Вы не зарегистрированы

Авторизация



Отзыв на статью А.А.Андреева "Обучение через Интернет: состояние и проблемы".

    Выберите действие:

Фото пользователя Антонина Александровна Петрова
Submitted by Антонина Александровна Петрова on пн, 04/01/2010 - 17:12
Международная научно-практическая заочная конференция
"Интернет в образовании"

 

12 октября-21 декабря 2009г.
Москва
Современная гуманитарная академия
Московская финансово-промышленная академия

 

 

 

Обучение через Интернет: состояние и проблемы

 

А.А.Андреев Московская финансово-промышленная академия, Москва

Отзыв:

Тема, затронутая автором статьи, актуальна и представляет интерес для педагогической общественности.

В статье рассматриваются актуальные проблемы интернет-обучения как составной части e-Learning: внедрение интернет-обучения в вузе, учебно-методическое и программное обеспечение, реализация учебного процесса с использованием интернет-технологий.

Интерсны результаты анкетировавния, приведенные автором: "Анкетирование экспертов показало, что в ближнесрочной перспективе соотношение чисто очного, полностью через Интернет и комплексного (смешанного) обучения составит соответственно 54.7% - 13.7% - 31.6%. [1] Для сравнения для США аналогичные данные составляют 20%-20%-60%. [2]."

Все разделы статьи хорошо аргументированы, убедительны и понятны, например:

Интернет в образовании

Сети Интернет немного больше 30 лет и строилась она отнюдь не в целях образования. Для преподавателя Интернет представляется как совокупность компьютерных сетей, связывающих участников образовательного процесса между собой с широким выбором информационно-образовательных и телекоммуникационных услуг. Прогресс использования Интернет, точнее www, обусловлен ее дидактическими свойствами, которые обеспечивают:

  • Публикацию учебно - методической информации в гипермедийном варианте.
  • Педагогическое общение в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами учебного процесса.
  • Открытый во времени и пространстве дистанционный доступ к информационным ресурсам.

Можно утверждать, что благодаря именно этим простыми и понятными свойствам (Публикация, Общение, Доступ) Интернет не ждет печальная участь, которая постигла в свое время попытки использования в образовании кино, телевидения и даже компьютеров.

Интересно и замечание автора, что Интернет все-таки остается инструментом молодых, хотя наблюдается тенденция повзросления его пользователей. По результатам исследования, проведенного фондом "Общественное мнение" и Национальным Интернет-Сайтом www.strana.ru, выяснилось, что основную группу пользователей Интернетом (25%) составляют подростки в возрасте 16-20 лет. А средний возраст преподавателей вуза в России сейчас 50-60 лет. Эти данные - лишний повод для размышления.

Модели и примеры Интернет-обучения

Автор статьи очень подробно говорит об  использовании Интернет в учебных целях, анализируя схемы (варианты, модели) применения.

" В настоящее время, как показывают наблюдения, чистое интернет-обучение получило широкое распространение в российской образовательной практие. Это, например, мегакампус МФПА (www.mfpa.ru), институт информационных технологий (www.intuit.ru), МИМ ЛИНК (www.ou-link.ru), Центр обучения и тестирования "Звезды и С" (www.e-learn.ru), Русский институт управления (www.tantal.ru), Финансовая академия при Правительстве РФ (www.dofa.ru), Московский институт экономики, финансов и права (www.miemp.ru) и др. Интернет применяется не только в высшем, но и в общем среднем образовании, примером может служить сетевой процесс в "Интернет-школе "Просвещение" (www.internet-school.ru). Такого рода ОУ могут иметь собственную лицензию и быть структурными подразделениями вуза".

Несомненно, ценным материалом статьи является приведенные автором программные средства (оболочки) для обучения через Интернет.

"Для обучения в Интернете требуется специальное программное обеспечение. Рассмотрим некоторые инструменты с помощью которых проводится интернет-обучение. Теория и практика ДО показали, что обучение в Интернете целесообразно проводить в масштабе образовательного учреждения с использованием специального ПО (оболочек). Типов этих оболочек достаточно много. Более десятка только в России.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ:

ЗАРУБЕЖНЫЕ:

Автор также отмечает, что, не смотря на такое многообразие, все оболочки имеют одинаковую типовую структуру, которая позволяет проводить:

  1. Разработку и публикацию учебно - методической информации в различных формах от текста до гипермедийного варианта.
  2. Педагогическое общение в реальном и отложенном времени между участниками образовательного процесса.
  3. Организационно - административные функции.
  4. Тестирование.

 

Последовательно, методично выделяются этапы внедрения интернет-технологий в образовательном учреждении:

 

Чтобы внедрить интернет-обучение, надо решить ряд задач, перечисленных не в порядке важности:

  1. Организовать материально-техническое обеспечение (оболочка, компьютеры, каналы)
  2. Разработать (приобрести) учебно - методическое обеспечение
  3. Сформировать структуру, ответственную за внедрение интернет-технологий;
  4. Подготовить кадры (преподавателей и др.)
  5. Подготовить обучающихся
  6. Спланировать интернет-обучение
  7. Провести адаптацию системы документооборота
  8. Мотивировать коллектив
  9. Заручиться поддержкой руководства

Эти проблемы надо решать обязательно комплексно, иначе, как показывает практика, ничего хорошего не получится. Отметим тот факт, что лет десять назад администрация и преподаватели ОУ считали, что, оснастив компьютерами ОУ и подключившись к Интенету, учебный процесс пойдет далее сам. То, что сегодня топменеджеры учебных заведений так не считают - уже определенный прогресс.

Можно привести традиционную схему внедрения интернет-технологий в учебный процесс в России. Это очень показательно и знание этого поможет избежать многих ошибок. Исторически, начиная с середины 90-х годов прошлого века процесс интернетизации проходил поэтапно. На первых этапах внедрения Интернета в вузы считалось (особенно ректоратом), что, оснастив вуз компьютерами и подключив их к сети Интернет, мы решим проблему "интернетизации" учебного процесса. Убедившись, после этого шага, дело не идет, поразмыслив, сформировали специализированную структуру и принялись за разработку специального учебно-методического обеспечения. Организовали следом и подготовку преподавателей. Один из вариантов содержательной части программы подготовки интенет-преподавателей включает в себя следующие разделы [3]:

  1. Общие понятия о сети Интернет и ее дидактических свойствах;
  2. Информационные ресурсы Интернета (анализ, поиск);
  3. Аппаратно-программные средства для проведения интернет-обучения;
  4. Разработка учебно-методического обеспечения для сетевого учебного процесса;
  5. Организационные и психолого-педагогические основы проведение сетевого учебного процесса;
  6. Нормативно-правовое обеспечение Интернет-обучения. Авторское право;
  7. Качество сетевого учебного процесса.

Однако дело опять не шло. Вспомнили, что надо "учить учиться" в новой образовательной среде и студентов, а то получается, что преподаватели научены как преподавать в Интернете, а студенты не знают, как учиться в такой новой образовательной среде, поскольку это же не придти в аудиторию по расписанию и слушать лекцию, участвовать в семинарах и т.д.

По мере решения перечисленных проблем стали всплывать новые проблемы, в частности, проблемы мотивации. Только люди, не имеющие дело с Интернет - обучением наивно думают, что там учебный процесс автоматизируется и упрощается, что все рутинные операции устраняются и т.д. Вообще говоря, Интернет требует от преподавателя гораздо больше физических и психических усилий. По большому счету, без новых разработанных научно-обоснованных норм трудозатрат и дополнительной оплаты преподаватель предпочтет родное знакомое "меловое" аудиторное обучение.

После решения обсуждаемых проблем "интернет-процесс пошел", но, согласно всемирным законам Чизхолма (если вам кажется, что вы учли все, то все равно останется что-то неучтенным) появились вдруг проблемы в реализации документооборота. Получилось так, что преподаватель провел учебные занятия в Интернете: дистанционное тестирование, защиту курсовых в форуме в режиме оф-лайн и т.д., а экзаменационную ведомость, приходится нести в твердой копии в деканат пешком. Пришлось решать проблему автоматизации документооборота. Итак, шаг за шагом.

Можно сказать, что таким путем, выявив эмпирически и решив, как могли, все видимые проблемы, процесс российской вузовской интернетизации вошел в режим устойчивого функционирования.

Базовые дидактические составляющие Интернет-обучения

Понятно, что для реализации учебного процесса необходимо, как минимум, иметь учебно-методическое обеспечение и, выбранные в соответствии с поставленными целями обучения, соответствующие организационные формы проведения занятий (виды занятий). Назовем их базовыми составляющими, необходимыми для подготовки и проведения электронного обучения.

Исследования структуры и содержания отечественного и зарубежного учебно-методическое обеспечения позволили сформировать рациональный, с нашей точки, зрения состав электронного учебно-методического комплекса (УМК):

  • Введение к курсу (автор, аннотация);
  • Программа учебной дисциплины;
  • Учебная информация, представленная в различных формах;
  • Руководство по изучению комплекса;
  • Хрестоматия (электронная библиотека курса);
  • Академический календарь;
  • Практикум;
  • Тесты;
  • Глоссарий и список сокращений и аббревиатур;
  • Заключение. [4]

После того, как разработан УМК для проведения учебного процесса преподавателю потребуется сформировать и отобрать организационные формы проведения занятий. В настоящее время удалось составить список и провести первичный перечень видов занятий для e-learning [5].

  1. Лекции (аудио, видео, слайд-лекция, текстовая)
  2. Консультации (индивидуальные, групповые, электронная почта, аудио и др.)
  3. Семинары (аудиоконференция, видеоконференция, эпистоконференция)
  4. Лабораторно-практические занятия
  5. Проекты [курсовые работы] (групповые, индивидуальные, исследовательские, творческие, информационные)
  6. Индивидуальные (домашние) задания (эссе, рефераты, задачи и др.)
  7. Тестирование
  8. Экзамены, зачеты
  9. Игры
  10. Ситуационные задачи (кейс-стади)
  11. Учебные научно-исследовательские работы (УНИР)
  12. Экскурсии
  13. Учебное портфолио.

Этот список постоянно обновляется и расширяется. Например, интенсивно исследуются педагогические возможности применения сервисов веб2.0 в учебном процессе. Известно, что Web 2.0 (веб 2.0.) - сетевые сервисы, которые используются для организации совместной комфортной сетевой деятельности в обучении. Сервисы Веб2.0 позволяют работать с веб-документами совместно, обмениваться информацией и работать с массовыми публикациями [6,7].

Исследования возможностей веб2.0 проводятся, например в СГА, МФПА, Нижегородском педагогическом университете. Большое внимание этому вопросу уделяется в Центре электронного обучения (www.e-learningcenter.ru). Стало понятным, что в учебном процессе вполне уместно применять такие сервисы как блоги, делишес, вики, ютьюб. Вполне возможно, что дидактические возможности веб2.0 позволят разработать отличные от указанных в списке формы проведения электронных занятий.

Выводы автора статьи:

  1. Интернет необратимо вошел в образование. Это наиболее адекватный инструмент для реализации концепции непрерывного образования.
  2. Модели интернет-обучения делятся на полное (бесконтактное) интернет-обучение и комплексное (смешанное, blended).
  3. Для обучения через Интернет применяют специальное программное обеспечение (оболочки), хотя и находят применение в учебном процессе конструкторы сайтов и, реже, прямое программирование. Большое распространение получила свободно распространяемая среда MOODLE.
  4. Для успешного внедрения Интернета в учебный процесс надо решить комплексно ряд задач, среди которых важными являются мотивация персонала и поддержка проекта руководством.
  5. Базовыми дидактическим элементами для реализации интернет-обучения являются электронные учебно-методические комплексы и система организационных форм проведения электронных занятий.

 

Статья очень полезна, написана доступным языком, обстоятельна, может быть использована, как методическое пособие для преподавателей, которые занимаются дистанционным обучением.

 

А.А. Петрова