Submitted by Евгения Эриковна Синушкина on пн, 31/08/2009 - 19:57
Ход урока
Подготовительный этап.
Учащиеся должны перечитать поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» и стихотворение А.С. Пушкина «Пророк»; вспомнить материалы о событиях русской истории рубежа XIX-XX вв., полученные ранее на уроках; один ученик-соавтор готовит наизусть стихотворение А. Блока, посвященное врубелевскому образу Демона.
Первый этап. Звучит фрагмент Второго концерта С. Рахманинова.
Слово учителя. Беседа с классом, обсуждение вопросов:
-чем характеризовался период рубежа веков с точки зрения общественного развития России?
-как преодолевался кризис в духовной и культурной жизни общества?
-какие пути выхода из кризиса предлагались?
Второй этап.
Рассказ учителя о биографии Врубеля, о мифотворчестве, пронизывающем собой образ и имя художника, что являлось неотъемлемой чертой искусства того периода.
Работа учащихся со статьей, посвященной символизму, из электронного учебника «Кирилл и Мефодий. Шедевры русской живописи».
Одновременно с чтением учащиеся делают записи, отвечая на вопросы:
- Каково было отношение символистов к действительности?
- Каково соотношение рационального и интуитивного в познании мира символистами?
- Идеал в понимании символистов.
- Какие предчувствия отразились в творчестве символистов?
Работа с репродукцией картины Врубеля «Сирень» (найти в Интернете -http://www.madsci.org).Изображение проецируется на экран.
Беседа по вопросам:
- что вы чувствуете, глядя на «Сирень» Врубеля?
- реальна ли девушка?
Работа с репродукцией картины «Пан» (найти в Интернете - http://www.artonline.ru/encyclopedia/) Изображение проецируется на экран.
Беседа по вопросам:
- Что вы помните о Пане из мифологии? Похож ли Пан Врубеля на античного бога?
- Какое ощущение передается вам от картины? Объясните, почему?
Работа со сказочно-поэтическими образами Врубеля – Царевной-Лебедем и Богатырем, героями одноименных произведений . (найти в Интернете - http://www.artonline.ru/encyclopedia/ ).Изображения проецируются на экран.
- Случайно ли такие образы появились у Врубеля? Почему не случайны?
- Где мы уже видели слияние одушевленного и неодушевленного мира?
Работа с репродукцией картины «Демон (сидящий)». Используются ресурсы Интернета (http://www.artonline.ru/encyclopedia/) или CD-ROM «Кирилл и Мефодий. Шедевры русской живописи»: Выбор художника→Врубель М.А. →Экскурсии по картине→ «Демон (сидящий)» ). Изображение проецируется на экран.
Слово учителя, знакомящее учащихся с причинами появления в творчестве Врубеля трагического героя.
Беседа по вопросам:
- Как всегда при анализе картины сначала обращаются к константе – к ощущениям, идущим от произведения. Что вы ощущаете?
- Каков Демон в библейских мифах и у Врубеля?
- Что он чувствует?
- Какой образ вам вспоминается, когда вы глядите на картину?
- Что роднит лермонтовского Демона и Демона Врубеля?
- Что напоминает техника письма Врубеля на этой картине? Чем это объясняется? )
Работа с репродукцией картины «Поверженный Демон». (http://smallbay.ru/vrubel.html
Беседа по вопросам:
- Сам Врубель объяснял, что в поверженном Демоне он желает выразить многое сильное, даже возвышенное в человеке. Неужели в разбитом можно увидеть то, о чем говорил художник?- Подумайте, перед нами окончательно поверженный герой? Он сломлен? Трагически разбит?Ученик-соавтор читает наизусть стихотворение А. Блока, посвященное врубелевскому Демону).
Слово учителя о конце творческого пути Врубеля и теме пророка, ставшей исповедью художника и представшей в его картинах «Шестикрылый серафим» и «Видение пророка Иезекииля» (найти в Интернете - http://smallbay.ru/vrubel.html).Беседа по вопросам:- Кем введена тема пророчества в русское искусство?- Каким он предстает у Пушкина?- Каким вы видите Азраила?- Как меняются образы в живописи Врубеля?
Заключительное слово учителя об идее, пришедшей в последние работы Врубеля - идее искупления «грехов», слившейся со стремлением духа, личности к подвигу во имя очищения человечества от скверны мещанского мелочного сознания.
В финале на фоне отрывка из «Погребального шествия» Листа звучит стихотворение В. Брюсова, посвященное Врубелю.
Третий этап. Закрепление полученных знаний.
Повторяется видеоряд, проверяется, как усвоен материал ( для теста заранее подобрать вопросы и варианты ответов).
Четвертый этап. Подведение итогов, задание на дом.
Задание на дом учащиеся получают творческое, по желанию выбирают вариант:
- сочинение-миниатюра о понравившейся картине Врубеля;
- составить текст мини-экскурсии по выставке понравившихся работ Врубеля, для этого посетить одну из виртуальных выставок на
http://smallbay.ru/vrubel.html
Материалы и оборудование урока.
CD-ROM «Кирилл и Мефодий. Шедевры русской живописи».
Звукозапись(фрагменты) Второго концерта С.Рахманинова и «Погребального шествия» Листа.