Психологическая безопасность детей в условиях ДОУ.
педагог-психолог Осадченко О.К.
Психологическую безопасность в рамках ДОУ можно определить как комфортное состояние ребенка, отсутствие каких-либо стрессовых факторов, мешающих его полноценному и продуктивному развитию.
С.А. Козлова определяет психологический комфорт ребенка в детском саду как психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате взаимодействия его с образовательной средой.
И обеспечение психологической безопасности является основным пунктом для продуктивной работы с ребенком внутри ДОУ.
Рекомендации по обеспечению психологической безопасности ДОУ:
- Учитывание личностных особенностей ребенка, его привычек, условий воспитания в семье
- Заполнение ( с помощью родителей и воспитателей) индивидуальных карт развития каждого ребенка, в которых даны психологические рекомендации по предупреждению отклонений в психическом и эмоционально-личностном развитии ребенка.
- Проведение занятий с детьми по изучению различных эмоции и развитие умения управлять ими, овладение азбукой выражения эмоций.
- Проигрывание мимических и пантомимических этюдов (выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства, модели выражения основных эмоций, знакомство с элементами выразительных движений)
- Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций (выразительное изображение таких черт, как жадность, доброта, честность и др. и их моральная оценка)
- Занятия ( как с психологом, так и с воспитателем и другими специалистами Доу, также возможно привлечение родителей) по развитию познавательной активности; стимуляции сенсорных процессов; коррекции психоэмоционального состояния (преодоление замкнутости, застенчивости, агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения);повышению мотивации; развитию общей моторики; стимуляции ослабленных сенсорных функций;облегчению социальной адаптации.
Способствует психологической безопасности в ДОУ:
- психологически комфортная организация режимных моментов
- оптимальный двигательный режим
- правильное распределение физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок
- доброжелательный стиль общения с детьми
- доверительно-партнёрское взаимодействия с родителями через творческий союз (клубы, посиделки за чашкой чая, конкурсы, тематические вечера, детско-родительские тренинги; походы в лес, библиотеку, общеобразовательную школу; посещение выставок народного творчества; совместная организация праздников и др.)
- использование приемов релаксации в режиме дня.и других приемов и методов.
Показатели психологического комфорта детей:
- устойчивое бодрое состояние;
- доминирование положительных эмоций, радостное настроение;
- высокий физический тонус;
- отсутствие тревожности;
- высокие показатели адаптивности;
- хороший сон, аппетит;
- высокая познавательная и творческая активность;
- дружелюбность, открытость,
- готовность к взаимодействию с окружающими людьми;
- отсутствие агрессии;
- низкая заболеваемость
|