Вы не зарегистрированы

Авторизация



Отзыв на доклад "ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВЕБ 2.0 В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ", авторы А.С. Крыжевич, А.В. Фещенко

    Выберите действие:

Фото пользователя Антонина Александровна Петрова
Submitted by Антонина Александровна Петрова on вс, 03/01/2010 - 22:15
Международная научно-практическая заочная конференция
"Интернет в образовании"

 

12 октября-21 декабря 2009г.
Москва
Современная гуманитарная академия
Московская финансово-промышленная академия

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВЕБ 2.0 В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

 

А.С. Крыжевич, специалист по уч.-методической работе, anna@ido.tsu.ru,
А.В. Фещенко, старший преподаватель, fav@ido.tsu.ru, Томский государственный университет, г. Томск

В статье освещены вопросы модернизации дополнительного школьного дистанционного образования на примере заочных профильных школ ТГУ. Показана необходимость усиления мотивации учащихся и повышения их ИКТ компетенции. В работе рассматриваются возможности и особенности внедрения в систему дистанционного образования сервисов веб 2.0, представлена методика разработки образовательного портала оснащенного современными информационно-коммуникационными технологиями.

Статья начинается с исторического экскурса по теме ДО и его возможностей на основе социальных сервисов веб 2.0.

"Современное электронное обучение ставит в центр учебного процесса взаимодействие учащихся между собой и преподавателями на основе инструментов веб 2.0: блогов, вики, общих закладок, подкастов, социальных сетей. В этой среде знания формируются совместно, в процессе самостоятельного создания и обсуждения учебного контента. Именно такой университет и такая школа будут интересны учащимся. Для достижения этой задачи инициировано внедрение технологий веб 2.0 в заочных школах ТГУ".

Обозначены проблемы: низная  эффективность использования Интернет-ресурсов, поверхностные представления о возможностях применения веб-сервисов в учебной и творческой деятельности, невысокий уровень информационной культуры учащихся. Современная ИКТ компетенция студента подразумевает умение эффективно работать с информацией в сети, проводить ее анализ, оценивать достоверность, применять веб-приложения в учебной, творческой и исследовательской работе, владеть навыками сетевой коммуникации в самых разных ее формах.

Выделены три основных фактора, определяющих актуальность модернизации системы дистанционного образования заочных школ ТГУ:

  • апробация новых форм и методов дистанционного обучения;
  • усиление мотивации учащихся;
  • повышение ИКТ компетенции учащихся.

 Две возможные стратегии.

Первая - это модернизация существующих в системе элементов, вторая - создание и интеграция в систему новых элементов без существенного изменения старых. Cистема дистанционного образования заочных школ до момента ее модернизации состояла из следующих частей:

Учитывая количество элементов в системе, их различие по функциям, технологиям и структуре, стратегия создания и интеграции в существующую систему нового ресурса определена как наиболее целесообразная. Была поставлена задача в качестве нового ресурса создать общее для всех пяти школ коммуникативное пространство, где учащиеся смогут общаться, заводить новых друзей, развиваться творчески и интеллектуально. Таким ресурсом стал школьный портал ТГУ "Университетский проспект" (http://shkola.tsu.ru/).

 Для реализации этих целей были поставлены следующие задачи:

  • организация коммуникации учащихся и преподавателей заочных школ, включение в это коммуникативное пространство пользователей Интернет школьного возраста;
  • организация возможностей для ведения творческой, исследовательской и познавательной деятельности пользователей ресурса;
  • формирование у пользователей навыков владения современными сетевыми коммуникационными и информационными технологиями, сетевой самопрезентации и самоорганизации для ведения совместной проектной деятельности;
  • предоставление полной и понятной для целевой аудитории информации о заочных школах ТГУ (содержание, технологии и результаты обучения).

Для решения поставленных задач наряду с традиционными принципами сайтостроения использовались следующие подходы проектирования веб-ресурсов второго поколения.

  1. "Социальность", предполагающая создание пользователем для успешной самопрезентации на сайте личной зоны (личные файлы, блог, набор Интернет-инструментов ("гаджетов"); самоорганизацию пользователей в сообщества; установление связей между пользователями (список друзей, приглашения в сообщества, переписка).
  2. посетителей портала к формированию его содержания. Предоставление возможности зарегистрированным пользователям публиковать на сайте новости, статьи, заметки, фотографии, комментарии. Такая возможность на портале реализуется с помощью блога. Каждый посетитель, не обладая никакими специальными навыками создания веб-документа, может построить свой персональный сайт в форме блога, который позволяет не только публиковать информацию в сети, но и реализовывать многие другие функции: коммуникацию, самопрезентацию, сплочение и удержание социальных связей, рефлексию, психотерапию.
  3. Сочетание принципов самоорганизации с работой кураторов в проектных группах. Проекты, конкурсы и другие виды совместной деятельности могут инициироваться как преподавателями заочных школ, так и самими пользователями. Это позволяет с одной стороны, при вовлечении преподавателя в процесс "внеклассного" общения на сайте, направлять и развивать это общение в контексте учебных предметов, с другой, при самоорганизации пользователей выявлять их интересы несвязанные с программой заочных школ, предоставлять им возможность самостоятельной совместной самореализации через создание сообществ. Сообщества формируют люди, которые заинтересованы в приобретении и развитии опыта в определенной области, используют этот опыт на практике и постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы получить новые знания и, обмениваясь ими, решать возникающие проблемы.
  4. Интеграция внешняя и внутренняя. Внешняя - использование в пределах сайта веб-сервисов сторонних организаций (внедрение в личную зону пользователей портала "гаджетов" Google) и экспорт контента портала с помощью технологии RSS на внешние ресурсы. Внутренняя - обмен данных между всеми элементами системы дистанционного образования заочных школ ТГУ.
  5. Использование методов таксономии и фолксономии для категоризации материалов сайта (сочетание традиционного разделения содержания на разделы с технологией совместной организации информации на сайте пользователями посредством произвольно выбираемых меток, называемых тегами). Так как организаторы информации обычно являются ее же основными пользователями, фолксономия производит результаты, более точно отражающие совокупную концептуальную модель информации всего сайта.

 

Определена последовательность реализации:

  1. Создание концепции портала. На этом этапе необходимо точное формулирование целей и задач проекта, а также определение целевой аудитории. Это позволит представить и четко сформулировать основные принципы формировании содержания, функций и оформления сайта. Для обоснования актуальности проекта и определения направлений его дальнейшего развития необходимо проанализировать уже существующие аналогичные сайты и популярные технологии сетевой коммуникации. Также важной составляющей первого этапа является определение необходимых ресурсов для реализации проекта: подбор программного и технического обеспечения (система управления сайтом, хостинг), определение состава рабочей группы проекта и распределение функций, оценка сроков реализации проекта и финансовых затрат. Результатом работы на этапе создания концепции должно стать техническое задание по разработке сайта.
  2. Техническая реализация. Развитие этого этапа осуществляется параллельно в двух направлениях. Первое - это технологическое обеспечение: определение и регистрация доменного имени, организация веб-сервера, установка и настройка системы управления сайтом, разработка и реализация интерфейса ресурса, определение логики связей между отдельными модулями портала и другими сайтами заочных школ, организация этих связей. Второе - информационное обеспечение: определение структуры и названия сайта, его основных сервисов, создание и размещение текстовых и графических материалов, организация и координация работы участников группы поддержки сайта (редакторы, модераторы, авторы).
  3. Тестирование. Испытание проекта проходит в два этапа. Предварительная презентация проекта в узкой среде специалистов, обсуждение основных проблем по содержанию, оформлению, функционалу, поиск решений. Затем тестирование ресурса ограниченной группой пользователей: поиск ошибок, оценка эргономики и юзабилити. После тестирования проводится доработка проекта, устранение недостатков и его последующий запуск, открытие к нему доступа пользователей Интернет.
  4. Привлечение целевой аудитории. Данный этап реализуется непрерывно, все время работы портала. Методы привлечения: регистрация в поисковых системах и каталогах, обмен ссылками, баннерная реклама, адресная рассылка e-mail, постинг, поисковая оптимизация содержания сайта.
  5. Поддержка портала. На этом этапе решаются задачи создания нового контента, модерации контента, добавляемого пользователями, организация и развитие виртуальных сообществ на сайте, поиск и внедрение новых форм коммуникации и совместной деятельности пользователей, усовершенствование эргономики и юзабилити портала с учетом опыта и мнения пользователей.

Вывод:

 

В целом, использование технологий веб 2.0 в организации внеучебной работы школьников представляется перспективным, так как позволяет использовать простые и интересные формы самопрезентации, общения и взаимодействия детей в сети. Кроме того, такие технологии открывают широкие возможности для самостоятельного освоения знаний учащимися, что позволяет успешно их применять в дистанционном обучении. Поэтому в настоящее время идет процесс разработки и внедрения методик применения в дистанционном обучении школьников блогов, учебных сообществ, вебинаров, вики и подкастинга. Полученный опыт позволит перейти к модернизации всей системы дистанционного образования ТГУ и внедрению веб 2.0 технологий в образовательный портал ТГУ "Электронный университет" (http://edu.tsu.ru).

Статья представляет интерес, т.к. данный опыт может быть полезен в практической деятельности.

 

А.А. Петрова


»  Tags for document: