Вы не зарегистрированы

Авторизация



Воспитай в себе человека

Программа «Воспитай в себе человека»

 

Пояснительная записка

 

Программа «Воспитай в себе человека» базируется на основных принципах гуманистической педагогики  и психологии и ориентирована на нравственное развитие ученика, формирование его позитивной самооценки. Программа предполагает реализацию собственных возможностей личности учащегося, его самостоятельность и активную позицию.

Содержание программы направлено на приобщение учащихся к культурным ценностям, повышение уровня общей культуры, развитие познавательного интереса.

Программа включает в себя занятия, направленные на освоение учениками таких понятий, как:

-  правила, норма, ответственность, свобода

-  ценности, мораль, нравственность

-  совесть, долг, честь, достоинство, уважение, личность

-  культура, культурные ценности

-  цель, выбор

-  конфликт, толерантность

Актуальность программы связана с изменившимися требованиями к выпускнику современной школы, который должен обладать следующими качествами:

  • готовностью гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  • способностью самостоятельно решать проблемы в различных областях жизни;
  • умением самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем;
  • способностью самостоятельно творчески и критически мыслить, генерировать идеи;
  • толерантностью и коммуникабельностью.

     Цель программы: формирование системы нравственных ценностей у подростков.

Образовательные задачи программы:

  • Ознакомление с теоретическими знаниями о нравственности, морали и ценностях.
  • Знакомство с литературным и философским наследием прошлого.

Воспитательные и развивающие задачи программы:

  • Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.
  • Расширение кругозора.
  • Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с окружающими.
  • Формирование у подростков  позитивной самооценки.

 

 

Основные разделы программы (краткое содержание изучаемого курса):

I.Введение.

Знакомство с курсом. Этические нормы и правила. Правила в жизни людей. Свобода и ответственность.

II.Этика отношений к окружающему.

Высшие моральные ценности. Долг, совесть. Честь и достоинство. Семья как ценность. Человек и гражданин.

«Чаще заглядывай в самого себя»

Мой портрет. Я и мой имидж. Я и моя учебная деятельность. Основы нравственного выбора. Самопрезентация.

III.Этика общения.

Умение понять другого. Толерантность. Предупреждение конфликтов.

IV.Этикет.

Подарки и поздравления. Общение в сети Интернет.

 

Программа реализуется в 7 классах  (12-13 лет) и включает в себя фронтальные теоретические занятия  (с использованием активных методов -  беседы, дискуссии, дебатов и др.)

В ходе занятий и тренингов используются следующие инструменты и технические средства:

- пособие «Воспитай в себе человека»;

- компьютерные  презентации;

- видеоматериалы.

           

Ожидаемые результаты программы:

- сформированная система ценностей у подростков.

 

 

Содержание курса «Воспитай в себе человека»

Введение

Тема: Этика.

  1. Введение: что такое этика?
  2.  «Хочешь изменить мир – начни с себя»
  3. Самоанализ: что я хочу в себе изменить?

Тема: Правила.

  1. Зачем нужны правила?  
  2. Практикум: составляем список правил поведения.
  3. Самоанализ: соблюдаю ли я правила?

 

Тема: Свобода и ответственность.

1. Что такое ответственность?

2. Ответственность за свои поступки. 

3. Свобода и ответственность.

 

Этика отношений к окружающему

Тема: Высшие моральные ценности.

1. Определение понятий «ценности» и «мораль».

2. «Самая большая ценность в мире – жизнь».

3. Моя иерархия ценностей.

 

Тема: Совесть.

1. Что такое «совесть»? Что значит «поступать по совести»?

2. Творческая работа: придумываем продолжение рассказа «Пропала совесть»

3. Самоанализ: нравственные качества, которые я хочу в себе воспитать.

 

Тема: Честь и достоинство

1. «Надо жить с достоинством». Честь, достоинство и жизненные принципы.

2. «Он спасал нашу честь». Нобелевская премия мира и ее лауреаты.

3. Самоанализ: «Мой кодекс чести».

 

Тема: Сила слова.

1. «Слово – самое сильное оружие». 

2. Роль слова в жизни современного человека.

3. Самоанализ: слово – мой помощник.

 

Тема: Добро и добродетель.

1. Что такое добро, добродетель?

2. Образец отзывчивости и доброты.

3. «Спешите делать добро».

 

Тема: Семья как ценность.

1. Значение семьи в жизни человека. Семья и будущее страны.

2. Бережное и уважительное отношение к своей семье, к своему роду.

3. История моей семьи.

 

«Чаще заглядывай в самого себя» (Цицерон)

 «Хочешь изменить мир – начни с себя»

 Тема: Мой портрет.

1. Внешняя привлекательность человека и красота души.

2. Индивидуальные особенности человека. Темперамент.

3. Личность и личностные особенности. Характер.

4. Работаю над собой: воспитываю характер и «приручаю» темперамент.

 

Тема: Я и мой имидж.

1. Имидж человека и его составляющие.

2. Что мешает и что помогает созданию положительного имиджа?

3. Имидж и стиль одежды.

4. Работаю над своим имиджем.

 

Тема:. Я и моя речь. Культура речи.

1. «Русский язык – один из богатейших языков в мире».

2. Речевая культура человека.

3. Речевой практикум.

4. Работаю над своей речью.

 

Тема: Основы ораторского искусства.

1. Семь шагов подготовки к выступлению.

2. Публичное выступление и уверенность в себе.

3. Практикум: готовлюсь к публичному выступлению.

 

Тема: Я и моя учебная деятельность.

1. Умею ли я учиться?

2. Полезные привычки и сила воли.

3. Воспитываю у себя силу воли.

 

Тема: Я и мой выбор. Основы правильного выбора и досуговое самоопределение.

1. Формула правильного выбора.

2. Основы выбора и мое досуговое самоопределение.

3. Нравственные основы выбора.

 

Этика общения

Тема: Я и другой. 

1. «Человек для человека должен быть святыней». Этические основы общения.

2. Что такое толерантность?

3. Я – против агрессии.

 

Тема: Основные коммуникативные навыки.

1. Учимся слушать, задавать вопрос, вести беседу.

2. Практикум: интервью с одноклассником.

3. Самоанализ: умею ли я вести беседу?

 

Тема: Реагирование на критику и умение говорить «нет».

1. Алгоритм правильного реагирования на критику.

2. Как и когда я буду говорить «нет».

3. Билль о правах личности.

 

Тема: Предупреждение и разрешение конфликтов.

1. Что такое конфликт, конфликтная ситуация? Причины конфликтов.

2. Анализ конфликтной ситуации.

3. Стратегии выхода из конфликтной ситуации. Правила поведения в конфликтной ситуации.

4. Мой выбор стратегии выхода из конфликтной ситуации.

 

Этика и этикет

Тема: Этика и этикет.

1.Что такое этикет? Почему необходимо знать правила этикета?

2. Гостевой этикет.

3. Практикум: правила гостевого этикета.

 

Тема: Подарки и поздравления.

1. Дарить подарки – это искусство.

2. Как правильно дарить и принимать подарки.

3. Мои правила выбора подарков.

 

Тема: Этика и Интернет.

1. Кодекс компьютерной этики.

2. Когда Интернет – это опасно.

3. Спасательный круг для тех, кто «тонет в сети».

 

Обобщение

Тема: Самое важное

1.Самое важное из курса «воспитай в себе человека»

2.Карта памяти «Самое важное»

3.Где я буду применять полученные знания

 

Учебно-тематическое планирование

 

Раздел. Тема.

Часы (34)

Теорет.

Практич.

 

Введение

 

1.

Знакомство с курсом этики. Правила работы с рабочей тетрадью.  Что такое этика?

 1

 

2.

Этика и правила, этические нормы. Какие бывают правила?

1

 

3.

Правила поведения в школе (перемена, урок); в концертном зале, в музее, в экскурсионном автобусе

1

1

4.

Принятие и соблюдение правил. Свобода и ответственность

 

1

5.

Словарь по теме «Правила».

 

1

 

Этика отношений к окружающему

 

6.

Высшие моральные ценности. Жизнь как деяние

1

 

7.

Долг

 

1

8.

Совесть

 

1

9.

Сила слова. Предание (Георгий Победоносец)

 

1

10.

Добро и добродетель

 

1

11.

Семья как ценность. Уважение к своим предкам, традициям, к традициям других народов

 

2

12.

Этика гражданственности. Уважение к своей стране, Родине, ее истории. Человек и гражданин. Уважение к культурному наследию

1

1

 

«Чаще заглядывай в самого себя» (Цицерон)

 «Хочешь изменить мир – начни с себя»

 

13.

«Мой психологический портрет» Темперамент. Характер

1

1

14.

Мой стиль поведения. Умение быть самим собой, уважая индивидуальность других людей.

1

1

15.

Я и мой имидж. Имидж гимназиста.

 

 

16.

Я и моя учебная деятельность.

 

1

17.

Я и мой досуг.

 

 

18.

«Я учусь выбирать». Нравственные основы выбора

 

1

19.

Самопрезентация. Портфолио личностного развития.

1

 

 

Этика общения

 

20.

.

Умение понять другого.

Что мешает и что помогает нам общаться.

1

 

21.

Преодолеваем стереотипы как барьеры в общении.

1

1

22.

«Я и Другой». Профилактика агрессивного поведения. Толерантность.

 

1

23.

Основные коммуникативные навыки (умение вести беседу, реагирование на критику,  умение сказать «нет»)

1

 

24.

Предупреждение конфликтов.

 

2

 

Этика и этикет

 

25.

  • Гостевой этикет.
  • Подарки и поздравления.
  • Этика, этикет и Интернет.

1

2

 

Обобщение

 

26.

Карта памяти.

Презентация портфолио.

 

1

 

Всего: 34 ч.

12

22

         

 

 

Учебно-методический комплекс.

 

УМК "Вокруг  тебя - Мир..." книга для ученика 5-6 класса, Москва; «Наука/Интерпериодика», 1999 г.

Несколько слов о портфолио

«Воспитай в себе человека»

 

Пособие «Воспитай в себе Человека» адресовано  учащимся 7-8 классов и включает в себя материалы для занятий по нравственному воспитанию и этике.

Классные руководители могут использовать его на классных часах как рабочую тетрадь для учащегося, разделы которой позволяют рассмотреть важные темы: «Честь и достоинство», «Высшие моральные ценности», «Сила слова», «Добро и добродетель» и другие. На страницах пособия ученики познакомятся с известными людьми:  Д.С. Лихачевым, А.Д. Сахаровым, Н.И. Пироговым и другими.  Подростки задумаются над сложными вопросами нравственного выбора, определения собственных жизненных ценностей…

 

Авторы выражают благодарность Народному учителю РФ директору гимназии №56  Пильдес Майе Борисовне, профессору СПбГУ,  д.пед.н. Казаковой Елене Ивановне, а также коллективу психолого-педагогического медико-социального центра гимназии №56 за поддержку и помощь в создании этого пособия.

Отдельную благодарность авторы выражают семье Толмачевых: Евгению, Наталье  и их дочери Наташе, за помощь в оформлении пособия «Воспитай в себе Человека».

 

Об авторах:

Меттус Елена Валентиновна, кандидат педагогических наук, руководитель психолого-педагогического медико-социального центра гимназии №56. ППМС-центр гиманзии №56– победитель Вероссийского конкурса инновационных разработок (Москва, 2004г.), победитель Всероссийского конкурса психологических программ (Сочи, 2008г.)

 

Литвина Анна Валерьевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, победитель городского конкурса педагогических достижений (2008г.).

 

Автор рисунков:

Толмачева Наталья, выпускница гимназии №56.  

 

 

 

 

 

Дорогой ученик!

 

 

Ты держишь в руках пособие «Воспитай в себе Человека», которое поможет разобраться в сложных вопросах: что такое совесть, добродетель, достоинство.

Каждому человеку на определенных этапах жизненного пути приходится определяться, какая жизненная позиция ему ближе. У тебя есть возможность познакомиться с мнением известных и очень авторитетных людей, проанализировать некоторые литературные источники, но выбор остается за тобой.

Ты на пороге важного жизненного этапа – этапа профессионального самоопределения. Профессиональная ориентация начинается с определения целей, в основе которых лежат твои жизненные ценности. А значит, тебе необходимо выделить самое важное и значимое для тебя, предстоит сформировать собственную систему ценностей.

Помни, что любой выбор правильный, если он основывается на нравственных принципах.

В пособии ты найдешь раздел «Работаю над собой». Надеемся, он поможет тебе в процессе самовоспитания и саморазвития.

 

Желаем тебе

удачи!

 

 

 

 

 

 

 

     Это надо запомнить!

 

Определения и понятия

 

Этика - _______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работаю над собой

 

Как я понимаю слова Цицерона «Хочешь изменить мир – начни с себя»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что я хочу в себе изменить, чтобы стать лучше, добрее? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       В чем самая большая цель жизни?

Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас

Д.С.Лихачев

Тема: «Что такое этика? »

Краткий план:

  1. Введение: что такое этика?
  2.  «Хочешь изменить мир – начни с себя»
  3. Самоанализ: что я хочу в себе изменить?

Миф «Пять веков», изложенный Н.А.Куном по поэме Гесиода «Труды и дни» (в сокращении):

Живущие на светлом Олимпе боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Они имели при жизни все в изобилии.

Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Коротка была жизнь этих людей в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они в жизни.

Отец Зевс создал третий род и третий век - век медный. Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы их руки.

Вслед за медным родом Зевс создал четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, род полубогов-героев. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью.

Последний, пятый век и род людской - железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит всюду. Не чтут дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.

Ответь на вопросы:

  1. Согласен ли ты с автором в характеристике последнего 5 века, если считать, что это наш век, в котором мы живем? Объясни свою точку зрения:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Можно ли изменить мир?  Как это сделать?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самое важное:  _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Это надо запомнить!

 

Определения и понятия

 

Правила - _______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Порядок - состояние благоустройства и налаженности, систематичность, правильность в расположении чего-либо, в ходе дел. Порядок регламентируется различными документами, например уставом, правилами внутреннего распорядка.

 

Работаю над собой

Для того чтобы хорошо учиться и все успевать, необходимо соблюдать режим дня. Составь собственный распорядок дня и следуй ему в течение всей недели:

 

Мой распорядок дня:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

 

Нравственные правила похожи на знаки, которые указывают путь на поприще жизни и показывают подводные камни.

Пьер Буаст
 

 

Тема: «Нормы и правила поведения»

Краткий план:

  1. Зачем нужны правила? 
  2. Практикум: составляем список правил поведения.
  3. Самоанализ: соблюдаю ли я правила?

Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе». Отрывок.

…Напрасно Кошка прождала весь день, чтобы еще кто-нибудь из диких Зверей пришел к Пещере: больше никто не приходил из Мокрого Дикого Леса. Так что Кошке поневоле пришлось блуждать одиноко, самой по себе. И вот увидела она Женщину, которая сидела и доила Корову. И увидела она в Пещере свет и почуяла запах белого парного молока. И сказала она Женщине:
- Ты, мой Враг, Жена моего Врага! Скажи: не видала ли ты Коровы?
Женщина засмеялась и сказала:
- Ты, из Дикого Леса Дикая Тварь, ступай себе в Лес подобру-поздорову! Мне
больше не надо ни слуг, ни друзей. Я уже заплела мою косу и спрятала волшебную кость.
И ответила Дикая Кошка:
- Я не друг и не слуга. Я, Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по
себе, и вот мне вздумалось прийти к тебе в Пещеру…

 

Ответь на вопросы:

  1. Почему кошка, так ценящая свободу, стремится проникнуть в пещеру?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кошка «бродит, где вздумается и гуляет сама по себе».

Как ты думаешь, а легко ли человеку, который живет по принципу кошки, которая «гуляет сама по себе»? Обоснуй свое мнение.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Порассуждай письменно на одну из тем (подчеркни тему, которую ты выбрал):
  • Зачем людям нужны правила?
  • Моя гипотеза о причинах появления правил у людей.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самое важное:  __________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

 


»  Размещено в сообществах: