Официальный сайт openw 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



ИКТ-компетентность как интегративный критерий эффективности реализации развивающего потенциала информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников

Урсова О.В.

 

Формированию ИКТ-компетентности учителей-предметников уделяется в последнее время пристальное внимание.

 

Анализ и сравнение различных подходов к рассмотрению сущности и структуры ИКТ-компетентности (В.А. Адольф и И.Ю. Степанова [1], Л.Н.Горбунова и А.М.Семибратов [4], М.А. Горюнова [5], А.А. Елизаров [3], М.Б. Лебедева и О.Н. Шилова [7]) дали основание выделить следующие компоненты ИКТ-компетентности учителя-предметника: мотивационно-ценностный, отражающий профессионально-личностное его самоопределение в отношении использования ИКТ в современной школе, когнитивно-операционный компонент, выражающий степень владения ИКТ и научно-методическими основами их использования в учебном процессе, рефлексивно-проектировочный компонент, определяющий способность оценивать свой уровень и проектировать условия его повышения.

 

Нами сделаны также выводы о том, что процесс развития ИКТ-компетентности должен иметь многоуровневый характер, ступени развития необходимо связывать с процессом преобразования (трансформирования) педагогической деятельности, при этом высшая ступень должна быть направлена на консолидирующий характер действий команды учителей – единомышленников образовательного учреждения, в котором происходит осуществление информатизации образовательного процесса.

 

Так, в пособии Федерации Интернет Образования «Учитель-тьютор в контексте информационной среды школы», предназначенном для системы дополнительного профессионального образования особое внимание уделяется инициированию создания творческих групп учителей школы – добровольной команды единомышленников по формированию общественной поддержки внедрения ИКТ в образовательную деятельность школы. При этом преследуется цель: «через деятельность группы донести до учителей основы работы с информационными и Интернет-технологиями, современными образовательными ресурсами, эффективные способы включения их в учебный процесс, а также возможность формирования собственных образовательных коллекций» [9, 27]. Данная точка зрения связана с тем, что осуществить серьезную работу по введению стремительно развивающихся ИКТ в образовательный процесс школы одному или двум человекам не под силу, необходимо формировать команду единомышленников, пропагандирующих положительный опыт использования ИКТ и осуществляющих взаимодействие с коллегами из других школ на этой почве. На наш взгляд учителя такой команды должны обладать «корпоративной» ИКТ-компетентностью, в противовес индивидуальным несогласованным действиям. Прилагательное «корпоративная» рассматривается нами как производная от слова «корпорация», как синоним слову «командная», при этом мы вкладываем в это понятие следующий смысл, соответствующий энциклопедическим статьям: «корпорация (от позднелат. «сorporatio» – объединение) – общество, союз, группа лиц, объединенных общностью сословных или профессиональных интересов» [6; 8].

 

Таким образом, анализируя различные исследования, посвященные вопросам формирования и развития ИКТ-компетентности, можно сделать вывод, что для успешной реализации развивающего потенциала информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников необходимо обеспечить поэтапное развитие ИКТ-компетентности учителя-предметника. На наш взгляд процесс обучения может быть представлен несколькими этапами.

 

На первом этапе происходит формирование базовой ИКТ-компетентности, т.е. формирование оптимального инварианта знаний и умений, связанных с использованием ИКТ в учебном процессе на уровне пользователя.

 

Второй этап связан с подготовкой тьютора, наставника обучения (педагога-тьютора или учителя-тьютора), который должен обладать организационно-управленческой ИКТ-компетентностью, рассматриваемой как способность и готовность передать свои знания в сфере ИКТ коллегам и учащимся.

 

На следующем этапе осуществляется формирование предметно-углубленной ИКТ-компетентности учителя, соответствующей осознанному методически грамотному использованию ИКТ в преподавании своего предмета (этот этап может следовать как за вторым, так и за первым этапом, не каждый учитель-предметник может и должен выполнять роль тьютора). Обладание предметно-углубленной компетентностью позволяет учителю стать педагогом-консультантом (под процессом консультирования мы подразумеваем «любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечая за выполнение задачи, помогает тем, кто ответственен за это») [2]. Далее следует этап, связанный с формированием корпоративной ИКТ-компетентности, обладание которой позволяет видеть и решать в команде проблемы, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс школы, быть исследователем в этой области, инициатором сетевого межшкольного взаимодействия и т.п.

 

Поэтапная организация повышения квалификации учителей-предметников предполагает развитие их ИКТ-компетентности, динамика структурно-содержательных характеристик которой представлена в таблице 1.

 

Таблица 1

Сущностная характеристика уровней развития ИКТ-компетентности
учителей-предметников

 

Базовая ИКТ-компетентность (пользователь)

Организационно-педагогическая ИКТ-компетентность (тьютор)

Предметно-углубленная ИКТ-компетентность (консультант)

Корпоративная ИКТ-компетентность (консультант-исследователь)

Мотивационно-ценностный

компонет

(отражает профессионально-личностное самоопределение в отношении использования ИКТ в современной школе)

Личная заинтересованность в обучении ИКТ и использовании в учебном процессе

Желание передать свои знания и опыт в сфере ИКТ коллегам и учащимся

Устойчивый интерес к применению ИКТ в учебном процессе, тенденция к поиску педагогических технологий, адекватных современным ИКТ

Твердая убежденность в целесообразности использования ИКТ в современном образовательном процессе, желание быть активным участником сетевых педагогических сообществ

Когнитивно-операционный компонент

(выражает степень владения ИКТ и научно-методическими основами их использования в учебном процессе)

Наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ, владение технологическими и методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office, использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности

 

Умение самостоятельно осваивать необходимые программные ресурсы, владение разнообразными методическими приемами использования ИКТ в учебном процессе, владение способами организации курсовой подготовки, дистанционного повышения квалификации и послекурсовой поддержки слушателей

 

Владение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных учебных материалов, владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс, обобщение и распространение положительного опыта использования ИКТ в изучении предмета, владение разнообразными приемами сетевого взаимодействия

Информационное и научно-методическое сопровождение всех ступеней информатизации образовательного процесса в школе,

владение приемами организации сетевого взаимодействия, которые способствуют формированию сетевых педагогических сообществ

 

Рефлексивно-проектировочный

компонент

(говорит о способности оценивать свой уровень и проектировать условия его повышения)

 

Самооценка собственной деятельности по освоению и использованию ИКТ, проявление субъектной позиции (как системы взглядов и установок по отношению к собственному профессиональному развитию в сфере ИКТ)

Взаимооценка результатов педагогической деятельности в сфере ИКТ, умение выстраивать индивидуальные образовательные траектории повышения квалификации в сфере ИКТ

Умение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ

Умение анализировать проблемы, связанные с информатизацией образовательного процесса школы, и искать пути их решения,

владение навыками командной рефлексии

 

 

 

Перечисленные этапы повышения квалификации в сфере ИКТ ориентированы на развитие ИКТ-компетентности учителя-предметника. Рассмотрению условий успешности реализации развивающих возможностей ИКТ и показателей оценки уровня сформированности ИКТ-компетентности учителей будут посвящены последующие публикации.

 

Библиография:

 

  1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога // Информатика и образование. – 2006. – № 1. – С. 2-8.
  2. Анисимов О.С. Методологический словарь (для акмеологов и управленцев). - М., 2001. - 168 с.
  3. Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учителя: Тезисы доклада А.А. Елизарова на конференции RELARN-2004 июнь 2004 г.   –   Ассоциация   RELARN. – Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html
  4. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система / Педагогическая информатика. – 2004. – № 3. – с. 3.
  5. Горюнова М.А. Повышение квалификации работников образования в области ИКТ в условиях информатизации общества / М.А.Горюнова // Взаимодействие личности, общества и образования в современных социокультурных условиях: межвуз.: сб. науч. тр. – СПб.: ЛОИРО, 2005. – С. 212-215.
  6. Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета. – Режим доступа: http://www.rubricon.com.
  7. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. – 2004. – № 3. – с. 95-100.
  8. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров; редкол.: А.А.Гусев и др. – Изд. 4-е. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – 1600 с., ил.
  9. Учитель-тьютор в контексте информационной среды школы: Пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2005. – 32 с.
  10. Урсова О.В. Развивающий потенциал информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О.В. Урсова; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого - Великий Новгород, 2006. - 24 с.
  11. F . Steele . Consulting for organizational change. – Amherst, MA, University of Massachusetts Press, 1975. – Р . 3.

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн