Вы не зарегистрированы

Авторизация



Онлайновый офис.

Задумайтесь, на сколько процентов вы обычно используете возможности Microsoft Office?

       Большинству из нас все функции Word или Excel не нужны, а просто набрать текст или составить несложную таблицу можно и с помощью бесплатных онлайновых офисных пакетов.
      Многим сегодня приходится работать с документами в различных местах: на работе, в учебном заведении, гостиничном номере, в дороге, дома или на даче. Разумеется, можно везде носить с собой ноутбук или нетбук и записывать рабочие файлы на флэшку. Однако вы рискуете ее потерять или повредить; а еще есть вероятность запутаться в версиях файлов и по неосторожности уничтожить важные данные. Самые опытные пользователи разворачивают собственный домашний сервер, к которому затем получают доступ с любого компьютера, подключенного к Интернету...
      Но есть более простое и удобное решение, основанное на «облачных вычислениях» (Cloud computing). Единственная программа, которую для этого требуется иметь на ПК, - это веб-браузер, выполняющий роль тонкого клиента, а все вычисления и обработка данных будут выполняться на удаленном сервере. Данная технология уже доступна для всех пользователей Сети. «Облачные» суперкомпьютеры, как правило, предоставляют удаленным пользователям свои вычислительные ресурсы на платной основе, но есть и бесплатные онлайновые cервисы, позволяющие обрабатывать изображения или видеоролики, а затем сохранять их на жестком диске своего ПК. Бывают даже онлайновые операционные системы, которые организованы по тому же принципу, что и обычные, только устанавливать их на компьютер не нужно. Они предоставляют пользователю определенный объем дискового пространства, вход в них осуществляется по логину и паролю, а программы объединены в привычные меню и вынесены на онлайновый Рабочий стол.
      Чаще всего мобильным пользователям требуется создавать и редактировать офисные документы. Для этого предназначен особый тип веб-сервисов - так называемые онлайновые офисные пакеты.
     

      Что должен уметь современный веб-офис?  Понятно, что никто не требует от него стопроцентного функционального соответствия возможностям «настольных» собратьев, ведь даже корпорация Microsoft признает, что основная масса пользователей, включая опытных редакторов, использует в среднем не более 20% возможностей пакета Microsoft Offiса многим из нас хватает и пяти процентов. Bсе эти 5% обязательно должны присутствова в онлайновом офисном приложении, а если и для остальных 15% найдется место, то получится сильный и вполне конкурентоспоссобный продукт, у которого со временем наверняка сформируется солидная пользовательская аудитория.
 

      Мы вкратце рассмотрим возможности популярных «онлайновых офисов», а заодно постараемся выбрать из них оптимальный. Прежде всего, мы сделаем упор именно на текстовых процессорах, поскольку работа с текстом - самый распространенный способ применения офисных приложений.

 

Требования к онлайновому офисному пакету

 

      Программа-минимум
     На каких устройствах можно работать с онлайновыми офисными пакетами и какое программное обеспечение на них необходимо будет установить?
    Все операции по обработке данных при использовании онлайновых служб осуществляются на удаленном сервере, поэтому теоретически достаточно иметь под рукой «терминал» - примитивное в техническом отношении устройство, оснащенное веб-браузером, которое сможет подключаться к Интернету и хранить пользовательские данные. Однако на практике вам стоит принять в расчет несколько простых советов.
• Если разрешение экрана устройства меньше VGA (640x480 точек), то работать с офисными документами будет очень неудобно.
• Для комфортного набора текстов необходимо иметь под рукой хотя бы QWERTY-клавиатуру - аппаратную или виртуальную (отображаемую на экране).
• Часть операций с данными даже в «онлайновом офисе» выполняется силами процессора, поэтому он должен работать на частоте не менее 500 МГц.
• Операционная система должна располагать менеджером файлов - это упростит выполнение операций с готовыми документами.
Примечание.  Не все онлайновые пакеты способны работать с браузерами Chrome и Opera.

 

Zoho

 

      Набор онлайновых приложений Zoho (www.zoho.com) - самый обширный из онлайновых офисных пакетов. Здесь есть все: текстовый процессор, электронные таблицы, редактор презентаций, планировщик, Wiki, почтовый сервис и многое, многое другое. Компоненты Zoho имеют многоязычный интерфейс, но русского языка среди имеющихся вариантов не предусмотрено. Интерфейс у Zoho Writer стандартный, так что разобраться в нем не составит труда для тех, кто умеет работать хотя бы с Microsoft WordPad.
    В плане работы с текстами (эту задачу выполняет программа Zoho Writer) возмож Zoho предоставляет широкие возможности оформления текста - вплоть до вставки смайликов
ности этого офисного пакета способны удовлетворить среднестатистического пользователя. В Zoho Writer доступна даже такая функция, как вставка таблиц, причем механизм их создания идентичен аналогичному процессу в Microsoft Word. Пользователю доступны вставка спецсимволов и стилевое оформление текста, также имеется возможность поиска и замены по всему тексту. Наконец, Zoho Writer располагает функцией проверки орфографии.
     При работе с документами часто приходится менять тот или иной текст. В этом случае автоматически создаются версии документа, которые сохраняются для последующего просмотра. К сожалению, Zoho не располагает возможностью сравнения версий, так что, если была произведена какая-то небольшая правка, найти ее будет не так-то просто.
   Интересно реализован механизм присоединения к работе над документами новых пользователей. Вы можете пригласить «редакторов», которые будут иметь право не только читать, но и редактировать файл, а остальным предоставить доступ в режиме «Только чтение». Кроме того, рецензенты, которым разрешено редактирование, смогут оставлять в тексте свои текстовые комментарии - примечания.
 

      Экспортно-импортные операции.
     Несмотря на то, что интерфейс Zoho выглядит вполне современно, работать с новыми форматами MS Office 2007/2010 программе удается не всегда. Например, текстовый файл DOCX вы в нее импортировать сможете, а вот презентацию РРТХ - пока нет. Что касается ограничения на размер импортируемых файлов, то в случае с Zoho оно составляет 10 Мб.
     Полностью обработанные и готовые к публикации файлы Zoho позволяет экспортировать в форматы Microsoft Office и OpenOffice. org, TXT, PDF, HTML и даже в такой экзотический вариант, как LaTeX. Есть и специальная функция онлайновой публикации: например, доступно сохранение текста в виде записи в блоге - нужно только предварительно указать в настройках, на каком именно сервере находится ваш блог, ввести свои логин и пароль. Наконец, вы можете просто опубликовать текст в онлайне на сервере Zoho.
     Как видите, сервис Zoho достаточно удобен в использовании, однако для работы с ним подходят лишь Internet Explorer и Firefox. Впрочем, если вашим браузером является Google Chrome, то в качестве инструмента для работы с офисными документами вы наверняка предпочтете следующего участника обзора.

 

Документы и таблицы Google

 

      В свое время набор Google Docs был приобретен «поисковым гигантом» вместе с компанией Mtely, и с тех пор Google постоянно развивает пакет, добавляя в него все новые и новые озможности. Количество программ для работы с текстами, электронными таблицами, презентациями и формами, входящих в комлект «Документов и таблиц Google», гораздо скромнее, чем подборка Zoho. Интерфейс пакета не перегружен лишними цементами - он проще и понятнее, чем у Zoho. Особо отметим поддержку русскоязычного нтерфейса и справочной системы, а также проверку орфографии для русского языка. После регистрации вы попадете в главное меню, где хранятся все ваши документы, созданные с помощью приложений данного пакета. Сюда можно импортировать файл с жесткого диска, но с учетом довольно строгих ограничений по размеру: максимум 500 Кб - для текстовых файлов, 1 Мб - для таблиц и 10 Мб - для презентаций. Как и в случае с Zoho, в Google Docs вы можете загрузить тексты и таблицы в формате Microsoft Office 2007/2010, однако новейший формат презентаций и здесь пока еще не поддерживается. Разумеется, никто не мешает вам создать новый документ непосредственно в офисном пакете Google. Одно из его ключевых преимуществ - богатая коллекция шаблонов на все случаи жизни.
      Возможности оформления документов «онлайнового офиса» Google соответствуют запросам большинства пользователей: можно вставить в текст таблицу (хотя процесс ее создания не настолько прост, как в Zoho), добавить графику и т.д. При вставке в текст картинок к ус лугам пользователя - не только функция загрузки файла с жесткого диска, но и простой редактор изображений, в котором можно создать схему и даже изобразить граффити.
      Офисный пакет Google интегрирован с другими сервисами корпорации. Например, текст можно перевести на один из множества языков: перевод осуществляется в автоматическом режиме, поэтому его качество оставляет желать лучшего, но вы сможете понять, о чем идет речь. Если вы выделите какое-нибудь слово, то сможете осуществить поисковый запрос - как для текстов, так и для картинок
      Как и в Zoho, в Google Docs к работе над документом можно приглашать и других пользователей - для этого нужно нажать на кнопку и в открывшемся окне ввести электронные адреса всех, кого желательно привлечь к редактированию текста. Адресаты получат ссылку с уникальным URL документа (http://docs.google.com/DocPdocid =OASKUxdmNfNDAyY3E5ajhyY3Y&hl=ru); им останется лишь открыть ее в веб-браузере и приступить к работе. Редактировать можно как непосредственно, внося изменения в текст, так и с помощью комментариев и сносок. Автосохранение документа происходит практически ежеминутно, при этом сохраняются все версии. Более того, в них отмечаются изменения, отличающие конкретную версию от предыдущей. Это очень удобно, так как вы всегда можете проследить, кто, как и когда менял документ.
      Что же касается сохранения готового документа, то здесь, как и в случае с Zoho, предлагается несколько вариантов. Прежде всего, готовый документ автоматически сохраняется на сервере Google, при этом доступен полнотекстовый поиск, что бывает полезно, если вы не запомнили название файла. Кроме того, готовый документ можно сохранить на жест¬ком диске в одном из популярных форматов - доступны те же варианты, что и в Zoho, за исключением LaTeX. Файл можно опубликовать в собственном блоге или просто открыть к нему доступ для всех желающих, а сам он при этом будет находиться на сервере Google.

 

INet Word

 

      Сервис INet Word (www.inetword.com) не столь известен и популярен, как другие участники нашего обзора, однако он способен составить им достойную конкуренцию, если речь идет о работе с текстами. INet Word представляет собой онлайновый текстовый процессор с уклоном в создание веб-страниц. Разработчики решили не тратить силы на «имитацию» других офисных приложений, а полностью сосредоточились на создании мощного инструмента для работы с текстами. Разумеется, «веб-ориентация» вовсе не означает, что этот сервис не может работать с обычными офисными документами. К сожалению, у этого интересного онлайнового редактора нет поддержки русского языка на уровне интерфейса. Создавать документы в INet Word можно несколькими способами.

      Прежде всего начинать работу непосредственно в самом текстовом процессоре. В этом случае шинство которых предназначено для оформления веб-сайтов. Если шаблон не нужен, просто создайте чистый документ. Кроме того, имеется возможность загрузки файла (DOC или HTML) с жесткого диска. Если вы попытаетесь импортировать файл с расширением DOCX, то получите лишь мешанину из нечитаемых символов. Третий способ создания документа - загрузка файла, находящегося в онлайне: для этого нужно ввести в соответствующее поле его адрес. Данный способ может быть востребован, в первую очередь, при редактировании веб-страниц.
      Все необходимые функции оформления текста в INet Word доступны. Здесь можно создать таблицу так же легко и просто, как в Zoho, создавать списки, форматировать абзацы и т.д. Особенно интересны возможности графического оформления текста: на сервере INet Word имеется большое количество клипартов, которые можно вставлять в редактируемые до¬кументы в качестве иллюстраций, есть и фоновые изображения. Конечно, при желании вы можете загрузить картинки и из Сети, и со своего жесткого диска. Помимо картинок, INet Word позволяет вставлять в текст различные медиаэлементы, такие как видео с YouTube, презентации, сохраненные на сервере Preezo. com, и многое другое.
      Очень удобен в работе режим вкладок: вы можете открыть в INet Word сразу несколько документов, при этом каждый из них будет доступен в виде вкладки, расположенной сбо¬ку от главного окна и окрашенной в собственный цвет. Напрашивается аналогия с книгой или научной монографией, в которой вы оставляете множество цветных закладок для быстрого доступа к нужным фрагментам.
      Что же касается сохранения готового файла, то здесь разработчики предлагают несколько вариантов. Первый - загрузка документа на жесткий диск в виде DOC, HTML или PDF-файла. Во всех этих случаях запись русскоязычных файлов осуществляется волне корректно и с сохранением всех элементов оформления. Кроме того, программа позволяет публиковать готовый документ в блоге или загружать его на FTP-сервер. Вообще, поддержка FTP - это приятная особенность INet Word, выгодно от¬личающая данный сервис от конкурентов. Доступ к пользовательским файлам можно получить с помощью обычного FTP-клиента, необходимо только в качестве входных дан¬ных указать логин и пароль к своему аккаунту на сервере INet Word.

 

EtherPad

 

      Разработчики сервиса EtherPad (http://etherpad.com) решили совместить возможности простого текстового редактора с системой коллективной работы в реальном времени. Возможности EtherPad по части редактирования достаточно скромны: он ближе уже не к Word-Pad, а скорее к Блокноту, зато в нем может одновременно работать до восьми человек. Если в других «онлайновых офисах» время от внесения правки до ее сохранения на сервере и отображения в документе может составлять несколько минут, то здесь все происходит практически мгновенно. Начать работу можно без какой-либо регистрации. Дело в том, что в момент создания документа генерируется его уникальный URL, который можно скопировать и сразу же переслать коллегам, либо отправить им приглашение по электронной почте, где в теле письма также будет указан этот URL. В итоге надо лишь кликнуть по ссылке, и в браузере откроется EtherPad с документом.
      Чтобы не запутаться в правках, каждому пользователю назначается собственный цвет для ввода текста, по которому можно определить, кто и какие изменения вносил. Как только все присоединятся, можете начинать работу над документом. Текст можно импортировать из DOC, RTF, TXT или HTML-файла, вставить через буфер обмена или просто набирать непосредственно в EtherPad.
      Чтобы пользователям не было скучно, разработчики предусмотрели для них возможность общаться во время совместной работы. Для этого в интерфейсе имеется окошко веб-чата, расположенное справа от окна редактирования. В отличие от других онлайновых офисных пакетов сохранение версий в EtherPad осуществляется только в ручном режиме.
      После того как процесс работы над документом закончится, его можно будет сохранить в одном из распространенных форматов: DOC, PDF, TXT, HTML, ODT либо просто в виде за¬кладки в системе EtherPad.
      К сожалению, при экспорте текстов на русском языке в формат DOC мы столкнулись с искажением кодировки. В остальных форматах подобного сбоя не возникало.

 

MICROSOFT OFFICE LIVE WORKSPACE

 

      Корпорация Microsoft не могла остаться в стороне от создания веб-сервисов для работы с офисными документами. В ближайшем будущем мы увидим полноценный набор приложений, аналогичный Zoho и «Документам и таблицам Googie», а в чем-то, возможно, и превосходящий их. Правда, для хранения файлов на сервере каждому пользователю Office Live Workspace предполагается выделять лишь 500 Мб дискового пространства. Уже сейчас доступна служба Microsoft, позволяющая организовать коллективную работу над документами онлайн (см. ComputerBild №22/2008). Пользователи Office Live (http:// workspace.officelive.com/ru-ru) могут работать с файлами Microsoft Office, используя для этого Internet Explorer или Mozilla Firefox.

 

ИТОГ

 

       Сложно назвать какой-либо из онлайновых офисных пакетов лучшим по всем параметрам. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. В этом обзоре мы лишь бегло описали особенности отдельных продуктов, предоставив вам право решать, каким из них воспользоваться. Тем более что все эти продукты - бесплатные.

       По материалам Computer Bild №21/2009, http://www.computerbild.ru/
 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах: