Вы не зарегистрированы

Авторизация



есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..

Фото пользователя Елена  Валерьевна Резникова
Submitted by Елена Валерьевна Резникова on пн, 28/09/2009 - 14:46

Скажите, уважаемые коллеги, как вы считаете: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина" школьниками? Ведь это так далеко от нас по времени, непонятны и трудны многие реалии... Вопрос в самом деле не простой: может быть, стоит включить в программу другие, более близкие и понятные нашим ребятам произведения?..


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена  Валерьевна Резникова

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


На той же встрече Андрей Фурсенко упомянул о возможности введения обязательного итогового сочинения. По его словам, «школьники должны знать различные формы стихов, стилей в литературе. Дети учатся не только для экзаменов, и если экзамен состоит из проверки фактов, это не означает, что на уроках школьники не должны обсуждать литературные произведения и писать сочинения. Частью ЕГЭ сочинение по литературе быть не должно. А вот обязательным экзаменом для десятиклассников, а не для одиннадцатиклассников оно должно стать».

Эксперты вздохнули с облегчением: угроза превращения школьников в зубрилок-зомби, отличающих ямб от хорея, но не умеющих сформулировать собственные мысли, кажется, миновала. Однако нужда в воскрешении сочинения в той форме, что существовала до введения ЕГЭ, сомнительна. «Проблема в том, что заставить любить литературу одним лишь приказом невозможно, – пояснил «НИ» учитель русского языка и литературы Сергей Райский. – Слишком велик масштаб проблемы: читающими можно признать 8% россиян, и то, я думаю, эти цифры завышены».

Основная цель итогового сочинения – не столько заставить школьника полюбить литературу, сколько научить его грамотно формулировать свои мысли, продемонстрировать кругозор. Однако эксперты считают, что сочинение в той форме, что есть сейчас, с данной задачей не справится. Замшелый список тем и невнятные критерии оценки плохо сочетаются с самостоятельностью суждений и творческим подходом. Школьникам безопаснее всего не высовываться и писать по шаблону, оперируя набором банальностей. В выгодном положении оказываются разве что авторы и продавцы сборников готовых сочинений. «Тема «Нравственный путь Пьера Безухова» кочует по ученическим тетрадям из года в год, но нельзя сказать, что школьники полностью понимают, о чем пишут. Бессмысленно давать в седьмом классе «Тараса Бульбу», а в десятом «Преступление и наказание», на тот момент дети просто не способны полностью понять такие произведения», – считает Сергей Райский.

Он предлагает перенять опыт стран Прибалтики, где выпускное сочинение близко по форме к эссе. Школьники рассуждают не на литературные темы, а на социальные, экологические или философские. Этот подход позволяет молодому человеку свободно высказать свое мнение, не боясь расхождения с каноном.

По мнению Сергея Комкова, грядущие изменения говорят о признании чиновниками бессмысленности ЕГЭ. «Думаю, тестовая практика отомрет в скором времени, – пояснил он «НИ». – Если результаты ЕГЭ потом приходится подтверждать в вузе, это говорит о том, что объективность у экзамена нулевая. Аттестацию за курс средней школы стоит сделать меньшего объема, чем мы привыкли. Достаточно оставить письменный экзамен по математике, сочинение, устный – по истории и обществознанию, иностранный язык. При поступлении учитывается общий балл в аттестате, портфолио. Возможно, придется пройти дополнительные испытания в самом вузе, например, творческий конкурс».




Фото пользователя Екатерина Андреевна Кузнецова

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Моим ученикам "Евгений Онегин" понравился! Разве это роман о прошлом, вернее только о прошлом? Любовь, дружба, место человека в окружающем мире... Это устареть не может, а значит, близко сегодняшнему читателю. И еще одно: простите за банальность, но ведь роман - "энциклопедия жизни" России 19 века. Находить подтверждение этому - занятие и познавательное, и увлекательное для учеников. С уважением Е.А. 




Фото пользователя Людмила Николаевна Ляпунова

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Мое твердое убеждение: Пушкин является одним из элементов, цементирующих нацию. Потому что выйдя в октябре на улицу,  мы часто говорим: ”Октябрь уж наступил”, зимой “Мороз и солнце,день чудесный”- продолжать можно достаточно долго. Это записано где-то на подкорке.

Про "Евгения Онегина" могу сказать,что во время его школьного “прохождения” ничего в нем не понимала. Мне казалось, что никакого отношения к действительности он не имеет. Понимание начало появляться годам к 25. Сейчас я воспринимаю историю,рассказанную в романе, совсем иначе,нежели в 30 лет. Но для того,чтобы процесс переосмысления шел,надо,чтобы в свое время семена были посеяны в почву. Я говорю своим ученикам: “Это великое произведение. Вы мне поверьте, а поймете потом”.

Людмила Ляпунова



Фото пользователя Марина Игоревна Абрамова

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Уважаемая Наталья Александровна! Уважаемые коллеги!

Действительно, хороший вопрос - "что читать?" Мои немецкие коллеги, слыша о наших "Войне и мире", "Преступлении и наказании", романах Гончарова и Тургенева, немножечко удивляются...:) "Это же все надо прочитать!!" Они, допустим, "Волшебную гору" Т. Манна читать не будут, а "Смерть в Венеции" - вполне, рассказы Зигфрида Ленца, Эриха Кэстнера... У того же Достоевского есть "Мальчик у Христа на елке", тот же отрывок "Мальчики" из "Братьев Карамазовых". Во-первых, не очень большое по объему, а самое главное - проблемы, я думаю, детям понятнее (о их же сверстниках речь идет). В мою школьную бытность Толстой и Достоевский, другие программные произведения далеко не всеми прочитывались.




Фото пользователя Наталья Александровна Иванчева

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Да. Конечно, литераторам виднее.

У меня-то ведь нет опыта  обучения школьников литературе и русскому языку. Хотя в школе все мы  учились, и процесс этот  протекал, что называется,  у нас на глазах.

У меня есть только опыт обучения школьников информатике и программированию в колледже с возраста 10-го класса, а в воскресной и летней школе с 6-го класса.

И, исходя из этого опыта, мы рекомендуем родителям начинать обучать детей основам информатики и программирования хотя бы с 6-го класса. Почему.

Не во всех общеобразовательных школах хорошо поставлено это обучение. Нет часов, не хватает квалифицированных преподавателей и т.д. И вот когда школьник поступает в колледж после 9-го класса, а в смысле информатики у него - поле непаханое, это бывает трудно. Русскому и математике-то учат, можно сказать, с детского сада, а компьютер - это все совсем другое новое и разуму не привычное. Инопланетное.

Трудно бывает и ребенку и преподавателю. У нас коллеги после занятий так и шутят: пашу целину!

 Но ладно, если  по информатике целина. Это еще туда сюда. А вот если у человека по русскому и литературе - целина и в голове пусто пусто, то это, мне кажется, уже не трудно. Это СТРАШНО!

Поэтому я и разделяю точку зрения: пусть не все понимает, но, надо настаивать, пусть читает и знает, что это есть.  Иначе потом  такую целину уже никогда и никому будет не распахать.

 

 

Комментарий был изменен с момента создания (Иванчева Наталья Александровна, чт, 08/10/2009 - 09:43).



Фото пользователя Наталья Александровна Иванчева

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


А что касается конкретно Онегина, то Марина Игоревна, мне кажется, очень кратко и точно ответила на этот вопрос.

О какой, собственно, литературе мы говорим: есть русская литература, есть немецкая литература, есть английская литература и т.д.

Пушкин - это руская литература, а Сэлинджер

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%8D%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80,_%D0%94%D0%B6%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BC_%D0%94%D1%8D%D0%B2%D0%B8%D0%B4 

и Брэдбери   http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D1%8D%D0%B4%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B8,_%D0%A0%D1%8D%D0%B9_%D0%94%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81

- американская литература.

Нужно знать и тут и ту. Но не надо подменять русскую американской.

Нам роднее русская литература и это нормально  и естественно.

 




Фото пользователя Виктория Александровна Полякова

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Если ребенок не в состоянии осмыслить художественное произведение, то совершенно безразлично, что включать в школьную программу: произведения Пушкина или Сэлинджера. Он понимает только комиксы ...

Как мне кажется, разговор о "Евгении Онегине" - вещь частного порядка. Проблема в другом: дети информационного общества - ДРУГИЕ читатели. И как ни прискорбно, но приходится констатировать, что традиционная методика Рыбниковой в преподавании литературы "срабатывает" не всегда (скажем так). Возможно, мы стоим на пороге кардинальных изменений как в педагогике, так и в частных методиках, потому как "низы" не хотят, а "верхи" не могут  . Каким должен стать урок/учитель литературы в XXI веке, чтобы наш предмет не стал просто "чтением" (приходится ведь порой вслух читать тексты на уроке, иначе о чем говорить?), как уже происходит с "пением" и "рисованием"? Как вернуть культуру в массы, а массы повернуть к культуре?

Вот так глобально как-то получилось, но что уж вышло, не взыщите

 

Комментарий был изменен с момента создания (VPolyakova, Wed, 30/09/2009 - 23:19).

С уважением В.А. Полякова




Фото пользователя Елена  Валерьевна Резникова

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Виктория Александровна, спасибо за обобщение  Верно все, но что делать с "чтением"? Право слово, руки ведь опускаются...




Фото пользователя Юлия Николаевна Дудко

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Соглашусь с Викторией Александровной, проблема шире,  не  "читать/изучать -не читать\не  изучать"  конкретного Онегина, а как говорить в классе о классике... Я вот лет в 25 только, когда первый раз зашла в класс к десятиклассникам  говорить с ними про Толстого, именно тогда ПРОЧИТАЛА Толстого. А ведь училась в школе, как все писала сочинения, на 5  и 4 писала... Училась на филфаке, и там читала... И там училась хорошо.. Но вот  сердце и душу переживания Андрея, именно Андрея почему -то больше, чем всех остальных героев  -  только с третьего раза задели. Почему? Да потому что опыт жизненный стал другим, взгляд на жизнь изменился, свои дети к тому времени появились, что - то  потеряла, в чем -то разочаровалась... А если бы не надо было читать в третий раз, не надо было бы еще раз вспоминать текст - прочитала бы, задело бы?..Вряд ли..

На мой взгляд, главное при работе с новыми школьниками - убедить, что читать классику  - это для развития души, внутренней человечности,что  онегин и печорин - это кто  - то  из рядом живущих, и оттого,  что этот кто- то не во фраке и не в карете, а в кроссовках и на скутере - по  большому счету ничего не менятся: страдаем от неразделенной любви как Татьяна, мучаемся от непонимания окружающих как Печорин, хотим доказать миру как Раскольников....и далее по списку. Современная литература такие образы создала? Только время покажет..

С уважением, Юлия Дудко




Фото пользователя Марина Игоревна Абрамова

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Уважаемые коллеги!

 

Тогда, может быть, другой вопрос поставить... Какие произведения классики понятны школьникам  ( учитывая возраст, жизненный опыт)




Фото пользователя Елена  Валерьевна Резникова

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


И я бы еще добавила: какие из них затронут душу? Над какими задумаются по-настоящему? Вспомните себя в школе....




Фото пользователя Наталья Александровна Иванчева

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Да, отлично, Марина Игоревна, замечательный вопрос! 

Действительно, а какие?

 




Фото пользователя Юлия Николаевна Дудко

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Марина Игоревна, может, я не очень донесла свою мысль, но я не имела в виду, что раз классическое произведение не по плечу жизненному опыту школьника, то и читать его в школе рановато.. Наталья Александровна права сто раз : классика - эта та связь, которая между поколениями,которая объединяет нас и делает близкими друг другу: отцов и детей, москвичей и провинциалов, интеллигента и бизнесмена...Учитель - он на то и учитель, тем более учитель литературы, чтобы приподнять  - сначала до себя, а потом показать перспективу выше.. Надо читать -  и "Евгения Онегина", и Толстого,и Достоевского, и Тургенева... Работать с сегодняшними школьниками старыми методами не получается, это правда. Как работать иначе? Искать, развиваться самим, не стоять на месте. Я вот хочу попробовать общаться иначе со своими ребятами, вот здесь.. Пока не очень получается, но я надежды не теряю.

С уважением, Юлия Дудко




Фото пользователя Валерия Сергеевна Шевелева

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Елена Валерьевна! Вопрос  непраздный-  его задают порой ученики, не понимающие , что Пушкин - наше всё. И литературный язык, и  гуманистическая направленность творчества, и исторические реалии. Без корней нет дерева. Поэтому "энциклопедию русской жизни" нужно не только читать, но и штудировать,  всматриваясь в ту эпоху... Я уже 30 лет помню солнечный  майский день, когда  приехала в Пушкин и вдохнула волнительный запах далекого времени балов и карет, Державина и Карамзина, Отечественной войны 12 года и  декабристов... Эпохи, которая звучит в каждом шедевре великого поэта. Без Онегина представить то время невозможно.

С уважением, Шевелёва В.С., рководитель МО, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края




Фото пользователя Елена  Валерьевна Резникова

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Валерия Сергеевна, конечно, без Пушкина нет русской литературы. Каждое стихотворение - шедевр. Это ясно нам, в силу возраста, опыта, жизненного и интеллектуального, для нас он великий поэт, в стихах которого - ответы на все вопросы... Вопрос в другом: изучая Пушкина на уроках, комментируя его тщательно и увлекательно по Лотману, просматривая с ребятами фильмы о Тригорском, Михайловском, ЧТО будим мы в их сердцах?.. Ведь сердца их остаются незатронутыми, даже если очень интересно уму... Надо учесть все-таки, что Пушкин писал свой роман не для школьников 14-15 лет..




Фото пользователя Наталья Александровна Иванчева

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Коллеги, добрый день!

Согласитесь, увы, слишком многие люди после окончания средней школы вообще не берут в руки книги. Все, что хоть как-то содержит и хранит их память - это  произведения школьной  программы по литературе и русскому языку.   В то же время эти, увы! очень многие люди - это среда, в которой мы живем, и их память и состояние их сознания - это информационное поле, с которым мы каждый день соприкасаемся, хотим мы того или нет.   Что мы  хотим, чтобы содержало это поле - не до конца понятого Онегина или до конца прочувствованные фантастику и детективы?  Мне кажется, даже в интересах этих самых никогда ничего  не читающих людей, конечно же, первое. А уж в наших с Вами интересах, несомненно, первое!

Далее. Когда мы вспоминаем детство, а это, как правило, всегда самые теплые, самые родные и самые дорогие наши воспоминания, обычно мы вспоминаем строки Пушкина, Некрасова, Гоголя и других наших родных писателей и поэтов.  Благодаря школе, они ассоциируются у нас с детством. И, конечно, Пушкин в первую очередь, и его "Онегин". И это замечательно!

Затем. Именно одинаковость  школьной программы по литературе родителей и детей обеспечивает во многом их взаимопонимание и преемственность поколений.

Я знаю и люблю Онегина, и сегодняшний школьник знает его. У нас есть общие знания и поэтому есть шанс понять друг друга, даже имея разные точки зрения.

Мне кажется, очень важно и очень хочется сохранить этот шанс.  

 

 




Фото пользователя Елена  Валерьевна Резникова

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Наталья Александровна, но ведь небязательно вводить в программу детективы и фантастику: есть много очень хороших произведений русских и зарубежных писателей, которые более актуальны для современного школьника. Важно знакомить с классикой, согласна. Но если это школьники с очень средними способностями? Конечно, кое-что Пушкин ему даст... Но, может быть, больше дадут Брэдбери и Сэлинджер?



Фото пользователя Наталья Александровна Иванчева

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Елена Валерьевна, добрый день!

Ваша фраза "Конечно, кое-что Пушкин ему даст.."   Это замечательно и удивительно!  

А в самом деле? что же может дать Пушкин,  кроме почти уже ненужного портрета давно ушедшей эпохи,  да легкого, как игристое вино, поэтического слога?  И почему это кое-что может быть  все-таки ценнее и дороже несомненно замечательных Брэдбери и Сэлинджера? 

Хороший вопрос. 

Конечно, ответ на него у каждого свой. Мне вот представляется, что это "кое что " - ни много ни мало, как наша душа. То самое родное, что всего дороже. Хотя, конечно, душа она у каждого тоже своя. Сейчас вот, вообще, говорят, растет поколение без души. Я не знаю, правда ли это. Мне кажется, что так не бывает.  Но, говорят, пишут, что так.

Как-то вдруг Галич вспомнился:

".. И что душа? Прошлогодний снег.

А , глядишь, проживем и так.

В наш атомный век, в наш каменный век

на совесть цена - пятак.

И кому оно нужно - это добро,

если всем дорога в золу?.."

Чтобы плохо не подумали те, кто этот ночной диалог Поэта с Дьяволом не читал, цитирую далее:

"Так что, старина, бери перо,

и вот здесь распишись в углу.."

 

А, может быть, мы уже давно незаметно для себя и взяли это перо и расписались?

Тем проще, что

"Я спросил его - это кровь?

Чернила, ответил он.." 

 

 P.S. А детективы и фантастику, конечно, в школьную программу вводить не надо.

В этом Вы, несомненно, очень и очень правы.

 

 

 

 

Комментарий был изменен с момента создания (Иванчева Наталья Александровна, чт, 01/10/2009 - 10:53).



Фото пользователя Марина Игоревна Абрамова

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Елена Валерьевна, тогда придется менять всю школьную программу, если вводить Брэдбери и Сэлинджера... А это сделать весьма и весьма непросто. И еще. В каждой же стране изучают свою, родную литературу (и классику, и современную). В России - русскую, в Германии - немецкую, в Англии - английскую. На произведения других стран мало времени уделяется...




Фото пользователя Елена  Валерьевна Резникова

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Верно, Марина Игоревна, школьную программу поменять было бы неплохо... И заменить историко-литературный подход в преподавании личностно ориентированным.




Фото пользователя Марина Игоревна Абрамова

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Уважаемые коллеги!

 

"Евгения Онегина", конечно, надо читать. Почему - тут уже сказали. Очень многое зависит от учителя. Как преподносить, о чем рассказывать, на чем останавливаться...Мне, например, очень понравился цикл В. Непомнящего, посвященный этому роману. Передача шла по каналу "Культура". Было бы очень хорошо, если бы такие передачи смотрели и школьники, и студенты, и многие-многие другие.




Фото пользователя Елена  Валерьевна Резникова

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Марина Игоревна, конечно, смотрим, и этот цикл передач, и "Беседы о русской культуре" Лотмана. Непременно смотрим. Но цель литературы, как неоднократно говорилось, воздействовать на душу читателя. Не  может современный периферийный средний школьник, как бы ни старался учитель, проникнуться "Онегиным". Толку в таком прочтении мало, вот что важно. Больше было бы, если бы читали что-то более близкое этим ребятам - из нечитающих, часто неблагополучных семей.




Фото пользователя Валерия Сергеевна Шевелева

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Роман "Евгений Онегин" прежде всего близок народному духу и нравственной правде русского языка.  Почему -то вспомнились строки совсем о другом эпохальном произведении Островского из письма "Неизбежные вопросы" Аполлона Григорьева И.С.Тургеневу

Для меня лично, человека в народ верующего и давно, прежде вашего Лаврецкого, воспитавшего в себе смирение перед народною правдою, понимание и чувство народа составляют высший критериум, допускающий над собою в нужных случаях поверку одним, уже только последним, самым общим критериумом христианства. Не народ существует для словесности, а словесность (в самом обширном смысле, то есть как все многообразное проявление жизни в слове) для народа,- и не словесностью создается народ, а народом словесность. Всякая же словесность, которая думает создать или пересоздать народ...

 

Я склонна оценивать россыпи онегинских строф как кладезь народного языка. Может быть, кто-то с этим не согласится. Готова к обсуждению иных подходов.

С уважением, Шевелёва В.С., рководитель МО, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края




Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: есть ли необходимость в прочтении "Евгения Онегина"?..


Валерия Сергеевна, а ведь неоднозначно воспринимаются Ваши слова.

... приехала в Пушкин и вдохнула волнительный запах далекого времени...

 

А если не приехали бы? Прониклись бы тогда лет 30 назад настолько духом того времени? Возможно ли в школе на уроке, не выезжая никуда, уловить это нечто особое?

 

Вы в своих комментариях все же озвучиваете взрослую позицию, как мне кажется. А если вспомнить дество по-настоящему.

 

Я буду честной. Онегина в школе "полюбила", потому что учительница (очень неплохая по факту) почему-то предложила задания на выбор - либо сочинение пишешь, либо учишь наизусть любых 15 строф и сдаешь текст. Мы с подругой выбрали второе. Учить было легко, текст ложился в память как родной (да впрочем там и остался до сих пор), выучили невзначай даже и больше. Но онегинским духом я проинкалсь гораздо позднее, уже будучи совсем взрослой. Где-то раз лет в пять беру в руки томик "Евгения Онегина" и читаю выборочно любимое, часто вслух и своим близким в том числе. А когда никого нет рядом, могу и арию Онегина (почему-то именно его!) спеть.

 

И нет у меня однозначного мнения о том, нужно или не нужно в школе Онегина изучать. Знакомиться надо, наверное, а понимать и полюбить - это уже на потом, к кому придет, а у кого и мимо проскочит.

С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!


Будем говорить по-русски!