Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Литературная гостиная «Прекрасно, что это говорят звезды…» (Тютчев и Фет: штрихи к двойному поэту)

Submitted by Наталья Анатольевна Плотникова on вс, 02/12/2018 - 06:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Плотникова Н.А.
Место работы, должность: 

МБОУ "СОШ№5" , учитель русского языка и литературы

Регион: 
Республика Саха - Якутия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Сопоставить творчество Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, определить жизненные позиции авторов, общность во взглядах и расхождения. Подготовиться к сочинению по творчеству поэтов.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Сботники стихотворений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева

Используемое оборудование: 

ПК, проектор, экран

Краткое описание: 
<p>Данная методическая разработка представляет собой вариант проведения Литературной гостиной, посвященной творчеству А.А.Фета и Ф.И. Тютчева.</p>

Ученик 1: Сегодня перед нами гостеприимно распахивает дверь литературная гостиная «Прекрасно, что это говорят звезды…».

Ученик 2: … На небосклоне послепушкинской поэзии две самые крупные, самые яркие, самые таинственные звезды - это, конечно же,  Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев. Два великих поэта, чье творчество -  возвышенное и драматическое.

 Ученик 1: Оба поэта родились в Орловской губернии. Орловский край известен в русской литературе как родина крупных мастеров художественного слова, отразивших в своих произведениях замечательную природу родных мест, духовное богатство, трудолюбие и одарённость простого человека.

Ученик 2: Афанасий Фет родился в  семи километрах от г. Мценска Орловской губернии (показ по карте), на берегу Зуши, где стояла  помещичья усадьба Новосёлки. Здесь А.Фет провёл  свои детские и юношеские годы. Мальчиком он любил вместе с крестьянскими ребятишками ловить перепелов, лазить по деревьям, ездить верхом.

Ученик 1:  С  упоением бродил по красивым окрестностям деревни, восторженно любовался тенистым садом Новосельской усадьбы. Много лет спустя А. Фет с лёгкой грустью писал:

Ученик.

Приветствую тебя, мой добрый, старый сад,
Цветущих лет цветущее наследие!
С улыбкой горькою я пью твой аромат,
Которым некогда моё дышало детство.

Ученик2: Трагична история о двойственности фамилии Фет- Шеншин. Огромные силы поэт потратил на восстановление собственных прав на фамилию Шеншиных. Это отразилось и в творчестве. Крупнейший исследователь фетовского творчества Д.Дарский выразительно написал:

Ученик 1. «Одна половина Фета- это самый нежный, самый крылатый, недоступный даже легчайшему прикосновению житейского, ангелоподобный  поэт…Другая половина-это великий знаток практической жизни, полковой адъютант  гвардейский штабс-ротмистр, прижимистый помещик средней руки и заядлый хозяин. Можно подумать, что сама судьба решила окончательно разъединить эти две и без того разделенные половины, наделив одну именем Фета и присвоив другой фамилию Шеншина».

Ученик 2: Звучит стихотворение Фета «Мадонна» (ученик)

 Ученик2: Поэтический мир Фета удивительно богат, но самоценное богатство это наблюдательный лирик добывает в тончайших откликах на самые обычные движения мира и души.

 Стихотворение «Вечер» (ученик) и «Лес» (ученик)

Ученик 2: В этой поэзии всегда незримо присутствуют дворянская усадьба, соловьиный сад, мерцание летних звезд, аллеи и тропинки старого парка, тихий пруд, сельская дорога.  Звучит стихотворение «Сентябрьская роза» (ученик)  и «Кукушка»  (ученик), «Первый ландыш» (ученик)

 Ученик 1:  Поэзия Тютчева и Фета, отличающаяся особой музыкальностью, вдохновляла не одно поколение композиторов. Некоторые стихотворения приобрели особенно широкую популярность во многом потому, что были положены на музыку.
Ученик2 : Еще Щедрин писал о Фете, что «романсы его распевает чуть ли не вся Россия» (СЛУШАЕМ РОМАНС )                      Ученик 1: Лирический пейзаж у Фета- это всегда воспоминание, исповедь. Фет не ограничивается лирическими этюдами, он умеет показать природу в её сложном, поступательном развитии. Послушаем  стихотворение  «У окна» (ученик)
Ученик 1:  В жизни каждого поэта была любовь, сильная , страстная, которая полна нежного лиризма и рокового трагизма. Для Афанасия Фета – это Мария Лазич, для Федора Тютчева – это  Елена Денисьева.

Ученик2:  Послушаем стихотворение «На качелях» А.Фета (Берсенева Алина). «Весь день гремел овраг соседний » (ученик)

 Всю ночь гремел овраг соседний,

Ручей, бурля, бежал к ручью,
Воскресших вод напор последний
Победу разглашал свою.
Ты спал. Окно я растворила,
В степи  кричали журавли,
И сила думы уносила
За рубежи родной земли,

 Лететь к безбрежью, бездорожью,

Через леса, через поля, -

А подо мной весенней дрожью,

Ходила гулкая земля.

 

Как верить перелетной тени?

К чему мгновенный сей недуг,

Когда ты здесь, мой добрый гений,

Бедами искушенный друг?

Катя: Связь Тютчева и Денисьевой трагична: она была мучительной, греховной, осуждаемой обществом. Звучит стихотворение Федора Тютчева «Недаром милосердным Богом…» (ученик)

Тютчев –непревзойденный певец природы, отмечающий тончайшие подробности, оттенки звуков и красок. Вспомним известное с детства  стихотворение  на фоне музыки  Иогана Штрауса  «Весенние голоса»  «Весенняя гроза» (ученик),

Люблю грозу в начале мая,
   Когда весенний, первый гром,
   Как бы резвяся и играя,
   Грохочет в небе голубом.

 
 5 Гремят раскаты молодые,
   Вот дождик брызнул, пыль летит,
   Повисли перлы дождевые,
   И солнце нити золотит.

 
   С горы бежит поток проворный,
10 В лесу не молкнет птичий гам,
   И гам лесной и шум нагорный -
   Все вторит весело громам.

 
   Ты скажешь: ветреная Геба,
   Кормя Зевесова орла,
18 Громокипящий кубок с неба,
   Смеясь, на землю пролила.

«Осенний вечер»  (ученик),

Есть в светлости осенних вечеров
   Умильная, таинственная прелесть:
   Зловещий блеск и пестрота дерев,
   Багряных листьев томный, легкий шелест,
 5 Туманная и тихая лазурь
   Над грустно-сиротеющей землею,
   И, как предчувствие сходящих бурь,
   Порывистый, холодный ветр порою,
   Ущерб, изнеможенье - и на всем
10 Та кроткая улыбка увяданья,
   Что в существе разумном мы зовем
   Божественной стыдливостью страданья.

«Летний вечер» (ученик)

Уж солнца раскаленный шар
   С главы своей земля скатила,
   И мирный вечера пожар
   Волна морская поглотила.

 
 5 Уж звезды светлые взошли
   И тяготеющий над нами
   Небесный свод приподняли
   Своими влажными главами.

 
   Река воздушная полней
10 Течет меж небом и землею,
   Грудь дышит легче и вольней,
   Освобожденная от зною.

 
   И сладкий трепет, как струя,
   По жилам пробежал природы,
15 Как бы горячих ног ея
   Коснулись ключевые воды.   
Тютчев заново переосмысливает 
мир природы, поэтизирует каждую его частичку, и рождается живое существо-
Великая Матерь Природа, беседой с которой и стала лирика поэта

                             Творчество Тютчева - 
подтверждение   далеко не простой  жизни поэта.

 

 


»  Tags for document:

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн