Официальный сайт janmille 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование нестандартного инвентаря, изготовленного из подсобного материала,на уроках и внеклассных мероприятиях

Фото пользователя Владимир Александрович Ольшанский
Размещено: Владимир Александрович Ольшанский - пт, 23/10/2009 - 16:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ольшанский Владимир Александрович
Место работы, должность: 
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 «Образовательный центр ЛИК» городского округа Отрадный Самарской области (МОУ СОШ № 10 «Образовательный центр ЛИК» городского округа Отрадный Самарской области). Учитель физической культуры.
Регион: 
Самарская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Физическая культура
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
Весь нестандартный инвентарь игротеки, описанный в разработке, изготовленный самостоятельно мной и учащимися нашей школы из подсобного и бросового материала, ничем незаменимый на сегодняшний день, помогает разнообразить уроки физической культуры, повысить их моторную плотность, занятия становятся более интересными, эмоциональными, зрелищными и красочными. Ведь чтобы создать на уроках положительный эмоциональный микроклимат, их нужно проводить в игровой форме. При применении инвентаря из игротеки у учащихся формируются жизненно важные двигательные умения и навыки, разносторонне развиваются физические способности, увеличивается познавательный и творческий потенциал. Этот подход противостоит пассивности обучения школьника, бесполезности приобретаемых знаний, умений и навыков, которые не реализуются в действительности. Занятия физической культурой становятся доступными и увлекательными для каждого школьника, появляется способность легче адаптироваться к сложным ситуациям и противостоять повышенным стрессовым нагрузкам. В должной мере учитываются личности ученика и учителя, их совместный труд и содержательное сотрудничество. Применяя такой доступный нестандартный инвентарь на уроках можно создавать ситуации успеха, учить детей преодолевать различные препятствия, уметь принимать альтернативные решения.

 

1. «Кочки»
Дощечки из фанеры размером 20x30 см. Куски линолеума - 20х30 см. Кружочки из картона диаметром 30-40 см.
I.       Игра «Вызов номеров»
Играют 2 или больше команд. Участники рассчитываются по по­рядку. Учитель показывает дощечку или кружочек с написанными на них цифрой или числом (по количеству участников команды). Игроки каждой команды, имеющие этот номер, выбегают из строя и выпол­няют задание, заранее оговоренное учителем. Ученик, первым выпол­нивший задание, приносит своей команде 1 очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
II.      Эстафета «Переправа»
Команды строятся в колонны по одному перед линией старта. В руках у направляющих по 2 «кочки». По сигналу они кладут 1 «кочку» перед собой на пол и встают на неё, затем кладут вторую «кочку» и таким образом переправляются до стойки, обходят её, бегом возвра­щаются назад и передают «кочку» следующему участнику. Вставать разрешается только на «кочки», на пол нельзя. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
III.     Игра  «Прыжки по «кочкам»
На полу раскладывают 10 - 20 «кочек», расположенных в шахматном порядке, расстояние между центра­ми «кочек» в зависимости от возраста учащихся. Перед одной из «кочек» проводят линию, с которой начинают прыжки. По команде участники по очереди прыгают с ноги на ногу по «кочкам», стараясь не пересту­пать за них при приземлении. Каждый участник получает столько оч­ков, сколько прыжков он сможет преодолеть без ошибки.
Вариант. Эстафета «Бег по кочкам»
То же, но задание выполняют все участники команды по очереди, прыгая по «кочкам», разложенным по прямой линии или в шахмат­ном порядке.
IV.     Игра «Займи место»
В различных местах зала раскладываются дощечки или кружоч­ки, на 2-3 меньше, чем играющих. Ученики в центре зала выполняют какие-либо задания в кругу. По сигналу учителя они разбегаются и стараются занять свободное место на фанерке или кружочке, остав­шиеся без места - выбывают. Количество дощечек уменьшают на 1-2, игра продолжается. Выигрывают оставшиеся последними 3-5 играю­щих по условию игры.
V.      Игра «Укладка плитки и паркета»
С помощью дощечек дети выкладывают пол в указан­ном месте. Побеждает команда быстрее и аккуратнее выполнившая задание.
VI.    Игра «Кто раньше»
Дети выстраиваются в шеренгу по одному на одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки раскладываются дощечки по числу играющих. По сигналу игроки бегут на другую сто­рону, стараясь быстрее встать на свободную дощечку (кружочек). Вы­игрывает тот, кто сделает это первым.
Вариант. После каждого забега убирается по 2-3 дощечки (кру­жочка). Игроки, оставшиеся без места, выбывают из игры. Побеждают игроки, которым всегда находилось место на дощечке (кружочке).
 
2. Резиновые кольца
I.       Игра «Удочка»
К верёвке или скакалке привязывается резиновое кольцо - «удоч­ка». Водящий стоит в центре круга, игроки размещаются за кругом. Водящий крутит «удочку», игроки перепрыгивают через неё. Кого «удочка» задела - выбывает из игры. Последний играющий побеждает и становится водящим.                      
II.     Игра «Лассо»
«Лассо» - кольцо, привязанное к верёвке. Игроки набрасывают «лассо» на гимнастические палки, которые держат другие учащиеся. Кто выполнит это задание первым, тот и победил.
III.     Игра «Серсо»
Для этой игры изготовлен необходимый инвентарь: специальный стенд-мишень с выступающими колышками. Каждый колышек - различное ко­личество очков. Игроки набрасывают резиновые кольца на колышки стенда-мишени. Стенд-мишень может располагаться вертикально, наклонно или гори­зонтально. Выигрывает игрок, набравший большее количество очков.
Это же задание можно выполнить с набрасыванием колец на ка­чающуюся мишень.
IV.     Эстафета
Ведение по полу резинового кольца гимнастической палкой.
V.      Набрасывание колец на «нос Буратино».
«Буратино» выпиливается из фанеры, и к ней прикрепляется ко­лышек - «нос».
VI.     Игра «Ловцы акул»
К концам палок длиной 1 м (например, гимнастических) прикре­пляются бечёвки длиной 70-80 см. К концу бечёвок прикрепляются кольца. Перед игроками расставляются кегли («акулы»). По сигналу участники, удерживая палки за свободный конец, стараются накинуть кольца на «акул». Побеждает участник, сумевший первым поймать «акулу».
VII.   Игра «Скокбол»
Играют как в футбол - 2 команды. Но у каждой пары игроков на разноименные ноги надеты связанные между собой 2 резинки.
VIII. Эстафета парная
Игроки передвигаются в эстафете, как в игре «Скокбол» со связанными но­гами.
IX.    Игра «Опоздавший - выбывает»
Из веревок, расположенных на полу, образуют квадрат, внутри которого располагаются играющие. За квадратом по всему залу раскидываются ре­зиновые кольца, количество которых на 2-3 меньше числа играющих. Дети передвигаются по периметру внутри квадрата заданным спосо­бом (шагом, бегом, прыжками и т.п.). По сигналу играющие старают­ся занять место в кольце. Те, кому не досталось места в кольце, выходят из игры. Количество колец уменьшается на 2-3 (в соответствии с условиями игры), и игра продолжается до тех пор, пока в квадрате ос­танется 4-5 играющих (по условию), которые и объявляются победи­телями. Занимать места в кольцах разрешается лишь по сигналу учи­теля. Если двое играющих одновременно займут место в одном коль­це и не уступают друг другу, они оба выходят из игры.
 X.     Игра «Ловись рыбка»
Каждый играющий привязывает к поясу толстую нитку длиной 1-1,5 м с резиновым кольцом («рыбкой») на конце. Все дети свободно передви­гаются по площадке. Водящий-«рыбак» ловит «рыбок», наступая на резинки, тем самым, обрывая нитки. Игрок, потерявший «рыбку», вы­бывает из игры. Побеждают игроки, сохранившие свою «рыбку».
XI.     Игра «Ловцы»
2-3 пары «ловцов», у каждой пары учеников ноги соединены 2 резинками. Соединенные таким образом они преследуют бегающих по площадке учеников. Тот, вокруг которого ловцы смыкают руки, счи­тается пойманным и выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не пойманными останутся 4-6 учеников, которые и образуют но­вые пары водящих-«ловцов».
XII.    Эстафета «Переправа»
Эстафета проводится так же, как и с дощечками, но в руках у ученика резиновые кольца (8-10 штук). До поворота стойки ученик «переправляется по кочкам», бросая перед собой резинки одну за дру­гой и наступая на них. Обогнув поворотную стойку, возвращается бе­гом назад, по пути собирая кольца, и передает их следующему учени­ку.
XIII.   Эстафета «Передай кольцо товарищу»
Команды садятся на пол в колонны по одному. В ногах у направ­ляющих по 12-15 резиновых колец. По сигналу направляющие, накло­няясь назад, передают кольца по 1 над головой сзади сидящим игро­кам по цепочке. Замыкающие, получив все кольца, поднимаются и бе­гом доставляют их направляющим. Побеждает команда, первой вы­полнившая задание.
Вариант. Передача колец выполняется также, но замыкающие, получив кольца, бегут вперед, садятся перед направляющими и про­должают передачу колец назад. Игра продолжается до тех пор, пока все иг­рающие не вернуться на свои места.
XIV.              Эстафета «Посадка картошки»
(смотри игры с тряпичными мячами)
XV.   Эстафета «Быстрые и ловкие»
Игроки строятся в колонны по одному. Перед каждой командой на полу раскладываются 4-5 обручей на расстоянии 3-4 м один от дру­гого. На другой стороне площадки устанавливается поворотная стой­ка, с нанизанными на неё резиновыми кольцами, количество которых равно числу игроков команды. По сигналу направляющие бегут, поочередно продевая обручи через себя (сверху-вниз или снизу-вверх), обегают поворотную стойку, снимают с неё по одному резиновому кольцу, возвращаются бегом на­зад и передают эстафету следующему игроку. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
XVI. Эстафета «Верни кольцо на место»
Игроки строятся в колонны по одному. На противоположной сто­роне зала перед каждой командой устанавливаются 2 стойки, на одну из которых нанизаны кольца по числу игроков команды. По сигналу направляющие бегут к стойкам с кольцами, снимают с них по одному кольцу, возвращаются на свои места и над головой передают кольца сзади стоящим игрокам по цепочке. Последние игроки, получив коль­ца, бегут с ними к свободной стойке и, надев на неё кольца, снимают ещё по одному кольцу с первой стойки. Затем бегом возвращаются к своим командам, становятся перед направляющими, передают кольца назад и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не вернут­ся на свои первоначальные места.
XVII.Упражнения с кольцами
1. Подбросить кольцо вверх и поймать на руку.
2.          Подбросить кольцо вверх одной рукой и поймать на эстафетную
или гимнастическую палку.
3. В парах: броски и ловля колец на руку напарнику, стоя на расстоянии 2-4 м друг от друга в зависимости от возраста занимающихся.
4. То же, но набрасывание колец на эстафетную или гимнастическую палку.
 
3. Большие кубики - коробки, обшитые тканью
Коробки из-под обуви обшиваются тканью и используются как большие кубики. Как маленькие кубики используются коробки из-под стирального порошка.
I.       Игра «Мы строим башню»
Ученики строятся в шеренги лицом друг к другу. Возле каждого правофлангового лежит 10 коробок. По сигналу игроки по цепочке передают коробки левофланговому, который быстро и аккуратно складывает коробки - одну на другую - строя «башню». Побеждает команда, первой построившая «башню» из 10 коробок.
Вариант. То же, но дети выстраиваются в колонны по командам за линией старта. Каждый ученик берет 1 коробку, бежит на другую сторону площадки и кладет коробку за линию финиша, следующий кладёт вторую коробку наверх и т.д., пока не построят «башню».
II.      Игра «Ягоды, фрукты, овощи»
Дети становятся в круг лицом к центру. Трём игрокам вручается по коробке разного цвета. Каждый цвет соответствует названию ка­ких-нибудь фруктов, ягод или овощей. Например, красный - ягоды, зеленый - фрукты, синий - овощи. По сигналу учителя коробки пере­даются по кругу из рук в руки. Внезапно учитель произносит одно из слов, например, «Малина!». Передача коробок прекращается, а игрок держащий в это время в руках красную коробку, обозначающую яго­ду, поднимает ее над головой. Затем игра продолжается. Каждый раз ученик, перепутавший ягоды, фрукты или овощи, выходит в центр круга. В следующем туре он вновь вступает в игру, а его место зани­мает другой игрок, который ошибся. Можно за ошибку назначать штрафные очки. Побеждают игроки, не совершившие ошибок или на­бравшие меньшее количество штрафных очков.
III.     Игра «Сбей башню»
Коробки, выстроенные в форме башни, используются как ми­шень. Сбивать башню можно малыми тряпичными мячиками, мешочками с песком.
Вариант. Игра «Попади в цель»
Коробки можно выставлять по одной на полу на сред­ней линии. Команды выстраиваются в шеренги по разные стороны от средней линии. Каждому участнику выдается по мячу. Поочередно каждая команда бросает мячи, стараясь сбить как можно больше ко­робок.
IV.    Игра «Подбрось и поймай»
Впереди натянута верёвка или волейбольная сетка. У каждого иг­рающего по коробке в руках. Он бежит вперёд, подбрасывает коробку над верёвкой (сеткой), пробегает под ней и ловит её. У кого это полу­чилось, тот и выигрывает.
V. Игра «Доставка посылок»
Проводится как эстафета. Дети бегут с коробкой («посылкой») в руках, обегают поворотную стойку, возвращаясь назад, передают «посылку» следующему игроку. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
 
4. Панели с геометрическими телами (фигурками)
На панели с отверстиями в возрастающем порядке располагаются различные фигурки: цилиндры, трёхгранники, четырёхгранники и шестигранники.
 
I.       Эстафета «Расставь фигуры правильно»
Учащиеся располагаются в колонны по одному за линией старта. Около направляющих стоят панели для фигур. На противоположной стороне зала лежит обруч, в нём лежат все фигурки. По сигналу учащиеся по очереди бегут к обручу, берут одну фигурку и, передав эстафету следующему, правильно устанавливают её на панели в зависимости от высоты и формы. Каждый игрок имеет право принести только одну фигурку. Игра продолжается до тех пор, пока все фигурки не будут правильно установлены на панели.
Вариант 1. Эта же эстафета выполняется в усложненных условиях. По пути учащиеся выполняют различные задания:
а)      пролезают в обручи, тоннель;
б)      перепрыгивают через барьер;
в)      пробегают «змейкой» между кеглями, стойками;
г)       пробегают по скамейке и т.п.
II.      Конкурс-аттракцион
Это же задание как в эстафете выполняют 2 или несколько уча­щихся (в зависимости от количествам панелей с фигурками). Они распо­лагаются рядом с панелями, около которых лежат фигуры вперемеж­ку. По сигналу игроки начинают устанавливать фигуры в отверстия панели в соответствии с их формой и размером. Побеждает игрок, ко­торый быстрее и правильно выполнит это задание.
 
5. Ленточки
I.       Игра «Сними ленту»
На подвешенной наклонно верёвке прикрепляются 10 разноцвет­ных ленточек, которые пронумерованы. Чем выше располагается конец ленты, тем больше номер (от 1 до 10). Игроки каждой команды по очереди выполняют прыжки, стремясь снять ленту с верёвки. За удачные прыжки начис­ляются очки в соответствии с номером ленты. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
II.      Игра «Добеги и прыгни»
Дети строятся в шеренгу. На другой стороне зала выделена поло­са шириной 30-40 см, над которой на шнуре подвешены ленточки по количеству играющих. По сигналу дети бегут вперёд и снимают лен­точки, подпрыгивая вверх. Побеждает тот, кто снял ленточку первым.
Вариант. Ленточек подвешивается на 2-3 меньше играющих. Те, кому не досталось ленточки, выбывают из игры. Затем количество ленточек опять уменьшается на 2-3. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 ученика, которые и объявляются победителями.
III.     Эстафета «Завяжи бант»
Напротив каждой команды на противоположной стороне зала ус­танавливается стул с завязанными (узлом) на спинке ленточками по ко­личеству участников. По сигналу каждый игрок по очереди бежит до стула и завязывает один бант, бегом возвращается назад и передаёт эстафету следующему. Игра заканчивается, когда все бантики будут завязаны.
Вариант 1. На стуле ленточки завязаны бантиками. Нужно по очереди развязать все бантики и вернуться назад с ленточкой в руках.
Вариант 2. Это же задание выполняет только один участник. На­пример, в конкурсе капитанов, конкурсе девочек или мальчиков.
IV.     Игра «Оторви хвост»
Класс делится на 2 команды. У каждой команды ленточки разно­го цвета, которые игроки прикрепляют к себе сзади как «хвостики». По сигналу игроки разбегаются по площадке и стараются завладеть лен­точкой соперника – «оторвать хвост». Игрок, потерявший «хвост», вы­бывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останутся дети с «хвостиками» одного цвета. Побеждает команда, игроки которой дольше продер­жались на площадке. Запрещается руками удерживать свои «хвости­ки».
V.      Игра «Салки с хвостиком»
Всем играющим раздаются ленточки - «хвостики». Назначаются 2-3 водящих, которые по сигналу учителя начинают догонять играю­щих и отрывать у них «хвостики». Последние 2-3 участника, сохра­нившие свои «хвостики», выигрывают и становятся следующими водящи­ми.
 
