Официальный сайт aksakal 24/7/365
Класс______ Дата________________ Тема: Бюджет семьи Цель урока: Ознакомить учащихся ведением учета бюджета семьи, его структурой планирования и практическое закрепление навыков расчета бюджета семьи. Воспитывать экономическое мировоззрение, инициативность , самостоятельность, продолжить формирование бережливости и экономии. Развивать познавательную активность, умение анализировать, делать выводы, грамотно формулировать ответы, применять полученные знания на практике. Методическое оснащение урока: 1. Материально-техническая база: — кабинет (мастерская) трудового обу¬чения; 2. Дидактическое обеспечение: — учебник (учебное пособие); — рабочая тетрадь; – презентация; Методы обучения: Объяснительно –иллюстративные – лекция, демонстрация. Проблемный – работа с книгой. Частично – поисковый – беседа, самостоятельная работа. Выполнение и анализ практической работы. Самоанализ. Тип урока: Изучение новой темы и первичное закрепление полученных знаний. Межпредметные связи: обществознание, экономика. Оборудование: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран). Ход урока I. Организационная часть. 1.Контроль посещаемости. 2.Проверка готовности урока. II. Повторение пройденного материала. 1.Только ли в виде денежных средств можно получать доход? 2.В каком виде люди могут получать доходы? Сообщение темы и цели урока. III. Изложение программного материала. 1. Объяснение с элементами беседы. Учитель. Кто может сказать, что такое бюджет семьи? (Предположительные ответы учащихся,) Запишите определение в тетрадь: Бюджет семьи - это структура всех доходов и расходов семьи за определенный период времени. Доход - это деньги или материальные ценности, полученные от предприятия или отдельного лица (все полученные средства со¬ставляют совокупные доходы). Расходы - это затраты, издержки для определенных целей. Виды бюджета Если представить бюджет в виде весов, то можем получить расположение чаш весов, представленных в схеме 4 на с. 23 учеб¬ника. Как вы прокомментируете данное положение чаш весов? В ка¬ком соответствии представлены доход и расход на них? (Ответы учащихся.) Значит, представив бюджет в виде весов, мы обнаружим сле¬дующее: • Если весы в равновесии, бюджет сбалансированный. • Если расходы превышают доходы, бюджет имеет дефицит. • Если доходы превышают расходы, бюджет избыточный. Структуру бюджета можно выразить в виде таблицы. 2. Р а б о т а по таблице и схеме. 1) Рассмотрим таблицу 4 на стр 23. 2) Назовите, из каких источников складывается семейный доход в данном примере. 3) Что составляет расходы в данной семье? 4) Как в процентном соотношении сочетается доходы и расходы в этой семье? Таблица 4 В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, чтобы учи¬тывать доходы и расходы, своевременно корректировать их баланс. Теперь давайте подробнее рассмотрим вопрос о доходах и рас¬ходах. 3) Скажите, из каких источников складываются доходы вашей семьи. 4) Ознакомьтесь со схемой 5 стр.25 доходов семейного бюджета. Со¬ставьте схему семейного дохода вашей семьи, пользуясь этой схе¬мой 3. Объяснение понятия «инфляция». Учитель. Большое влияние на доход оказывает инфляция. Кто может сказать, что такое инфляция? Инфляция - (лат. Inflatio — вздутие) — процесс уменьшения стоимости денег, в результате которого на одинаковую сумму денег через некоторое время можно купить меньший объём товаров и услуг. На практике это выражается в увеличении цен. 4. П о н я т и е о расходах. Учитель. К расходам относим обязательные платежи, кото¬рые есть в каждой семье в том или ином количестве: • налоги; • взносы в общественные и кооперативные организации (дача, жилищный кооператив и др.) • погашение кредита в банке; • оплата коммунальных услуг. За какие коммунальные услуги платит ваша семья? (Ответы учащихся.) Какие транспортные услуги оплачивают ваши родители? (От¬веты учащихся.) Есть ли в вашей семье расходы на дополнительные услуги об¬разования (кружки, секции)? (Ответы учащихся.) Теперь давайте поподробнее рассмотрим расходы на комму¬нальные платежи, так как они являются обязательными платежами в любой семье. 1) Оплата коммунальных услуг включает плату за: • отопление; • газ; • воду; • телефон. Как вы думаете, как можно экономить тепловую энергию у вас дома? (Утеплить окна и двери; рационально расставить мебель; убрать лишнюю краску с батарей.) Самое рациональное решение - установить специальные при¬боры, позволяющие регулировать подачу тепла в квартиру и учи¬тывать потребленное количество. 2) Оплата за газ зависит от: • способа доставки газа (баллон, трубопровод); • количества проживающих в квартире; • площади (если отапливается частный дом) 3)Оплата за воду зависит: • от числа проживающих (часто устанавливаются счетчики). 4) Оплата телефона. Вы знаете, как оплачивается ваш домашний телефон? (Тариф и междугородные, международные услуги.) 5) Оплата электрической энергии производится по установ¬ленным тарифам. IV. Практическая работа. Выполнение заданий: 1. ТЕСТ «Умеете ли вы считать деньги». Презентация. 2. Проанализируйте таблицу «Бюджет семьи». Таблица Бюджет семьи Состав семьи: Папа_________________________________________________________________________ Мама_________________________________________________________________________ Сын – студент _________________________________________________________________ Дочь (___лет) _________________________________________________________________ Сын (___лет) __________________________________________________________________ Бабушка______________________________________________________________________ Дедушка______________________________________________________________________ Бюджет семьи (расчет на один месяц): Доход Сумма тыс. руб Расход Сумма тыс. руб 1 2 3 4 Основные источники: • зарплата папы • зарплата мамы • пенсия бабушки • пенсия дедушки • пособия на детей • стипендия старшего сына Дополнительные источники: • приусадебный участок • ценные бумаги • другие источники • оплата квартиры • продукты • питание • промтовары • эл. энергия • телефон • транспорт • бытовые услуги • платежи • накопления Итого: Итого: 3.Сделайте расчет по таблице бюджет своей семьи. V. Итог урока. - Что такое доход и расход? - Расскажите о структуре семейного бюджета. - Что полезного взяли себе на заметку из материала, пройден¬ного на уроке? Домашнее задание: вспомнить из курса ОБЖ и биологии, ка¬ким должно быть питание. Анализ урока. Перед учащимися была поставлена цель ознакомиться ведением учета бюджета семьи с структурой семейного бюджета, научиться самостоятельно планировать расходы семьи, не превышая доходов. Перед учителем стояла задача познакомить учащихся с бюджетом семьи, научить рационально расходовать доходы, знать цену трудовой копейке. Я считаю, что поставленные цели достигнуты.
Смотреть видео онлайн