Вы не зарегистрированы

Авторизация



"А за окном зима..."

Данные об авторе
Автор(ы): 
Кириллова Анастасия Анатольевна
Место работы, должность: 
Псков, Муниципальное образовательное учреждение "Средняя школа №24 им. Л.И.Малякова"
Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1. Подготовить учащихся к сочинению-описанию зимнего пейзажа. 2. Показать взаимосвязь между русским языком, литературой, живописью, музыкой.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учеников в классе: 
26
Используемые учебники и учебные пособия: 

Русский язык : Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. - 24-е изд. - М., Просвещение,2002.

Используемое оборудование: 

Мультимедийный проектор для показа презентации "А за окном зима..."

Краткое описание: 
Урок развития речи на тему "А за окном зима..." Учащиеся читают стихи о зиме,слушают музыку, анализируют прозаические отрывки, знакомятся с творчеством живописца Н.П.Крымова.В качестве домашнего задания учащимся предлагается создать зарисовку на зимнюю тему (2 варианта).

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Конспект урока:

Тема:               А за окном зима…

 

Цели:

1.      Подготовить учащихся к сочинению-описанию зимнего пейзажа.

2.      Показать взаимосвязь между русским языком, литературой, живописью, музыкой.

 

Оборудование урока:

1.      Компьютерная презентация «А за окном зима…» (9 слайдов).

2.      Музыкальное сопровождение: Г.Свиридов.  «Пастораль» (музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»).

Урок начинается с музыкального сопровождения.

Ход урока:

       I.      Организационный момент.

    II.      Объяснение нового материала:

 

1.      Вступление:

Итак, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, и тема у него тоже не совсем обычная.

В этом году мы долго ждали зиму, терпели осеннюю сырость и слякоть, уже не надеялись на смену погоды… И вдруг в конце января наступила настоящая снежная, морозная, прекрасная зима.

Вот и урок наш будет посвящен зиме. И тема его  - «А за окном зима…»

Вопросы:

ü      А что значит для вас зима?

ü      Почему вы с нетерпением ждете первого зимнего снега?

ü      Какие чувства вы испытали в первые зимние дни?

ü      Что сказочного ждете вы от этого времени года?

2.      Проверка домашнего задания:

К этому уроку вы готовились, подбирая стихотворения о зиме.

Вопросы:

ü      Какие произведения о зиме вы прочитали?

ü      Какой предстает зима в этих строчках?

ü      Какие поэтические приемы используют авторы, чтобы описать картины зимы?

3.      Связь с музыкой:

Наш разговор идет сегодня на фоне музыки…

ü      Связана ли она с нашей темой?

ü      Кто автор этого произведения?

4.      Работа с текстами:

А теперь посмотрим, как описывают зиму мастера прозы (тексты М. Пришвина и И. Шмелева).

Вопросы:

ü      Что сближает эти тексты?

ü      Какое настроение у вас создается при чтении этих текстов?

ü      Какие звуки зимы услышали писатели и передали нам? Запишите их.

ü      Как они помогают озвучить текст?

ü      Какие действия может совершать снег? Выпишите слова, обозначающие действия снега и действия с ним.

ü      Какие краски есть у зимы?

ü      Выпишите цвета, в которые окрашивают зиму М.Пришвин и И.Шмелев.

ü      А каким вы видите снег?

ü      Какого цвета он был, когда вы проснулись, пошли в школу?

ü      Каким он будет вечером?

 

Посмотрим, каким еще может быть снег (текст М.Гая).

Вопросы:

ü      Почему разные герои по-разному оценивают снег?

ü      Какие еще эпитеты можно добавить, говоря о снеге? Запишите их.

 

5.      Работа с картиной:

Мы познакомились с тем, как мастера слова описывают зимнюю пору. Теперь посмотрим, как это происходит в живописи.

      В 5 классе мы работали над описанием картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Вопрос:

ü      Какой изображена зима на этой картине?

 

Но не только этот художник воспевал зиму в своих произведениях.

Сегодня мы познакомимся с творчеством другого русского живописца – Николая Петровича Крымова.

Его произведения ценят за правдивость при изображении разнообразных состояний природы, за любовь к родной земле.

Большое место в творчестве Н.П.Крымова занимает изображение зимы. Посмотрим на картину «Зимний вечер» (1913 год).

Вопросы:

ü      Какова тема этой картины?

ü      Зима на картине Н.П.Крымова деятельная, веселая ( как у И.Э.Грабаря) или спокойная, умиротворенная?

ü      Каково лексическое значение слова «умиротворенная»?

ü      Как образовалось это слово?

ü      Какое настроение создает эта картина?

ü      Чем достигается это ощущение покоя, тишины, умиротворения?

ü      Как построена картина?

ü      Где находится художник?

ü      Чему уделяется его основное внимание?

ü      Каким изображен снег в предвечерний час?

ü      Подойдут ли для описания уже записанные «снеговые» эпитеты?

ü      Что еще помогает понять, что на картине изображен вечер?

ü      Каким на картине изображено небо? Почему?

ü      Какие тона использовал художник для описания зимнего вечера? Запишите определения.

ü      Какие тона помогают почувствовать покой и умиротворение? Запишите определения.

ü      Как художник относится к природе?

ü      К чему он нас призывает?

Действительно, картина привлекает нас своей лиричностью, правдивостью, стремлением найти красоту в самых скромных уголках природы.

Неслучайно, сам художник писал об этом так: « Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде».

 

 

 

 

6.      Подведение итогов:

Наш сегодняшний разговор был посвящен зиме. Вы послушали прекрасную музыку, почитали произведения разных авторов о зиме, посмотрели картины с «зимней» тематикой.

А теперь попробуйте сами стать художниками слова – напишите небольшую зарисовку на зимнюю тему, а именно:

ü      «А за окном зима…» (по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»)

ü      А за окном зима…

План для темы №2:

1.      «Здравствуй, гостья-зима!»

2.      «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…»

3.      «Чародейкою-Зимою околдован, лес стоит…»

4.      «И рады мы проказам матушки-зимы…»

 

 III.      Домашнее задание:

зарисовка на зимнюю тему.

 

Прикрепленный файлSize
А за окном зима.ppt173.5 KB

»  Размещено в сообществах:   
Будем говорить по-русски!