6. Автомобильные покрышки (шины)
I. Используются как отягощения для выполнения различных уп­ражнений на месте и в движении.
П. Бег с автомобильными покрышками, привязанными к шнуру. Шнур крепится одним концом к широкому поясу, надетому на ученика Другим концом с помощью крюка (проволока диамет­ром 6-10 мм) к верхней части покрышки. Это хорошее упражне­ние для развития мышц бедра и голени, а также задание для эс­тафеты.
III.                            Эстафета с катанием покрышки левой и правой рукой.
IV.                         Катание шины друг другу в парах: двумя руками, одной рукой.
V.                              Конкурс: кто дальше прокатит шину после одного отталкивания
рукой или ногой.
VI. Шины, расположенные на одной линии вдоль зала на определённом, в зависимости от возраста учащихся, расстоянии, используются для прыжков с ноги на ногу «по кочкам». Можно
разложить их в шахматном порядке.
VII. Шины, поставленные вертикально на некотором расстоянии
друг от друга, используются для пролезания в них или перепрыгивания как через барьер.
VIII. Шины, поставленные вертикально на одной линии, используются для пролезания в них «змейкой».
IX. Шины, лежащие на полу, используются для метания в них раз­личных мячей.
Вариант. Метание мячей в шины, подвешенные вертикально, или когда их держат в руках вертикально другие ученики.
 
 
7. Тряпичные мячи
 
Мячи шьются из ткани и набиваются ватой из старых кожаных гимнастических матов.
I.       Игра «Снежки»
Можно играть черезнатянутую поперек зала верёвку,волейболь­ную сетку или поставленную поперёк зала скамейку. Класс делится на 2 команды. Каждому игроку даётся по мячу. По свистку игроки ста­раются как можно быстрее перебросить свои мячи над сеткой на сторону сопер­ника. Через определённое время, оговоренное заранее, даётся свисток. Выигрывает команда, на площадке которой оказалось меньше мячей, чем у соперника.
Вариант. В эту игру можно играть зимой на улице.
II.      Игра «Погоня за мячом»
Играют 2 команды. Команды становятся в колонны по одному за общей линией старта и получают мячи разного цвета. По первому сигналу впереди стоящие игроки бросают свои мячи как можно даль­ше вперёд. По второму сигналу они бегут за мячом соперника и воз­вращаются с ним в строй. Кто сделает это быстрее, тот приносит сво­ей команде 1 очко. Также соревнуются следующие игроки, побеждает команда, набравшая большее количество очков.
III.     Игра «Метко в цель»
2 команды выстраиваются в 2 линии, одна напротив другой. На средней линии расставляются кегли или городки. Каждый игрок по­лучает по мячу. По сигналу игроки одной команды одновременно ме­тают свои мячи так, чтобы попасть в кегли и сбить их. Подсчитывается количество сбитых кеглей. Затем то же самое выполняют игроки другой команды. Игра проводится чётное количество раз (2, 4, 6, ...). Выигрывает команда, сбившая большее количество кеглей.
IV.    Игра «Сбор грибов»
Мячи разбрасываются по всему залу. Игроки по сигналу собира­ют мячи в корзину (коробку или мешок). Выигрывает тот, кто больше соберёт мячей за определённое время.
Варианты:
1. С завязанными глазами.
2. Мячи подметать «веником» или «метёлкой» в обручи.
V.      Игра «Запятнай мяч»
Выбирают 2-4водящих. Остальные с мячами располагаются произвольно по всей площадке. По сигналу игроки передвигаются по
площадке и ведут мячи ногой. Водящие, тоже ногой, стараются завладеть мячом игроков. Если водящий стопой прижмёт мяч к полу, или
игрок с мячом выйдет за пределы площадки, то этот игрок считается
выбывшим из игры. Продолжительность игры оговаривается заранее.
После её завершения подсчитывается количество мячей, которыми
овладели водящие. Затем назначаются новые водящие, и игра про­должается.
Вариант. Игра продолжается не по времени, а до тех пор, пока все игроки, кроме 2-4 последних, не выйдут из игры. Оставшиеся иг­роки становятся следующими водящими.
VI.    Игра «Тройка»
Назначаются 3 водящих – «тройка», в руках у которых по мячу. По сигналу водящие стараются осалить мячом игроков, свободно передвигающихся по площадке. Осаленными считаются те игроки, в ко­торых мяч попал слёта и те, кто вышел за пределы площадки. Игра продолжается 2-3 минуты, затем подсчитывается количество осален­ных игроков. Затем назначают новых водящих, и игра продолжается сначала.
Вариант. Игра проводится не по времени, а до тех пор, пока не останется 3 неосаленных игрока, которые и становятся новыми водя­щими.
VII.   Игра «Многобол»
Игра проводится на любой площадке, где есть футбольные воро­та. Класс делится на 2 команды. Игроки располагаются произвольно на своей половине поля без права перехода через среднюю линию. Каждый игрок получает в руки по мячу. По сигналу игроки обеих команд на­чинают перебрасывать мячи на половину соперника, стараясь попасть в ворота. За каждое попадание дается 1 очко. Мячи, попавшие в воро­та, брать запрещается. Игра проводится определённое время, назна­ченное учителем. Выигрывает команда, забившая больше мячей в во­рота.
Вариант. Игра проводится до тех пор, пока все мячи не окажутся в воротах.
VIII. Игра «Защита мяча»
В центре круга, диаметром 3-4 м, ставят гимнастический козёл, на него кладут какой-нибудь мяч. Мяч защищают 2-3 игрока, не имеющие права касаться мяча руками. У нападающих в руках тряпич­ные мячи. Они располагаются за кругом. По сигналу учителя нападающие стараются бросками сбить мяч с козла. Когда мяч упадёт на пол, назначаются новые защитники. Побеждают защитники, сумев­шие защитить свой мяч дольше всех.
IX. Игра «Охотники и утки» или «Вышибалы»
Вместо обычного мяча используют тряпичные (2 или больше).
X.      Игра «Бег с мячами»
2 команды строятся в шеренги на противоположных сторонах площадки за линиями. Параллельно этим линиям посередине площад­ки проводят ещё 2 линии, ограничивающие полосу 2-3 м. На полосе свободно раскладывают мячи по количеству играющих. По сигналу игроки обеих команд выбегают к поперечной полосе и стараются со­брать как можно больше мячей, с которыми возвращаются за свои ли­нии и строятся в шеренги. Капитаны команд подсчитывают принесённые своими игроками мячи, после чего раскладывают их на поперечной полосе. Игра проводится несколько раз. За каждый принесённый мяч команда получает 1 очко. Выигрывает команда, набравшая боль­шее количество очков.
XI.     Игра «Бросай далеко, собирай быстро»
Играют 2 команды, которые строятся в 2 шеренги за стартовой линией. По сигналу игроки первой команды бросают мячи как можно дальше, а игроки второй команды по второму сигналу собирают их и возвращаются назад за линию старта. Время фиксируется по секундо­меру от начала бега до момента возвращения с мячом последнего иг­рока. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, выпол­нившая задание быстрее.
Вариант. Игроки 2 команд строятся в колонны за линией старта. В руках у направляющих по мячу разного цвета. По сигналу первые, стоящие в колоннах, одновременно бросают свои мячи как можно дальше и бегут за мячом соперника. Команда получает очко, если её игрок принёс мяч за линию старта первым. Затем задание выполняют следующие стоящие в колонах игроки и т.д. Выигрывает команда, за­работавшая большее количество очков.
XII.    Эстафета «Посадка картошки»
Команды (2-5) строятся в колонны по одному за линией страта. У направляющих в руках мешки с мячами - «картошкой». Перед каждой командой на одной линии вдоль зала расположены кружочки или ре­зиновые кольца - «лунки». По сигналу направляющие бегут и раскла­дывают «картошку» в «лунки» - «сажают», возвращаются назад, пе­редают мешки следующим стоящим в колоннах игрокам, которые бе­гут и собирают «картошку» и т.д. Выигрывает команда, первой закон­чившая эстафету.
XIII. Игра «Собери мячи»
На площадке на линиях, начерченных поперёк зала, раскладываются мячи через каждые 5-6 м. В каждом ряду мячей должно быть на 5 меньше, чем играющих. Например, если играющих 25, то мячей в каждом ряду должно быть 20, 15, 10 или 5. По сигналу дети бегут и ста­раются завладеть мячом из первого ряда. Пятеро, оставшиеся без мя­чей выбывают из игры. Затем проводится IIэтап игры, когда остав­шиеся дети бегут уже ко второй линии, на которой лежит 15 мячей, затем IIIэтап и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 5 игроков, которые и становятся победителями.
XIV. Игра «Бери скорее»
Игроки стоят посередине площадки в 2 шеренги лицом друг к другу на расстоянии 2-3 м друг от друга. По сторонам площадки на расстоянии 10-15 м за каждой командой - ограничительные линии финиша. Меж­ду каждой парой игроков на пол кладётся мяч. По заданию учителя дети принимают различные исходные положения или выполняют упражнения. По сигналу каждый старается быстро схватить мяч и убежать с ним за линию финиша. Тот, кто остался без мяча, старается догнать убегающего. Выигрывает игрок, успевший взять мяч и убежать неосаленным за линию финиша. После этого подсчитывается количество игроков, убежавших за линию финиша с мячом, и игра продолжается. Выигрывает команда, побеждавшая большее количество раз.
XIV. Кроме этого, мячи можно использовать для обучения и совершенствования техники метания малого мяча в цель и на дальность. Они безопасны, поэтому не могут травмировать учеников. Они лёгкие, поэтому не улетают далеко, что даёт возможность использовать их в пределах спортивного зала. Их легче и быстрее подобрать, благодаря чему увеличивается моторная плотность урока. Кроме того, они просты в изготовлении, поэтому их хватает для работы на уроке всем ученикам.
 
8. Мешочки с песком
 
Из ткани шьются мешочки и наполняются песком.
I.                                     Используются для выполнения общеразвивающих упражнений.
II.                               Используются для выполнения упражнений для формирования
правильной осанки.
III.                         Используются как отягощения для выполнения упражнений на
укрепление мышц туловища:
 
1)поднимание ног лёжа на спине с мешочком, зажатым между
ступней;
2)     то же, но лёжа на животе;
3)     поднимание туловища, держа мешочек за головой и т.п.
IV.     Эстафета «Не урони мешочек»
Преодолеть дистанцию до поворотной стойки и обратно с ме­шочком на голове, не поддерживая его руками.
Вариант. То же, но эстафета встречная.
V.      Игра «Попади на стул»
Играющие стоят в колоннах по одному за линией старта. В 3-5 м от линии стоят стулья или табуретки. Игроки по очереди должны забросить на них мешочки. Соскользнувший мешочек не засчитывается. Побеждает команда, выполнившая больше точных бросков.
Вариант. Броски можно выполнить не на стул, а в мишень, на­пример:
-         в автопокрышки;
-         в мешочек, натянутый на обруч;
-         в ведро, корзину, коробку, обруч и т.п.
VI.     Игра «Бросок за линию»
Команда, начинающая игру, строится за линией броска в шерен­гу. В 3 м от неё натягивается верёвка на высоте 2-3 м (можно для луч­шей видимости с ленточками, подвешенными на ней). Под верёвкой - контрольная линия, за ней чертят ещё 5 линий через каждые 1-2 м в зависимости от возраста учащихся. Игроки получают по 1-2 мешочка и по очереди бросают их как можно дальше над верёвочкой. Забросившие мешочек за 5 линию приносят команде 5 очков, за 4 линию - 4 очка и т.д. Мешочки должны обязательно пролететь над верёвкой. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Вариант. Бросание мешочков на дальность без натянутой впереди верёвки. Этот вариант больше подходит для проведения на улице.
VII.   Конкурс «Ногами в цель»
На пол кладут мишень нарисованную на бумаге, картоне или фа­нере. Вокруг мишени на пол садятся участники игры, сняв обувь и носки. У каждого по мешочку с песком, который они захватывают но­гами. Игроки по очереди бросают мешочек, стараясь попасть в центр мишени. За попадание в центр мишени начисляется 5 очков, в средний круг - 3 очка, в наружный - 1 очко. Игру можно повторить несколько раз. Побеждает игрок, набравший больше очков.
 
VIII. Игра «Быстро по кругу»
Играют 2-3 команды, которые выстраиваются в круг лицом внутрь, интервал между учащимися 1-2 шага, в руках укаждого по мешочку с песком, у капитана в руках мешочек другого цвета. По сигналу игроки быстро передают мешочки друг другу «по цепочке», пока капитан не получит назад свой мешочек. Выигрывает команды, которая первой и без на­рушения правил выполнит задание.
Варианты:
1. то же, но стоя в кругу лицом наружу;
2. то же, но сидя на полу;
3. то же, но стоя на коленях и т. д.
IX     Игра «По цепочке»
Команды построены в шеренги с интервалом 1-2 шага. Сбоку у правофланговых на полу в обруче лежат по 15-20 мешочков с песком. По сигналу игроки передают мешочки друг другу «по цепочке» на ле­вый фланг, где замыкающий складывает их в другой обруч. Выигры­вает команда, первой закончившая передачу мешочков с песком.
Варианты:
1. то же, сидя на полу;
2. то же, но в колонне передача мешочков над головой;
3. то же, что и (2), но передача мешочков между ног, когда участники
стоят в колонне, ноги врозь и т.п.
X.      Эстафета «Сороконожки»
Команды построены в колонны по одному за линией старта. У каждого ученика на голове мешочки с песком, а руками он держится за пояс впереди стоящего игрока. По сигналу команды начинают дви­жение до флажка, огибают его и возвращаются назад за линию старта. Выигрывает команда, игроки которой уронили меньшее количество мешочков и первыми пришли к финишу.
Варианты:
1. то же, но с передвижением по скамейке;
 2. то же, но передвижением «змейкой», обходя кегли или какие-нибудь другие препятствия.
XI.     Эстафета «Рассыпал-собери! »
Команды строятся в колонны по одному за линией старта. В ру­ках у первых по большому мешочку, в котором находится 10-15 ме­шочков с песком. По сигналу они бегут до обруча, лежащего на дру­гой стороне зала, высыпают содержимое мешка и, возвращаясь назад, передают пустой мешок следующим игрокам команды, которые бегут и складывают все мешочки с песком в большой мешок и т. д. Выигрыва­ет команда, закончившая эстафету первой.
XII.    Игра «Точный расчёт»
Игроки поочередно выполняют навесные броски:
           1. в корзину, мешок на обруче, который держит один из учеников; в автопокрышку, в лежащий на полу обруч; в начерченную на полу в форме круга или квадрата мишень; в мишень из бумаги, картона или фанеры и т.п.
           2. на стул, табуретку или стол так, чтобы мешочек не соскользнул на пол.
Вариант.Эта игра может проводиться как эстафета, конкурс или аттракцион.
 
9. Верёвки (шнуры)
I.       Использование для обозначений на полу
1. «рва» - для перепрыгивания через него;
2. круга, овала, квадрата и т.п.;
3. как ограничитель;
4. для обозначения финишной линии и т.д.
II.    Используется для обозначения на высоте
Верёвка, натянутая поперёк зала на различной высоте для:
1. прыжка в высоту;
2   подлезания под верёвкой;
3. перебрасывания и метания через верёвку различных предметов
         
(мячей, колец, коробок, мешочков с песком и т.п.);
4. .
 
III.                          Для привязывания различных предметов (шин, гантелей, ленточек…).
IV.                         Для прыжков как через длинную скакалку.
V.    Для игры в пионербол и других игр в залах, где отсутствует волейбольная сетка.
VI.     Игра «Перетяни на свою сторону»
2 ученика, стоя спиной друг к другу, надевают на уровне пояса веревку, сшитую за концы. По сигналу каждый старается перетянуть соперника за свою линию-ограничитель, как в перетягивании каната.
Вариант. То же, но задание выполняют 4 ученика, взявшись за веревку, которая образует по периметру форму квадрата.
VII.   Эстафета «Гусеница»
Команды выстраиваются в колонны по одному перед стартовой линией и берутся одной рукой за шнур: нечётные номера - правой, чётные – левой рукой. По сигналу команды бегут до поворотной стойки, обегают её и возвращаются назад, не отрывая рук от шнура. Побеждает команда, которая первой пересекла линию финиша. Затем игроки берутся за шнур другой рукой, и эстафета повторяется.
VIII. Конкурс «Намотай шнур»
Шнур длиной 8-10 м прикрепляют к середине двух длинных па­лок. Посередине шнура привязывают цветную ленточку. Играет вся команда, если палка достаточно длинная, или 2-4 человека, если палка гимнастическая. Игроки берутся двумя руками за свои палки и расхо­дятся на расстояние длины шнура. По сигналу они начинают быстро наматывать шнур на палку и таким образом продвигаются вперёд. Побеждает команда, чья палка раньше коснётся ленточки.
IX.     Игра «Рыбаки и рыбки»
Выбирают 4-5 водящих - «рыбаков», остальные игроки - «рыб­ки». «Рыбаки» берутся руками за верёвку- «сеть», двое за концы, остальные располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Таким обра­зом, «рыбаки» «сетью» ловят «рыбок», стараясь окружить их. «Рыбки» могут выбегать из «сети» до тех пор, пока «сеть» не замкнётся. «Рыбакам» не разрешается ловить «рыбок» «порванной сетью», когда не все во­дящие держатся руками за верёвку. Игра заканчивается, когда непой­манными остаются 4-5 «рыбок» (по условию игры), которые и стано­вятся новыми водящими.
X.      Игра «Вращающиеся кольца»
Играют 2-3 команды в зависимости от того, сколько в наличии шнуров. Игроки каждой команды, встав в круг, берутся руками за свя­занный на концах шнур. Капитаны команд держатся за шнур в месте связки (можно в месте связки привязать яркую ленту). По сигналу иг­роки, перебирая руками, перемещают шнур вправо (влево) до тех пор, пока он не совершит полный оборот. Как только узел вновь дойдет до капитанов, игроки поднимают руки со шнуром вверх. Выигрывает команда, выполнившая задание первой.
XI.     Игра «Из круга в круг»
По периметру площадки раскладывается 18-20 обручей. Игроки располагаются в середине зала вокруг связанной за концы верёвки и двигаются по кругу, держась правой (левой) рукой за верёвку. По сиг­налу они бросают веревку и бегут к обручам, стараясь занять там сво­бодное место. Кому не досталось места, тот выбывает из игры. Затем с площадки убирается 3-4 обруча и игра продолжается. Игра проводит­ся до тех пор, пока не останется 3-4 игрока, которым всегда находи­лось место в обруче. Они и объявляются победителями.
XII.    Игра «Манеж» (проводится на улице)
В центре игровой площадки вбивают колышек, на него с помо­щью петель надевают 2 верёвки длиной 5-6 м. 2 команды строятся в колонны по одному по обе стороны колышка, направляющие берутся рукой за свободный конец верёвки. По сигналу они бегут по часовой (против часовой) стрелке по кругу, натягивая верёвку. Игрок, первым вернувшийся к своей команде и вставший в конец колонны, получает 1 очко. Затем стартуют очередные участники. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
XIII. Конкурс «Достань предмет»
Верёвку, связанную за концы, складывают на полу в форме квад­рата. 4 участника берут верёвку одной рукой за углы квадрата. По сигналу они перетягивают верёвку на свою сторону, а свободной ру­кой стараются взять предмет, установленный в 2-3 м от узлов квадра­та. Выигрывает игрок, выполнивший задание первым.
Варианты:
1. игрок должен выполнить удар ногой по мячу;
2. игрок должен выполнить удар клюшкой по шайбе и т.п.
XIV.    Игра «Смелые и быстрые»
2 команды строятся в шеренги на противоположных сторонах площадки. В центре площадки находится водящий. Он держит в руках верёвку с привязанным на конце мячом или резиновым кольцом. Верёвка имеет такую длину, чтобы мяч достигал боковых линий пло­щадки. По сигналу водящий вращает верёвку ниже линии пояса, а по одному участнику от каждой команды выбегают и стараются как можно быстрее достигнуть противоположной стороны площадки. Это они должны выполнить так, чтобы их не коснулись мяч или веревка. Задетый ученик выбывает из игры. Затем задание выполняет следую­щая пара учеников. Побеждает команда, в которой после всех перебе­жек останется больше игроков.
XV.      Игра «Удочка»
Играющие становятся в круг лицом к центру, где стоит водящий – «рыбак». У водящего в руках верёвочка, к концу которой привязан мяч (резиновое кольцо или мешочек с песком) - «удочка». Водящий вращает «удочку» так, чтобы она скользила по полу и проходила под ногами игроков - «рыбок», которые, не сходя с места, перепрыги­вают через неё. Тот, кого «удочка» коснётся, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник, который и становится новым водящим-«рыбаком».
XVI.    Конкурс «Выдерни шнур»
2 детей сидят на стульях, которые стоят спинкой друг к другу на расстоянии, соответствующем длине шнура, протянутого под стулья­ми. По сигналу дети начинают бег по часовой (против часовой) стрел­ке вокруг стульев. Проделав полный круг, они садятся на свой стул и выдергивают верёвочку. Побеждает тот, кто первым выполнит это за­дание.
XVII.     Конкурс «Обмотай соперника»
Играют 2 команды. Капитанам команд выдаётся по шнуру одина­ковой длины. По сигналу они, обматывают всех игроков своей ко­манды различными способами, но, не завязывая двойные узлы. На это даётся определённое время, назначенное судьёй. По второму сигналу обмотка заканчивается, капитаны меняются местами. По третьему сиг­налу капитаны начинают распутывать команду соперника. Кто вы­полнит это задание быстрее, тот и победил.
ХVIII.  Конкурс «Мотальщики»
Задача игрока, встав на стул, намотать шнур, длиной до пола, привязанный одним концом к эстафетной палочке, на эту палочку. Побеждает тот, кто вы­полнит это задание быстрее.
Вариант. То же, но в усложнённых условиях, т.е. когда к концу верёвки привязан какой-либо груз, например, гантель.
 
10. Пластиковые бутылки
 
Используются любые пластиковые бутылки из-под напитка (ёмкостью 0,5л, 1л, 1,5л, 2л…)
 
Наполняем их водой или песком и применяем:
1. как кегли для обводки «змейкой» мячей, шайбы и т.п.;
2.          как кегли для сбивания их мячом или другими предметами;
3. как кегли для бега «змейкой»;
4. как ограничители;
5. вместо гантелей:
 
-         маленькие (0,5л) - для учащихся младших классов;
-         средние (1 - 1.5л) - для учащихся средних классов;
-         большие (2л и более) - для учащихся старших классов.
I. Упражнения с гантелями:
1. Попеременное сгибание рук в локтевых суставах - для мышц-сгибателей (бицепсов).
2. Одновременное и попеременное выжимание гантелей - для мышц предплечий и разгибателей - трицепсов.
3.           Вращения кистями - для мышц кистей.
4.           Одновременное и попеременное выжимание гантели из исходного положения у плеч - для дельтовидных мышц и разгибателей.
5. Сгибание и разгибание рук из исходного положения руки в стороны, ладони вверх - для дельтовидных мышц и мышц-сгибателей.
6.           Разгибание рук из-за головы – для мышц-разгибателей.
7.           Прямые удары «боксера» - для дельтовидных мышц и мышц-разгибателей.
8.           Боковые удары «боксёра» (то же, что и 7 упражнение, но с поворотами туловища) - для разгибателей и дельтовидных мышц.
9. Удары «боксёра» снизу (движения руками снизу-вверх до уровня подбородка) - для мышц-сгибателей и разгибателей.
10.Комбинированные серийные удары«боксера» (прямые, боковые,
снизу).
11.Движения руками как при плавании кролем - для сгибателей, разгибателей, дельтовидных и трапециевидных мышц.
12. То же, что и (11), но как при плавании кролем на спине.
13.То же, что и (11) и (12), но лёжа на скамейке.
14. Движения руками как при плавании брассом - для мышц рук, дельтовидных и грудных мышц.
15.То же, что и (14), но лежа на скамейке лицом вниз.
16. Движения руками как при плавании баттерфляем - для дельтовидных мышц.
17.То же, что и (16),но в обратном направлении.
18.То же, что и (16) и (17), но лежа на скамейке.
19.Разведение прямых рук в стороны из исходного положения – руки вперед, ладонями внутрь - для дельтовидных и грудных мышц.
20. То же, что и (19), но поднимая руки в стороны - для боковых    пучков дельтовидных мышц.
          21. Поднимание рук вверх - для сгибателей, разгибателей и дельтовидных мышц.
22. Вращательные движения руками - для дельтовидных мышц.
           23. Комбинированное упражнение для мышц рук и туловища –   повороты на­право и налево с отведением рук в стороны.
         24. Вращательные движения руками наружу и внутрь скрестно – для дельтовидных и трапециевидных мышц.
         25. Попеременное поднимание рук вперед вверх - для дельтовидных мышц.
               26. Жим гантелей лёжа на спине - для разгибателей и грудных мышц.
 
II. «Коромысло»
К гимнастической (или любой другой палке) на концы привязываются 2 наполненные бутылки и используются в эстафетах, конкурсах, аттракционах для переноски.
 
11. Самодельные теннисные ракетки из фанеры
I. Как предмет для проведения общеразвивающих упражнений:
1.       Подбрасывание мяча ракеткой:
а) стоя;
б) сидя;
в) в выпаде;
г) в полуприседе;
д) стоя на коленях;
е) стоя на одном колене и т.п.
2. То же, что и (1), но после каждого подбивания мяча, повернуть ракетку и следующий удар выполнить другой её стороной.
3. Подбивание мяча ракеткой, выполняя повороты кругом на месте:
а)   переступанием;
б) прыжками.
4. В выпаде правой (левой), правая (левая) рука с ракеткой над коленом, подбивание мяча ракеткой.
5. Стоя в равновесии на правой (левой), подбивание мяча ракеткой,
вытянутой вперед правой (левой) рукой.
6. Лёжа в упоре на одной руке, подбивание мяча ракеткой другой ру­кой.
7.          То же, что и (6), но с одновременным переступанием ногами, выполнить круг вокруг опорной руки.
8. Стоя лицом к стене на расстоянии 3-5 м. Ударом ракеткой послать
мяч в стену. После отскока мяча от стены и пола вновь ударом ра­
кетки послать мяч в стену.
9. То же, что и (8), но без удара мяча об пол.
10.То же, что и (9), но после удара ракетки по мячу выполнить пово­рот на 360о, после чего вновь послать мяч в стену.
II.       Игра «Подбей мяч (шарик) »
Играющие встают по кругу на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Первый игрок подбивает мяч ракеткой, стараясь ударить как можно большее число раз, не уронив мяч. Остальные игроки ведут подсчёт. Побеждает тот, кто большее число раз подбил мяч.
Вариант. Подбивать мяч, поворачивая ракетку с каждым ударом другой стороной.
III.      Игра «Отбей мяч»
Играющие стоят полукругом, напротив водящий с мячом в руке. Водящий по очереди бросает мяч игрокам, которые должны отбить его ракеткой. За невыполненное задание назначается штрафное очко. Побеждают игроки, не получившие штрафных очков.
IV.     Игра «Забей мяч в крут»
На площадке чертится мишень, в ней 3 круга радиусами 1,5м, 1м и 50 см. Дети становятся за кругом на расстоянии 3-5 м в зависимости от подготовленности и возраста. Поочередно они направляют мяч ра­кеткой в мишень. Попадание в самый маленький круг оценивается в 5 очков, в средний - 3 очка, в большой - 1 очко. Побеждает игрок, на­бравший больше очков.
 
12. Флажки
Изготавливаются различные виды флажков.
I.     Флажки на стойках-крестовинах.
1. для ограничения линии старта, финиша…;
2. для построений;
3. как поворотные стойки;
      4. как стойки для различных видов бега: вокруг флажка, «змейкой»…
II.      Флажки на стойках с заострённым концом.      
Применяются для тех же целей, что и флажки на крестовинах, но на улице для установки их в землю и снег.
        III.   «Волчьи флажки».
Применяются на соревнованиях для определения линий старта, финиша, поворотов и как ограничители, необходимые для соблюде­ния правил техники безопасности при проведении массовых меро­приятий.
 IV. Флажки на маленьких палочках:
- для проведения общеразвивающих упражнений;
- для проведения игр и эстафет с младшими школьниками: «К своим флажкам!», «По местам!», «Передай флажок!»…
 
 
13. Тряпичные мешочки
 
Из ткани изготавливаются мешочки различных размеров.
I.    Для переноски различных предметов:
1. «картошки» (мячиков или других предметов) в эстафете «Посадка картошки»;
2. малых мячей в игре «Метко в цель»;
3. пробок от пластмассовых бутылок при жеребьёвке или в игре «Сбор урожая» и т.п.
II.      Конкурс «Запомни предметы»
В мешочек кладётся несколько различных предметов (игрушка, ручка, карандаш, фломастер, спички, ластик, ножницы, скакалка, мяч и др.). Участвует в конкурсе 1 игрок от каждой команды. Судья вы­сыпает все предметы из мешка на пол на 5-10 секунд, после чего на­крывает их большой тканью, например, полотенцем, платком или мешком. За это время играющие должны запомнить как можно боль­ше предметов и записать их на листок. За каждый правильно записан­ный предмет назначается 1 очко. Выигрывает тот, кто запомнил и за­писал больше предметов.
III.     Конкурс «Уложи рюкзак»
Около мешочков, которые даны участникам конкурса, раскладываются необходимые в походе предметы: консервы, кружка, миска, ложка, фляжка, перочинный нож, мыло, мыльница, зубная паста, рас­чёска, полотенце, носовой платок, спички, носки и т.п. Туда же кладут предметы, которые не рекомендуется брать в поход: утюг, стеклянную тарелку, вилку, бидон, вешалку и т.п. Задача участников быстро и правильно уложить рюкзак. За каждый правильно положен­ный предмет прибавляется 1 очко, за тот, который брать не обязатель­но, вычитается 1 очко. Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.
 
14. Жестяные банки (из-под кофе)
I. Игра «Сбор грибов»
По всей площадке расставляются банки. Участникам игры раз­даются коробки, корзинки или мешки. По свистку они начинают со­бирать банки - «грибы». Выигрывает тот, кто собрал больше «гри­бов».
Вариант. Игру можно усложнить и проводить её с завязанными глазами.
II. Можно использовать жестяные банки:
1. как ограничители;
2. как кегли для обводки их «змейкой»;
3. как кегли для сбивания их мячами и др. (См., пластиковые бутылки).
 
15. Самодельные клюшки
 
I.                                      Любые конкурсы или эстафеты с забиванием мяча или шайбы в ворота.
II.                                Ведение клюшкой мяча или шайбы:
 
1. по прямой;
2. «змейкой» с обводкой кеглей или стоек;
3.          с забиванием в конце дистанции мяча или шайбы в ворота.
 
III.                          Двусторонняя игра в хоккей с мячом или в хоккей с шайбой.
IV.                         Конкурс «Дотянись и забей»
2 участника надевают на себя на уровне пояса верёвку, связан­ную на концах. В руках у них клюшки. Игроки стоят спиной друг к другу. На расстоянии 3-5 м от каждого участника на полу лежат 3 об­руча, а в них по мячу. Ещё дальше, в 2-3 м от мяча, стоят ворота. По сигналу участники, стараясь перетянуть друг друга на свою сторону, должны послать клюшкой мячи в ворота. Побеждает тот, кто сделает это первым.
Вариант. Участвуют 4 игрока (см. игру с верёвкой № 4).
 
16. Стаканчики из-под йогурта
 
I.       Аттракцион «Найди игрушку»
Стаканчики расставляются по всему залу или на ограниченном пространстве вверх дном. Под один или несколько стаканчиков незаметно кладётся какая-нибудь игрушка, значок или другой любой маленький предмет (приз). Участники от каждой команды или от болельщиков, зрителей, гостей, переворачивая стаканчики, ищут игрушки. Побеждают те, кто первыми найдут приз или найдут больше призов.
II. Конкурс «Кто быстрее составит выражение»
Снаружи на дне стаканчиков написать различные буквы, так, чтобы из них можно было составить какое-нибудь выражение. Например, «Сильные, смелые, ловкие», «Быстрее, выше, сильнее», «О, спорт, ты - мир!» и др.
 
17. «Тоннель»
Большой мешок с открытым дном пришивается к обручу.
Ис­пользуется для пролезания в мешок как в «тоннель» в играх, эстафе­тах, конкурсах, аттракционах. Проходит очень эмоционально.
I.       Эстафета 1
Команды выстраиваются в колонны по одному за линией старта. На противоположной стороне зала напротив каждой команды лежит «тоннель». По сигналу игроки по очереди бегут до «тоннелей», проле­зают в них, продевая через себя сверху вниз, и бегом возвращаются назад, передают эстафету следующему.
II.      Эстафета 2
Команды стоят за линией старта в колонны по одному. Впереди, перед каждой командой, судьи или помощники держат «тоннель». Иг­роки команд поочередно выполняют различные задания, по пути пре­одолевая «тоннель».
 
18. «Корзинка»
Мешки с зашитым дном, пришитые к обручам различных размеров.
 
I.                                       Используется как мишень для забрасывания различных предметов, когда один из игроков или судей держит «корзину» в руках.
II.                                Игра «Ловля бабочек»
Назначаются водящие - «ловцы бабочек». Остальные игроки-«бабочки». «Ловцы» стараются поймать «бабочек», накрыв их «корзин­кой» сверху, как «сачком». Пойманная «бабочка» выбывает из игры. Оставшаяся не пойманной последняя «бабочка» становится водящей.
Вариант. Водящих может быть 2-3 и больше, в зависимости от наличия «корзинок». Тогда игра продолжается до тех пор, пока не ос­танется непойманными столько «бабочек», сколько было «ловцов». Они и становятся новыми водящими.
 
19. «Каверзный мяч»
Это резиновая камера от старого использованного мяча с выведенной в сторону трубкой, которая смещает общий центр тяжести мя­ча.
 
Игра в «каверзный мяч» проводится на любой ровной площадке.
В игре используются элементы баскетбола и волейбола. Запрещается
отбивать мяч ногами, бросать и ловить его. Мяч в игре можно перемещать
только за счет различного рода подбиваний одной или обеими руками
и ведения мяча ударами о пол как в баскетболе. Игра проводится в 2
периода. Попадание мячом в заранее обусловленную цель (ворота, ко­робку, корзину и т.п.) оценивается в 2 очка. В ходе игры мяч прыгает
самым невероятным образом, траектории его полёта непредсказуемы. Всё это делает игру очень эмоциональной, особенно для учащихся средних и старших классов.   
 
 
20. Самодельные барьеры
Изготовляются из старых сломанных гимнастических обручей, которые закрепляются на планке с подставкой, или остатков строительного бруса.
 
Используются:
I.       На уроках легкой атлетики при обучении технике преодоления
барьеров.
П.      В играх и эстафетах с перепрыгиванием через барьер и пролезанием под барьером.
III.                            В военизированной эстафете (преодоление препятствия).
IV.   При выполнении упражнений на дыхание с младшими школьниками:
На вершине барьера закрепляется несколько бумажных или тря­пичных ленточек. Дети, пролезая под барьером на четвереньках, должны сначала сделать глубокий вдох, а затем, полный выдох на ленточки.
 
21. Самодельные самокаты
Катание на самокате очень привлекательное упражнение для младших школьников. Важно, чтобы самокат был по росту ребенку, чтобы не создавались неблагоприятные условия для формирования правильной осанки. Ребята должны отталкиваться попеременно как правой, так и левой ногой, а катиться, поставив обе ноги на платфор­му.
Используются самокаты в различных эстафетах и конкурсах. Очень весело и эмоционально проводится катание на самокатах среди старшеклассников, учителей, родителей в соревнованиях «Весёлые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья», «А ну-ка, парни!» и т.п.
Игры и конкурсы:
I.                                       Кто быстрее преодолеет дистанцию на самокате.
II.                                  Кто дальше прокатится на самокате после 1 (2, 3) отталкиваний
от пола.
III.                             Игра в футбол на самокатах.
IV.                          Катание на самокате вдвоём.
V.       Катание родителями ребёнка на самокате.
 
 
22. «Колпаки»
 
Из плотной бумаги или картона изготавливаются большие колпаки.
 
I.       Эстафета «Канатоходцы»
Команды строятся в колонны по одному перед линией старта. У направляющих в руках по колпаку. Они устанавливают его на голове, поднимают руки в стороны и по сигналу продвигаются, стараясь не уронить колпак, до поворотной стойки, обходят её и, взяв колпак в руки, бегом возвращаются назад. Побеждает команда, игроки которой первыми выполнят это задание. Запрещается поддерживать колпак руками.
Вариант. То же задание игроки выполняют, но уже проходят по гимнастической скамейке.
 П.      Конкурс «Не урони колпак»
Несколько участников (в зависимости от количества колпаков) надевают колпак на голову. По сигналу продвигаются с ним по дис­танции до тех пор, пока колпак не упадёт на пол. Побеждает игрок, преодолевший большее расстояние, не уронив колпак.
 
 
23. Инвентарь для аттракциона «Рыбалка»
Инвентарь: круг из фанеры с 4 петлями, 4 «удочки» с крючками из проволоки на конце лески, 4 картонных кружочка, разрисованные «рыбки» из кусочков линолеума с петлями из проволоки.
 
 
I. «Рыбалка»
Участвуют 4 человека в руках у них по удочке с крючками из проволоки. Участники располагаются вокруг большого круга с пет­лями, стоя на картонных кружочках. По сигналу играющие стараются крючком зацепить за петельку круга и поднять его. Кто первым под­нимает круг, тот и выигрывает.
II. «Ловись, рыбка! »
В центральном круге раскладываются изготовленные «рыбки» с петлями. За кругом располагаются «рыбаки» с «удочками». По сигналу они начинают «ловить рыбок», стараясь зацепить крючком «рыбку» за петлю. Пойманные «рыбки» складываются в ведро. Побеждает поймавший больше «рыбок».
24. Набивные подушки
Сшитые из плотной ткани подушки набивают ватой, которую бе­рут из старых кожаных матов.
 
 
 
I. Конкурс «Бой подушками»
По одному участнику от каждой команды поочерёдно, стоя на гимнастической скамейке, стараются ударами подушкой ниже пояса сбить друг друга со скамейки. Проигрывает тот, кто первым коснётся пола.  
Вариант. Выигрывает команда, в которой больше победителей среди пар. Запрещается ударять соперника выше пояса. За нарушение этого правила игроку засчитывается поражение.
II. Метание подушек в цель и на дальность
III. Использование в качестве барьеров и препятствий
 
 
25. Деревянные доски
Размер: 60 х 25 см
 
I. Эстафета «Транспортировка»
2 участника (мальчика), держа доску за края, переносят по дис­танции третьего участника (девочку), который сидит на доске и дер­жится руками за плечи несущих доску.
Вариант. Эта же эстафета проводится во время соревнований «Папа, мама, я - спортивная семья». Папа с мамой переносят на доске ребёнка
II.      Эстафета «Подвесной мост».
Участвуют 5 человек (4 мальчика и 1 девочка) от команды 4 уча­стника становятся парами в колонну по 2. У каждой пары по доске. Пятый участник становится на доску первой пары, держась руками за головы несущих. По сигналу он начинает перебираться с доски 1-ой пары на доску 2-ой пары. Затем игроки 1-ой пары перебегают вперёд 2-ой пары, и эстафета продолжается. Выигрывает команда, закончив­шая эстафету первой.
Вариант. То же, но пары с дощечками выстраиваются на одной линии в шеренгу.
III. Эстафета «Переправа»
Проводится так же, как и с фанерными дощечками (см. «Игры с фанерными дощечками»), но по доскам одновременно переправляются по 2 участника сразу.
 
26. Подставка для мячей
I.       Эстафета «Не урони мяч»
Бег по дистанции, в руках подставка с мячом наверху, с измене­нием направления, обегая кегли, поворотные стойки, стараясь не уро­нить мяч и, не поддерживая его руками.
II.      Эстафета «Эквилибристы»
Команды становятся в шеренги с интервалом между участниками 1 м. У правофланговых в руках подставка с мячом. По сигналу игроки «по цепочке» передают её до левофлангового. Кто выполнит это задание быстрее, не уронив мяча, тот и выигрывает в эстафете.
Вариант. То же, но сидя на полу, стоя на коленях…
 
27. Тележки
Длина 70-80 см, ширина - 30 см. Колёса - деревянные или под­шипники.
 
I.Эстафеты:
Передвижение можно выполнять:
а)      лёжа на животе, отталкиваясь руками от пола;
б)      то же, но отталкиваясь от пола короткими палочками (напри­мер, эстафетными);
в)      сидя на тележке лицом вперёд, отталкиваясь от пола руками, ногами или палочками;
г)       то же, но сидя на тележке спиной вперёд.
II.    Конкурс «Кто дальше? »
Кто из участников проскользит на тележке дальше в различных исходных положениях после 1 (2, 3…) отталкиваний руками, ногами или палочками.
III.                          «Перевези товарища»:
а/ если к тележке привязать верёвку, то можно проводить эстафеты и конкурсы с перевозкой друг друга на различные расстоя­ния;
б/ перевозка одного участника эстафеты другим, который держит   сзади за плечи ученика, сидящего на тележке, и толкает её по дистанции.
 
 
28. Ходульки
 
Изготавливаются из деревянных брусочков по размеру стопы и привязанным к ним верёвкам
I.       Эстафета «Бег великанов»
Даётся 1 пара ходуль на команду. Каждый игрок по очереди вы­полняет движение на ходулях до поворотной стойки и обратно. Выиг­рывает команда, закончившая переход первой. Если участник спрыг­нул с ходулей, он должен снова встать на них и продолжить движе­ние.
II.      Конкурс «Кто дальше? »
Кто дальше пройдёт на ходулях, не спрыгнув на пол.
29. Лыжи с дополнительными креплениями
Применяются для проведения шуточных эстафет или конкурсов, как на снегу, так и на земле или на полу. На них можно двигаться вдвоём или втроём, в зависимости от количества дополнительных креплений.
30. Панель для игры «Серсо»
Панель из старой школьной парты с выступающими колышками.
Применяется для набрасывания резиновых или других колец. Может прово­диться как конкурс, когда один участник набрасывает сразу несколько колец, или как эстафета, когда каждый участник команды набрасывает по одному кольцу. Выигрывает игрок или команда, набросившая большее количество колец.
Вариант 1. Если каждый колышек на панели соответ­ствует определенному количеству очков, то выигрывает игрок или команда, набравшая большее количество очков.
Вариант 2. Для усложнения задания, перед бросками игроки вы­полняют дополнительные задания:
-         бег с изменением направления, «змейкой»;
-         прыжки через барьеры;
-         пролезания под барьером и в «тоннель»;
-         прыжки через скамейку и т.п.
 
31. Большие мешки
 
Мешки из-под сахара или специально сшитые из плотной ткани, например, из списанных штор.
 
I. Эстафета «Бег в мешках»
Передвижение прыжками на двух в мешке, держа его руками на уровне пояса, до поворотной стойки и обратно.
Вариант 1. То же, но передвижение в мешке вдвоём.
Вариант 2. То же, но передвижение в мешке «змейкой», огибая по пути стоящие флажки, кегли, фишки…
II. Эстафета «Переправа вдвоём»
2 ученика прыжками в мешке передвигаются до линии финиша, расположенной на другой стороне площадки. Там первый игрок остаётся, а второй возвращается бегом назад с мешком в руках. На стартовой линии он вместе с третьим игроком залезает в мешок, и они вместе переправляются до линии финиша, где остаётся второй игрок, а третий возвращается бегом к своей команде и т.д. Эстафета заканчивается, когда игроки всей команды окажутся за линией финиша.
III. Эстафета с предметами
Для усложнения эстафеты, её можно проводить с переноской каких-либо предметов, например, мячей, коробок и т.д.
IV. Конкурс «В мешках»
В конкурсе участвует столько учеников, сколько имеется в наличии мешков.
V. Мешки можно использовать для переноски различных предметов: скакалок, мячей, коробок, колец, мешочков с песком и др.
 
32. «Колючая проволока»
 
На верёвку или шнур надеваются:
а) игрушечные контейнеры из «Киндер-сюрпризов»;
б) бельевые прищепки;
в) зажимы для штор;
г) канцелярские скрепки и др.
 
Используется для преодоления препятствий:
1. для перепрыгивания через неё;
2. для проползания под ней на четвереньках или по-пластунски;
3. для перебрасывания над ней различных предметов…
Если концы «колючей проволоки» прикрепить к заострённым колышкам, то её можно использовать для преодоления препятствий на улице в любое время года. Колышки можно вбивать как в землю, так и в снег.
 
33. Кольцеброс
 
Старая игрушка в форме любого предмета (например, гуся) прикрепляется вверху к стойке.
 
Используется для набрасывания на неё различных колец и обручей.
 
34. Кубик
 
С нарисованными на его шести гранях цифр от 1 до 6.
Используется для вбрасывания при начислении дополнительных очков, при определении количества очков за данный конкурс, при определении очерёдности выполнения задания, при жеребьёвке, при определении № задаваемого вопроса при проведении викторины и др.
 
35. Сборные фигурки животных на липучках
 
На ватмане рисуется крупно какое-нибудь животное и разрезается на несколько частей (например, голова, уши, тело, лапы, хвост...). На обратной стороне каждой части прикрепляется 2-сторонний скотч или липучка.
 
Задание: кто быстрее соберёт на стене животное. Можно проводить в форме конкурса, когда всё животное собирает один ученик, например, капитан, или в форме эстафеты, когда каждый учащийся прикрепляет на стену по одной части.
 
36. «Следки»
 
Изготавливаются из линолеума, к ним привязываются верёвки.
 
Используются для передвижения на них, скользя по полу и держась руками за концы верёвок.
Вариант. Передвижение в парах: один передвигается, стоя на следках, второй, стоя к нему лицом, тянет за концы верёвок.
 
 
37. Верёвки-моталки
 
К центрам двух эстафетных палочек привязывается длинная верёвка. В центре верёвки завязывается бант.
 
2 играющих берутся за эстафетные палочки двумя руками и по сигналу начинают наматывать верёвку на палку. Кто быстрее намотает верёвку до банта, тот и побеждает.
 
 
38. Стойки для обручей
 
Изготавливаются из древесины.
 
Используются как подставки для обручей разных размеров.
 
39. Карточки
 
Карточки с комплексами общеразвивающих упражнений (40 штук)
 
Используются для раздачи учащимся с целью их последующей подготовки к проведению комплексов ОРУ на уроках физкультуры, в группах продлённого дня, гимнастики до занятий, а также для самостоятельных занятий дома.
 
40. Афиши-заготовки
 
На все виды проводимых в школе мероприятий заранее заготавливаются специальные красочные афиши с тематическими картинками (около 20 штук), которые применятся постоянно и легкозаменяемы. Заменяются в них только дата проведения и контингент учащихся, для которых проводится мероприятие.
 
 
 
 
 
 
 
 
Прикрепленный файл Размер
230_400_280.jpg 16.98 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Светлана Юрьевна Захарова

На: Использование нестандартного инвентаря, изготовленного из по


Спасибо, очень интересно буду использовать в своей работе



Фото пользователя Александр Станиславович Горбунов

На: Использование нестандартного инвентаря, изготовленного из по


Молодец,Владимир Александрович,сразу видно энтузиаст своего дела.Так держать!



На: Использование нестандартного инвентаря, изготовленного из по


Очень всё заманчиво! Нужно только на всё это время и кто это будет делать


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн