Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по логопедии "Золотая рыбка в аквариуме"

Submitted by Анжелика Владиславовна Батищева on вс, 11/03/2018 - 15:50
Методическая разработка коррекционно-развивающего  занятия  по логопедии на тему: 
"Золотая рыбка в аквариуме" 
 
Цели
Коррекционные:
• развитие связной речи
• развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха
• развитие наблюдательности, мышления
• развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
• активизация познавательной деятельности
• совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т.д.)
Образовательные:
• согласование прилагательных с существительными
• образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных
• закрепление падежных окончаний и формирование предложно – падежных конструкций
Воспитательные:
• повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям
• воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками
Материалы
• аквариум с золотой рыбкой и улиткой, накрытый платком
• пластиковые стаканчики ,наполненные водой 
• трубочки
• зеркала
• мяч
• картинки-пазлы
• музыка в записи
• мультимедиа
 
 
 
 
Ход занятия 
1.  Вступление, загадка.
Логопед. Ребята, прежде ,чем начать наше занятие ,я хочу, чтобы вы отгадали закадку:
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом,
Он прозрачный, он стеклянный
Нет и номера на нем
И жильцы в нем не простые
Не простые, золотые. 
Эти самые жильцы – знаменитые пловцы.
Дети. Аквариум.
Логопед. Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Он находится  здесь, под платком. Хотите узнать что это? 
Дети. Да.
Логопед. Тогда отгадайте еще одну загадку:
К нам из сказки приплыла,
Там царицею была.
Рыбка эта непростая,
Рыбка эта…
Дети. Золотая.
Логопед. Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней? А кто ее написал? 
Дети. Отвечают.
А где жила золотая рыбка в сказке?
Дети. Отвечают.
Логопед. Правильно. Раз вы такие молодцы, отгадали все загадки ,и ответили правильно на все мои вопросы,  давайте мы с вами посмотрим  что за сюрприз я вам приготовила!
2. Наблюдение за золотой рыбкой. Беседа. (Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.)
Логопед снимает ткань с аквариума и позволяет детям 20 – 30 секунд полюбоваться ,рассмотреть золотую рыбку, а затем задает вопросы и руководит наблюдением.
Логопед. Кто это?
Дети. Золотая рыбка.
Логопед. Как вы догадались,что это золотая рыбка?
Дети. Она оранжевого цвета, золотая, как в сказке.
Логопед. Что делает золотая рыбка?
Дети. Она плавает.
Логопед. Она плавает в аквариуме. Так называется ее дом- стеклянный ящик. Золотая рыбка большая или маленькая? Давайте сравним ее с улиткой, которая ползет по листочку.
Дети. Она большая. Больше улитки. 
Логопед. Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?
Дети. Она красивая, проворная, быстрая.
Логопед. Правильно, посмотрите,  как быстро она плавает. Рассмотрите рыбку внимательно. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. Чуть пониже глаз у рыбки расположены жабры. Жабры помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?
Дети. Чтобы  она могла плавать.
Логопед. Конечно же! Посмотрите, как рыбка двигает плавниками, когда поворачивается из стороны в  сторону. Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники». А вы видите, как двигаются жабры, когда рыбка дышит?
Дети. Да, они опускаются и приподнимаются.
Логопед. Вы сказали мне, что рыбка плавает. А что еще она  еще может делать?
Дети. Она смотрит на нас, открывает ротик, ест листики.
Логопед. Да, все верно! Золотые рыбки с удовольствием питаются водорослями. А еще мы можем угостить ее сухим кормом. (Достает коробочку с сухим кормом и ложечку и показывает, как нужно давать корм рыбке).  А как вы думаете для чего нужны водоросли в аквариуме? 
Дети. Это красивые растения . Среди растений рыбки прячутся. Они выделяют кислород, которым рыбки дышат. 
(слайд аквариум с пузырьками)
3. Дыхательная гимнастика:
Логопед. Ребята, мы сказали, что рыбки дышат благодаря жабрам.  А как вы думаете, какой «предмет» помогает обогащать воду в аквариуме кислородом?
Дети. Компрессор.
( Слайд  с изображением компрессора).
Логопед.  Правильно, молодцы ! В аквариум ставят специальное устройство компрессор, которое очищает воду и обогащает ее кислородом.  Давайте пройдем к столу , станем с вами «живыми» компрессорами и покажем, как работает устройство для подачи воздуха. 
Послушайте внимательно правила. 
Один конец соломинки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте . Набираем воздух через нос в легкие и дуем от себя. 
Что наблюдаете? 
Дети. Пузырьки.
Логопед. Откуда взялись пузырьки? 
Вы выдохнули воздух, а он в воде виден в виде пузырьков. По этому принципу и работает компрессор в аквариуме. 
4. Игра с мячом «Назови ласково». (Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). 
Логопед приглашает встать на ковер.
Логопед. Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете ловить мяч и называть это слово ласково. 
Рыба-рыбка, трава-травка, песок-песочек, лист-…, камень-…, хвост- и т.д.
В конце игры, слышится стук в дверь, логопед идет ее открывать, и в класс пританцовывая ,под музыкальное сопровождение ,входит девочка, переодетая в костюм золотой рыбки. 
Логопед знакомит с ней ребят, и   предлагает  выполнить упражнение вместе с «Золотой рыбкой», повторяя ее движения.
5. Физкультурная пауза «Рыбки». (Координация речи с движением)
Рыбка плавает в водице,  
(Плавные движения руками из стороны в сторону.)
Рыбке весело гулять!
 (Соединяют поочередно пальчики от указательного до мизинца и обратно.)
Рыбка, рыбка, озорница!
(Пригрозить пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать!
(Закручивают руками вперед – назад.)
Рыбка спинку изогнула,
(Согнуть руки ,изображая дугу.)
Крошки хлебные взяла 
(Присесть, изобразить хватательные движения.)
Рыбка хвостиком махнула.
Рыбка быстро уплыла!
(Приседают, крутя туловищем.)
Рыбка « уплывает» ,оставляя у каждого ребенка на столе конверты с сюрпризом.
5. Игра «Аквариум». (Развитие  зрительного восприятия, внимания, мышления, ориентировки в пространстве.)
Логопед просит детей  посмотреть на экран, на котором изображены  рыбки.
Логопед. Посмотрите внимательно на аквариум, в нем плавают сказочные рыбки. А теперь правильно сосчитайте всех рыбок.
Дети. Выполняют задание .
Логопед. А теперь правильно сосчитайте всех рыбок.
Дети. Выполняют задание.
Логопед. Найдите и покажите одинаковых рыбок. Какого они цвета?
Дети. Выполняют задание.
Логопед. А теперь покажите рыб, которые плывут вправо (влево). Которые плавают вверху аквариума и на самом дне?
Дети. Отвечают на вопросы.
6. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики.)
Дети берут зеркала, стоящие у них на партах, логопед следит за правильной посадкой детей.
Логопед. Покажите, как золотая рыбка открывала и закрывала свой ротик. Представьте,что вы рыбки. Не торопитесь, не напрягайтесь. Выполняйте упражнение спокойно (5 – 6 раз). 
7. Игра « Кто лишний?»
8. Пазлы «Золотая рыбка». (Развитие зрительного  гнозиса и конструктивного  праксиса.)
Логопед  предлагает  детям  раскрыть конверты, оставленные им рыбкой, и рассмотреть содержимое. В каждом конверте - разрезанные картинки- пазлы.
Логопед предлагает детям достать и собрать их.
 Дети выполняют задание.
8. Окончание занятия. (Оценивание работы детей.)
Логопед. С кем вы познакомились сегодня?
Дети. С золотой рыбкой.
Логопед. Какая она?
Дети. Красивая, золотая, проворная,гибкая, небольшая.
Логопед. Что она делает?
Дети. Она плавает, ест листики.
Логопед. Где она живет?
Дети. В аквариуме.
Логопед. Чем ее можно кормить?
Дети. Сухим кормом.
Логопед. Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорить. Вы все отлично поработали – молодцы, ребята!