Официальный сайт avto4avto 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Арт-терапевтическая технология "Каракули" в индивидуальном консультировании.

Фото пользователя мария владимировна миронова
Submitted by мария владимировна миронова on Wed, 16/05/2018 - 02:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Миронова М. В,
Место работы, должность: 

педагог-психолог МБОУ ЕСШ № 1 им. М. В. Ломоносова 

Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Предмет(ы): 
Психология
Цель урока: 
  • повышение самооценки;
  • исследование собственных чувств и переживаний;
  • снятие мышечных, эмоциональных напряжений, расслабление;
  • развитие способности к концентрации внимания;
  • формирование навыков уважительного отношения к проявлениям инициативы со стороны других людей;
  • привитие навыков участия в спокойных видах деятельности;
  • развитие коммуникабельных навыков;
  • создание условий для совместной творческой работы членов семьи.
Краткое описание: 
<p>План-конспект проведения индивидуальной консультации с использованием арт-терапевтической методики.</p>

Арт - терапевтический метод «Каракули» в индивидуальном консультировании.

1. Название, автор: Арт-терапевтическая методика «Каракули», разработана и описана Винникоттом. В настоящее время эта методика имеет несколько модификации и описаний.

2. Цель использования:

• повышение самооценки;

• исследование собственных чувств и переживаний;

• снятие мышечных, эмоциональных напряжений, расслабление;

• развитие способности к концентрации внимания;

• формирование навыков уважительного отношения к проявлениям инициативы со стороны других людей;

• привитие навыков участия в спокойных видах деятельности;

• развитие коммуникабельных навыков; • создание условий для совместной творческой работы членов семьи.

3. Возрастная категория.

Технику каракулей можно использовать в работе с детьми от четырех лет и взрослыми, как при индивидуальном контакте, так и в семейной психотерапии.

4. Необходимые материалы: Уголь, постельные мелки, бумага формата А 3, 2. При групповой работе целесообразно положить лист бумаги на пол, чтобы участники группы могли расположиться вокруг.

5. Описание метода:

Вариант 1.

• Участнику предлагается выбрать карандаш, мелок, уголь любого цвета.

• Рисование одной, одновременно двумя руками с закрытыми глазами «каракулей» на листе бумаги в результате которого получается сложный «клубок» линий.

• Затем в этом «клубке» линий следует увидеть какой-либо образ (или несколько образов) и развить их.

• Затем участникам могут быть предложены следующие творческие задания:

- выразить в словах свои чувства и ассоциации, появляющиеся при создании разных каракулей;

- на основе созданных каракулей создать определенные образы (свободные ассоциации к каракулям);

- на основе созданных образов сочинить рассказ;

- ведение «дневника каракулей»: фиксирование изменений за определенный промежуток времени поможет проследить динамику процесса и сделать выводы.

Обсуждение проделанной работы. Участникам предлагается ответить на следующие вопросы: - Что чувствовали или ощущали во время рисования каракулей? - Что чувствуете, глядя на свой рисунок каракулей? - Глядя на ваш рисунок, какие образы вам приходят в голову? - Расскажите про возникшие образы. - О чем это для Вас? Примечание: Психолог на свое усмотрение может дать задание: рисовать одной ведущей рукой; одной не ведущей рукой; двумя руками одновременно (тогда нужно выбрать два карандаша различного цвета). Рисование не ведущей рукой и рисование двумя руками одновременно способствует ослаблению осознанного контроля.

Вариант 2:

Цели, форма работы, возраст применения, материалы, время: как в варианте 1. Как вариант методики предлагается добавить предварительный этап разогрева.

Алгоритм:

• Участникам предлагается выбрать 2 карандаша любого цвета.

• Закрыть глаза и, держа в каждой руке по карандашу, начать рисовать в воздухе каракули одновременно двумя руками. Рисование каракулей в воздухе продолжается минут 5-10, до чувства насыщенности движением. Можно сказать участникам: «Рисуйте до тех пор, когда почувствуете, что вам хватит».

• Открыть глаза и продолжить рисовать на бумаге каракули, начатые в воздухе, одновременно двумя руками. Рисование каракулей продолжается до тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего рисовать.

• Дальше работа продолжается также как в варианте 1 с пункта 3. 6.

 

Пример проведения:на индивидуальную консультацию пришла девушка 21 год, студентка. С запросом, о том что она не умеет общаться с людьми. В процессе беседы было выявлено, проблема общения заключалась в том, что девушка не знала как вести себя в ситуации с подругой, которая серьезно больна. Так же клиентку беспокоил момент, что окружающие её люди ждут от неё большей помощи, чем ей хотелось бы оказывать. Но в силу своего воспитания и альтруизма она старается всем оказать помощь и понимает, что сил не физических, не эмоциональных у неё нет. Было предложено выполнить технику «Каракули» для выстраивания дальнейшей беседы и оказания психологической помощи.

Рисунок № 1.На данном этапе беседы клиентке было предложено рассказать о своей работе так, как она этого хочет и что видит на рисунке. Попросите прокомментировать те или иные части рисунка, прояснить их значение, описать определенные формы, предметы или персонажей. Это поможет избежать преждевременных предположений относительно содержания работы.

Рисунок 2.  Здесь предлагается выделить цветом, формой, очертаниями наиболее проявляющиеся образы, по мнению клиента. Попросите клиента описать работу от первого лица, желательно, для каждого из элементов изображения. Клиент может построить диалоги между отдельными частями работы, независимо от того, являются ли эти части персонажами, геометрическими формами или объектами. Необходимо различать «эго» и «объект»-ориентированные вопросы. Комментарии клиента при этом могут касаться внешних или внутренних свойств предмета. Первый вопрос более «объект»-ориентированный, второй — более «эго»-ориентированный. Арт-терапевт, выбирая тот или иной вопрос, должен решить, на каком уровне следует сначала вести обсуждение. Если клиент не знает, что означает та или иная часть изображения, арт-терапевт может дать свое объяснение, однако надо спросить клиента, насколько такое объяснение представляется ему верным. Отношение к сказанному проверяется как по вербальным, так и по невербальным реакциям. Побуждайте клиента фокусировать внимание на цвете. О чем он говорит ему? Фокусируясь на цвете, он может что-то осознать. Следует учесть, что цвета могут использоваться в разное время по-разному: в одних случаях они отражают свойства объектов, в других — отношение автора к этим объектам. Старайтесь фиксировать особенности интонации, положение тела, выражение лица, ритм дыхания клиента. Используйте эти наблюдения для дальнейшего расспроса либо, в случае сильного напряжения клиента, для переключения на другую тему. Поскольку изобразительный процесс сопряжен с выраженными физическими и эмоциональными реакциями, все они должны быть предметом для наблюдения со стороны арт-терапевта. Помогайте клиенту осознать связь между собственными высказываниями о творческой работе и его жизненной ситуацией, осторожно задавая вопросы о том, что и как из реальной жизни может отражать созданный им изобразительный продукт. Следует понимать, насколько клиент способен интегрировать интерпретации. Даже если ваши объяснения справедливы, они могут вызывать сопротивление. Но если вы правы, а клиент еще не готов принять их, помните, что еще будет возможность предложить ему эти объяснения.

Рисунок № 3.  Обратите особое внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства на рисунке. Вовсе необязательно, что отсутствие той или иной части должно нести символическую нагрузку. Иногда следует принять изображение буквально, иногда искать нечто противоположное изображенному, в особенности если есть основания для такого предположения. Просите клиента рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения. Предоставьте клиенту возможность работать в удобном для него темпе и с сознанием того, что он будет изображать нечто, что может изобразить, и отражать те состояния, к исследованию которых готов. Независимо от степени директивности подхода, мы должны давать клиенту возможность почувствовать, что он сам контролирует изобразительный процесс и его результаты. Стремитесь выделять в работах клиента наиболее устойчивые темы и образы. С течением времени, по мере того как будут определяться смысловые связи, в них многое может проясниться и «заговорить». Со временем клиент будет готов к тому, чтобы увидеть в своих изображениях единые смысловые линии в контексте всей проделанной работы. По завершению консультации, клиентка пришла к решению о завершении изображения, по средством дорисовывания птицы до полного образа. Была проведена работа по нахождению собственных ресурсов, которые помогут нормализовать эмоциональное состояние и в дальнейшем поддерживать стабильный положительный настрой. Умению отреагировать и продолжить общение с окружающими людьми, без нанесения ущерба собственному здоровью. В конце консультации принято совместное решение клиента и психолога о повторной консультации, для отслеживания динамики эмоционального состояния клиентки.

Прикрепленный файл Size
рисунок 1..docx 421.66 KB
рисунок 2..docx 414.95 KB
рисунок 3.docx 396.33 KB

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн