Официальный сайт filipoc 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Голосеменные растения

Фото пользователя Любовь Александровна Дунина
Submitted by Любовь Александровна Дунина on пн, 15/10/2018 - 11:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дунина Любовь Александровна
Место работы, должность: 

МБОУ "Красноволжская СОШ" Горномарийского района РМЭ, учитель биологии и химии

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Изучение особенностей строения и обитания представителей класса Голосеменные.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
14
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник  " Биология. Бактрии.Грибы. " 5 класс .Пасечник В.В.

Краткое описание: 
<p>Изучение материала учебника с привлечением знаний по изобразительному искусству, литературе и истории.</p>

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 «Красноволжская средняя  общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

План- конспект урока
в 5 классе  по теме:
 «Голосеменные растения»

по учебнику Пасечника В.В.

 

 

 

Автор:
Дунина Любовь Александровна
учитель биологии и химии
 первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Цели и задачи урока:

Образовательные

  1. познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; показать роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.

 

Развивающие

  1. продолжить формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием.
  2. продолжить развивать умение выделять главное, ясно выражать свои мысли, формулировать гипотезы, решать творческие задачи.

Воспитательные

  1. воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету,                        формировать культуру общения, коммуникативные качества.

 

Оборудование: гербарии хвои и шишки сосны и ели, лупы, линейки, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы, гербарий можжевельника, кипариса, коллекция шишек голосеменных, сигнальные карточки .

            

 

 

Методы обучения:

словесные, наглядные, работа в группах, решение биологических задач с использованием технологии ТРИЗ, сообщения учащихся, лабораторная работа, изготовление опорных схем.

 

Межпредметные связи: ИЗО (использование репродукций картин И.И. Шишкина)

 

 

 

 

Структура урока

Методы обучения

I.Организационный момент.

Приветствие. Объяснение целей и задач урока, настрой детей на мотивационную и плодотворную деятельность.

 

 

II.Актуализация знаний.

 

 Хвойные в искусстве

 На берегу Камы,  в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь, в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин — будущий выдающийся русский пейзажист.  На многих его картинах изображен русский лес.

 Шишкина называли,"царем леса, потому что он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни.

Перед нами картина Шишкина «Сосновый бор».  Художник воспевает в ней красоту родной земли, неповторимую прелесть русской природы.  Красота и величественность сосновых лесов вдохновляла  художника, влияла на его настроение. С полотен Ивана Ивановича Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал.

Чем жарче день, тем сладостней в бору,

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк… Прильну к коре корявой

И чувствую: мне только десять лет,

И ствол – гигант, тяжелый,  величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но  так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета. (И.А. Бунин)

Еловый же лес отличается от соснового бора. Там всегда темно, влажно.

Какие растения изображены на репродукциях картин Шишкина, что их объединяет?

- ели и сосны.

Эти растения относят к отделу Голосеменные.

Тема нашего урока :Отдел Голосеменные

Сегодня мы с вами познакомимся с многообразием растений, особенностями строения и размножения.

Демонстрация картин Шишкина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

Запись на доске темы урока.

III. Систематика  отдела Голосеменные. (заполнение схемы)

Вначале мезозойской эры, 300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали вымирать последние представители древовидных  папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения.

Первые голосеменные  делились на 6 классов. В настоящее время  2 класса полностью вымерли, а 4 оставшиеся стали менее разнообразными, чем раньше.

 

Отдел Голосеменные

Класс Гинговые

Кл. Саговниковые

Кл. Гнетовые

Кл. Хвойные.

Гинго билоба (из его листьев получают лекарственный препарат для улучшения работы мозга, листья сивол – любви, жизни. Растет в китае, Японии.

расцвет их приходится на эпоху динозавров. это пальмовидные деревья от 1 – 7 м  в высоту. На верхушках стеблей развиваются огромные, шишки.  в России один вид выращивают в садах и парках  на Черноморском побережье. 

 

вельвичия удивительная, растущая в пустынях Африки. Растение напоминает низкий и толстый пень, от которого отходят  лентовидные листья до 6 м в длину, и до 1,5 м в ширину. Листья вельвичии никогда не опадают. Они растут годами, веками, тысячелетиями. 
Эфедра. Она растёт в  степях и пустынях Азии, Европы и Америки

560 видов. Это известные вам  ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя.

 

Раздать на парты веточки ели, сосны и их   шишки.

IV. Общая характеристика голосеменных растений .

Рассмотрите веточки хвойных растений, потрогайте хвоинки и понюхайте их.

Содержание

Методы

Общая характеристика голосеменных

  1. Жизненные формы- деревья, кустарники, трав нет
  2. Органы- корень, стебель, листья.
  3. Лист – хвоинка, покрыт восковым веществом (это приспособление для уменьшения испарения, ведь на зиму хвоинку опадают только у лиственницы)
  4. Шишка – видоизмененный  побег
  5. Размножение с помощью – семян

 

Попробуйте достать семена из шишки и из яблока.

 

Из шишки достать проще, потому, что семена после созревания лежат на чешуйках шишек  открыто, голо.

 

V. Работа с учебником.

Ель и сосна широко распространены и у нас в районе и каждый из вас не один раз видел эти деревья.  Давайте познакомимся  с  их особенностями, и заполним сравнительную таблицу.

1 ряд читает про сосну стр. 75-76

2 ряд читает про ель стр.76-78

Читая текст учебника, ищете  ответы на вопросы таблицы и  каждый ряд начитает заполнять свою колонку в таблице.

 

По одному выходите и прикрепляете нужные слова в таблицу.

Признаки сравнения

Сосна

Ель

1.Отношение  к свету

 

 

2. требовательность в почве и влаге

 

 

3. Как развит главный корень?

 

 

4.Особенности хвои

 

 

5. Продолжительность

жизни дерева.

 

 

6. Высота дерева

 

 

Завершающий рассказывает все про свое дерево, подводя итог.

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

Проблемная ситуация:
демонстрация шишки и яблока

 

 

 

 

Раздать таблицу

 

 

Чтение учебника,

 

 

 

заполнение таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение результатов заполнения

VI.Другие представители голосеменных.

 Кипарис  – могучее дерево 30  метровой высоты, но растет кипарис  очень медленно. Листья кипариса чешуйчатые, а шишки имеют вид шариков. Выращивают кипарисы в  садах  и парках в качестве декоративных деревьев, часто используют в качестве живой изгороди.

Кипарис теплолюбивое растение, не терпящий морозов.

 

Когда человеку хотят сделать комплимент, говорят, что он стройный как кипарис. Чтобы нам остаться стройными, давайте проведем небольшую разминку.

 

Лиственница – очень красивое дерево.  Она радует глаз зеленой пушистой хвоей и нарядными красноватыми шишечками.  Хвоя  мягкая, плоская, располагается  на  побегах пучками. Светолюбива. Средний возраст лиственницы 300 лет. Она холодостойкая и растет в основном в тайге.

 

Пихта - имеет целебную хвою с замечательным ароматом.   

Самое главное отличие пихты от других хвойных деревьев – это листья. Только издалека они похожи на  хвоинки. На самом деле это узкие,  плоские листочки. Характерный признак пихты — вертикально стоящие  шишки– «свечки». Пихта морозоустойчива.  Из ветвей  получают эфирное масло для производства  лекарственного препарата камфары.

 Можжевельник – небольшое деревце, кустарник. Листья игольчатые. Семена созревают в  синих шишкоягодах. Ветви обладают сильным ароматом. Растет очень медленно, но очень долговечен, живет до 2 тыс. лет.

 

Туя – широко используется как декоративное растение, листья в виде чешуек, семена созревают в небольших шишках.

 

VII. значение голосеменных очень велико.

Древесина хвойных растения является ценным строительным и поделочным материалом. Из древесины ели изготавливают  бумагу, музыкальные инструменты.

Древесина лиственницы не гниет, её стволы использовали как фундамент при строительстве Санкт –Петербурга.

Все хвойные выделяют летучие ароматические вещества – фитонциды, убивающие бактерий. Поэтому в  сосновый лесах воздух всегда чист и дышать там особенно легко.

 

VII.Решение творческих биологических задач.

 

А сейчас мы переходим к следующему этапу нашего урока. Вам предстоит поработать в группах. Их будет три .

 Каждой из групп будет предложена биологическая задача. Вы будете обсуждать её решение в группе в течении 3-4 минут. У группы может быть несколько версий. Версии могут быть  разнообразными и необычными. Каждая группа должна выбрать лидера. Он должен назвать все версии вашей команды.  Основное правило – во время обсуждения никакой критики! Приступаем.

 

Задача для 1 команды.

Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?

Задача для 2 команды.

Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Почему? Прав ли он?

Задача для 3 команды.

Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

Это хвойный лес?

Хвойный.

А где хвоя?

Опала.

По чьей вине?

Природы.

Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса?

 

IX.Закрепление знаний.

 

 Какие утверждения верны?

 Учащиеся, поднимают сигнальные карточки красной или зеленой стороной.

 Зеленый цвет – “утверждение верно”

 Красный цвет – “не согласен с утверждением”

 

1.Только у голосеменных растений имеется  видоизмененный побег – шишка.

2. Голосеменные растения – исключительно деревья.

 

3. У большинства голосеменных  растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.

 

 4. Еловые леса и сосновые боры – светлые. 

 

 

5.Хвоя ели длинная,  на побегах  по 2 игловидных листа.

 

6. У сосны  хвоинки живут на ветках  1 год.

 

7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.

 

8. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.

 

9. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.

 

10.Образование семян – важный  этап в эволюции  растений.

 

Рис 51, демонстрация веток и шишек кипариса

 

 

 

 

Физразминка.

 

 

 

Рассказ, демонстрации я гербария

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ, демонстрации я гербария

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание с использованием  сигнальных карточек.

Домашнее задание: параграф 16, сочинить небольшую сказку «Почему не надо рубить елочку на Новый год?»

 

Рефлексия:

Оцените, как вы работали на этом уроке, поставьте на полях своей тетради соответствующий смайлик.

Мне понравилось

Я узнал много нового

Все как обычно

Зачем мне это

 

 

 

 

 

 

 

Признаки сравнения

Сосна

Ель

1.Отношение  к свету

 

 

2. требовательность в почве и влаге

 

 

3. Как развит главный корень?

 

 

4.Особенности хвои

 

 

5. Продолжительность

жизни дерева.

 

 

6. Высота дерева

 

 

 

Признаки сравнения

Сосна

Ель

1.Отношение  к свету

 

 

2. требовательность в почве и влаге

 

 

3. Как развит главный корень?

 

 

4.Особенности хвои

 

 

5. Продолжительность

жизни дерева.

 

 

6. Высота дерева

 

 

 

Признаки сравнения

Сосна

Ель

1.Отношение  к свету

 

 

2. требовательность в почве и влаге

 

 

3. Как развит главный корень?

 

 

4.Особенности хвои

 

 

5. Продолжительность

жизни дерева.

 

 

6. Высота дерева

 

 

 

Признаки сравнения

Сосна

Ель

1.Отношение  к свету

 

 

2. требовательность в почве и влаге

 

 

3. Как развит главный корень?

 

 

4.Особенности хвои

 

 

5. Продолжительность

жизни дерева.

 

 

6. Высота дерева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не требовательна

Плодородные, глинистые, увлажненные почвы

 

Светолюбива

Теневыносливая

Хорошо развит

Главный корень развит слабо

Живут 2-3года, соединены по 2, длина 5-7 см

 

Живут 5-7 лет, одиночные, короткие

До 400 лет              30-40 м.

250 лет                 До 40 м

.

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн