Вы не зарегистрированы

Авторизация



Статья "Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся"

Фото пользователя Светлана Борисовна Руденко
Submitted by Светлана Борисовна Руденко on пн, 22/10/2018 - 20:33

Общеизвестно, что патриотизм – это многоаспектное понятие, фундамент которого составляет социальное чувство любви к Родине, преданности своему Отечеству, стремления служить его интересам и желании содействовать улучшению жизни соотечественников. Понятие гражданского патриотизма включает в себя: - уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям, традициям и языку; - осознание долга и заботу об интересах страны; - проявление гражданских чувств к Родине; - гордость за свое Отечество и его достижения, за символы государства, за свой народ; - ответственность за судьбу страны, своего народа, их будущее. Патриотизм граждан, таким образом, выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Формирование патриотизма школьников происходит в процессе обучения, социализации и воспитания. При этом социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается только школьными стенами. Важную роль в патриотическом воспитании выполняют также семья и другие социальные институты общества: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, правоохранительные органы, военные организации. Все это необходимо учитывать в процессе воспитания обучающихся.

Гражданско-патриотическое воспитание, как важная деятельность государственных, общественных и образовательных организаций по формированию у граждан, в том числе обучающихся школы, высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов своей страны, является основой формирования личности и гражданина.

Эффективной реализации системы патриотического воспитания школьников способствует изучение прошлого нашего государства. Уроки истории, обществознания, литературы всегда были призваны воспитывать чувства гражданственности и патриотизма у обучающихся. Изучая и познавая историю Родины, переживая и испытывая тревогу о нынешнем и будущем, школьники, повзрослев, должны жить и работать на благо своей Отчизны.

В гражданско-патриотическом воспитании школьников, в частности через изучение истории Отечества и обществознания, можно выделить три поэтапных направления: 1) изучение истории семьи обучающегося; 2) изучение истории родного края; 3) изучение истории Отечества. Начиная с истории своей семьи, истории своей малой Родины, а затем истории России ведется работа по формированию патриотического сознания. Гражданин Российской Федерации обязан знать историю своей страны и являться настоящим ее патриотом, готовым к деятельному участию в жизни Родины. Гражданско-патриотическое воспитание школьников дает возможность: повысить степень их самостоятельности, инициативности и познавательной мотивации; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению опыта исследовательской творческой деятельности, развитию нравственности.

Процесс гражданско-патриотического воспитания историей, обществознанием, литературой на уроках и во внеклассной работе включает воздействие на обучающихся школы с целью осознанного восприятия знаний о традициях и героической борьбе российского народа. Патриотическое воспитание осуществляется путем показа подвигов, образованности и талантов соотечественников – примеров для подражания. Задача учителя – раскрыть подвиги героев так, чтобы обучающиеся осознавали, почему наши предшественники жертвовали самой жизнью во имя Родины. Уроки мужества должны стать уроками воспитания гражданских чувств. Надо стремиться и уметь вызвать у школьников резонанс эмоций, отклик переживаний.

Ярко выраженный и ценный материал по гражданско-патриотическому воспитанию содержат в себе уроки и мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, поскольку истоки современного российского патриотизма во многом связаны с духовным наследием этой войны. Бесспорен воспитательный потенциал изучения событий Великой Отечественной войны в связи с историей родного края. Победа нашей страны в самой кровопролитной из войн определила ход современной истории, поэтому память о ней составляет основу национального духа и гордости за нашу страну, победившую фашизм, а также общности и сплоченности россиян. Духовное наследие Великой Отечественной войны открывает школьникам основные жизненные ценности и ориентиры: патриотизм, идея служения Отечеству, благородство, солидарность, верность семье, выполнение обязательств перед обществом.

Патриотическое воспитание школьников предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих вовлечь школьников в познание важнейшего периода жизни Отечества и через организацию различных форм работы с обучающимися и молодежью. В качестве ведущего средства гражданского воспитания выступает подход воспитывающего обучения, которому соответствует предпочтение классно-урочных форм внеурочным и внешкольным, что предполагает использование таких методов гражданского воспитания, как: обсуждение понятий, работа с документами, дискуссия, моделирование и анализ ситуаций, деловые игры, ролевые игры и метод проектов.

Результатами деятельности педагогов по формированию у обучающихся чувства гражданского патриотизма должны стать:

у младших школьников: - вырабатывание чувства понимания Отечества; - выстраивание представления о социальных, культурных достижениях народа; - проявление готовности оказывать помощь людям; - воспитание чувства любви к родителям, родному дому, городу, стране;

у подростков: - формирование понимания Родины на этапах развития России; - ознакомление с государственной символикой; - осмысление себя как жителя района, города, России;

у старших школьников: - выработка ценностных ориентиров, составляющих основу патриотического воспитания (чувства долга и ответственности за свою жизнь, жизнь близких, судьбу страны); - готовность к созидательной деятельности, направленной на собственное благополучие и процветание Отечества; - отторжение чуждых ценностей и идеалов; - способность к творческой реализации как выражению гармонии личности.