Вы не зарегистрированы

Авторизация



Компетентностный подход в основной школе и использование ЦОР в дистанционном обучении

    Выберите действие:

 

В настоящее время переход к компетентностному подходу в обучении обществознанию становится настоятельным требованием времени. Конечно, это не означает полного отказа от традиционных методик. В то же время становятся видны пределы дидактических возможностей традиционных форм подачи материала.
 
При внедрении парадигмы компетентностного подхода в основной школе представляется целесообразным сосредоточиться на следующих формах работы:
 
- изменить традиционные методики и формы подачи материала школьного курса: материал неэффективно излагать исключительно на теоретическом уровне - гораздо выше уровень его освоения и понимания через рассмотрение конкретных примеров, реальных ситуаций из социальной жизни;
- обратить внимание на научение мысленно моделировать типичные социальные ситуации, поведение в них; устанавливать связи между теоретическими положениями курса и иллюстрирующими их конкретными примерами;
- повысить роль в учебном процессе заданий, требующих применения интеллектуальных умений, а также заданий практико-ориентированных;
- вводить широко в практику преподавания задания, требующие применения знаний: обществоведческие познавательные задачи и задания проблемного характера;
- обеспечить систематическое повторение пройденного в целях прочного овладения всеми выпускниками основными элементами содержания курса; при этом важно опираться на внутрикурсовые связи и использовать различные формы и способы проверки знаний и умений;
- организовать личностно-ориентированную работу по овладению курсом, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика; с помощью текущего и тематического контроля систематически фиксировать продвижение отдельных учащихся по пути достижения зафиксированных на нормативном уровне требований к их знаниям и умениям.
С учетом изложенного подхода попробуем охарактеризовать этапы подготовки дистанционного урока по обществознанию с использованием ЦОР.
 
1. Определим тему урока.
Например:
·        Рыночная экономика;
·        Развитие общества;
·        Социальная структура общества;
 
 
2. Установим, какие содержательные единицы образовательного стандарта необходимо раскрыть при изучении данной темы.
 
 
3. Выясним, какими ЦОР, относящимися к изучению данной темы, мы располагаем.
 
 
4. Теперь проанализируем подробнее отобранные ЦОР по схеме, которую мы разобрали на прошлом занятии, в части, касающейся форм работы с данным ЦОР, а также умений и навыков, которые мы развиваем, таким образом, у учащихся. Именно на данном важнейшем этапе работы мы осуществляем методологическую и методическую реализацию компетентностного подхода. Это ключевой момент подготовки урока.
 
6. Теперь установим тип занятия, которое мы хотим создать. Это во многом будет зависеть от той базы ЦОР, которая имеется в нашем распоряжении.
При наличии разнообразных по содержанию и по типам ЦОР мы можем подготовить уроки разных типов. Предлагаем сейчас рассмотреть 2 основных типа:
·        «классический» урок;
·        урок-практикум.
 
1) Слово «классический» взято в кавычки, поскольку здесь не будет привычной работы учителя в классе, все изучение будет строиться на базе работы с ЦОР. В то же время урок будет состоять из модифицированных элементов стандартного комбинированного урока: изучение нового материала, закрепление изученного, проверка знаний, домашнее задание.
Такой урок строится как несколько последовательных «эпизодов» работы с несколькими ЦОР. Вначале учащимся сообщаются основные цели и задачи, которые ставятся перед ними в ходе урока. Это делается на основании того анализа ЦОР,  который был произведен ранее. Надо сообщить учащимся, какими понятиями им предстоит овладеть, каких умений и навыков потребует от них предстоящая работа.
Затем готовятся задания к конкретным ЦОР, которые и предлагаются на уроке. Закрепляющие задания целесообразно предложить как обобщающие, выполнение которых потребует актуализации знаний, полученных при работе со всеми ЦОР в ходе урока. Подобное задание может быть также предложено на дом.
 
2) Урок-практикум в основном может строиться на базе одного-двух ЦОР, содержащих значительный объем социальной информации. Это, прежде всего, текстовые ресурсы, диаграммы, графики. Здесь задания будут требовать от учащихся умения анализировать предложенные данные, высказывать собственное мнение. Подобные уроки нацелены, прежде всего, на формирование таких операционно-действенных умений,  как «получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации», «критическое осмысление различных трактовок общественных событий, умение отделять факты от их интерпретаций, формулировать на этой основе собственные оценочные суждения», «наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические знания».
 
 
7. На следующем этапе создания урока мы осуществляем его «сборку» из подготовленных ранее элементов. Эти элементы суть конкретные ЦОРы, подобранные в соответствии с определенным типом урока, с разработанными формами работы с ними, с подготовленными заданиями для учащихся, позволяющими организовать работу на практике.
 
 
8. В заключение необходимо сделать то, о чем при презентации готового урока принято по традиции сообщать в начале, но что может быть по-настоящему осознано только тогда, когда урок во всех его методических деталях хорошо виден создателю. Речь идет о характеристике общих целей и задач урока. Они касаются как содержания образования, так и развития операционно-действенных умений учащихся в ходе урока.
 
 
Предлагаю Вам высказать свои соображения по предложенным для обсуждения вопросам и подготовить материалы для уроков, реализующих принципы компетентностного подхода.

 

 


»  Размещено в сообществах: