Официальный сайт flashgamer 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Создание и развитие эффективной модели проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Создание и развитие эффективной модели проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Гейнц Н.Б.,

 заместитель директора по УР,

Соина В.И.,

директор

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 поселка Каменский Красноармейского района Саратовской области»

E-mail:krassclkamensky@yandex.ru

 

Аннотация. В статье речь идет о задачах современного образования, в частности о воспитании конкурентноспособной личности выпускника,  и приводится модель  организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на всех уровнях школьного образования.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность учащихся, проектная задача, проект.

         В нашем мире стремительно набирает  обороты  научно-технический прогресс: совершенствуются технологии, обновляются механизмы и техника, образ жизни, профессиональные навыки. И эти изменения ускоряются с каждым днем.  Будет ли актуальна  приобретенная нами профессия через 10-15 лет?  Ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать, какие знания и умения понадобятся в будущем. В нашем  динамичном мире есть одна действительно востребованная «профессия»- умение быстро менять профессии, то есть быстро переучиваться, осваивать новую деятельность. И как следствие, наряду с  передачей  суммы знаний школьное образование должно ориентироваться на развитие личности учащегося на основе усвоения им  способов действий.

То есть  главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно, обеспечение  его набором умений и навыков, которыми он сможет всегда  воспользоваться, формирование у учащегося  универсальных учебных действий.

         А еще мир стал глобальным. А это  означает глобальную конкуренцию всех со всеми. Кроме конкуренции людей с людьми, наступило время конкуренции людей с техникой.  Искусственный интеллект-серьезный конкурент людям интеллектуальных  профессий.  Но что человек может противопоставить  искусственному интеллекту? Только эмоции и неординарность,  нестандартность  мышления, то, что отличает человека от машины.

      И последнее, три качества требуют сейчас все передовые компании от своих работников: знания по профессии, умение решать проблемы,   умение работать в команде.Практика показывает, что блестящие проекты создаются коллективами.«Умение выстроить отношения, быть полезным самому и не оттеснять других, брать в свои руки или уступать лидерство в зависимости от целесообразности- важнейшая составляющая успешности человека»[1, с.19]

   Поэтому, правильная, успешная коммуникация и социализация – такой же важный результат образования,  как умение учиться.

 Задачи, которые ставит перед   образованием современная реальность, должны решаться в каждой конкретной образовательной организации.  От того, как организован образовательный процесс, какие созданы условия для решения поставленных задач, будет зависеть одно из важнейших сторон жизни выпускников- успешное трудоустройство и работоспособность.

   В нашей образовательной организации мы постарались создать условия для проектно-исследовательского образования учащихся как процесса становления социализированной личности,  формирования креативного и неординарного  мышления и основы формирования способов действий (умения учиться).

Важным компонентом проектно-исследовательской деятельности учащихся является обучение организации творческого труда, включающее в себя: -планирование  исследовательской или проектной работы; умение работать с базами данных, в том числе организовывать собственные базы данных;реферирование;владение скоростным конспектированием, умение «свертывать» информацию в емкие опорные сигналы (образы);-навыки скорочтения;планирование рабочего времени;умение вести дискуссию и четко аргументировать доводы;умение представлять отчет о своих достижениях в устной и письменной форме;умение редактировать и дополнять работу другого учащегося и т.п.[1, с.7]

 Умение организовывать свой  труд служит неизменным условием успешной деятельности человека.

  Вся модель проектно-исследовательского образования учащихся нашей образовательной организациивключает в себя:

1.Проектная неделя  «Марафон проектов».

Проходит ежегодно в  1- 4 классах  в ноябре, в 5-7 классах в январе.   Открывает проектную неделю вводное мероприятие по общей  тематике. Затем в классах проходит выполнение проектной задачи.

По мнению психолога А.Б. Воронцова «... Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи...»

По результатам выполнения проектной задачи (по ряду критериев: отсутствие конфликтов,  планирование работы  и т.п.)   определяется лучшая группа. Завершает  проектную неделю заключительный этап: выполнение проектной задачи командами из разных классов[2, с.4].

   За работой групп наблюдают эксперты из числа педагогов, родителей, старшеклассников.Обязательно должно присутствовать публичное выступление экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работ групп школьников над проектной задачей.

Для фиксации результатов используются  Листы наблюдений трех видов в зависимости от целей наблюдения: для проверки сформированности УУД,  при обучающей проектной задаче и используемый при оценке выполнения группового проекта.

Участвуя в решении проектных задач, с одной стороны, учащиеся имеют возможность в модельной ситуации осуществлять пробы, поиски, испытания способов и средств действия, конструируемых в ходе решения системы проектных задач, в разных, специально созданных ситуациях. И, с другой стороны, – учащиеся фактически осваивают способы проектирования как базу для будущей проектной деятельности в основной и старшей школе.

 Для учащихся 8 класса организован  индивидуальный  пробный проект «Есть идея!» В ноябре учащиеся 8 класса выбирают предметы, по которым они хотят выполнить проект и защитить его. Определяются  и руководители проектов. В марте в присутствии экспертной комиссии проходит защита выполненных  проектов.

Цель мероприятия: подготовка учащихся  к выполнению итогового проекта (если  таковой будет проводиться в качестве итоговой аттестации в 9 классе).

Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.

По результатам  защиты индивидуального пробного проекта, учащимся рекомендуется принять участие в региональном Фестивале проектов «Планета знаний», который проходит в конце марта- начале  апреля.

Цельмероприятия: повышениемотивацииучащихся к саморазвитию,обучению,овладению знаниями в области основ наук, совершенствованию умений и навыков к  практическойи  исследовательской  деятельности под руководством учителей, учащихся старших классов, а также формирования навыков работы над проектами; выявления и распространения успешного профессионального опыта реализации идей системно-деятельностного подхода.

В рамках Фестиваля определено два направления: выполнение группового проекта в режиме реального времени  и защита уже реализованного проекта.

В планах на будущее- муниципальный дистанционный конкурс проектных задач.

В заключении необходимо отметить,   что именно целенаправленная планомерная работа по формированию вышеперечисленных умений и навыков  является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых условиях развития общества.

 

Библиография:

  1. Анатолий Гин. ТРИЗ-педагогика. Москва, 2015 г.
  2. Чумакова И.А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников:учебно-методическое пособие для учителя.-Глазов,2012 г.

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн