Вы не зарегистрированы

Авторизация



Игры на уроках физкультуры

                                                 Введение.

 

Игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений и проявлялись смекалка, выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля и стремление к победе.

 

Передовые представители культуры, русские учёные П.Ф.Лесгафт, Е.А.Покровский, В. В. Гориневский, К.Д.Ушинский, Г.А.Виноградов, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребёнка, в приобретении им определённых навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения.

 

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Широк спектр их применения: они могут исползоваться автономно на уроках физкультуры, а также являться интересным, деятельностным, неотъемлемым компонентом спортивных праздничных внешкольных мероприятий. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия  в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их исполнения. В третьих сюжет и действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

 

При отборе игр, способствующих физическому воспитанию школьников, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которым понимается прежде всего сюжет, тема игры, её правила и двигательные действия. Именно содержание определяет образовательную и воспитательную значимость игры и соответственно игровые действия детей; от содержания зависят своеобразие организации и характер выполнения двигательных заданий.

 

 

В подвижных играх происходит возрождение традиций древней культуры всех народов, населяющих Российскую Федерацию. Наши искусство и литература содержат в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры.

 

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств, любви и преданности Родине.

 

 

 

 

                                                                                                                                                

                                                                                                                                                               

 

По содержанию все  игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям любого возраста. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирующих переход детского организма к более высокой степени развития. Все свои жизненные впечатления и переживания  дети отражают в условно игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ, например:»Гуси-лебеди»,»У медведя во бору» и т.д.

 

 

Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно  характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

 

В играх не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много позновательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий.Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребёнок должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату(«Палочки-выручалочки», «Пятнашки»).

 

 

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведения детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявление чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости.

 

В играх много юмора, шуток, соревновательного задора:движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

 

Для работы с младшими школьниками подбирают соответствующие средства воздействия и методы воспитания. Лучшим средством  изучения детей являются  игры, где ребёнок естественным образом полностью раскрывается, а учитель, наблюдая, делает необходимые выводы о качествах каждого ученика(смелый, ловкий, открытый, замкнутый, доброжелательный, честно выполняющий правила или игнорирующий их, оказывающий помощь товарищам или стремящийся выделиться сам.) и целой группы(как распределяют свои роли ученики в парах, тройках, четвёрках, договариваются спокойно, на равных или утверждают своё превосходство). Всё это позволяет наметить конкретную программу действий, внести коррективы в планы, направленные на формирование хорошего первичного коллектива.

 

Правила игры главный организующий элемент работы. Умело, объясняя их, учитель помогает ученикам понять свои обязанности и действия, ограничения и возможности.Важное условие игры высокая эмоциональность. Оценивая результаты, учитель акцентирует внимание на характере отношений между детьми, взаимопомощи в команде, активности, честности, дружбе, доброжелательности к товарищам и соперникам.

Успех игры в значительной степени зависит от подбора составов команд, капитанов, водящих. При этом важно иметь в виду первоночальные наблюдения за учениками и организовать игровой процесс в соответствие с подмеченными особенностями,подготовленностью и личностными отношениями детей.

 

Важно всегда учитывать в работе индивидуальные особенности детей. Например, у учителя сложилось мнение об одном ученике:»Не  обладает большим даром общения с товарищами. Охотнее всего общается в игре. Предпочитает чьё-либо руководство. Делает всё добросовестно, но никогда не проявляет инициативы». В данном случае можно рекомендовать педагогу такую программу воспитания у ученика активности: постепенно увеличивать число поручений и повышать их трудность; создавать непривычные условия, давать задания на фоне утомления, поощрять их за активное исполнения порученного.

А вот другой пример характеристики ученика, в игре возбуждён, беспокоен, может толкнуть рядом стоящего, выбить мяч, разговаривает, должен главенствовать, стремится попасть в более сильную команду. Не соглашается с решениями судьи или водящего в игре. В прграмму воспитания этого ученика следует включать задания по подготовке мест занятий, создание ситуаций, сочетающих личные интересы с общественными, обучение правильным самоприказаниям.

 

Обязательное условие в организации игр дифференцированный подход к детям. Одних надо подбодрить, убедить в собственных возможностях, успокоить, других сдержать от излишнего рвения, третьих заинтерисовать. Широко применяются и методы поощрения, словесные одобрения, нацеливать детей на волевые усилия, самоприказы, убеждают в способности активно участвовать в практической деятельности, приносить пользу. Всё это вместе взятое формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий в игре, создаёт основу для общественной активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология организации и проведения спортивных и подвижных игр в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.

 

            Классификация подвижных игр.

 

Основным условием успешного внедрения подвижных игр в жизнь всегда было и остаётся знание и свободное владение огромным игровым материалом.

 

Все игры для детей дошкольного, школьного возрастов и взрослых, построенные на движении, можно разделить на две большие группы:1) подвижные игры с правилами и 2) спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, организации, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы.

Вторая группа-спортивные игры. Чем младшие дети, тем выгоднее, целесообразнее использовать сюжетные игры, а также простейшие бессюжетные типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами эффективны в школьном возрасте. Спортивные игры можно начинать с 3 класса по упрощённым правилам.

 

Игровые упражнения-это переходные игры от гимнастических упражнений к подвижной игре.Этими упражнениями с великим удовольствием занимаются все возрасты. Особенно их любят дошкольники и школьники младшего возраста.

 

Классификацию подвижных игр можно представить так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Характеристика игр.

               

 

 

              Сюжетные игры.

 

Игры этого вида строятся с учётом опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средств транспорта, явление природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Основой для развёртывания сюжета и установления правил игры служат некоторые особенности поведения животных(хитрой лисицы, повадки хищников-волка, щуки, быстрота движений зайцев, заботливость наседки и т. п.), наиболее характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий, особенности движения различных машин.

 

Сюжет и правила обуславливают характер движений играющих. В одном случае  учащиеся, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом- прыгают, как зайчики, в третьем- им надо влезть на лестницу, как пожарным и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят имитационный характер.

 

Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых играх действия играющих определяются текстом(У медведя во бору», «Гуси», «Зайцы и волки»).

 

Одной из особенностей игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, выполнение которых обязательно для всех.

 

Сюжетные игры коллективны, количество играющих может быть различным, и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями. Основная масса детей в таких играх изображает птичек, зайчиков, а а один ребёнок или учитель становится исполнителем ответственной роли-волка, лисы, совы. Действия всех персонажей игры взаимосвязаны. Действия волка заставляют быстрей двигаться зайцев. Однако каждый игрок проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей. Дети приучаются к согласованным коллективным действиям в определённых условиях, учатся  изменять характер движений по сигналам и в соответствии с правилами.

 

В сюжетных играх дети очень непосредственны. К тому же, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они мгногократно повторяют такие движения, как бег, прыжки, приседание и т. д., чего в обычных условиях они никогда не сделают.

 

 

 

 

 

 

                             Бессюжетные игры.

 

 

 

Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным-в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей(ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, чаще всего основаны на простых движениях: беге, ловле, прятании. Такие игры доступны всем.

 

 

Следует учесть, что бессюжетные игры требуют от играющих большой самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Условия выполнения задания диктуются правилами. Каждый играющий, выполняя задание, действует самостоятельно и в то же время вместе со всеми. Постепенно игры усложняются. При этом детей приучают, например, в беге не натыкаться друг на друга.

 

Затем вводятся более сложные задания на внимание, ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где расположен флажок, туда, где звенит колокольчик.

 

Такие игры требуют от детей знания основных цветов, определение на слух места, откуда раздаётся звук, и в соответствии с этим координирования своих действий.

 

 

В играх, таких как» Береги предмет», «Не опоздай», к детям предъявляются следующие требования: выполнить действия как можно быстрее, найти своё место, сохранить свой предмет. В этих простейших играх уже имеет место задание, заставляющее игрока проявлять быстроту и ловкость.

 

В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс,»Школа мяча») дети выполняют более сложные движения: метание, прокатывание в цель, бросание, ловля. Вначале дети слабо владеют этим движением, поэтому обучение проводится в игровых упражнениях, например:» Прокати мяч», «Попади в воротца», «Подбрось повыше» и других. Упражнения в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами(мячами, шарами, кольцами), у них развивается глазомер, координация движений, ловкость. Дети играют в бессюжетные игры с удовольствием. Это объясняется тем, что с ними играет учитель. Он показывает детям, как надо выполнять задания, сам выполняет ответственную роль, направляет ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении различных движений.

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Игры – забавы.

 

В работе с детьми используются игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они часто проводятся на спортивных праздниках. Двигательные задания в этих играх  выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования( пробежать, держа в руке ложку с положенным в неё шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнять движения с завязанными глазами; ударить ногой по мячу, и т. п.)

 

Игры-забавы- весёлое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но и требующее от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

 

 

 

 

                             Спортивные игры.

 

 

Спортивные игры как средство физического развития имеют большое значение. Им занимаются поголовно всё детское население. Они оказывают физиологическое влияние на организм и способствуют развитию скорости движений, силы, выносливости и ловкости, совершенствованию процесса обмена веществ, кровообращения, дыхания, выделительных функций и т. д. и образования ряда двигательных навыков.

 

Игры как вид физических упражнений характеризуются большим разнообразием движений. При этом движения игроков определяются особенностями течения игры и проведением партнёров, как своей команды, так и команды противника. Игроки должны  быстро оценивать обстановку, принимать правильное решение и реагировать точными движениями. Это требует от игроков быстрой ориентировки в пространстве, связанной с деятельностью зрительного, проприоцептивного и других анализаторов.

 

Таким образом, спортивные игры, как и различные виды единоборства, принадлежат к физическим упражнениям переменной интенсивности с быстрым реагированием на изменяющуюся обстановку. Мышечная деятельность при спортивных играх носит динамический характер. Статические усилия при этом незначительны.

 

Функциональные изменения в организме, вызываемые спортивными играми, так же различны, как  и разнообразны виды игр. Такие игры как футбол, баскетбол, водное поло, хоккей и некоторые другие, при высокой активности игроков связаны с большими сдвигами в обмене веществ, кровообращении, дыхании, выделительных процессах и т. д., другие же игры, как например, городки, относительно мало влияют на течение вегетативных процессов.

Даже одна и та же игра в зависимости от состава  игроков вызывает различные физиологические

сдвиги. Например, при игре в волейбол  у игроков высокого класса физиологический сдвиг очень высок, а у начинающих он незначителен. Поэтому волейбол может быть рекомендован лицам с ослабленным здоровьем.

Интенсивная мышечная работа, совершаемая во время таких игр, как футбол, баскетбол, сопровождается значительной потерей веса. Потери в весе зависят и от метеоусловий и одежде. При игре в русский хоккей (с мячом ) потери в весе менее значимы, могут достигать несколько сот граммов.

Наибольшие функциональные сдвиги в организме возникают при таких играх, как футбол, хоккей с шайбой, баскетбол. Эти игры значительно тренируют регуляторные функции нервной системы, повышают функциональные возможности важнейших внутренних органов и способствуют развитию выносливости, скорости и координированности движений и быстрой ориентировки при непрерывно изменяющейся ситуации.

 

 

 

 

 

                                Методика проведения игр.

 

 

Основным условием успешного внедрения подвижных и спортивных игр в жизнь школьников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, а также методикой педагогического руководства.

Педагог должен уметь правильно сделать подбор игр для любого возроста занимающихся, уметь использовать игры в режиме дня, правильно подготовиться к игре, умело руководить ходом игры, владеть индивидуальным подходом к детям, своевременно использовать повторения и усложнения движений, уметь создавать условия для проведения игр.

Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой нагрузки, делает краткие замечания, указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка, жеребьёвка), взрослому не следует предварительно разучивать текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой приём доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Дети, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально выразительно. Учитель даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что дети поняли его правильно.

Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует оценить поступки тех ребят, кто проявил определённые качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Сюжетную народную игру тоже можно объяснить по-разному. Например, учитель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать прослушать диолог, если он имеется («Гуси-лебеди», «Редьки», «Мак», и «Ястреб и утки» и т.д.), и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путём назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребёнка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного и включиться в игру самому учителю с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).

Главная задача учителя состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среде, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Народные (подвижные) игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы, остаются  надолго в памяти. Они образуют фундамент для  развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

 

 

                                Техника безопасности при проведении подвижных и спортивных игр.

 

При занятиях физическими упражнениями очень важно соблюдать меры безопасности. Задача каждого педагога, занимающегося физическими упражнениями с детьми, не только развивать физическое здоровье подопечных, но и не допустить из-за недосмотра травм, ушибов, ухудшения общего состояния ребёнка. Для этого существуют определённые правила по технике безопасности при занятии физическими упражнениями, которые каждый педагог обязан строго соблюдать и требовать того же от занимающихся.

1.Допуск.

1. Любая группа занимающихся до занятий проходит медицинский осмотр. Результаты осмотра  отмечаются на отдельной странице в классных журналах, журналах групп детского сада, журналах спортивных секций, заявках на участие в соревнованиях врачом, его подписью и печатью медицинского учреждения.

2.К занятиям физическими упражнениями в основной группе занимающихся допускаются дети

С отметкой в журнале «Здоров. Основная группа». Все остальные могут заниматься по специальной программе в группах ЛФК (лечебной физической культурой).

2.Форма одежды.

Форма одежды во всех случаях занятий должна соответствовать виду занятий:

- подвижные игры летом и в спортзале: кеды, полукеды, тренировочный костюм или маечка с трусами;

- подвижные игры зимой на открытом воздухе: кеды или полукеды на хлопчатобумажных и шерстяной носок, нижнее тёплое бельё, свитер с высоким «горлом», теплый спортивный костюм, шерстяная шапочка, перчатки;

- в спортивных видах форма одежды должна соответствовать назначению, и обязательно наличие защитных средств (щитки, маски, шлемы, нагрудники, наплечники, наколотники и т.д.).

3.Выбор мест для занятий.

1.Любое место для занятий с детьми физическими упражнениями должно быть вдали от автодорог или огорожено.

2.Площадка для игр на открытом воздухе должна быть не менее 8*12 метров. Лучшее покрытие – травяное. Можно заниматься  на асфальтовом покрытии,  оно даёт возможность проводить занятия  даже  в дождливую погоду. Зимой площадку надо очищать от снега. В помещении использовать спортзал, рекреации и даже классные комнаты. В спортзале Спортивные снаряды убирают или огораживают их гимнастическими матами.

Категорически запрещается детям в отсутствие руководителя заниматься на снарядах.

На футбольных полях, дедовых, игровых площадках самостоятельный выход команд без учителя, тренера запрещён.

3.Места занятий всегда должны быть чисто убранными, не иметь ям, бугров, посторонних предметов.

 

4.Вводный инструктаж по ТБ.

Перед каждым занятием педагог должен провести вводный инструктаж по ТБ, а во время занятий – перед каждым новым видом (подвижные игры). Школьников инструктирует учитель ФК перед началом учебного года с записью в журнале по ТБ строго под роспись каждого ученика. Учащиеся первых классов прослушивают инструктаж, а расписывается за них классный руководитель или родители.

5.Температурный режим.

Для спортзалов важно сквозное проветривание на 5-10 минут при отсутствии детей через каждый час.

Температура воздуха в спортзале должна быть +14 С. Занятия на открытом воздухе зимой проводить в безветренную погоду или при слабом ветре (до 2 м/с): с учащимися 1-3 классов при температуре воздуха не ниже -15С, а с учащимися 4-11 классов – не ниже -20С.

6.Инвентарь.

Инвентарь подвижных и спортивных игр очень разнообразен, но в основном это мячи. Инвентарь должен быть исправен и проверяется каждый раз перед использованием. Запрещается пользоваться инвентарём с трещинами, сколами, пропускающими воздух, худыми покрышками мячей, нешлифованными ручками различных приспособлений, изготовленных из дерева. На инвентаре не должно быть торчащих гвоздей, болтов, острых краёв.

7.Гигиенические требования.

Каждый занимающийся должен быть в чистой и опрятной спортивной форме.

Ноги на руках и ногах должны быть постоянно коротко пострижены.

Запрещается заниматься, если учащиеся пришли на урок с различными украшениями на костюме, на голове, на руках; запрещается для крепления волос на голове использовать любые приспособления (шпильки, заколки, гребёнки и т.п.) – крепить только резинками.

Карманы должны быть совершенно пусты, можно оставить носовой платок.

                           

 

 

                      Как  подготовиться к занятиям.

 

 

Накануне дня занятий подвижными играми педагог пишет план занятия. Необходимо учесть возраст занимающихся, какие качества педагог планирует развивать у занимающихся на занятии, указать время и место занятия. Перед занятиями нужно подготовить место и необходимый инвентарь. В карман положить шпаргалку с записью очерёдности игр.

Перед играми обязательно провести разминку с занимающимися и визуально отследить, все ли здоровы. Теперь можно переходить к играм.

 

 

 

                              Как выбирать ведущего.

Во многих подвижных играх есть водящий: в одной игре это медведь, в другой – коршун, в третьей – челночок. Чтобы начать игру, нужно выбрать  водящего. Его назначают или выбирают по считалке.

Дети любят шутливые, весёлые стихи-считалки, быстро их запоминают. Все участники встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, лужайку. Один из играющих выходит на середину, громко, чётко выговаривая слова, произносит нараспев считалку, например

                                       Я пойду куплю дуду,

                                      Я на улицу пойду.

                                      Громче, дудочка, дуди.

                                       Мы играем, ты води!

Тот,  кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается  поочерёдно рукой к играющим, не исключая и самого себя. На кого попадёт последнее слово, тот становится водящим

Если участников игры мало, то считаются по-другому: произносят считалку, и на кого падает последнее слово, тот выходит из круга, а считалку повторяют до тех пор, пока не останется один играющий. Он и становится водящим.

Некоторые считалки содержат вопрос, ответ на который предполагает продолжение расчёта, например:

                          Ехал мужик по дороге,

                           Сломал колесо на пороге.

                          Сколько гвоздей, говори поскорей,

                           Не задумывайся!

На кого попали слова «Не задумывайся», тот должен ответить, сколько нужно гвоздей.

Если для игры  требуются  двоя водящих, например, в «Мышке и кошке», то сначала выбирают мышку, а затем кошку.

От водящего, его активности, изобретательности, находчивости зависит успех игры, поэтому не всегда целесообразно считаться. В таких играх, где роль водящего особенно трудна, как, например, «Коршун и наседка», его лучше назначить.

Часто в играх есть необходимость разделиться на две команды. В таком случае два игрока «конаются» по палке, перехватываясь руками от одного конца к другому поочерёдно. Тот,  кто

накрыл конец палки рукой, идёт в первую команду, второй – во вторую и так до последней пары.

     Есть и более простой и быстрый способ деления или определения кому начинать, - угадывание:

- В какой руке лежит предмет?

- Какой из двух концов платка – узелком?

- Какая из соломинок длиннее?

Литература.

1.Антропова, М.В. Основы гигиены учащихся.- М.: Просвещение, 1971.

2.Богданов, Г.П. Руководство физическим воспитанием школьников.- М.: 1972.

3.Богданов Я.М., Краковяк, Г.М. Гигиена.- М.: ФиС, 1961.

4.Волков, В.В. Физкультурно-Оздоровительная работа в режиме учебного дня.- Брянск, 1969.

5.Забота о здоровье школьников. Из опыта работы школы № 710/

под ред. А.Г. Хрипцовой.- М., 1980.

6.Шурухина, В.К., Будник, Е.Р. Час активного отдыха // Физкультура в школе.- 1977.- №12.

7.Яковлев, В.Г., Ратников, В.П. Подвижные игры.- М.,1977.

 

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория