Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дыхание - фактор развития и укрепления здоровья школьников

Submitted by Надежда Николаевна Омельченко on Tue, 17/11/2009 - 10:20
Данные об авторе
Автор(ы): 
Омельченко Надежда Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ "Усть-Нерская основная общеобразовательная школа с коррекционными классами"
Регион: 
Республика Саха - Якутия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.

 

В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что ведет к повышенной заболеваемости. Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35 минут продолжительность урока, для учащихся 2-4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, динамической паузы, разучивание комплекса физических упражнений и других. Начало учебного дня в начальных классах желательно отмечать организованной зарядкой. Учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.
Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных, а при необходимости - специально сконструировать и индивидуально дозированных игр оздоровительной направленности. При правильной педагогической инструментовке такие игры способны:
- действительно поддерживать у младших школьников должный запас "адаптационной энергии"
- стимулировать процессы роста и развитие основных физических качеств младшего школьника (сила, быстрота, ловкость, выносливость);
- устранять недостатки в физическом развитии детей, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние.
Сегодня я бы хотела остановиться на одной из здоровьесберегающие технологии дыхательной системы школьника. 
Дыхание - синоним жизни. Поэтому для человека важно не только дышать, но и не менее важно дышать правильно. От того, как человек дышит, зависит работа всех систем органов. Частота, глубина вдохов и выдохов влияют на все функции организма человека, включая и сознание.
Большинство младших школьников не умеют правильно дышать во время ходьбы, бега и выполнения других физических упражнений. Учащиеся начальных да и средних классов плохо сочетают дыхание с движением. Неправильное дыхание препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к дисфункции обмена веществ, снижает общую физическую и умственную работоспособность, провоцируя быстрое утомление. Именно поэтому в профилактике многих заболеваний значительное внимание отводится культуре дыхания. Дыхательные упражнения особенно необходимы для людей с ослабленным здоровьем. Нормализация дыхания в результате выполнения различных дыхательных гимнастик снижает проявление многих патологических изменений в организме, поднимает общий жизненный тонус.
Особенно благоприятны для органов дыхания быстрая и длительная ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках, езда на велосипеде, плавание. Но даже при их систематичности не следует игнорировать общее положительное развивающее и общеукрепляющее действие дыхательной гимнастики.
Дыхание является своеобразным ключом к скрытой жизни нашего тела. У нетренированного человека обычно отмечают два основных вида дыхания:
грудное дыхание - результат непроизвольного движения реберной части груди, особенно её верхнего отдела, управляемого вегетативной нервной системой. При вдохе грудная клетка расширяется, приподнимаются грудь и плечи, а при выдохе грудная клетка сжимается. Специалисты считают, что это - наихудший вид дыхания. По их мнению, многие заболевания голосовых и дыхательных органов происходят непосредственно от этого варварского способа дыхания и от того напряжения, которому человек подвергает столь деликатные по своему строению органы.
диафрагмальное дыхание иногда называют брюшным. При вдохе диафрагма (широкая мышца, отделяющая сердце и лёгкие от брюшной полости) сокращается, двигаясь вниз, легкие как будто всасывают воздух, при выдохе - диафрагма поднимается, выталкивая воздух. Ритмичное движение диафрагмы благоприятно для циркуляции крови в брюшной полости, нормализации внутрибрюшного давления, перистальтики кишечника. Диафрагмальное дыхание рассматривают как нормальное дыхание.
В течение дня дыхательные упражнения целесообразно использовать в каждом комплексе оздоровительных упражнений. Сочетание активных движений с дыхательными упражнениями поддерживает эластичность лёгочной ткани, увеличивает подвижность грудной клетки, тем самым повышая её резервные возможности, а также способствует тренировке мышц, повышая их работоспособность.
Дыхание - хороший показатель в определении состояния человека. В момент напряжения, волнения, испуга дыхание становится прерывистым, частым, поверхностным. Поэтому ритмическое и успокаивающие дыхание способствует нормализации чувственно-эмоциальнальной сферы. Для того чтобы успокоить ребенка предложите ему встать, выправить осанку и выполнить упражнение на восстановление дыхания. На счёт: "раз" - вдох, "два" - выдох, "три-четыре-пять" - задержка дыхания. Общее число вдохов и выдохов в минуту составит 12 раз - здоровый ритм дыхания. Повторив это упражнение 5-6 раз, ребенок успокоится, и будет готов к дальнейшей деятельности.

В современной литературе достаточно много различных методик дыхательной гимнастики - А. Стрельниковой, А. Амосова, П. Иванова, дыхательная система йогов и др.
Дыхательные упражнения - это, прежде всего, упражнения для развития мускулатуры, участвующей в процессе дыхания. Как и всякие другие мышцы их можно быстро развить, работая над собой. Развитие этой группы мышц улучшает процесс дыхания в целом и предупреждает появление дыхательных патологий. Дыхательные гимнастики улучшают умственную деятельность ребенка.

В каждой методике дыхательной гимнастики существуют свои правила, соблюдение которых делает занятия наиболее результативными. Традиционно при обучении дыханию рекомендуют отдавать приоритет носовому дыханию. Специалисты считают, что это будет способствовать профилактике насморка и острых респираторных заболеваний. При дыхании через нос воздух проходит через множества протоков: он очищается от пыли, увлажняется или сушится, охлаждается или нагревается в зависимости от состояния атмосферы. С целью правильного обучения носовому дыханию необходимо использовать специальные дыхательные упражнения, акцентируя внимание детей на глубокий вдох через нос и выдох через рот. Для этого эффективны упражнения, сочетаемые с произношением в момент удлиненного выдоха различных звуков: "а-а-а", "о-о-о", "у-у-у", "ю-ю-ю", "я-я-я", "ш-ш-ш", "с-с-с", "ч-ч-ч". Акцент на удлиненном выдохе способствует рефлекторному уменьшению спазматического сокращения гладких мышц бронхов и значительно улучшает рефлекс дыхания. Такие дыхательные упражнения особенно необходимы для детей с заболеваниями органов дыхания.

Если периодически заниматься дыхательной гимнастикой, то любой человек (и ребенок, и взрослый) не только меньше болеет простудными заболеваниями, гриппом, исчезают застойные явления в легких, но повышается общая работоспособность, улучшается эмоциональная устойчивость.
 
Упражнения дыхательной гимнастики
Упражнение для брюшного дыхания: делается глубокий длительный вдох и без задержки дыхания - выдох. На выдохе живот втягивается. Это упражнение не только развивает мышцы, участвующие в дыхании, но и мышцы живота, улучшает перистальтику кишечника и особенно полезно для людей страдающих излишним весом.
 
Упражнение для грудного дыхания: на вдохе разворачиваются плечи, грудь, голова поднимается, живот втягивается. Выдох - всё происходит в обратном порядке.
 
Упражнение на задержку дыхания. Задержка дыхания на выдохе называется "апноэ". Развивать апноэ следует от 15 до 60 секунд постепенно. Упражнение выполняется сидя, обязательно с соблюдением всех требований к правильному положению осанки. При выполнении упражнения сначала делается глубокий вдох, а затем выдох и фиксируется время задержки дыхания. Каждые пять секунд учитель объявляет, сколько времени прошло. Ученик, закончив выполнение упражнения фиксирует время задержки дыхания.
 
Упражнение "Ушки".
 Покачивание головой, как будто кому-то говорят "Ай-ай-ай, как не стыдно!" Плечи и туловище во время движений неподвижны. Правое ухо движется к правому плечу, левое - к левому.
 
Упражнение "Малый маятник".
 Кивки головой вперед назад, на каждый кивок вдох. "Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?" Очень важно в момент вдоха заставлять ноздри соединяться.
 
Упражнения"Кошка".
 Повторять движение кошки, которая крадётся, чтобы схватить воробья чуть-чуть приседая, поворачиваясь, то направо, то налево. При этом тяжесть тела переносить то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись.
 
Упражнение"Вращение шеи"
Дышать глубоко, плечи расслабить, голова опущена вниз, медленно вращать головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Подбородком делать небольшие круговые движения. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.
 
Упражнение «Сова»
Схватить и плотно сжать мышцы правого плеча левой рукой. Повернуть голову и посмотреть назад через плечо. Вдохнуть глубоко и развернуть плечи. Посмотреть через левое плечо и распрямить плечи. Опустить подбородок на грудь и глубоко вдохнуть, расправляя мышцы. Повторить тоже самое, схватив левое плечо правой рукой.
Упражнение «Чудо-нос»
 После слов «задержу дыхание» учащиеся делают вдох и задерживают дыхание. Учитель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
Мы должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле- здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Приложение
Упражнения дыхательной гимнастики
Упражнение для брюшного дыхания: делается глубокий длительный вдох и без задержки дыхания - выдох. На выдохе живот втягивается. Это упражнение не только развивает мышцы, участвующие в дыхании, но и мышцы живота, улучшает перистальтику кишечника и особенно полезно для людей страдающих излишним весом.
 
Упражнение для грудного дыхания: на вдохе разворачиваются плечи, грудь, голова поднимается, живот втягивается. Выдох - всё происходит в обратном порядке.
 
Упражнение на задержку дыхания. Задержка дыхания на выдохе называется "апноэ". Развивать апноэ следует от 15 до 60 секунд постепенно. Упражнение выполняется сидя, обязательно с соблюдением всех требований к правильному положению осанки. При выполнении упражнения сначала делается глубокий вдох, а затем выдох и фиксируется время задержки дыхания. Каждые пять секунд учитель объявляет, сколько времени прошло. Ученик, закончив выполнение упражнения фиксирует время задержки дыхания.
 
Упражнение "Ушки".
 Покачивание головой, как будто кому-то говорят "Ай-ай-ай, как не стыдно!" Плечи и туловище во время движений неподвижны. Правое ухо движется к правому плечу, левое - к левому.
 
Упражнение "Малый маятник".
 Кивки головой вперед назад, на каждый кивок вдох. "Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?" Очень важно в момент вдоха заставлять ноздри соединяться.
 
Упражнения"Кошка".
 Повторять движение кошки, которая крадётся, чтобы схватить воробья чуть-чуть приседая, поворачиваясь, то направо, то налево. При этом тяжесть тела переносить то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись.
 
Упражнение"Вращение шеи"
Дышать глубоко, плечи расслабить, голова опущена вниз, медленно вращать головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Подбородком делать небольшие круговые движения. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.
 
Упражнение «Сова»
Схватить и плотно сжать мышцы правого плеча левой рукой. Повернуть голову и посмотреть назад через плечо. Вдохнуть глубоко и развернуть плечи. Посмотреть через левое плечо и распрямить плечи. Опустить подбородок на грудь и глубоко вдохнуть, расправляя мышцы. Повторить тоже самое, схватив левое плечо правой рукой.