Урсова О.В.
Формированию ИКТ-компетентности учителей-предметников уделяется в последнее время пристальное внимание.
Анализ и сравнение различных подходов к рассмотрению сущности и структуры ИКТ-компетентности (В.А. Адольф и И.Ю. Степанова [1], Л.Н.Горбунова и А.М.Семибратов [4], М.А. Горюнова [5], А.А. Елизаров [3], М.Б. Лебедева и О.Н. Шилова [7]) дали основание выделить следующие компоненты ИКТ-компетентности учителя-предметника: мотивационно-ценностный, отражающий профессионально-личностное его самоопределение в отношении использования ИКТ в современной школе, когнитивно-операционный компонент, выражающий степень владения ИКТ и научно-методическими основами их использования в учебном процессе, рефлексивно-проектировочный компонент, определяющий способность оценивать свой уровень и проектировать условия его повышения.
Нами сделаны также выводы о том, что процесс развития ИКТ-компетентности должен иметь многоуровневый характер, ступени развития необходимо связывать с процессом преобразования (трансформирования) педагогической деятельности, при этом высшая ступень должна быть направлена на консолидирующий характер действий команды учителей – единомышленников образовательного учреждения, в котором происходит осуществление информатизации образовательного процесса.
Так, в пособии Федерации Интернет Образования «Учитель-тьютор в контексте информационной среды школы», предназначенном для системы дополнительного профессионального образования особое внимание уделяется инициированию создания творческих групп учителей школы – добровольной команды единомышленников по формированию общественной поддержки внедрения ИКТ в образовательную деятельность школы. При этом преследуется цель: «через деятельность группы донести до учителей основы работы с информационными и Интернет-технологиями, современными образовательными ресурсами, эффективные способы включения их в учебный процесс, а также возможность формирования собственных образовательных коллекций» [9, 27]. Данная точка зрения связана с тем, что осуществить серьезную работу по введению стремительно развивающихся ИКТ в образовательный процесс школы одному или двум человекам не под силу, необходимо формировать команду единомышленников, пропагандирующих положительный опыт использования ИКТ и осуществляющих взаимодействие с коллегами из других школ на этой почве. На наш взгляд учителя такой команды должны обладать «корпоративной» ИКТ-компетентностью, в противовес индивидуальным несогласованным действиям. Прилагательное «корпоративная» рассматривается нами как производная от слова «корпорация», как синоним слову «командная», при этом мы вкладываем в это понятие следующий смысл, соответствующий энциклопедическим статьям: «корпорация (от позднелат. «сorporatio» – объединение) – общество, союз, группа лиц, объединенных общностью сословных или профессиональных интересов» [6; 8].
Таким образом, анализируя различные исследования, посвященные вопросам формирования и развития ИКТ-компетентности, можно сделать вывод, что для успешной реализации развивающего потенциала информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников необходимо обеспечить поэтапное развитие ИКТ-компетентности учителя-предметника. На наш взгляд процесс обучения может быть представлен несколькими этапами.
На первом этапе происходит формирование базовой ИКТ-компетентности, т.е. формирование оптимального инварианта знаний и умений, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе на уровне пользователя.
Второй этап связан с подготовкой тьютора, наставника обучения (педагога-тьютора или учителя-тьютора), который должен обладать организационно-управленческой ИКТ-компетентностью, рассматриваемой как способность и готовность передать свои знания в сфере ИКТ коллегам и учащимся.
На следующем этапе осуществляется формирование предметно-углубленной ИКТ-компетентности учителя, соответствующей осознанному методически грамотному использованию ИКТ в преподавании своего предмета (этот этап может следовать как за вторым, так и за первым этапом, не каждый учитель-предметник может и должен выполнять роль тьютора). Обладание предметно-углубленной компетентностью позволяет учителю стать педагогом-консультантом (под процессом консультирования мы подразумеваем «любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечая за выполнение задачи, помогает тем, кто ответственен за это») [2]. Далее следует этап, связанный с формированием корпоративной ИКТ-компетентности, обладание которой позволяет видеть и решать в команде проблемы, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс школы, быть исследователем в этой области, инициатором сетевого межшкольного взаимодействия и т.п.
Поэтапная организация повышения квалификации учителей-предметников предполагает развитие их ИКТ-компетентности, динамика структурно-содержательных характеристик которой представлена в таблице 1.
Таблица 1
Сущностная характеристика уровней развития ИКТ-компетентности
учителей-предметников
|
Базовая ИКТ-компетентность (пользователь)
|
Организационно-педагогическая ИКТ-компетентность (тьютор)
|
Предметно-углубленная ИКТ-компетентность (консультант)
|
Корпоративная ИКТ-компетентность (консультант-исследователь)
|
Мотивационно-ценностный
компонет
(отражает профессионально-личностное самоопределение в отношении использования ИКТ в современной школе)
|
Личная заинтересованность в обучении ИКТ и использовании в учебном процессе
|
Желание передать свои знания и опыт в сфере ИКТ коллегам и учащимся
|
Устойчивый интерес к применению ИКТ в учебном процессе, тенденция к поиску педагогических технологий, адекватных современным ИКТ
|
Твердая убежденность в целесообразности использования ИКТ в современном образовательном процессе, желание быть активным участником сетевых педагогических сообществ
|
Когнитивно-операционный компонент
(выражает степень владения ИКТ и научно-методическими основами их использования в учебном процессе)
|
Наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ, владение технологическими и методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office, использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности
|
Умение самостоятельно осваивать необходимые программные ресурсы, владение разнообразными методическими приемами использования ИКТ в учебном процессе, владение способами организации курсовой подготовки, дистанционного повышения квалификации и послекурсовой поддержки слушателей
|
Владение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных учебных материалов, владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс, обобщение и распространение положительного опыта использования ИКТ в изучении предмета, владение разнообразными приемами сетевого взаимодействия
|
Информационное и научно-методическое сопровождение всех ступеней информатизации образовательного процесса в школе,
владение приемами организации сетевого взаимодействия, которые способствуют формированию сетевых педагогических сообществ
|
Рефлексивно-проектировочный
компонент
(говорит о способности оценивать свой уровень и проектировать условия его повышения)
|
Самооценка собственной деятельности по освоению и использованию ИКТ, проявление субъектной позиции (как системы взглядов и установок по отношению к собственному профессиональному развитию в сфере ИКТ)
|
Взаимооценка результатов педагогической деятельности в сфере ИКТ, умение выстраивать индивидуальные образовательные траектории повышения квалификации в сфере ИКТ
|
Умение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ
|
Умение анализировать проблемы, связанные с информатизацией образовательного процесса школы, и искать пути их решения,
владение навыками командной рефлексии
|
Перечисленные этапы повышения квалификации в сфере ИКТ ориентированы на развитие ИКТ-компетентности учителя-предметника. Рассмотрению условий успешности реализации развивающих возможностей ИКТ и показателей оценки уровня сформированности ИКТ-компетентности учителей будут посвящены последующие публикации.
Библиография:
- Адольф В.А., Степанова И.Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога // Информатика и образование. – 2006. – № 1. – С. 2-8.
- Анисимов О.С. Методологический словарь (для акмеологов и управленцев). - М., 2001. - 168 с.
- Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учителя: Тезисы доклада А.А. Елизарова на конференции RELARN-2004 июнь 2004 г. – Ассоциация RELARN. – Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html
- Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система / Педагогическая информатика. – 2004. – № 3. – с. 3.
- Горюнова М.А. Повышение квалификации работников образования в области ИКТ в условиях информатизации общества / М.А.Горюнова // Взаимодействие личности, общества и образования в современных социокультурных условиях: межвуз.: сб. науч. тр. – СПб.: ЛОИРО, 2005. – С. 212-215.
- Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета. – Режим доступа: http://www.rubricon.com.
- Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. – 2004. – № 3. – с. 95-100.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров; редкол.: А.А.Гусев и др. – Изд. 4-е. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – 1600 с., ил.
- Учитель-тьютор в контексте информационной среды школы: Пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2005. – 32 с.
- Урсова О.В. Развивающий потенциал информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О.В. Урсова; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого - Великий Новгород, 2006. - 24 с.
- F . Steele . Consulting for organizational change. – Amherst, MA, University of Massachusetts Press, 1975. – Р . 3.
|