Submitted by Мария Павловна Бузина on чт, 07/06/2018 - 15:56
Тема: "Доброта в нас и вокруг нас".
Цели:
• Расширить у учащихся значение понятия «добро» и «доброта»;
• раскрыть нравственное содержание доброты;
• познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни;
• показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;
• дать нравственную оценку добрым поступкам.
• Развивать самооценку.
• Развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи
Оборудование: аудиозапись «Твори добро» ,видео «Бумеранг добра» ; плакат-сад; карточки со словами (для пословиц); корни со словами; листья; цветы; у уч-ся на парте клей, листочки для записей; экран, презентация.
Организационный момент. Вступительная часть.
Звучит песня «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…»
-Слова этой песни были услышаны многими. Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых мыслей, добрых поступков.
Давайте вспомним, что такое добро? (добро-это всё положительное, хорошее, полезное, ласковое)
Давайте подумаем с вами о том, как связать одной доброй ниточкой наши мысли, слова и поступки. Для этого я вам предлагаю вспомнить слова, в которых спряталось добро. Какие слова вы можете назвать с корнем добр?
Доброта
Добросердечный
Как вы понимаете это слово?
(обладающий добрым сердцем)
Доброжелательный
Добропорядочный
Объясните это слово
(достойный одобрения)
Доброго здоровья
Добросовестный – честно выполняющий свои обязанности
Добрый день
Подскажите, про что мы сегодня будем с вами разговаривать?
Совершенно верно, тема нашей беседы сегодня звучит так "Доброта в нас и вокруг нас".
Американский писатель Марк Твен писал, что
«Доброта — это то, что может увидеть слепой и услышать глухой»
- Ребята, а вы знаете добрые слова?
-Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова?
- Напишите на листочках, которые лежат у вас на столах. Какие добрые слова вы знаете? Давайте озвучим то, что вы написали…..
-А сколько слов вы употребили сегодня и какие?
Жизнь достойная человека-это жизнь, построенная на добре (идете ли вы по улице, садитесь ли в автобус, делаете ли домашние дела).
Доброта-какое старое слово, очень часто её в жизни не хватает и от этого страдают люди. Оглянитесь вокруг, какими не дружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу.
-Доброта- одно из лучших качеств человека. Это качество издавна ценилось на Руси. Погорельцам помогали построить новый дом, пригревали и кормили сирот, странников, нищих.
Какого человека мы называем добрым? (Добрый : отзывчивый, хороший, нравственный ,честный , порядочный, вежливый, заботливый и т.д.)
Как вы понимаете слово доброта? (стремление помогать людям, отзывчивость.)
Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому словарю или к другим источникам например к интернету.
Доброта-это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро
Как вы думаете, где живёт доброта?
Доброта прежде всего живет в наших сердцах. Она очень нужна нам всем, нашим родным людям, друзьям, и просто тем, кто нас окружает.
Давайте послушаем рассказа по ролям Валентины Осеевой «Просто старушка»
Автор: - По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
Мальчик:– Подержи мои книжки!
Автор: – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
Девочка:– Это твоя бабушка?
Мальчик:– Нет,
Автор: – отвечал мальчик.
Девочка:– Мама?
Автор:– удивилась девочка.
Мальчик:– Нет!
Девочка:– Ну, тётя? Или знакомая?
Мальчик:– Да нет же, нет!
Автор:– отвечал мальчик.
Мальчик: - Это просто старушка.
Почему рассказ Валентины Осеевой назван «Просто старушка»?
- Каким качеством обладает мальчик?
Как выдумаете, не родным людям, посторонним нужно оказывать помощь? (Нужно быть внимательным, не бросать в беде и не оставлять без помощи пожилых людей и всех людей, которые нуждаются в помощи не в зависимости родной, знакомый или просто посторонний человек)
А из вас кто то был в такой ситуации?
А сейчас давайте послушаем рассказ Владимира Донникова «Канавка».
Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В посёлке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнётся, за ветки орешника схватится и канавку бранит.
Витя подбрасывает мяч, но всё видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном- чуть не упала.
-А чтоб тебя!- рассердилась она на канавку.- Вот сколько молока пролила!
А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки- платье запачкала.
-Противная канавища!- топнула девочка ногой и убежала.
Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная?- думает он.- Из неё птицы воду пьют. Возле незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»
Когда все ушли, Витя пошёл в рощу, набрал сухих веток… сделал переход.
Теперь можно было переходить спокойно.
Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко. И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!
-Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку? (для людей)
-Ребята, можно назвать поступок Вити добрым? Какой Витя? (заботливый, внимательный, готовый прийти на помощь людям)
Что никогда не сделает добрый человек? Добрый человек никогда: не обманет, не обидит, не украдет, не ударит, не сделает больно, не бросит в беде, не оставит без помощи, не будет драться, ругаться)
Издав на люди стремились к добру и ненавидели зло.
Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.
Прочитайте пословицы и вставьте пропущенные слова.
1) Жизнь дана на……………….дела (ДОБРЫЕ)
2) Мир не без……………людей (ДОБРЫХ)
3) ……….. слово и железные ворота открывает. (ДОБРОЕ)
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
( С помощью доброго ласкового слова можно найти подход к любому человеку.)
4) …………… слово человеку, что дождь в засуху. (ДОБРОЕ)
А эту пословицу как вы понимаете?
( От доброго слова на душе у человека становится приятно.)
5). На добрый привет,………….ответ.(ДОБРЫЙ)
Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые добрые сказки.
Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним сказочных героев, которые творили добрые дела, приносили радость окружающим. Послушайте и узнайте сказочного героя.
1)Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2) Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сражаться с Людоедом. (Кот в сапогах)
3) Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4) Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
5) Я спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Буратино)
6) Я лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
7) Я спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
8) Я помогла выздороветь больному мальчику, используя последний лепесток. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)
9) Я помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах)
10) Я помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни. (Элли)
Физминутка:
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево. Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
Ребята, давайте с вами вырастим дерево «Добра». Для этой работы мы разделились на 3 команды. Посмотрите на дерево.
Может ли это дерево расти без корней? (конечно же нет) Почему? Дерево вырастет крепким только тогда , когда у него будут добрые корни . Первой команде нужно выбрать из слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их на корни дерева.
Второй команде нужно выбрать добрые мысли наклеить их на листья дерева.
(пожелать здоровья, радоваться успехам друга , пожелать хорошей учёбы, иметь верных друзей, обижать товарищей , сердиться на замечания , смеяться над пожилым человеком, проявлять любовь к ближним, обзывать одноклассников)
Третьей команде нужно выбрать добрые дела и наклеить на цветы дерева.
(помогает в беде , прощает обиды, часто ссорится, заботится о человеке, подкармливает животных, изготавливает кормушки, разоряет гнёзда, ломает ветки, уступает место в транспорте, благодарит за помощь)
Добрые слова–корни
Добрые мысли–листья
Добрые дела–цветы
Прежде чем мы с вами начнем создавать наше дерево я бы хотела вам показать видео «Добро вернется непременно»
Команды готовы. Выходят ребята 1 команды, назовите слова, которые вы выбрали. Наклеиваем корни дерева.
Выходят ребята 2 команды. Назовите словосочетания, которые вы выбрали.
Наклеивает листья.
Выходят ребята 3 команды. Назовите словосочетания, которые выбрали вы. Наклеиваем цветы.
Посмотрите на дерево, которое мы с вами вырастили.
Рефлексия с помощью игры «Стоп – красный свет»
Вы знаете, что когда горит красный свет светофора идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале.
Я буду рассказывать эпизоды, как только вы заметите плохой поступок - Поднимите красный кружок, добрый поступок – зелёный кружок.
• Брать без спросу чужие вещи.
• Заботиться зимой о птицах.
• После игры убирать в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши.
• Не помогать взрослым.
• Дёргать за хвост собак или кошек, бросать камни в птиц.
• Обижать тех, кто младше и слабее.
• Не уступить место в автобусе.
• Ломать ветки деревьев и кустов.
• Помогать там, где нужна моя помощь;
• Заботиться о близких;
• Выручать друзей в беде;
• Улыбаться тем, с кем общаешься;
Мы определили качества доброго человека. К сожалению, мы не решили проблему, как всех людей сделать добрыми и счастливыми. Но каждый из нас я думаю, начнёт с себя.