Вы не зарегистрированы

Авторизация



Устный журнал "Великий, могучий русский язык"

Фото пользователя Гульнара Гарифулловна Гаязова
Submitted by Гульнара Гарифулловна Гаязова on Fri, 22/01/2010 - 11:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гаязова Гульнара Гарифулловна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
-расширить лингвистический кругозор, общую языковую культуру учащихся; -развивать языковое чутье, потребность пополнять знания; -воспитывать любовь и уважение к русскому языку;
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Краткое описание: 
Устный журнал состоит из 5 страниц, включающих полезную информацию, игровые задания.

 

Устный журнал
Тема: «Великий, могучий русский язык»
 
Цели:
-расширять лингвистический кругозор, общую языковую культуру учащихся;
-развивать языковое чутье, потребность пополнять знания;
-воспитывать любовь и уважение к русскому языку;
 
Оборудование: компьютерная презентация, фразеологические словари, портреты писателей, выставка книг
 
1-я страница — «В мире мудрых мыслей».
2-я страница -   «А знаете ли вы…»
3-я страница — «Почему мы так говорим?»
4-я страница — «Жемчужины русского языка»
6-я страница – «Занимательно о русском языке»
 
Оформление: плакаты
1. «Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». А. С. Пушкин.
2.      «Нет слова, которое было бы так  замашисто,  бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко   сказан­ное русское слово». Н. В. Гоголь.
3.      «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
И. С. Тургенев.
4. «Русский язык — настоящий, сильный,  где нужно — строгий, серьезный, где нужно — страст­ный, где нужно — бойкий и живой».
Л. Н. Толстой.
 
Ведущий:Наш сегодняшний устный журнал мы посвящаем русскому языку. Великий и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Русский язык — один из богатейших языков мира. И первая его страница называ­ется «В мире мудрых мыслей». На этой стра­нице— высказывания великих людей о русском языке.
1-й ученик. Русский язык бесконечно богат, певуч, красив. Сколько гимнов пропето о силе его! Сколько стихотворений, высказываний писа­телей, поэтов и государственных деятелей посвя­щено великому русскому языку.
2-й ученик.
Русский язык!
Ты—светоч и звон,
Ты—цветенье народа,
Ты в бурях кровавых столетний возник,
В тебе — справедливость, протест и свобода,
О громкий, могучий, великий язык!
3-й ученик. Прекрасные мастера слова М. В. Ломоносов, Н.В.Гоголь, Н.М.Карамзин, М. Горький высоко ценили русский язык. А.С.Пушкин писал: «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими…»
4-й ученик. Достоинствами русского языка вос­хищался К.Г.Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы , детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке четкого выражения»
1-й ученик. В своем прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев называет язык «великим, могучим, правдивым и свобод­ным» (читается это стихотворение).
2-й ученик. Замечательный писатель А. Н. Толстой, восторгаясь богатством языка, писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий ,как стрелы, певучий и богатый, задушевный как песня над колыбелью… Настанет время (и оно не за горами), когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
 
3-й ученик.
Если хочешь судьбу переспорить,
Если ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре —
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи—
Выучи русский язык!
Ведущий: 2 – я страница нашего журнала называется «А знаете ли вы?» Эпиграфом к этой странице будет пословица « В умной беседе быть – ума прикупить». А знаете ли вы какие изменения произошли в азбуке в связи с реформой 1917-1918 годов.
1 – ученик: В 1917-1918 годах из азбуки были исключены буквы «ять», «ижица», «фита», «ер» в конце слова. Что это за буквы и почему их изгнали из алфавита? Буквы «ять» и е произносились совершенно одинаково. Сравните два слова: вечер-ветер. В слове вечер писали букву е, а в слове ветер  «ять»: вечер – вьтьр. Букву «ять» называли буквой-страшилкой, буквой-пугалом, потому что она приносила много огорчений школьникам. Им приходилось изучать много правил на правописание буквы «Ять». Ошибки на эту букву считались самыми страшными. Выражение знать на ять свидетельствовало о наилучших познаниях.
2 – ученик: Знаменитая буква «ять» не была одинока в русской азбуке прошлых лет. Вот перед вами три слова: мир – «тишина, спокойствие», мир- «вселенная», миро – «душистое вещество». Первый слог всех трех слов произносился совершенно одинаково, а на письме один и тот же звук и обозначался разными буквами: мир, мiр, мvро. Буква «ижица» выглядела как римское «пять» V. Еще в первой половине 19 века многие считали, что «ижица» не нужна и что пора ее выкинуть из алфавита. Но эта буква просуществовала до реформы 1917 года.
3 – ученик: Буква «ер» (ъ), так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной корня. А до реформы 1917 года Ъ писался в конце слов после твердых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ. Эту букву «ер» называли «бездельником», «лодырем», потому что в конце таковых слов она вовсе была не нужна, пожирала только время и бумагу. В одном только романе Л.Н.Толстого «Война и мир» в дореволюционном издании на 2080 страницах было 115 тысяч букв «ер», никчемных бездельников. Если все эти буквы собрать вместе, то они заняли бы 70 страниц. Вот столько бумаги ушло бы впустую. Итак, после реформы 1917 года азбука была намного упрощена.
4 – ученик. Знаете ли вы, какое слове в русском языке самое длинное? Это слово придумали ученые-химики. Желтый горький порошок акрихин имеет другое более точное название, состоящее из 44 букв: метоксихлордиэтиламинометилбутиламиноакридин. А в других языках есть слова, состоящие из 100 букв и более. Об этом и других интересных фактах вы можете прочитать в книге «Язык мой – друг мой, язык мой – враг мой»
 
Ведущий.  Открываем третью страницу нашего журнала. Она  называ­ется «Почему мы так говорим?» Эпиграфом к этой странице мы взяли слова Н.В.Гоголя: «Нет слова, которое было бы так  замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко   сказан­ное русское слово».
Богатство языка – это и богатство его фразеологии, то есть выразительных и образных оборотов, метких и крылатых слов.
Очень часто за устойчивыми оборотами лежит целый мир, историческая эпоха - факты ушедшего быта, реальные события далёкого прошлого. Сегодня мы расскажем вам об истории происхождения некоторых образных выражений, то есть фразеологизмов.
1-й ученик. Выражение «баклуши бить». Баклушей называлась деревянная чурка, из которой вырезали ложки, посуду и другие деревянные изделия. Колоть (бить) баклушу считалось лег­ким делом, которое обычно поручалось стари­кам или детям. Отсюда бить баклуши - значит зани­маться пустяками, бездельничать.
2-й ученик. «Калачом не заманишь». Русские до XVII века ели ржаной хлеб (как бедные, так и богатые). Из пшеничной муки лишь на празд­ники пекли калачи и считали их большим лаком­ством. Калачом не заманишь никакими лако­мствами, никакими обещаниями не заманишь.
3-й ученик. «Канитель тянуть». В старину мед­ные, золотые и серебряные нити для вышивки изготовляли вручную: раскаляли металл и осто­рожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая называлась канитель. Работа была очень медленной, поэтому стали говорить: кани­тель тянуть (медлить, мешкать).
4-й ученик. «Не солоно хлебавши». На Руси когда-то соль была очень дорогой. Возить ее приходилось издалека, дороги были плохие, да и налог на соль был высоким. В старину пищу солили уже сидя за столом. Часто хозяин солил гостям еду своей рукой. Гостю познатнее сыпал больше (иногда и лишнее вот откуда «пересо­лил»). А гостю незнатному, сидевшему где-ни­будь в дальнем конце стола, соли совсем не доставалось. Поэтому про плохой прием, ока­занный кому-нибудь, про чью-либо неудачу го­ворили: ушел не солоно хлебавши.
Ведущий. Объяснение значений и происхож­дение фразеологических оборотов можно найти во фразеологических словарях, например, «Фразе­ологический словарь русского языка», составлен­ный Л. А. Воиновой и др., под редакцией А. И. Молоткова, или в «Кратком этимологическом словаре русской фразеологии».
1- ведущий: А теперь попробуйте отгадать фразеологические загадки. О каком же слове идет речь?
-Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер)
-Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприят­ное дело; а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; она в голове у путаников. (Каша)
-Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)
-Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопа­ют, если чего-то не понимают; не белье, а их раз­вешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
-Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. (Вода)
-Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, застав­ляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)
 
2 - ведущий: Теперь попробуем собрать  стенд «Фразеологи­ческий зверинец».
1.      «… (кто?) на ухо наступил»
2.      «подкладывать … (кого?)»
3.      «тянуть … (кого?) за хвост»
4.      «писать как … (кто?) лапой»
5.      «как … (кому?) пятая нога»
6.      « как с … (кого?) вода»
7.      «… (как?) смотрит»
8.      «… (кто?) отпущения»
9.      «белая … (кто?)»
10. «делать из мухи … (кого?)»
3 –ведущий:  В устойчивых выражениях нельзя заменить или опустить слово, так как меняется смысл. В следующем задании требуется подобрать нужное  слово.
Как ветром...    (унесло, сдуло, закрутило).
Хвост... (сжать, скомкать, поджать).
Начать с... (азов, буквы, книги).
     Метать бисер перед... (свиньями, кошками, пти­цами).
Выносить сор из... (избы, бани, погреба).
Брать... (быка, корову, оленя) за рога.
     (Олух, тупица, бестолочь) ...царя небесного.
 
Ведущий: А теперь составьте слово из первых букв выделенных слов.  Получилось слово... (спасибо). Спасибо, ребята, за вашу активность.
Как видите, русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.
 
Ведущий. Третья страница журнала называется «Жемчужины русского языка» Эпиграфом к этой странице мы взяли слова М.Горького: «В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги»
1-й ученик: Пословицы  знакомы нам с детства. Они возникли в давние времена, еще до того, как на Руси появилась грамота. Старинные пословицы живут в языке и сегодня – и в разговоре, и в книге. Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в любви и дружбе, в отношениях с другими людьми.
 
2-й ученик: Молод ты или стар, болен или здоров, опечалился или обрадовался – на всякое твое переживание, на любое событие сразу отзовется пословица: даст разумный совет, наставит на ум, утешит, развеселит. Пословицы отражают различные чувства, характеризуют разных людей, хвалят и порицают, сочувствуют, а главное – учат, но не грубо, а мягко, ненавязчиво.
 
3-й ученик: Пословицы отзываются на все случаи жизни, поэтому их так много. Когда ученые стали собирать и записывать пословицы, выяснилось, что их более тридцати тысяч!
 
4-й ученик: Известный писатель Михаил Васильевич Шолохов назвал пословицы «крылатой мудростью». «Как на крыльях они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость»
 
Ведущий: Сейчас мы с вами поиграем. Я буду на начинать пословицу, вы будете заканчивать.
 
1.      Не спеши языком… (торопись делом)
2.      Готовь сани летом … (а телегу зимой.)
3.      С кем поведешься … (от того и наберешься)
4.      Труд человека кормит, … (а лень портит)
5.      Делу время, … (потехе - час)
6.       Кто много говорит, … (тот мало делает)
7.      Кто любит трудиться, … (тому без дела не сидится)
8.      Лучше горькая  правда, … (чем сладкая ложь)
9.      Человек от лени болеет, … (а от труда здоровеет)
10.Красна птица пером,  … (а человек умом.)
 
 
Ведущий: Следующее задание будет посложнее.  Мы вам прочитаем небольшие истории, а вы догадайтесь, на какие пословицы они придуманы.
 
1-й ученик: Взял мальчик косу и задумал траву косить. Порезал себе ногу и заплакал. Баба увидела и сказала: «Не тебе косить. Тебе еще только батюшке завтраки носить. Знай сверчок свой шесток».
 
2-й ученик: Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали: «Ворон за море летал, умнее не стал».
 
3-й ученик: Волк съел овцу; охотники поймали волка и стали его бить. Волк сказал: «Напрасно вы меня бьете» я не виноват, что сер». А охотники сказали: «Не за то бьют, что сер, а за то, что овцу съел».
 
1-й ученик: Девочка без матери зашла в погребок и выпила молоко.  Когда мать      пришла, девочка потупилась и не глядит на мать. И сказала мама: Знает кошка, чье мясо съела.
 
2-й ученик:     Бежал заяц от собак и ушел в лес. В лесу ему хорошо    было, да уж много он страху набрался и хотел еще лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, полез в чащу в овраге – и наскочил на волка. Волк схватил его. «Видно, правда, - подумал заяц, - что хотел спрятаться и вовсе пропал. Было мне хорошо, хотел, чтобы было еще лучше. А ведь верно говорят, что …( От добра добра не ищут.)
Ведущий: Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают нашу речь, обогащают ум. Услышав пословицу, мы стараемся запомнить ее на всю жизнь. Оттого и говорится: старая пословица ввек не сломится.
 
Ведущий: От­крываем 5-ю, последнюю страницу устного жур­нала, которая называется «Занимательно о русском...», и она посвящена занимательным играм. Русский язык - это не сухая наука, хотя и серьёзная. Однако и о серьёзном можно говорить с элементами шутки, занимательности. Предлагаем вам различные задания, которые покажут, что русский язык не только богат и выразителен, но и очень  интересен.
1-й ученик: Предлагаем вам отгадать метаграммы.  Метаграмма – это загадка, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы на другую получается новое слово. Например, меняя первую букву в слове сом, получим: дом, ком, лом, том
 
1.Меня в сказке вы отыщите,
   Я в сказке Пушкина герой.
   Но Л на Н лишь замените,-
   Сибирской стану я рекой. ( Елисей – Енисей)
 
2.Когда я с Т, на мне плывут.
   Когда я с Д, меня сорвут. ( Плот – плод)
 
3.С К я в школе на стене,
   Горы, реки есть на мне,
   С П – от вас не утаю-
   Тоже в школе я стою. ( Карта- парта)
 
4. С Ч над морем я летаю,
    С Г в машинах я бываю.
                                 (чайка-гайка)
5. С М меня ты надеваешь
    С Л собаку называешь.
                                  (майка-лайка)
           6. С б смертельной я бываю,
              С м меха я пожираю,
              С р актёру я нужна,
              С с для повара важна.
(Боль моль роль соль.)
 
7. С третьей буквой алфавита
    Я  больных лечу,
    А с четвертой-
    Я весной прилечу.
 ( врач-грач)
 
8. Я сибирская река,
    Широка и глубока.
    Букву Е на У смени –
    Буду спутником Земли.
     (Лена-Луна)
  
         9. С глухим согласным наливаюсь в поле,
              Со звонким – сам звеню я на раздолье.
                                       (колос-голос)
 
 10.С глухим – траву она срезает,
                Со звонким – и листочки объедает.
                                      (коса-коза)
 
           11.Меня ты не напрасно ценишь:
                Тебя насытить я могу.
                Но если У на Е заменишь,
                 Я по деревьям побегу.
                                      (булка-белка)
 
            12.Чтоб отгадать, имей терпенье,
                  С Л часть лица, а с б растение.
                                                 (лоб-боб)
2-й ученик: А знаете ли вы, что такое анаграммы?. Анаграммы — это слова, получающиеся из дру­гих слов при обратном чтении (кот ток) или при пе­рестановке слогов   и   букв   (сосна насос,   ручка чурка)
    1. Я — дерево. В родной стране                                 
       Найдёшь в лесах меня повсюду.                              
       Но слоги переставь во мне —                                 
       И воду подавать я буду.  
                                  (сосна-насос)                                    
2. Легко дыша в моей тени,                                      
Меня ты летом часто хвалишь.                                
Но буквы переставь мои —                                    
И целый лес ты мною свалишь
(Липа пила.)                                               
3. Я украшаю луг, поляну,
                    Цветок для всех знакомый я,
 А буквы переставь, я стану
 Презлое насекомое.
 (ромашка-мошкара)
                 4. Кто по воде так быстро мчится?
                     Найди название ему.
                     Прочти иначе – превратится
                     Он в детский лагерь, что в Крыму.
                                         (катер-Артек)
 
 5.Лежу я на земле,                                                                                                                Прибитая к железу,
Но буквы переставь -
В кастрюлю я полезу.
 (шпала-лапша)
 
3- й ученик:   А сейчас попробуйте отгадать шарады. Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.
 
        1.На первом стоит часовой
Второе в лесу зеленеет.
На целое, только стемнеет,
Ты ляжешь – и кончен твой день трудовой. (Пост- ель)
 
       2.Первое –нота, второе – тоже,
А целое- на горох похоже. (фа- соль)
 
       3.Первый слог –напиток,
Второй – название буквы,
А целое – птица.( Чай-ка)
 
        4.Слог первый — нота на рояле,
           Второй — в земле мы откопали,
           А целое с большим вниманием
           Мы будем слушать на собрании. (До-клад.)
 
            5.Три буквы облаками реют.
      Две видны на лице мужском,
      А целое порой белеет
       В тумане моря голубом. (парус)
         6.В ярме шагает первый слог.
     Второй, конечно уж, предлог!
    А целое « корабль качает,
     То вверх, то вниз его бросает. (волна)
 
       7.Мой первый слог – предлог,
       А во втором мы проживем все лето,
       А целое от нас и вас
       Давно уж ждет ответа. (задача)
 
4- ученик: В русском языке есть еще понятие «логогрифы». Логогрифами называются слова-загадки, ме­няющие своё значение при отнимании или прибавлении букв (гроза роза, галька галка),
1. Известное я блюдо.
Когда ж прибавишь м
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
(Уха муха.)
2. И по реке, и по пруду
Плыву я в тихую погоду.
Но вставь лишь и — я поведу
Стальную птицу к небосводу.
(Плот пилот.)
 
                        3.на берегу морском
                           Я круглый год валяюсь;
                           Отнимешь мягкий знак –
                            И вверх я устремляюсь.
     (галька-галка)
 
                        4. Пойди-ка в сад и погляди:
        Я там цвету, благоухая.
                            Но Г приставишь впереди –
                             И в небе я загромыхаю.
           (роза-гроза) 
 
1 - й ученик: Теперь сыграем в такую игру: я буду показывать вам слово, записанное на табличке, а вы прибавьте к каждому слову слева по одной букве, чтобы получилось новое слово, например: Анна –ванна.


  • Рот ( крот)
  • Ель (мель)
  • Вал (овал)
  • Игры ( тигры)
  • Лён ( клён)
  • Ров( кров)
  • Том(атом)
  • Лень( олень)
  • Рубка ( трубка)
  • Кол (укол)
  • Овцы ( ловцы)
 


 
 
Ведущий. Закрываем последнюю страницу нашего устного журнала.
Надеемся, что сегодняшняя встреча с «великим и могучим» русским языком подтолкнёт нас к серьёзному изучению русского языка, чтобы в наших «умелых руках» он был в «состоянии совершать чудеса».
 
Прикрепленный файлSize
Великий , могучий русский язык.doc94.5 KB

»  Размещено в сообществах: