Официальный сайт mkad14 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Степи" - конспект и презентация

Размещено: Вера Трофимовна Ульман - чт, 17/12/2009 - 12:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ульман Вера Трофимовна
Место работы, должность: 
СОШ №10 пос. Каменский Красноармейского района, учитель
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Урок разработан и предназначен для учеников второго класса, которые обучаются по учебникам «Мир и человек» А. А. Вахрушева, О. В. Бурского, А. С. Раутиан (УМК «Классическая начальная школа»). Проводится этот урок в третьей четверти после знакомства с темами «Природная зональность», «Тундры», «Леса», поэтому дети к моменту изучения данной темы имеют представление о животном и растительном мире леса, тундры. Отличие этого урока от традиционных уроков окружающего мира состоит в применении информационных технологий. В оборудование, кроме наглядного и раздаточного материала, входит ПК, мультимедийный проектор и экран, презентация. Этот урок ранее я проводила как обычный, а теперь переработала и попробовала провести с использованием ИКТ. Данный урок понравился и мне, и детям. Сам факт использования компьютера рассматривается учениками как радостное, интересное событие в их учебной деятельности, повышает их познавательную активность.

Урок окружающего мира во 2 классе

 

Тема урока: Степи.

Вид урока: комбинированный урок.

Форма проведения: деловая игра.

Цели:  - познакомить детей с особенностями климата степной полосы;

           - дать представление о том, как приспособились живые организмы к           

              условиям степной зоны;

           - развивать речь, логическое мышление;

           - воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

 

Оборудование: у учителя - компьютер, мультимедиа проектор, презентация       

                    Power  Point, экран, гербарий «Растения степи»;

                   у  детей – сигнальные блокноты (СБ),  

                   на каждом столе (на наборном полотне) – монетки «оники».

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

 

2. Актуализация  знаний учащихся.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем не учиться, а работать, при этом ещё и зарабатывать необычные деньги – оники. Оник – это очень надёжная ( конвертируемая) валюта. Деньги будем вкладывать в Банк Знаний (слайд 2). Давайте знакомиться. Я президент  банка, а вы – его клиенты.

 На первом этапе  нашей совместной работы предлагаю вам открыть счёт в Банке Знаний.

1) Я зачитываю утверждение, и если вы  согласны с этим утверждением, то показываете на сигнальном блокноте «да». Если вы не согласны, то показываете «нет». За каждый правильный ответ вы получаете один «оник». Итак, начинаем.

- Экватор – самый длинный меридиан  (нет).

- На карте можно увидеть, где находятся горы и равнины, реки и моря (да).

          - Земля делает оборот вокруг  солнца за сутки, а вокруг своей оси – за год (нет).

- Каспийское и Аральское  моря - это озёра (да).

- Путешественники могут  ходить друг к другу в гости с  острова  на  остров пешком (нет).

- Уральские горы разделяют Европу и Азию (да).

- Белый и бурый медведи живут в одной природной зоне (нет).

- Тигр в тундре охотится за северными оленями (нет).

 

Проверяем,  у кого  больший  первоначальный вклад в Банке.

 

2) В современной жизни мы всё чаще обращаемся к Банку, чтобы пополнить свой вклад. На СБ вы показываете ответ на мой вопрос. Ответив правильно, вы получаете 1 оник и при этом  пополняете свой счёт в Банке Знаний.

а) Какие из перечисленных растений растут в зоне лесов? (слайд 3)

      1-ягель     2 – липа      3 – дуб     4 – саксаул                       (2, 3);

            б) Какие растения  не растут в лиственном лесу: (слайд 4)

      1 – дуб     2 – сосна     3 –берёза     4 – ель                                  (2,5);

в) Какие животные живут в лесу: (слайд 5)

      1 – лось       2 – лемминг      3 – рысь      4 – песец     5 – белый медведь      (1,3);

 г) В каком климатическом поясе находится  зона  лесов? (слайд 8)

1 –жарком         2 – умеренном        3 – холодном     (2). 

 

Подсчитываем общее количество заработанных денег.  У кого вклад в Банк Знаний составляет 12 «оников», тому присваивается звание  «Агент Банка»  и ставится оценка 5.  У кого  10 -11 «оников», тому присваивается звание «Консультант Банка» и ставится оценка 4. 

 

3. Второй этап работы или работа над новым материалом.

Банк Знаний благодарит вас за сотрудничество и приглашает всех на отдых. На этот раз мы отправляемся в путешествие на самолёте. За время полёта вы узнаете много интересного и полезного. А чтобы путешествие  не было утомительным, перед началом  полёта давайте отдохнём.

 

Физкультминутка.

 

1.     1) Итак, в путь (слайд 7 – фильм на диске Учебное электронное издание «Начальный курс географии. 6 класс». Петрова Н. Н.  Мультимедиа учебник «География. Начальный курс» для учащихся 6 классов (фильм, фотоиллюстрации).  Приземляемся, чтобы послушать и жужжание шмеля, и стрекотание кузнечика. Лето в степи жаркое, сухое, солнечное. Осадки выпадают в виде коротких, но сильных дождей. Часто повторяются засухи.  Вы заметили, что деревья в степной зоне отсутствуют? Причина этого – недостаток влаги. Хорошо, что мы не зимой оказались здесь, потому, что зима в степи суровая, с  частыми и сильными ветрами.

Обратите внимание на разнотравье вокруг (детям предлагается гербарий). Давайте попробуем  вместе выявить особенности  степных  растений.

а) Астрагалы, шалфеи другие растения с помощью опушения защищаются от солнечных   лучей (слайд 8).

б) Полынь, как и большинство других степных растений, окрашена в тусклые, блёклые тона (слайд 9).

в) Мелкие листья у растений – приспособление к уменьшению испарения.

г) Многие злаки образуют мощную корневую систему, которая впитывает талую и дождевую воду и долго её удерживает (слайд10).

д) Такие растения, как тюльпаны, ирисы, гусиные луки успевают отцвести  весной, когда почва ещё увлажнена (слайд11).

Степные растения выработали своеобразные приспособления для распространения плодов и семян (слайд12).  Особенно интересны в этом отношении растения, которые в народе называют перекати-поле (гербарий). Они имеют шарообразную форму. Растения-шары обламываются у корня и тысячами носятся по полям, пока не остановятся где-нибудь в овраге или у забора, образуя огромные завалы. Главное назначение перекати-поля – медленное и постепенное рассеивание семян. Один такой шар даёт до 200 тысяч семян.

 

2) А теперь поближе познакомимся с животным миром  степей. Так как животным   негде спрятаться (в отличие от леса) и им часто грозит опасность, то все обитатели  вынуждены приспосабливаться  к жизни в степи  следующими способами:

а) Колониальность (слайд 13). Связь в колонии обычно осуществляется при помощи звуковых сигналов. Так, например, предупредительными и  призывными криками пользуются суслики, сурки.

б) Стадность облегчает защиту слабых членов стада от крупных хищников (слайд 14). Сайгаки могут развивать скорость  бега 90 км/час и преодолевать за сутки 100 – 150км.

в) Зимняя спячка, способность обходиться без воды (слайд 15). Умение хорошо отоспаться является замечательным приспособлением к жизни в суровых условиях. Для степняков, впадающих в зимнюю спячку, нет  ни ненастной осени, ни зимних морозов. Для некоторых животных характерна и летняя спячка (в сильную засуху).

г) Маскирующая окраска (слайд 16) под цвет почвы, травы, что делает животных менее заметными.

д) Жизнь в подземном ярусе (слайд 17). У  многих степных животных жизнь связана с норами. Нора - это место, где зверьки прячутся от летнего зноя и зимней стужи, где хранятся запасы корма и выводится потомство.

 

Настоящим стражем степных просторов нужно признать степного орла (слайд 18). По степным рекам гнездится  орёл – могильник. Для степи обычны различные виды жаворонков (слайд 18), чибисы, кулики.

А вот самая крупная степная птица дрофа, весом до 16кг, исчезает из степных  угодьев. Она занесена в Красную книгу РФ (слайд 19). Для охраны дроф в Саратовской области создан Семёновский государственный заказник. Также занесён  в Красную книгу РФ и стрепет. Причинами сокращения численности животных  являются  распашка земель, браконьерство и др.

 Не забывайте, пожалуйста, что природа Земли в опасности и её сохранность зависит только от нас, людей.

 

 

4. Итог урока (слайд 20).

 

5. Задание на дом (слайд 21).

    Читать текст учебника на страницах 70-72, отвечать на вопросы 1,2 на стр.72.

     В тетради на печатной основе выполнить задание 88, 89.

 

 

 

 

Литература

 

1. Бурский  О. В., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. Мир и человек. Земля. Части света.   Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы. Тетрадь на печатной основе к этому учебнику. - М. Дрофа,  2002г. (текст «Степи» - стр.70-72).

2. Коваленко Л. И.. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе, стр.49-51. - Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003год.- (сведения о растениях и животных степи)

3.Козлова О.А. Статья «Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников» из ежемесячного  научно-методического журнала «Начальная школа», №11-2004год (деловая игра «Банк Знаний»).

 

 

                                                             

        
Прикрепленный файл Размер
Презентация к уроку Степи.ppt 3.33 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн