Вы не зарегистрированы

Авторизация



Модель школьного самоуправления ДШО "Школьный океан"

Submitted by Бируте Станиславовна Егорова on Sat, 03/03/2018 - 23:36

Будем знакомы….

В 2001 году, когда группа инициативных педагогов объединила активных старшеклассников, для решения общешкольных вопросов, стало понятно, что сделан первый шаг к будущему самоуправлению.

  В нашей школе детское объединение «Школьный океан», которое включено в региональный сборник «Лучшие некоммерческие организации Ярославской области»,  функционирует с 2003 года.

 «Школьный океан» имеет осязаемые очертания: гимн, флаг и герб, созданные школьниками на основе правил геральдики. Первым адмиралом Флотилии стал Максим Мариев. Впоследствии он стал инициатором создания организации «Активная молодежь» в Судоверфском сельском поселении. С 2005 года «Школьный океан» зарегистрирован в «Едином Союзе детских и подростковых объединений и организаций города Рыбинска и Рыбинского района», а с 2008 г. ДШО входит в Реестр молодежных и детских общественных объединений Рыбинского муниципального района.

                            История развития детского объединения уже прошло четыре этапа развития:

Вся система детского общественного объединения выстраивается на 3-х уровнях:       

  I уровень - ученическое объединение в классе,

II уровень– общешкольное ученическое самоуправление по параллелям,

III уровень –  Большой Совет объединения (Совет Флотилии).                    

Первый уровень затрагивает в классные коллективы. Внутри каждого экипажа (класса) функционируют органы управления, которые  выбираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот ли иной орган. Каждый экипаж (класс) выбирает из своего состава командира и его заместителя.

Ученическое самоуправление второго уровня составляют те же органы, что и в экипажах. Они состоят из председателей одноименных классных органов самоуправления. Советы возглавляют председатель и заместитель, избранные из числа старшеклассников. Для самореализации членов школьной флотилии в каждом из направлений действуют постоянные и временные клубы и мини объединения по интересам. Подчиняются клубы высшему органу самоуправления – Совету Флотилии.

Третий уровень самоуправления в объединении – Большой  Совет Флотилии. Капитаны экипажей составляют данный Совет. Адмирал выбирается на общешкольных выборах из числа всех членов экипажей. Заместителей Адмирала выбирает Совет старшеклассников из числа номинантов на пост Адмирала, но не победивших. Таким образом, Совет составляется, а его руководители избираются. Высшим органом ученического самоуправления является слет Флотилии учащихся школы, которое проходит 2 раза в год. Путешествуя по «Океану знаний», экипажи (классы) делают свои остановки  в Гавани культуры, образования, труда и  спорта. Большой Совет Флотилии составляет работу в перспективе на 1 год и корректирует 1 раз в четверть.

Но детское объединение постоянно находится в процессе развития и совершенствования. В 2015 году  в Совете стали  работать инициативные  группы волонтеров - единомышленников Адмирала—«Деловые люди» и «Забота». Изменилась структура самоуправления. 

В основе лежит корабельный штурвал, как символ величайших открытий. Когда то именно появление штурвала стало началом важных перемен в мировом кораблестроении  и в нашем объединении штурвал символизирует новый виток развития ДШО «Школьный океан».

 Сама модель (структура) ДО сократилась до двух уровней:  Экипажи → Адмирал; Команда «Деловые люди» и команда «Забота» →Экипажи. Мы считаем, что это позволило сблизить старших и младших ребят в планировании и реализации общих дел. Младшие ребята  учатся  самостоятельности и ответственности у старших, а старшие заботятся за младшими учениками и готовят себе смену.  Все школьные дела планируются по системе коллективно-творческие дела (КТД). Традиционными стали в ДШО и отчеты экипажей по развитию самоуправления на Большом Совете Флотилии. Дети с большим вдохновением встречают отчет каждого класса. С интересом следят за жизнью каждого экипажа-класса в течение учебного года. Экипажи представляют свою деятельность  в форме: фото-видео летописей и письменным (простым) отчетом по заданной форме. По разработанной системе оценки активности экипажей обучающиеся могут оценить по достоинству  работу классов за четверть, год. Такая рейтинговая система участия экипажей в общешкольных, районных, областных  мероприятиях, позволяет им четко спланировать  работу и выбрать уровень сложности выполнения дела.

На первом уровне (внутри штурвала) - экипажи классов. Здесь функционирует  классное ученическое самоуправление. Внутри экипажей определяются органы классного самоуправления, которые помогают  включиться экипажу в общее КТД детского школьного объединения, а так же  поможет саморазвитию каждого ученика  во внеурочное  время, в том числе и в системе дополнительного образования.  Состав ученического классного  самоуправления решается самостоятельно внутри экипажа на усмотрение самих ребят.  

Второй уровень состоит из  Большого Совета Флотилии -

 это пусковой механизм организаторской работы по функционированию системы внутришкольной жизни, потому что совет утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение. На Большом Совете Флотилии  идет принятие решений прямого и непрямого действия - прямого, если они выходят непосредственно на организацию жизни самих учащихся, и непрямого, если они выходят на административное управление, на педагогов или родителей.

- Команда Адмирала «Деловые люди» отвечает за организацию и проведение мероприятий по:

- пропаганде здорового образа жизни  и организацию спортивно-массовой работы;

- защите окружающей среды;

- информационной обеспеченности ДШО;

- инновационной и проектной  деятельность ДШО;

- организацию общественно-полезной  деятельности.

Руководителями команды  «Деловые люди» являются старшеклассники-лидеры, принимающие программу и взгляды Адмирала. Они вовлекают других детей в совместную творческую и другую деятельность.

- Команда «Забота» отвечает за организацию и проведение мероприятий в:

 -организации наставничества и добровольческого движения;

- развитии  шефства и вожатской  работы;

- оказании  помощи ветеранам,  пенсионерам  и жителям;

- пропаганде бережного отношения к историко-культурному наследию;

- организации и проведении  общественно-полезных дел;

- помощи в организации досуговых мероприятий;

- организации социально-значимых  акций и дел.

- Адмирал осуществляет следующие полномочия:

- общее руководство деятельностью Совета Объединения;

- выступает на общем Совете с отчетом о деятельности ДШО;

- обеспечивает реализацию программ деятельности Объединения;

- выполняет организационно-распорядительные функции;

- подписывает от имени Объединения  необходимые документы;

- представляет ДШО «Школьный океан» на различных конкурсах, слетах, конференциях по развитию детского объединения

Участие во всех объединениях  помогает развить ребенку индивидуальные способности, организаторские навыки, лидерские качества, помогает лидеру реализовать себя в  творчестве, учит взаимодействию с обществом  в различных видах деятельности, а так же в выборе будущей профессии.

В ДШО «Школьный океан» разработана система стимулирования и поощрения детей (ходатайство на стипендию Главы района и  поселения, поздравительные линейки, доска почета,  призы и подарки для победителей конкурса «Ученик года»).

Ученическое самоуправление не может существовать само по себе, оно обязательно должно взаимодействовать с педагогическим советом.

Общая координация  ДШО ученического самоуправления  лежит на заместителе директора по воспитательной работе и старшей вожатой. Координацию  самоуправления  экипажей осуществляют  классные руководители. Все руководители   участвуют в общем собрании организовывают и контролируют, либо направляют и координируют деятельность органов самоуправления.

К 2017 году в детском объединении  есть свой устав, конституция, гимн, летопись, газета «Болтунчик» и множеством наград, полученных учениками на районных, региональных и общероссийских конкурсах.

Педагогическим коллективом самоуправление рассматривается как один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса и школы. Самоуправление предполагает, что его члены обладают реальными правами и несут реальную ответственность за свою работу.

Действующее в школе детское объединение «Школьный океан» говорит о уже сложившемся коллективе.

При планировании творческих конкурсов и проектов учитываются возрастные и индивидуальные способности ребят и экипажей. Первым и самым важным делом для нас было наполнить жизнь детского объединения многообразной по содержанию деятельностью, использовать формы массовой, коллективной, групповой, индивидуальной работы с детьми, которые бы позволили каждому из них включиться в интересную и значимую для него деятельность. На Совете Флотилии определили основные направления деятельности детского общешкольного объединения «Школьный океан».