Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тренинг для педагогов по эмоциональному выгоранию

Submitted by Татьяна Вадимовна Матюкова on Fri, 13/04/2018 - 01:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Матюкова Т.В
Место работы, должность: 

педагог психолог  КГОАУ "Центр образования "Эврика"

Регион: 
Камчатская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Медицинский работник
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Социальный работник
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>Тренинг предназначен для педагогических работников посвященный профессиональному&nbsp; эмоциональному выгоранию&nbsp;</p>

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Девиз: Давайте учиться не «гореть»

Цель: активизация личностного ресурса профессионального саморазвития.

Задачи:

  • расширение знаний по вопросам мотивационной стороны профессиональной деятельности;
  • расширение знаний по проблеме «профессионального выгорания» и освоения приёмов и способов самопомощи;
  • развитие способности к рефлексии профессиональной деятельности и актуализация личностных ресурсов к саморазвитию и самосовершенствованию.

1.Упражнение – энергизаторы

Упражнение «Приветствие». Участники движется по кругу. Ведущий им предлагает поздороваться необычным образом: взглядом, носком правой ноги (касание), левым боком (касание), спиной и т.д.

Упражнение «Поменяйся местами».

Эта игра подходит для первоначального знакомства. Она помогает наладить контакт между детьми, способствует возникновению неформальной обстановки.
Все участники, кроме одного (он будет первым водящим), должны сесть на стулья. В это время ведущий должен назвать какой-нибудь признак, общий для всех (или для некоторых) участников. Это может быть цвет волос, половая принадлежность, детали гардероба и др. После того как он его назовет, те участники, к которым относится названное определение, должны поменяться местами. При этом цель ведущего — самому успеть занять стул. Тот участник, который не успел сесть на стул, становится новым водящим. Он должен назвать новое качество, способное объединить нескольких участников. Теперь по команде они должны поменяться местами. Для ведущего важно делать сообщение внезапно, чтобы самому успеть занять место.

 

Упражнение «Счет до 20»

Инструкция: Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру должен произносить только один человек. Договариваться, кто что произносит нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается с начала. Факультативное правило: Каждый человек должен произнести хотя бы одно число.

2. Мини-лекция “Профессиональное “выгорание”

Наш тренинг сегодня посвящен профилактике синдрома профессионального выгорания.

Главная причина возникновения  

 СЭВ    

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ   ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ

   Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (физическими и психологическими), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к возникновению СЭВ.

Стадии синдрома эмоционального выгорания:

1. Истощение (формируется в течение 3–5 лет)

2. Личностная отстраненность (формируется в течение 5–10 лет)

3. Ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания

                        (формируется в течение 10–20 лет)

Выраженность эмоционального выгорания зависит от возрастных

 и профессиональных кризисов педагога.

Стаж работы 0-5 лет, возрастные границы 23-29 лет, – возможной причиной ЭВ может стать несоответствие ожиданий, связанных с профессией и реальной действительностью.

Наиболее устойчивые к СЭВ педагоги со стажем работы от 15 до 20 лет.

Стаж работы более 20 лет, возрастные границы 43-53 года. Этот период связан с кризисом идентичности. Перед человеком встают вопросы: «А зачем все это? Зачем я работаю, зачем живу ?

Если человек успешно решает жизненные задачи, то новый подъем творческих сил наступает в возрасте 50-55 лет.

- Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?

Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:

  • предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка
  • отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства
  • недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное
  • невозможность влиять на принятие важных решений
  • необходимость внешне проявлять эмоции,не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым)
  • работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением)
  • отсутствие каких – либо интересов вне работы
  • переживание несправедливости
  • неудовлетворенность работой

1) Первый признак выгорания – эмоциональное истощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска (слайд №7).

2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.

3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.

Психологическое здоровье педагога в учебном процессе является центральным звеном, и в условиях ОО нужно не только знать и уметь,

как сохранить свое здоровье и здоровье обучающихся, но желать  это сделать.

3.«Кокология»- Тест ( стирка)

«Кокология» – модная японская игра, представляющая собой серию увлекательных психологических тестов, входит сегодня в число популярнейших бестселлеров.

1. Запомните и сконцентрируйтесь на первом образе, что придет вам в голову. Только после этого ознакомьтесь с предлагаемыми вариантами ответов и найдите среди них тот, что максимально приближен к вашему образному ответу. 

2. Эти игры рассчитаны на то, что вы не будете подолгу задумываться над предлагаемыми вопросами и не будете формулировать ответы так, как если бы сидели перед экзаменатором. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Любой ответ – это просто ответ.
3. Не старайтесь предугадать ответы. 

Вполне естественно, что иногда у вас будет возникать желание перехитрить тот или иной тест и попытаться угадать скрытый смысл задаваемых вопросов. Но научитесь ли вы чему-либо при таком подходе? Едва ли.

4. Будьте предельно честными. 

Конечно, кокология  – это только игра, но, как и любая хорошая игра, она может помочь вам открыть в себе что-то новое.

5. Не забегайте вперед. Выбирайте ответ.

Инструкция «Стирка»
Представьте себе, что вы живете в те времена, когда все стирали белье вручную и развешивали его для просушки на улице. У вас в корзине скопилась гора грязного белья, и вам нужно обязательно сегодня его выстирать. Однако, выглянув в окно, вы видите, что небо покрыто тяжелыми свинцовыми тучами. Какие мысли при этом приходят вам в голову?

Варианты ответов:

1.Вот так дела! Может быть, мне стоит отложить стирку до завтра? Но тогда во что же одеться?»

2."Подожду немного, может быть, погода наладится»

3. "Сегодня по прогнозу не должна быть такая погода»

4. "Не важно, пойдет дождь или нет, я все-таки начну стирку"

1вариант

Вы выбрали первый вариант, значит по шкале от 0 до 100 уровень стресса у вас достигает отметки 80. Вы позволяете оказывать влияние на свою жизнь всем мелким неприятностям, которые могут с вами случиться. Вы настолько подвержены воздействию стресса, что малейшие препятствия и неудачи могут испортить вам настроение на длительное время. Вам пора взять отпуск и хорошенько отдохнуть, пока это стрессовое состояние не отразилось отрицательно на вашем здоровье.

 

2 вариант

Вы надеетесь, что погода может улучшиться, значит уровень стресса, ипытываемого вами, составляет 50 по шкале от 0 до 100. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате все складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему преодолевать их.

3 вариант

Вы надеетесь, что погода может улучшиться, значит уровень стресса, ипытываемого вами, составляет 50 по шкале от 0 до 100. Неблагоприятные обстоятельства не сбивают вас с толку, и вы продолжаете сохранять позитивное восприятие жизни даже при возникновении непредвиденных неприятных условий. Вы по-прежнему стараетесь справляться с возникающими проблемами, и в результате все складывается благополучно. Не забывайте, что не всякий стресс является отрицательным. Относитесь к препятствиям и неудачам, происходящим в вашей жизни, как к стимулу, побуждающему преодолевать их.

4 вариант

Вы ответили, что начнете стирать независимо от того, будет идти дождь или нет, уровень испытываемого вами стресса равен 100 по шкале от 0 до 100. Вы ощущаете гнет такого количества неблагоприятных обстоятельств в своей жизни, что не обращаете внимания на существующие реальные условия и пытаетесь делать невозможное, чтобы их изменить. Когда вам это удается, то вы сталкиваетесь с еще более серьезной проблемой и, следовательно, испытываете еще больший стресс, чем прежде. Успокойтесь и воспринимайте происходящее более хладнокровно, ведь после грозовой погоды обычно наступает прекрасный солнечный день.

Упражнение «Мы тебя любим».  Все участники становятся в круг. Каждый участник по очереди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: “Мы тебя любим!”.

 

Упражнение «Сосулька» Друзья, хочу загадать вам загадку: У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдёт, гвоздь упадет (В. Селиверстов). Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Я буду читать вам эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимите руки вверх над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!

 

Упражнение «Бумажные мячики» (Снежки)

Материалы:
Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.
- Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника.
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду <Стоп!>, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.

 

 

Упражнение «Хор в зоопарке».

Участники разбиваются на микрогруппы, каждая из которых выбирает себе животное, которое издает характерные звуки («гав», «мяу», «бе-е», «кар», «му-у», «ква» и т.д.). Ведущий становится «дирижером» и предлагает спеть песню (например, «Подмосковные вечера») на языке каждой группы. «Дирижер» показывает по очереди на каждую группу, и они продолжают исполнять песню, начатую предыдущей группой, но уже на своем языке. Закончить можно всем вместе. Если группа самостоятельно не может определиться с названием животного, то ведущий сам выбирает животное и раздает задания. Если вы видите, что группа не активна, можно написать задания на карточках и вытянуть жребий

 

Мультфильм про барашка

 

 

Упражнение «Распускающийся бутон». Группа садится на пол и берется за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не отпуская рук, после чего “цветок” начинает распускаться (отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.

Итог…

Аплодисменты.

 

 

 


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн