, эхолалиями и другими особенностями.
Первой стадией языкового развития является взаимодействие взрослого и ребенка. важным также является нормальное развитие сосательных, глотательных рефлексов. Требуется работа по тренировке мускулатуры артикуляционного аппарата ребенка. Речевое развитие включает и формирование диалогической речи.
Существенную помощь в деле социализации ребенка с аутизмом, уменьшение его тревожности и упорядочивании поведения окажет формирование навыков самоорганизации. Этому способствует наличие четкого расписания или распорядка дня, когда события заранее предсказуемы.
Использование карточек (символов, жестов) как средства общения также имеет большое значение для социализации ребенка с аутизмом.
В процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:
• необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;
• по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;
• учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;
• помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.
 
Пример составления индивидуальной программы на основе методики «расписание активности»
Ф.И. ребёнка, возраст_________________________________________________
 
Разделы программы.
 
Задачи воспитания и обучения.
 
 
Особые отметки
 
I. Соотнесение предметов по цвету, размеру, форме.
 
Задания для выполнения:
 
1.Подбери по цвету.
 
2.Подбери по цвету и по форме. 3.Найди похожую фигуру. 4.Большой – маленький. 5.Большой – средний – маленький. 6.Цвет, форма, размер.
7.Угадай по форме. 8.Цвет и форма. 9.Квадратик и кружок. 10.Цветное лото. 11.Найди пару.
12.На что это похоже. 13.Найди такую же. 14.Большие и маленькие
 
Усложнение заданий: сокращение помощи, увеличение количества заданий, усложнение самого задания, введение новых заданий.
Перенос навыка: выполнение инструкций вне занятий, в игровых и бытовых ситуациях. Выполнение аналогичных заданий дома в семье.
 
II. Формирование количественных представлений.
Задания для выполнения: (карточки расписания активностей)
 
1.Цифры.
2.Примеры.
3.Математические домики.
4.Познавательная игра «Математика».
5.Числовые домики.
6.Один – много.
 
Усложнение заданий: увеличение количества заданий, сокращение помощи, усложнение самого задания.
 
Перенос навыка: выполнение инструкций вне занятий, в игре, в бытовых ситуациях, дома в семье.
 
III. Ориентация в окружающем мире.
 
Задания для выполнения: (расписание активностей).
1.Что сначала, что потом.
2.Найди четвертый лишний.
3.Картинки – половинки.
4.Животные и птицы.
5.Предметы и вещи в быту.
6.Найди пару (узнай кто это).
7.Подбери по смыслу.
8.Угадай по тени.
9.Тематические картинки.
10.Что лишнее.
11.Лото «Одежда».
12.Найди пару (соедини картинки). 
13.Знаю все профессии.
14.Мама, папа и я.
15.Животные и птицы (что говорят, что едят). 
16.Птицы.
17.Съедобное, несъедобное.
18.Профессии.
19.Мой дом. 20.Моя квартира.
IV. Развитие экспрессивной речи.
Задания для выполнения:
1.Назвать предметы (предметные картинки).
2.Назови, что ты хочешь?
3.Назвать действия на картинках (серия сюжетных картинок).
4.Составь слово.
5.Читаем слоги.
6.Азбука (лото).
7.Напиши на доске.
8.Попроси о помощи.
9.Говорим «Здравствуйте».
10.Говорим «До свидания».
11.Говорим «Спасибо».
12.Игра «Повтори за мной».
13.Читаем слова.
 
Навыки имитации.
 
Задания для выполнения:
 
1.Имитация крупных движений.(подними руки вверх, помаши руками, подними руки в стороны и т.д. 2.Имтиация последовательных, крупных движений (руки вверх, затем в стороны; руки вверх, затем вниз и т.д). 3.Имитация последовательных действий с предметами. 4.Имитация построек из кубиков и конструктора.
 
2.4 Анализ результатов
 
Работа с детьми страдающими аутизмом часто связана с большими трудностями, обусловленными их неконтактностью и особенностями восприятия окружающего мира. Из-за нарушения коммуникативной функции, от степени тяжести аутистических проявлений, от настроения ребенка, порой представляется очень затруднительным процесс их обучения. Успех в процессе обучения напрямую зависит от того, насколько специалист, работающий с ребенком, сумеет наладить доверительные отношения и эмоциональный контакт с учеником. Внедряя метод «расписания активностей», нашей целью было не только дать знания по учебным предметам, но и способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка. Конечно, сейчас рано говорить о том, что метод «расписания активностей» был полностью апробирован и изучен. Слишком мало времени прошло с начала обучения «расписанию» и приходилось многое корректировать в процессе работы. Но, несомненно, то, что были достигнуты положительные результаты в развитии, как познавательной сферы, так и коммуникативной. Очень важно отметить, что при использовании «расписания активностей», для ребенка становится понятным распорядок дня, его уже не пугает неизвестность, а для ребенка страдающего аутизмом это самое главное. Все это способствует развитию познавательной деятельности, коммуникативной деятельности, самостоятельности, что в конечном счете, позволит ребенку лучше адаптироваться в окружающем мире и в дальнейшей его социализации. А это и есть наша главная задача.
Методические рекомендации:
 
1. На начальном этапе обучения необходимо выбирать не сложные задания.
2. В начале обучения заданий не должно быть много.
3. Задания должны иметь четкое начало и конец.
4. Лучше включить задания, которые ребенок уже освоил. 
5. Рекомендовать родителям соблюдать расписание дома. Корректировка методики:
 
 
В работе по методике «расписания активностей» предусмотрена индивидуальная  работа с каждым ребенком, в течении дня, в отдельном помещении, что не представляется возможным в наших условиях. Поэтому для работы с «расписанием» я использовала часы индивидуальной коррекции и минут 5 -10 во время урока.
 
Заключение
 
Для полноценного включения ребёнка в инклюзивное образование необходим индивидуальный подход и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка. Достигнуть таких результатов поможет разработка индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа «Доступная среда» позволила создать более качественные условия для интеграции детей с ОВЗ в образовательную среду.
 
ЛИТЕРАТУРА.
 
 
1. Дефектология. Словарь-справочник: Учебное пособие / Под ред. Пузанова Б.П. – М.: Сфера, 2005.
2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2005.
3. Питерс К. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2002.
4. Котова Е.В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей.-М.: ТЦ Сфера, 2007.-80 с.
5. Крюкова С.В., Слободяник Н.Н. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие.-М.: «Генезис», 2007.-208 с.
6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие 7. Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1и Выпуск 2
8. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение I-II «Дефектология» №2.3. 1997.
9. Веденина М.Ю. Костин И.А. Опыт использования метода облегченной коммуникации с взрослым аутичным человеком. «Дефектология» №6 2003.
10.Гилберт К., Питере Т. Аутизм .Медицинское и педагогическое воздействие. М. «Владос» 2003.
11.Питере Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. М. «Владос» 2003.
12.Темпл Грэндин, Маргарет М. Скорино Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. Под. Ред. Холмогоровой Н.Л. М. Центр лечебной педагогики. 1999.
13.Лаврентьева Н.Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом. «Дефектология» №2 2003.
14.Лебединская К.С. Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М. «Прос-е» 1991.
15.Либлинг М.М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом. «Дефектология» №4 1997.
16.Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. М. «Теревинф» 2003. 17.Щипицина Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Пб. «Дидактика плюс» 2002.

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн