Технологическое обеспечение развивающего обучения химии - одна из приоритетных методических задач, решаемых преподавателями химии в условиях гуманистической парадигмы современного образования. Теоретико-методологические основы развивающего обучения представлены в трудах Л.С. Выготского и развиты в психологических исследованиях А.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской и других. Суть концепции технологии развивающего обучения заключается в создании условий для формирования и максимальной реализации потребности и способности детей к саморазвитию. Согласно основной идее концепции обучение и развитие диалектически взаимосвязаны. Необходимо организовать такой способ обучения, который способствовал бы включению внутренних механизмов личностного развития ребёнка. Под развитием понимается появление не только новых умений, но и новых качеств личности, не прямо вызванных обучением, а возникших в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов, другими словами, взаимосвязанное развитие интеллекта, воображения, эмоциональной и других сфер личности. Таким образом, знания и умения не обеспечивают напрямую развитие, однако являются его необходимой предпосылкой. Организация предметной деятельности учащихся по химии в современной школе затрудняется двумя основными противоречиями: МЕЖДУ усложнением задач обучения и развития учащихся в предмете И сокращением учебных часов химии по учебному плану федерального образовательного компонента; МЕЖДУ обусловленностью успешности усвоения химических знаний более ранним вовлечением учащихся в интегрированную систему школьного химического образования И отсутствием педагогических ресурсов обеспечения такой системы. Каким образом при существовании этих противоречий создать условия для реализации индивидуальной траектории развития каждого учащегося? Решение этой задачи достигается разными способами: через организацию общения на уроках (технология адаптационно-развивающих диалогов, игровые технологии), через развитие ребёнка в процессе активной интеллектуальной деятельности (технология проблемного обучения) или научно-исследовательской деятельности (технология ученического проектирования). Систематическое применение этих технологий раскрывает перспективы личного участия подростка (в дальнейшей профессиональной деятельности) в познании Природы и материальном обеспечении общества, активизирует предметную познавательную деятельность старшеклассника, что является стимулом развития. Основная идея традиционных технологий развивающего обучения состоит в том, что система усвоенных теоретических понятий вкупе с приобретёнными навыками становится основой для развития личности ребёнка. Обучение, адаптированное к личностным особенностям и интересам ребёнка, ориентированное на зону его ближайшего развития, ведёт за собой развитие. Технология организации единого пространства химического образования, учитывая современные постулаты психологии развития ребёнка, основанные на теории фракталов, и теории биоэнергоинформационного поля (А.К. Манеев, П.П. Блонский, В. Франкл), а также новейшие достижения науки, в первую очередь, синергетики, нелинейной динамики и генетики (Э. Лоренц, Б. Мандельброт, Д. Белл, И. Пригожин), утверждает иной подход к структурированию содержания и методов развивающего предметного обучения. Ядро этой технологии - первичность духовной сущности ребёнка. Духовность ребёнка – приоритетна для развития личности. Предметные знания и навыки необходимы, но бесполезны без участия духовной сферы подростка. Ведущей идеей технологии организации единого пространства химического образования является необходимость развития у школьников образно-эмпирического представления о химии. «Нужно так рассказывать о химических явлениях, так объяснять их взаимные связи, чтобы вызвать в ученике духовный отклик и дать импульс к его дальнейшему развитию, нужно «голографировать» в сознании ученика чувственную связь с миром химических веществ, в котором жизнь и мудрость Природы. Лишь тогда дидактика будет отвечать требованиям, которые предъявляет не только пробуждаемая учебным материалом деятельность, но и сама скрытая сущность подростка». (Франс Калгрен) Необходимо вовлечь учащихся в разноплановую предметную деятельность, наполненную таким эмоциональным содержанием, чтобы взрастить в их душах чувство вещества, то есть ощущение связи свойств вещества с его составом и строением, «включить» способность к абстрактному мышлению, интуиции и анализу, «напитать» их образной химической информацией.
Пробуждение чувственной сферы активизирует личностное развитие. Учащиеся легче адаптируются к предмету и «вплывают» в науку без всяких стрессов, храбро изучая её «глубины», ибо «чувство вещества возникает в момент удивления от первого химического эксперимента» (Загорский). Для реализации такого подхода необходимо систематическое функционирование в школе единого пространства химического образования, охватывающего все виды предметной деятельности учащихся. Пространство понимается как «непрерывно развивающаяся во времени та часть среды жизнедеятельности детей, которую педагоги в духовном взаимодействии с детьми преобразуют, прежде всего, биоэнергетически, а затем – социально и материально. И которая, благодаря преобразованию, становится благоприятной для поиска и реализации детьми высших смыслов и ценностей, для оптимального "вскрытия" безграничной генной программы, гармонизации процессов индивидуализации (развития)». (Ю.С. Бродский)
Внедрение технологии организации единого пространства химического образования в нашей школе предполагало решение нескольких основных задач, в числе которых: повышение рейтинга предметной учебной деятельности в старших классах; вовлечение в предметную учебную деятельность подсистем начальной и основной школ; организация внеклассной предметной деятельности; создание школьного объединения, интегрирующего все виды предметной деятельности. Для решения каждой задачи были привлечены следующие ресурсы:1)повышение рейтинга предметной учебной деятельности в старших классах («Технология адаптационно-развивающих диалогов на уроках химии», форма - урок,
2 часа в неделю + 1 час за счёт НРК); 2)вовлечение в предметную учебную деятельность подсистем начальной и основной школ (Развивающий курс «Основы химии для начальной школы», 1 час в неделю по параллелям за счёт школьного компонента); 3)организация внеклассной предметной деятельности (Программы факультативных курсов и кружковых занятий по химии, факультативные часы, часы кружковой работы,часы общения); 4)создание школьного объединения, интегрирующего все виды предметной деятельности (Проект «Клуб юных химиков «ХИМЕРА» часы ПДО МОУ ДОД Центр детского телевизионного творчества).
Структуру Клуба юных химиков «ХИМЕРА» образуют девять секций: секция невыученных уроков и невыполненных упражнений (НУиНУ), секция научно-исследовательской работы учащихся (НИРУ), секция молекулярного дизайна, секция дебатов, секция внеклассного чтения (ВЧ), секция химической истории и теории (ХИТ), секция расчётных задач, пресс-центр газеты «ХИМЕРА». Клуб – самоуправляемое объединение. Каждую секцию возглавляют Магистры, функции которых заключаются в планировании и организации работы своей секции, а также осуществлении мониторинга её деятельности. Качественный и количественный состав секций динамично изменяется ежемесячно в пределах 5 - 7 учащихся. Преподаватель химии выполняет направляющую и, в случае форс-мажорных обстоятельств, корректирующую функцию в роли Советника (он может назначать временных или постоянных помощников Наместников). Тематическое планирование предусматривает общее количество часов в год – 153 часа (4,5 часа в неделю), план работы каждой секции рассчитан на 17 часов (занятие 1 раз в 2 недели), общеклубные дела – 17 часов.
Для анализа результатов деятельности учащихся были выбраны два основных критерия: предметная компетентность и степень развития чувства вещества. Для анализа предметной компетентности исследовались следующие показатели: 1) успеваемость выпускников 9-х и 11-х классов на «4» и «5»; 2) участие в школьных олимпиадах и НПК по химии; 3) выбор предмета «химия» в качестве выпускного экзамена. Для анализа степени развития чувства вещества определялись следующие характеристики: 1) «коэффициент химического интеллекта» (КХИ); (авторы методики определения КХИ А.Д. Абросимов и М.Г. Абросимова, педагоги гимназии №139 г. Омска, организаторы Омского научно-профориентационного общества учащихся (НПОУ) «Поиск»); 2) динамика участия в ключевых делах Клуба. Необходимыми условиями участия в ключевых делах Клуба являются: добровольность, активное участие в работе Клуба в течение года и успеваемость по предмету. Однако, зачётные испытания «химериков», такие как, например, конкурсы на звание «Мисс Химера» и «Мистер Химтавр», «химические ринги» предполагают наличие у школьников развитого абстрактного мышления, интуиции, способности к образному восприятию химической информации, а сдача «Chemminimum» (по образцу сдачи теоретического минимума у Льва Давидовича Ландау), которая состоит в решении– рассуждении о проблемной ситуации, рассчитана на достаточно высокий уровень развития аналитических навыков и способностей к свободному логическому обоснованию.
Анализ результатов деятельности учащихся по итогам реализации технологии организации единого пространства химического образования (2005 -2009 гг.) показал стабильный рост успеваемости на «4» и «5» выпускников 9-х и 11-х классов, значимое увеличение числа участников школьных химических олимпиад и научно-практических конференций. Возрастание количества учащихся, выбирающих предмет «химия» в качестве выпускного экзамена, также свидетельствует о повышении компетентности учащихся в предмете. Наблюдаемый вектор роста «коэффициента химического интеллекта» (КХИ), который приближается к уровню «достаточный КХИ», и заметно возрастающая активность участия школьников в ключевых делах Клуба «ХИМЕРА» свидетельствуют о возрастании мотивации учащихся, повышении их адаптации к предмету и развитии в определённой степени чувства вещества. Безусловно, существует необходимость в практической отшлифовке методов и доработке теоретических основ технологии организации единого пространства химического образования не только с позиций традиционных наук (философии, аксиологии, физиологии, психологии), но с позиций таких наук как генетика, этнология, онтопсихология, биоэнергетика, синергетика и др., чтобы «составить из них удобообозреваемую систему, которую без больших трудов мог бы усвоить каждый педагог - практик». (К.Д. Ушинский) Однако, уже полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что обучение химии с применением технологии организации единого пространства школьного химического образования способствует реализации учащимися, в особенности старшеклассниками, духовных и когнитивных потребностей своей личности и достаточно успешно решает задачи развития учащихся средствами учебного предмета.
|