Урок истории в 9 классе. Тема: «Национальный вопрос в современной России». Автор Стюбко Н.Н.
Submitted by Татьяна Евгеньевна Барбина on Wed, 07/10/2009 - 17:06
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания:
А) Контрольное тестирование по предыдущей теме, тест №22.
Б) устный ответ на вопрос : В чем заключались особенности политического развития России?
2. Актуализация новой темы.
-Познакомьтесь с новой темой сегодняшнего урока. На протяжении изучения курса истории России мы очень часто встречаемся с этим вопросом.
-Почему?
-Скажите, а важен ли этот вопрос сейчас, в наши дни?
-Почему?
-Давайте вспомним события 90-х годов, почему национальный вопрос так остро стоял в тот период?
- О чем мы сегодня должны узнать, с чем познакомиться, что новое нас ожидает, какие задачи перед нами стоят?
3. План изучения новой темы.
Из ваших высказываний план нашего урока выглядит так:
1. Подписание нового Федеративного договора.
2. Кризис федеративных отношений.
3. Военный конфликт в Чечне.
4. Положение русскоязычного населения в странах СНГ.
1. Подписание нового Федеративного договора.
И так на предыдущих уроках мы с вами рассматривали период перестройки в СССР и становление новой государственности, узнали о различных экономических преобразованиях и политических изменениях . Самым важным вопросом , трудной и неотложной задачей было дальнейшее устройство России. Россия многонациональная страна и многоконфессиональное государство и каждый из субъектов, хотел как можно больше самостоятельности. Начались национальные движения в Татарии, Башкирии, Бурятии, за выход из состава РСФСР. В Чечне началось формирование воинских частей и народного ополчения, поэтому необходимо как можно скорее пересмотреть и подписать новый Федеративный договор.
Работа с учебником с.379 «федеративный договор» и «Конституция 1993г…»
- прочитать эти пункты и ответить на предлагаемые вопросы :
1. Когда был подписан Федеративный договор?
2. Кто входил в состав Российской Федерации, какие субъекты?
3. Кому по договору принадлежала власть на местах, т.е. в субъектах?
4. Чему должны соответствовать законы субъектов Федерации?
5. Каким должно стать экономическое пространство, т.е. рынок товаров, услуг, финансов, денежная единица и др.
2. Кризис федеративных отношений.
Но этот договор не устранил тех противоречий, которые достигли своей наивысшей точки. Не все регионы были одинаковы, поэтому их возможности были различны.
Вот некоторые из противоречий:
- некоторые законы и акты, принятые в регионах противоречили Конституции: в Башкортостане- республика объявила себя самостоятельным государством даже в международной и внешнеэкономической политике, ввела свои налоги, организовала свой суд, подобное проходило в Татарстане, Якутии и других краях и областях
- разработка собственной Конституции началась в Туле, Кирове
- некоторые области объявили желание провозгласить республики. Свердловская область – Уральскую республику, Дальний восток – Дальневосточную республику, Сибирь - Енисейскую республику
Этот процесс называют суверенизацией краев и областей.
Так что такое Суверенизация?( независимость. Самостоятельность, верховенство внутренней власти)
Если с республикой Татарстан удалось решить вопрос, то отношения с Чечней приобретали напряженный, драматический характер.
3. Военный конфликт в Чечне.
- диск
- рассказ учителя с записью дат:
10 августа 1994г- самопровозглашение независимости республики Ичкерия
1 декабря 1994г –Ельцин предъявил ультиматум Дудаеву
Лето 1995 года террористический акт в г. Буденовске, захват больницы
Август 1996г – атака Грозного бандами боевиков
Сентябрь 1996г – подписание Хасавьюртовских соглашений о выводе российских войск из Чечни и проведение свободных выборов.
4. Положение русскоязычного населения в странах СНГ.
- работа с документами по вопросам к ним.
Закрепление.
Для закрепления вам даны карточки, расставьте события в хронологическом порядке, самостоятельно, а потом проверим все вместе.
Итог.
- удалось ли сохранить целостность Российской Федерации
- произошел ли поворот к более равноправному характеру субъектов
- все ли было учтено или оставались противоречия
- можем ли мы сказать, что национальный вопрос был решен окончательно
Домашнее задание:
-§ 57
- знать даты, события, термины и подготовиться к «вертушке»
- предложите свой вариант решения национального вопроса
- используя прессу, сообщить о новых противоречиях, конфликтах, которые возникают в наши дни.